• Образование
  • 31 Декабря, 2020

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Алма Дощанова,
и. о. председателя правления – ректора
Костанайского регионального
университета им. А. Байтурсынова, к. э. н.,
доцент, академик МАО, депутат областного маслихата

20 июля 2020 года два костанайских вуза – государственный университет им. Ахмета Байтурсынова и педагогический университет им. Умирзака Султангазина объединились, сохранив стопроцентное государственное участие в уставном капитале и получив новый статус – некоммерческое акционерное общество «Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова». Это произошло после того, как была обнародована позиция президента Касым-Жомарта Токаева и принято правительственное решение. Глава государства дал ясно понять, что национальные и государственные вузы продаваться не будут и что этот вопрос находится на особом контроле. А такие программы, как «Серпiн» и «С дипломом в село» актуальны, но требуют доработки.

В опубликованном следом антикризисном плане министра образования и науки А. Аймагамбетова, помимо расширения академических свобод – важный посыл о последовательности проводимой министерством политики повышения качества и глобальной конкурентоспособности высшего и послевузовского образования республики.

Региональный университет – это вуз, ориентированный на интересы региона, обеспечивающий подготовку востребованных компетентных кадров с учетом глобальных трендов и ориентацией. Из двадцати восьми вузов, преобразованных в НАО, только три получили этот статус, в том числе наш.

Такое доверие не случайно. История нашего университета насчитывает многие десятилетия. Каждый восьмой руководитель области – наш выпускник. Результаты университетских исследований, изобретений, программных продуктов, технологий и методик воплощены в реальных бизнес предприятиях. Повышение квалификации действующих специалистов различных отраслей экономики и содействие в разработке отраслевых программ, бизнес-планов – тоже наши заслуги.

Но жизнь на ренту от прежних достижений, когда из года в год тиражируются выпускники по одним и тем же программам и технологиям, стала неприемлемой ни для студентов, ни для их родителей, ни для работодателей, ни, в конечном счете, для самих вузов. Страна с новым экономическим курсом, развивающаяся в реалиях Индустрии 4.0 и постнефтяной экосистемы, нуждается в эффективном региональном вузе – саморегулирующемся, способным к самосовершенствованию и продуцирующем выпускников с предпринимательским складом ума.

Со стороны государства предприняты конкретные шаги, реально поддерживающие высшее образование. Теперь государство вправе ожидать от нас ответных действий. Одними декларациями и желаниями здесь не обойтись. Дальнейшее наше движение невозможно без смены экономической парадигмы. Подготовка к серьезным изменениям в деятельности вуза, пересмотр прежних идей , их критику и отказ от изживших себя приемов совпала с внезапно обрушившейся на весь мир пандемией. Она повлекла за собой колоссальные потери во всех отраслях экономики, перечеркнула многие планы и заставила приспосабливаться к новым реалиям. Как тут не вспомнить концепцию «Черного лебедя», автором которой является американский экономист и математик Нассим Николас Талеб, которая заключается в том, что внезапное и масштабное явление может изменить ход истории. Похоже, мы столкнулись с этим. Но кажется, что вчера еще труднопрогнозируемые явления начинают обретать реальные очертания. Как ни странно, пандемия стала катализатором позитивных изменений, сыграла роль своеобразного стресс-кода. В сжатые сроки нам пришлось полностью перевести образовательный процесс на онлайн-обучение. То, что планировалось внедрять в течение нескольких лет, пришлось делать в экстренном порядке. Объединение студентов и преподавателей в единое информационное пространство мы совершили стремительным рывком, смогли мобилизоваться и принять новый вызов.

 Высшее образование, как и любой субъект рынка, находится в конкурентной среде. Пандемия явилась своеобразной проверкой инфраструктуры вуза и его кадрового ресурса, показала источники сокращения издержек, выявила нерациональные расходы, от которых нужно избавиться, чтобы продолжать движение вперед. Она преподнесла урок – системное управление издержками должно стать частью повседневной работы на постоянной основе для меня, как руководителя. Этот процесс нельзя сводить к компанейщине или заниматься им от случая к случаю. Прагматизм во всех сферах вузовской деятельности – вот главное, что я усвоила для себя. Понимаю, что такая политика не всем придется по душе. Но у нас другого выбора нет.

Я бы погрешила против истины, если бы сказала, что изменения во всех сферах нашей деятельности прошли без сучка и задоринки. Ведь новый формат обучения для нашего учебного заведения потребовал особых компетенций как от преподавателей, так и от студентов. Без них невозможно организовать полноценное обучение. Анализ оценок университетского сообщества в социальных сетях, сбор мнений действующих лиц этого процесса показали, что преподаватели имеют разные уровни компетенций. Нам предоставлены инициативные действия в этом процессе. В связи с этим встал вопрос о переподготовке кадров, способных профессионально выполнять свои обязанности на высоком уровне в новом формате. Мы начали работу по внедрению системы мотивации. Педагоги с разным уровнем подготовки не должны получать одинаковую заработную плату. Для продвинутых кадров, благодаря которым прошла успешная адаптация вуза в новых условиях, будем применять существенную доплату. Мотивация педагогов заставит «середнячков» осваивать новые инструменты и практики онлайн-обучения.

На сегодняшний день в университете осуществляется трехуровневое обучение студентов по 176 образовательным программам. Проведенный нами анализ показал, что двадцать процентов из них неэффективны, и мы обязаны заменить их на востребованные. Бюджетное финансирование университета требует именно такого подхода. Приведу конкретный пример. В последние годы резко упал набор студентов на агрономическое отделение. Отказаться от него полностью мы, проживающие в регионе, где сельское хозяйство является драйвером экономики, было бы ошибочно. Мы начали работу над образовательной программой, которая позволит на существующем факультете приобрести профессию ландшафтного дизайнера. Подобная ревизия действующих образовательных программ осуществляется и на других факультетах. Реальность вынуждает нас по-новому посмотреть на некоторые традиционные профессии. Будущее за образовательными траекториями. Мы исходим из того, какие профессии будут востребованы в нашей регионе, основываясь на новые производства, открывающиеся в нашей индустриальной зоне. Университет вполне способен отвечать на их запросы. Мы готовы решать задачи, которые перед вузом ставит бизнес.

 Специалисты в области энергосбережения разделяют здания на пассивные, нулевые и активные. Первые отличаются пониженным энергопотреблением в сравнении со стандартными, вторые не нуждаются в сетевой энергии, так как вырабатывают столько же энергии, сколько потребляют. Активные же вырабатывают энергии больше, чем им необходимо, и отдают ее в сеть.

В новой экономической модели нашей страны под экономической активностью надо понимать такой всемерно поощряемый государством образ жизни, при котором человек производит больше, чем потребляет. Это должно стать общественной нормой, в том числе и для высших учебных заведений.

 Мы работаем над тем, чтобы предложить главное для самоидентификации своего студента – предпринимательское образование, и тогда абитуриенты осознанно будут выбирать наш вуз, где есть реальное бизнес-обучение, с соответствующей экосистемой и атмосферой предпринимательства, находясь в которой только и можно стать востребованным в новой реальности.

Масштабный ребрендинг, проводимый нами – лишь внешняя сторона глубинных преобразований университета классического в инновационный, предпринимательский, основанный на экономике знаний. Изменяются, оптимизируются, цифровизируются многие бизнес-процессы вуза, полностью перестраиваются модели вертикальных и горизонтальных взаимодействий. Уже сегодня наше педагогическое образование ощущает созидательный импульс для развития, получая уникальную экспериментально-исследовательскую базу и выход на партнерские североамериканские, европейские и азиатские университеты мирового уровня.

Научно-исследовательский институт прикладной биотехнологии вуза сориентировался в условиях пандемии и занял свою нишу в борьбе с COVID-19, став реальным помощникам областным медицинским учреждениям.

Нами заняты лидерские позиции в реализации международных проектов повышения качества образования. Университетский Smart-центр – стал центром притяжения всей прогрессивной молодежи региона.

Наш прорывной инновационный проект научно-образовательного инжинирингового центра с такими крупными компаниями, как ПАО «КамАЗ» и ТОО «СарыАрка Автопром» создаст базу для подготовки специалистов индустриальной зоны и машиностроительной отрасли Костанайской области.

Вот первые плоды трансформации нашего вуза в региональный университет.

Возвращаясь к теории «черного лебедя», хочу сказать, что без маховых перьев лебедь не взлетит. И наш региональный университет – также одно из маховых перьев лебедя областного прорыва!

2912 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми