• Образование
  • 19 Апреля, 2021

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ – ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

Григорий МУН,
заведующий кафедрой химии и технологии
органических веществ, природных соединений
и полимеров КазНУ им. аль-Фараби,
доктор химических наук, профессор,
академик Национальной инженерной
академии РК

 Эта цитата классиков, как нельзя лучше отражает современную ситуацию, сложившуюся в сфере высшего образования на всем постсоветском пространстве. Ее не критиковал разве что ленивый. В прессе все чаще и чаще появляются статьи, в которых с разных точек зрения описываются многочисленные беды, присущие нашей высшей школе. Все это правда или, во всяком случае отчасти правда.

Однако для родителей, которые намереваются выбрать достойный университет для своего отпрыска, от всех этих критических статей толку мало. Они волей-неволей стоят перед исключительно трудным выбором: нужно подобрать адекватную траекторию обучения в условиях, когда систему высшего образования лихорадит.

Нужно что-то делать здесь и сейчас. Ждать, когда система будет реформирована, нет смысла. Она очень инерционная, даже если предположить, что очередная реформа вдруг приведет к положительному результату, все равно до этого пройдут многие годы, а выпускнику, заканчивающему школу, в университет поступать нужно уже завтра. Остается только один путь – полагаться на свои собственные силы и строить траекторию обучения самостоятельно.

Разумеется, как отмечалось во многих газетных публикациях, самостоятельное построение траектории обучения – это очень непростое дело. Университеты всячески препятствуют такому подходу, поскольку им выгоднее заставить студента обучаться по заданной траектории, слушать предписанные лекции, которые часто, к сожалению, оказываются совершенно никчемными, посещать занятия, которые фигурируют в учебной программе только для того, чтобы обеспечить учебную нагрузку различного рода подхалимам и другим лицам, приближенным к ректорату.

Однако даже в таких условиях задача является вполне решаемой. И, в первую очередь, мы адресуем эту публикацию родителям талантливых детей, то есть тех потенциальных абитуриентов, которые в состоянии действительно приобрести высшее образование, невзирая ни на какие объективные проблемы.

Таких студентов в нашей стране дос­таточно. Существуют примеры вполне успешных людей, которые закончили, казалось бы, второразрядные вузы, но стали настоящими профессионалами своего дела. Ключ к успеху таких лиц очень прост: они только формально соб­людали требования, предъявляемые деканатом и ректоратом, а на деле «гнули» свою линию, не обращая внимания на всякого рода бюрократическую чепуху.

Иными словами, этот пример показывает, что траекторию обучения можно выстроить самостоятельно – даже тогда, когда этому препятствует канцелярское сборище, которое во многих университетах считает себя главным.

Разумные люди и без нас понимали и понимают, что в современных условиях формальные показатели результативности учебного процесса – это одно, а реальные знания – совсем другое. Оценки за экзамены сегодня, как правило, отражают все что угодно, но только не реальный уровень знаний студента.

Более того, то, что в большинстве современных вузах именуется учебным процессом, на деле представляет собой некую разновидность бюрократической деятельности. Свидетельством этому является безудержный рост числа разномастных бюрократов в современных университетах, равно как и степень их чванства, которую они демонстрируют, даже разговаривая с заслуженными профессорами.

Вполне возможно, что это не так плохо: бюрократические бумаги тоже нужно уметь составлять, и человек, который заканчивает современный университет, так или иначе этот навык приобретает. Вместо педагогов очень часто с ним работают самые настоящие бюрократы, которые обучают его такого рода навыкам, а реальные знания по профессии можно получить самостоятельно. Высшее образование на практике давно становится дистанционным и без всякого ковида и пандемии – нужные сведения толковые студенты уже давно получали из интернета, рассматривая лекции (очень часто – действительно никчемные) как не слишком обременительную повинность.

Разумеется, этот путь неоптимальный, хотя по нему в настоящее время идет достаточно большое количество наших молодых соотечественников. Они приходят в университет только для того, чтобы выполнить некие формальные (нередко – абсурдные)бюрократичес­кие требования ради получения диплома, а учатся сами.

РГП «Институт информационных и вычислительных технологий» выполняет проект «Разработка и реализация новой комплексной информационной образовательно-профориентированной технологии» (ИРН 0218-17-ГК), финансируемый АО «Фонд Науки».

Этот проект, реализуемый в рамках гранта, предоставляет возможность найти и более надежный путь. Талантливые молодые люди могут воспользоваться информационными ресурсами, разработанными по данному проекту и которые без труда можно найти в интернете.

Эти ресурсы построены на волне понятной идеи. Невзирая на различные негативные тренды самого различного рода, в нашей стране все же остается достаточно много высококвалифицированных и по-настоящему талантливых педагогов. Ориентироваться нужно именно на них, более того, если вы действительно думаете об адекватной траектории обучения (для себя или для своего ребенка), то должны думать не о специаль­ности, не о выпускающей кафед­ре, а о том, чтобы ваш ребенок учился у настоя­щих педагогов, а не у малограмотных псевдопедагогов, число которых, к сожалению, пока не убывает в казахстанских университетах (многочисленные доказательства того, что можно и нужно использовать такие жесткие слова также содержатся в упомянутых выше информационных ресурсах). Следовательно, вашей главной задачей является выбор именно таких людей – выбор настоящих ученых, увлеченных своим делом.

Подчеркиваем, что в теоретической педагогике еще два столетия назад доказан тезис: для того, чтобы человек получил высшее образование, его должен учить ученый. Если его будет учить человек, который сам только что вычитал те или иные сведения из интернета или учебников (таких советское время презрительно называли «магнитофонами» или «попугаями»), он не выучится ничему.

Если говорить о выпускающих кафед­рах, т. е. о тех, которые собственно и готовят специалистов, то слушать лекции человека, который сам не занимается наукой, а просто пересказывает то, что он вычитал в интернете (или где-нибудь еще), попросту бессмысленно.

В современных условиях любой студент может легко сам найти и прочитать первоисточник, а преподаватель-«попугай» в этом вопросе ему является только помехой, тем более, что в открытом доступе имеются лекции ведущих профессоров ведущих университетов мира. Лучше дистанционно слушать настоящего профессионала, чем косноязычного малограмотного «попугая» – в аудитории.

Именно поэтому, если хотите выб­рать адекватную траекторию обучения, вы должны выбирать тех педагогов, которые действительно являются настоящими учеными. Сделать это, благодаря современным информационным технологиям, достаточно просто (тем более, что упомянутые выше информационные ресурсы могут существенно облегчить решение этой задачи, сэкономив ваше время).

Министерство образования и науки нашей страны многие критикуют, возможно, за дело. Однако нельзя не отметить, что оно сделало весьма важный и очень существенный шаг, введя в широкое использование так называемый индекс Хирша, который отражает публикационную активность каждого педагога. Он далеко не идеален, заслуженно критикуется многими представителями научного сообщества. Но дело не в этом, важно другое.

После того, как педагогов высшей школы стали оценивать по публикационной активности, все они оказались вынуждены печатать свои научные труды в открытых источниках информации. В результате каждый педагог постсоветского пространства и, в частности, Республики Казахстан стал публичной фигурой.

Его реальный уровень как ученого теперь можно оценить, не выходя из дома. Достаточно иметь доступ к Интернету. Существуют многочисленные сервисы, например, Google Академия, которые позволяют оценить педагога именно как публичную фигуру. Более или менее опытному человеку хватит даже поверхностного взгляда на список научных трудов конкретного педагога, чтобы оценить, является ли он действую­щим ученым или же нет.

Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок учился у талантливых ученых, выберите их сами. Впрочем, это требует определенных затрат времени, что и делает целесообразным использование ресурсов, разработанных по проекту, финансированному Фондом науки, о чем говорилось выше.

Подчеркнем, что речь идет только об экономии времени, суть дела остается одной и той же – не полагайтесь на ту информацию, которую распространяют отделы по связям с общественностью, появившиеся сейчас во всех вузах. Адекватной и достоверной информации в фаб­рикуемой ими рекламе, естественно, ничуть не больше, чем в любой другой.

Думайте своей головой! Подчеркиваем еще раз, каждый преподаватель любого университета в современных условиях является публичной фигурой, ориентируясь на его список трудов, можно полностью «вычислить» всю его подноготную. На основании анализа данных, предоставляемых такими сервисами как Google Академия, можно понять, преподаватели какого конкретно уровня будут работать с вашим ребенком в конкретном университете, и соответствующим образом построить его траекторию обучения.

Во всяком случае, сведения, изложенные в этой статье, должны вас убедить в том, что не следует поддаваться на сладкоречивую рекламу и на посулы отделов по связям с общественностью. Вы можете зайти на сайт любого университета, посмотреть и понять, кто там на самом деле преподает. Не полагайтесь на непроверенные сведения, работайте сами, думайте своей головой, если, конечно, вы желаете своему ребенку успехов и счастья.

Собственно, другой информации, чтобы выбрать адекватную траекторию обучения и не надо. Мы сказали главное: вы можете оценить будущих наставников своего ребенка сами, не выходя из дома и не полагаясь ни на какие дополнительные суждения. Назначение тех информационных ресурсов состоит только в том, чтобы проделать аналитическую работу за того потребителя, у которого на это нет времени.

Единственная дополнительная ремарка касается выбора специальности. В современных условиях многие молодые казахстанцы гонятся за «модными» специальностями, за радужными перспективами и прочее в том же духе. Да, разу­меется, существуют многочисленные перспективные научные направления, в частности, связанные с искусственным интеллектом. Но нужно думать не только о перспективности направления как такового, но и о том, кто конкретно там будет учить вас или вашего ребенка. Очень часто университеты открывают некие «модные» специальности, но преподают там все те же самые лица, а если называть вещи своими именами, то – полуграмотные люди. Какой бы модной специальность не была бы, если ваш ребенок попадет в сети таких лекторов, судьба его как специалиста будет плачевной.

Поэтому подчеркиваем еще раз: не поленитесь лишний раз провести дополнительную аналитическую работу. Ее можно сделать, не выходя из дома, ну а если нет времени – к вашим услугам те ресурсы, о которых говорилось выше.

 


 

5460 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми