• Исторические страницы
  • 30 Сентября, 2020

ЖУЗЫ: КАКОЙ ИЗ НИХ СТАРШЕ?

Асылбек БИСЕНБАЕВ,
кандидат исторических наук, доцент

Казахские жузы являются уникальным феноменом. Каждый из них имел своих ханов, военные формирования, территорию, экономические и политические связи, государственную атрибутику. Простой перечень версий их происхождения и список участников дискуссии занял бы не один десяток страниц. Потому не будем занимать внимание читателя и отошлем его к специальной литературе. Не менее важным является и вопрос о времени возникновения жузов. Понятно одно – жузы не могли быть созданы в один год, скорее всего, данный процесс занимал длительный период времени. Закончился он, как считают большинство историков, в период правления Хакназар хана.

Что касается иерархии жузов, то здесь веками исходили из их названий – Старший, Средний и Младший. Соответственно, и понимание старшинства жузов исходит из этого, казалось бы, неоспоримого факта. Но так ли безупречен такой вывод?Что касается иерархии жузов, то здесь веками исходили из их названий – Старший, Средний и Младший. Соответственно, и понимание старшинства жузов исходит из этого, казалось бы, неоспоримого факта. Но так ли безупречен такой вывод?Начнем с самого начала. С того, что на территории Узбекского улуса, одного из осколков Золотой орды, правит чингизид хан Абулхаир. По народному преданию, конфликт происходит между каракыпчаком Кобланды и аргыном Даир кожой. В результате предводитель аргынов был убит. Некоторые историки говорят о том, что это случилось уже после гибели хана Абулхаира и ухода части узбеков во главе с Жаныбеком и Кереем в Могулистан. Но главное здесь другое – народ сохранил в памяти раскол между племенами и выразил его в форме противостояния двух лидеров. В Узбекском улусе при длительном правлении Абулхаир хана происходило множество столкновений. Важно здесь то, что хан должен был лавировать и находить консенсус между интересами подвластных племен.Почему ханы были вынуждены поступать таким образом? На территориях, захваченных монголами при Чингисхане, его сыновьях и внуках, право на трон имели только потомки Потрясателя вселенной. Когда происходило завоевание новой территории, и чингизид получал удел, ему выделялось определенное количество коренных монгольских воинов. Естественно, откочевывая в новый улус, монголы брали с собой семьи. Если это была тьма – десять тысяч воинов, то за ней следовало еще около 50 тысяч «гражданских» лиц – жены, дети, родители... Почему это важно? Правитель и его войска стояли над улусом. Иначе говоря, монгольские войска были дубиной, которая держала в повиновении захваченную территорию. С другой стороны, правитель чужеземного происхождения был гарантом, пусть даже жестоким, что ни одно покоренное или принявшее подданство племя не получит возможность возвышения над остальным народом. Такая ситуация вовсе не была исключением. Например, призвание варягов на правление в древней Руси – «Земля наша богата, порядка только нет». А порядок возможен, если правитель хотя бы в самом начале относится к подданным беспристрастно. Выходец из собственной среды воспринимался как выскочка, который будет «продвигать» представителей своего клана. Поэтому можно перечислить множество государств, в которых правящая династия была иноземной по происхождению или считалась таковой. Но если динас­тия была «своей», то «идеологическому аппарату» приходилось придумывать сакральную генеалогию правителя, который имел бы безусловное право на правление. Династия Ашина в тюркском каганате и его наследниках была отмечена небесным покровительством. Род Чингисхана тоже имело «небесное» происхождение, подкрепленное соответствующими легендами. В Японии самая древняя правящая династия ведет свое происхождение от богини Аматерасу. Греческие и римские династии также вели свое происхождение от богов.К XV веку ситуация меняется. Согласно Рашиду ад-Дину, «завещание» Чингисхана отчислило Батыю не более чем четыре тысячи коренных монголов, вся остальная часть его армии состояла из тюрков. Поэтому завоеватели либо растворились в местных племенах, либо, приняв тюркский язык и восприняв местную культуру, которая мало отличалась от монгольской, стали «местными» племенами. В некоторых случаях монголы передавали названия своих племен покоренным тюркам, а затем входили в состав тюркских племенных объединений. В этом тоже нет ничего необычного. Племена кочевников, которые вырастают из кровнородственной общины, весьма устойчивые объединения. Они могут изменить территорию обитания, сменить язык, принять новую религию – но так и остаются кыпчаками, найманами, аргынами, дулатами, жалаирами, усунами... История Степи знает, что кочевые народы возникают и исчезают. Но племена существуют и продолжают существовать. Более того, они могут входить в состав разных народов, но члены одного племени ближе друг к другу, нежели представители даже родственных народов, в которые эти племена входят. Племена также достаточно охотно принимали этнонимы завоевателей, поскольку это повышало их статус. Поэтому в период возвышения Тюркского, Монгольского каганатов или других кочевых империй численность основного этноса росла быстро. Они передавали собственное имя покоренным народам, которые мало чем отличались от них по языку, культуре, религии, по ведению хозяйства.У ханов и султанов, сохранивших статус и влияние в новых государственных образованиях, в том числе благодаря сакрализации происхождения от получившего мандат Неба Чингисхана, исчезала «инородная сила», на которую опиралась власть. Теперь им приходилось учитывать интересы племен, влия­тельных лиц из простолюдин, балансировать между ними.  Таким образом, хан Абулхаир должен был учитывать интересы ключевых племен Узбекского ханства, которые находились в состоянии непрерывного соперничества. Династийная борьба между потомками Урус хана и Шейбани за первенство в определенный момент усилились. «Тарихи-и Рашиди» Мухаммад Хайдара Дулати повествует об откочевке в Жетысу части племен Восточного Дешт-и-Кыпчака под руководством потомков старшего сына Джучи-хана – Орда Ежена, Керея и Жанибека. Керей и Жанибек, потомки правителей Ак-Орды, не смирились с установлением в кыпчакских степях власти шейбанида Абулхаир хана и продолжали с ним борьбу и после откочевки. Ослабление власти в Узбекском улусе приводит к обратному движению, когда Жанибек и Керей захватывают городские центры и крепости в предгорьях Каратау и на Сырдарье – Сузак, Сыганак, Сауран и другие. Немаловажным фактором появления жузов была и география. Вопреки представлению многих, не знакомых с кочевым бытом, аулы передвигались не как придется и куда захочется. Были сезонные устойчивые маршруты передвижения, которые учитывали максимально пригодные для выпаса скота условия. Поэтому можно говорить о том, что территория Казахстана не является единым регионом с точки зрения кочевника-скотовода. Здесь существуют сложившиеся еще в древности маршруты передвижения стад, которые распадались на три региона, соответствующие владениям будущих трех жузов.Нарушение маршрута кочевания приводило к серьезным проблемам. Поэтому поддерживавшие Жанибека и Керея роды и племена испытывали большие трудности в связи с отсутствием возможности совершать традиционные сезонные кочевки в различные регионы степи, занятые подданными Абулхаира. Племена, оставшиеся в Узбекском улусе, в свою очередь, были лишены возможности кочевать в привычные места зимовок, в районы Нижней и Средней Сырдарьи и вести торговый обмен с южными оседлыми соседями. После того как казахи стали вытеснять шейбанидов, они ушли в Мавераннахр. Это тоже очень важно для понимания ситуации, поскольку вновь сыграл свою роль фактор географии. Кочевые узбеки не могли уйти на запад – там было сильное государство – Ногайская орда. Она занимала прочные позиции между Волгой, Уралом и прилегающих землях, с ней считались все соседи, в том числе Крымское ханство и Москва. На востоке царили джунгары, которые усиливались и вели постоянные нападения на своих соседей. Идти севернее было практичес­ки некуда – там была тайга. Даже Сибирское ханство было малонаселенным и слабым образованием. Поэтому там не могли разместиться многочисленные племена Ак-Орды. Оставалось движение на юг, поскольку здесь были возможности для захвата необходимых территорий и были союзники. Именно туда и устремились шейбаниды.Нельзя представлять себе ситуацию, когда шейбаниды увели весь народ и казахи пришли в опустевшие земли. Под властью обеих ветвей власти чингизидов был по сути один народ, который разделился в силу политических потрясений. Поэтому с шейбанидами ушли не все. Часть населения оставалась в степи. Если сравнить родоплеменную структуру современных узбеков и казахов, то можно увидеть наличие одних и тех же племен. Традиционно узбеки насчитывают 92 племени и рода кочевого Дешт-и-Кыпчакского происхождения, которые присутствуют в казахском обществе, – кыпчак, усун, найман, аргын, конырат, жалаир, табын, тама и другие. В силу продолжающейся смуты и ослабления улуса Абулхаир хана, которые описаны историками и хронистами, Жаныбек и Керей, усилили свои позиции за счет прибывающих к ним племен. Для государства, в том числе кочевого, необходимо не только объединение народа, но и создание условий для экономического развития, устойчивая территория. А это значит, что, оставшись в Семиречье, они стали бы частью иного целого — ханства могулов. Поэтому вопрос возвращения и захвата власти в степи не сходил с повестки дня. И вот, пытаясь устранить угрозу со стороны казахов, Абулхаир хан начинает военный поход, прерванный его скоропос­тижной смертью в 1468/1469 г. Смерть хана открывает возможности для беглецов для возвращения в родные степи и захвата власти. Племена, ушедшие с Жаныбеком и Кереем, а это в основном будущий Средний жуз, в Могулистан и вернувшиеся обратно, составили костяк государства казахов. Потому название «Орта жуз» надо трактовать как «Центральный», но никак не Средний. Казахи понимали, что «Орта жуз» – есть основа государства. Далее – вопрос о Старшем жузе, которому часто давали другое название – «Большая орда». Именно так именовали ее в «Расспросных речах в посольском приказе служилых людей Т. Петрова и Н. Куницына о поездке в Калмыцкую землю». Здесь необходимо учитывать тонкости значений термина и правильность его перевода.Название «Улы жуз» имеет в данном случае иной смысл – не старший, а большой. Оно связано с численностью населения, природным и физическим богатством. Достаточно вновь взглянуть на карту и будет понятно о чем идет речь. Территория современного Юго-Восточного Казахстана – это плодородные земли, множество пастбищ и водных ресурсов. Кочевки не имеют такой длительной протяженности как в Среднем жузе – всего несколько сот километров и даже меньше. Плодородные земли поз­воляют сочетать кочевание и земледелие. Начальник Омской области Семен Броневский в «Записках о киргиз-кайсаках Средней орды», книге, изданной в 1829 году, писал: «Большой орды киргизы, кочующие на урочище Семи Рек, около озера Балхаш с прилежанием занимаются земледелием». Здесь же проходили торговые пути из Китая, Индии, Ирана, Сибири, России, что создавало дополнительные возможности для благосостояния населения.Как отмечают все исследователи, Младший жуз вошел в состав Казахского ханства последним. Это был достаточно длительный процесс. Территория будущего Младшего жуза в это время контролировалась Ногайской ордой. Это была сильная степная держава, которая уверенно противостояла своим врагам, активно участвовала в политических отношениях региона. Ногайцы в период расцвета считали себя равными Крымскому ханству, Московии, влияли на политику ханов Ак-Орды, Среднеазиатских владений, Литвы. Но в силу многих обстоятельств ситуация изменилась. Ногайская орда, в основном из-за внутренних усобиц, распалась. Часть племен вошла в подданство Казахского ханства, которое заняло освободившуюся территорию. Это происходило не всегда и по большей части не мирным путем. География и здесь определяла основные границы будущего жуза. Его кочевья располагались по просторам Устюрта, также по притокам рек Ори, Урала, Илека, Эмбы, в районе Мугоджарских гор, а зимние стоянки – в районе реки Иргиза, по низовьям Сыр-Дарьи, к западу от Аральского моря, на полуострове Мангышлак, у восточной части Прикаспийской низменности. Ногайский след остался в казахской традиции, эпосе, поэтическом наследии и исторической памяти. Длительное соседство с башкирским народом также сказалось на казахской истории. В родоплеменной структуре башкиров встречаются одноименные роды казахских жузов: табын, тама, тлеу, таз, тана, кереит, жагалбайлы, маскар, канглы, дулат, уйсун и т. д., а среди казахов – башкиры-естек. Состав племен Младшего жуза говорит о том, что это было объединение племен, которое формировалось в течение длительного времени. Данные племена объединялись на основе политики, нежели истории и крови. Продолжительные войны за территорию будущего жуза велись против Ногайской орды, Казанского и Астраханского ханств, России, калмыков, казаков. Территория Младшего жуза была ареной непрерывных военных столкновений между народами, племенами и государствами. Отсюда представления о воинственности местных племен.Таким образом, сам процесс формирования Казахского ханства отрицает иерархию жузов, а указывает на характерные особенности их становления. Орта жуз оказывается первым по процессу формирования и именно здесь начинается эволюция казачества от политонима к этнониму «казах». Улы жуз – самый многочисленный, но вовсе не главный. Младший – такое определение дается в силу временных рамок формирования.Обратимся к устным преданиям. В них очень много легенд, которые говорят о старшинстве, о трех сотнях, от которых произошли жузы и других легенд.Наряду с ними условная специализация казахских жузов нашла отражение в известной поговорке – «Ұлы жүзге таяқ берiп малға кой, орта жүздi қалам берiп дауға кой, кiшi жүздi найза берiп жауға кой». Переводятся эти слова следующим образом: «Старшему жузу дай посох, чтобы он пас скот, Среднему жузу – дай перо (калам) для управления, Младшему жузу вручи копье и выставь против врага». Это отражает процесс формирования Казахского ханства и место жузов в истории становления народа.Еще одно важное обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание. Все общеказахские ханы происходили из Среднего жуза – от Керея до Кенесары. Происхождение от главной ветви первых ханов стало неоспоримым преимуществом претендентов в борьбе за общеказахский трон. Попытки изменить ситуацию были. Например, в 1726 году в Ордабасы состоялось собрание представителей трех жузов в целях организации всеказахского ополчения. Пос­ле споров было принято, как бы сказали сегодня, отложенное решение. Абулхаир, хан Младшего жуза, отличавшийся необходимыми качествами, был избран сардаром – военным предводителем. Вспомним казахскую поговорку о воинственности Младшего жуза. Вопрос об избрании общеказахского хана был отложен до лучших времен. Но оно так и не состоялось. Под руководством Абулхаир хана объединенные вооруженные силы казахов дважды, в 1729 году в Анракайской битве и 1730 году в сражении в местности Ит ишпес Алакуль, разбили джунгар. Недовольный тем, что избрание не состоялось, Абулхаир ушел в свои владения. Затем он принимает русское подданство, чтобы упрочить свои позиции в Младшем жузе.То, что Абулхаира подвело недостаточно высокое происхождение, нашло отражение в целом ряде источников. Например, Барак-хан так говорил о причинах убийства Абулхаира: «Я-де Абулхаир хана убил по причине такой, что-де он был плут, и много-де делал плутовство… пограбил присланный ко мне от зятя моего из Хивы на трех верблюдах товар… его-де род против нашего силою не будет, ибо-де наша фамилия честная и многолюдная».В 1771 году ханом Среднего жуза был избрал Аблай. В 1778 году он обращается к Екатерине Второй с просьбой признать его ханом всех казахов. Просит помощи войсками, чтобы утвердить свою власть. Но ему было отказано. Он обиделся за такое решение и отказался присягать императрице. Шансы стать казахским ханом у него были велики, поскольку он опирался на длительную традицию. Но жузы уже представляли собой самостоятельные владения, а единство казахов было формальным.Мы можем говорить о том, что формирование трех жузов закончилось к периоду властвования Хакназар хана (1551/56–1580). В предшествующий исторический период разделение казахов на три жуза, по-видимому, еще не завершилось, т. е. социальная структура кочевого населения Казахского ханства оставалась при ближайших преемниках хана Касыма относительно рыхлой и подвижной, так как большие родовые и родоплеменные группы будущих казахов в тот период периодически входили в состав соседних государств и находились под властью ногайских мирз, ханов Могулистана – чагатаидов либо среднеазиатских правителей шейбанидов. Естественно, что можно привести примеры, когда отдельные роды и племена переходили в состав другого жуза. Но это не меняет общей картины устойчивого состава жузов. Иначе говоря, в трех ареалах шел процесс консолидации племен. Три жуза объединились в период могущества Казахского ханства и политическая консолидация создала возможности формирования народа. Но в период ослабления Казахского ханства, вызванного внешними вторжениями, колонизацией, распрями, политического единства не стало. Начался процесс обособления жузов, тем более что даже ханы стали утверждаться извне, а затем ханская власть и вовсе перестала существовать. Территория Казахстана постепенно стала входить в состав Российской империи, среднеазиатских ханств.

6022 раз

показано

19

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми