• Новости
  • 12 Октября, 2012

Круговая композиция в казахской живописи

Анар Аубакирова, магистрантка КазНАИ им. Т. Жургенова   В истории искусства сложились  художественные школы разных стран и эпох. В одну и ту же историческую эпоху могли  параллельно зарождаться и развиваться различные  национальные школы изобразительного искусства. Самым известным и наиболее ярким в этом отношении является период Возрождения. Развитие изобразительного искусства проходило по всей территории Европы, но каждая из стран развивалась по своему пути, отражая в рамках единой культуры христианского мира национальные традиции, особенности мировосприятия, идейные установки, и художественный вкус, что неизбежно отражалось на технике письма, особенностях колорита, и, конечно же, в пристрастии к особым композиционным приемам. В данной статье рассматривается принцип круговой или спиралевидной композиции в картинах казахских художников, отражающий особенности мировосприятия, сложившегося в ходе исторического развития кочевой культуры, особенностей традиционного религиозно-философского мировоззрения и художественной практики народа. Казахский народ перенял у самой природы взгляд на мир, как на целое, организованное по круговому принципу в пространстве и развивающееся по спирали во времени. По представлениям казахов, «схема разворачивающейся и расширяющейся спирали, раскручивающейся и вновь свертывающейся, представляющяя диалектику и динамику самой жизни, с ее началом, развитием и завершением-продолжением, но уже на новом витке и в новом качестве. Этот вечный бесконечный путь-движение по спирали-кругу есть основа представлений кочевников о мире, его времени и пространстве, эволюции и своем месте в логически-упорядоченном круговороте. Эту схему, повторяющуюся во всех формах кочевого искусства, можно рассматривать как центральную и фундаментальную идеаграмму строения Универсума, причем идеаграмму, в соответствии с которой, не только структурируется пространство, но и разворачивается время».1 Для кочевника круг во все времена являлся совершенной формой, так как архетип круга закладывается самой хозяйственной практикой. Кочевье, с его уходом от с зимней стоянки и непременным возвратом к ней же, есть круговое движение по степи, с жайлау на кыстау и снова на жайлау. Это ежегодное движение по кругу – явленная во времени и пространстве формула бесконечности бытия – воспринималось совершенным.  «В этом движущемся мире единственными устойчивыми знаками, по которым можно было сверять путь, были звезды...».2 Таким маяком и  главной «точкой»-ориентиром в небе в кочевом круговороте жизни служила звезда Темір Қазық  (Полярная звезда). Она задавала и контролировала движение масс людей и животных, а «точкой» покоя на земле была юрта. Любое движение имеет свой  исток – первотолчок, центр («очаг») движения. Точка в середине круга, называемая Серикболом Кондыбаем «НГ»3, первый звук «қоңыр үн», а также первопричина, животворящая искра, есть центр каждой композиции, НГ – точка – начало-начал, неизменно-твердое и мужское «ян» и периферия, мировой океан, изменчивое, мягкое-женское «инь» – движение вокруг центра. Интересны снимки, полученные в степи Мангыстау, с воздуха были запечатлены четкие следы, оставленные после заготовки сена, в виде геометрически правильных спиралей, плавно смыкающихся друг с другом (рис. 1). Глубоко внедренный в подсознание круг, инстинктивно проявляется в таких, казалось бы далеких от художественного творчества формах деятельности, как уборка урожая, свидетельствуя об эффективности подсознательного применения этого движения в трудовой деятельности. Круговой принцип композиции использовался в планировке древних и средневековых степных городов. По плану все древние города были либо овальными, либо круглыми или квадратными.4 Один из них – Аркаим (IV-III тыс. до н. э.), открытый на территории Казахстана, с воздуха напоминает «печать, колесо» (рис. 2). Аркаим – это крепость, храм, промышленный металлургический центр и обсерватория. Двойные крепостные стены города представляют собой вписанные друг в друга кольца (шир. стены 5 м), опоясанные внешним кольцом рва (шир. 7 м и глубиной ок. 2,5 м). Жилые дома располагаются по кругу в два ряда, вокруг  городской площади, являющейся  центром. Вдоль восточных склонов Уральских гор, на расстоянии почти в 400 км, между Уй на севере, на восток р. Тобол, на юге городом Жетикара и на западе р. Жаик, расположены 22, подобных Аркаиму, города на расстоянии одного дневного перехода всадника с грузом (примерно 40-70 км). Неподалеку от каждого города располагались заупокойные комплексы, по принципу планировки ничем не отличающиеся от городов «живых» (рис. 3). Эти же традиции в строительстве городов и курганных комплексов мы наблюдаем на последующих исторических этапах. Принцип круговой композиции мы обнаруживаем в планировке аулов, в конструкции юрты. Планировка казахского аула выглядит примерно так: в центре аула ставится Үлкен үй (белая юрта), принадлежащая главе аула, чьим именем и называется аул. Его ошақ являлся центром круговой архитектуры юрты. Ошақ обладает не только пространственной, но и временной семантикой, это символ временной связи, связи поколений5. Следующие круги составляют юрты серого или коричневого цвета.  Первыми от главной юрты располагались Отау, группы юрт серого цвета, принадлежащие женатым сыновьям, за ними – ближайщих родственников и т. д., четвертый круг составляли юрты обслуживающих семей, за которыми располагался последний круг хозяйственных постройек. Так завершалось внутреннее пространство казахского аула. Так заканчивался один внутренний мир в большем внешнем мире круговращений. Семантику тройной спиральности в композиции строения юрты описывает Ж. Каракозова: «снизу от основания юрты спираль переходит к шаныраку через уыки, постепенно суживаясь и доходя до точки пересечения кулдереушей. От этой точки спираль разворачивается через круг-шаңырақ, снова возвращаясь через уыки к основанию юрты. По вертикали круг ошака и круг шанырака соединяются спиралью тепла, исходящего от огня вверх. Три спирали сливаются воедино и отражают законы жизни и ее развитие».6 Жизнь для кочевника представляется как «череда переходов». Все это отражено в структуре тенгрианского календаря, именуемого казахами – мүшел, создатели календаря знали о цикличности исторического времени и о его повторности, законам которого они подчиняли свою жизнь. Используя знания о малых и больших циклах: вращения Луны вокруг Земли; Земли (цикл 1 год), Юпитера (цикл в 12 лет) и Сатурна (двойного оборота цикл в 60 лет ) вокруг Солнца; также известны большие циклы 120 и 2160 лет. В соответствии с чем у кочевого народа были разграничены временные периоды, а у каждого человека индивидуальной «точкой» – началом круговорота мүшелей  был год его рождения. У казахов существовал древний обряд: уходя в опасный путь мужчина обходил вокруг очага юрты – первый круг, далее вокруг  юрты – второй круг, аула – третий круг. А его путешествие за пределы родного аула мыслится как большой круг – четвертый круг, пройдя который он должен был обязательно вернуться домой. Совершая эти круги в процессе прощания с родными, он говорил:  айналып кетейін, а обходя аул: айналдым сені туған ел – уходя уйду по кругу, с уверенностью, что вернется, а в случае гибели в пути: забираю все тяготы своего народа. Отправной точкой в движении-путешествии будет «бата» – благословение родителей, духовный импульс, с которого начинается движение во внешний мир. По возвращению к родномудому совершаются в обратном прядке вращения вокруг аула – пятый круг, дома – шестой круг и в последнем, седьмом, человек возвращается к родному очагу, где ждет его отец, мать, жена и дети.7 В музыке круговое движение восходит к ритуальной музыке бақсы (шаманов). Композиция кобызовых кюев строго канонизирована, повтор является генеральным композиционным приемом. В древнейших кобызовых кюях (например, «Аққу»), форма каждого раздела состоит из многократных повторов одного, иногда двух или трех мотивов8. Повторяются мотивы, из которых строятся темы,  повторяются сами  темы и далее целые разделы кюев с темами – плача, противодействия, равновесия и каданс-бата (завершение)9. Кружащиеся мотивы кобызовых кюев отражают идею круговращения – одного из основных шаманских действ, в том числе и в лечении. Данная традиция жива и в кюях домбры ХIХ-ХХ вв., в кюе Қазанғапа «Домалатпай» (в переводе «кружащийся»), «мелодический рисунок, украшенный форшлагами с постоянным возвращением и обыгрыванием одной и той же мелодической опоры, представляет собой как бы «кружащийся» орнамент». Идея круга, круговращения перешла и в домбровые кюи, расцвет которых приходится на более поздние времена. В этих кюях семантика круговращения была воплощением суфийской идеи вращения, которая по их мнению, лежала в основе мироустройства.10 Так мир устроен,  чей удел – вращенье и круженье, Подвижно время, как родник, как струи водяные. Рудаки. Стихи о старости11  После официального принятия ислама, люди оставались приверженцами прежних воззрений, которые составляют казахскую семейную обрядовую культуру. Ислам кочевников тяготел к суфизму, а последний, как отмечают многие авторы при изучении доисламских верований в Средней Азии, сформировался под сильным влиянием шаманства (В. И. Басилов, А. Т. Толеубаев,  А. Сабирова и многие др.). Не случайно  С. Утегалиева отмечает, что «повторность как  явление, лежащее в основе казахской музыки, составляет ее глубинную суть».12 Имеющая древнейшую ритуализированную основу, композиция казахского кюя имеет строгую последовательность разделов. Бас буын, негізгі буын13 в кюе включается дважды: после темы и саға- кульминации. Саға – это кулиминация кюя, традиционная форма кюя предполагает  кіші саға и ұлкен саға, которая является высшей кульминацией и спускается к бас буын-завершению. Таким образом, бас буын служит некой рамкой вводящей слушателя в мир музыки и выводящей его от туда – слушатель совершает круги – сначала малые, затем все увеливающиеся, но в конце концов возвращается обратно к той же «точке», откуда и начал свое «путешествие». В композиции кюя Тәттімбета «Қосбасар» Калиев Сагатбек выделяет: «В слуховом восприятии создается ощущение непрерывного возвращения к исходной интонационной точке, а структура напоминает спиралевидное движение по оси, где каждый виток есть новая фаза импровизации». Повторность «...проявляется и в формах движения, и в фактуре, и в тематизме, и в ритмике», а также «существует повторность..., когда некоторые части текстов, откристаллизовываясь в некие «блоки», начинают переходить в другие произведения» – так начинается большой круг (напомним о повторении схемы орнаментов на Мангыстау,  или ритуала при выходе в дальнюю дорогу, планировке степных городов и аулов и т. д.). К примеру, сформированые  «фразеологические блоки» из кюя «Қосбасар» Тәттімбета породили новые кюи Сатана и Қыздарбекова, открыв новые грани выразительных возможностей, соответствующих творческим замыслам кюйши. Что касается декоративно-прикладного искусства, то «уже в период бронзы спиралями-свастикой – символами единства Неба и Земли, покрывались абсолютно все керамические сосуды, литейные формы, бронзовые оружия, пряслицы, украшения и многие другие предметы». И в ювелирном искусстве круговая композиция является основной. Символичным является нагрудное украшение – пектораль, имеющая не только форму круга, но и украшена мотивами на тему круговращения бытия (рис. 4), а само оно словно вращается вокруг шеи его владельца. В орнаментальном искусстве казахского периода равновесие фона и узора отражает традиционное понимание соотношения противоборствующих сил в мире. Философия тенгрианства – единство, слитность человека и природы, предполагает совершенно особое понимание  дуализма этого мира. Если для современного человека, воспитанного, прежде всего, на искусстве европейского Нового времени, мир – это борьба противоположных сил, которая непременно должна закончиться победой одной стороны и поражением другой, то в казахском искусстве, напоминаем генетически восходящего к тенгрианству,  цель – не поражение одной из сторон, а установление гармонического равновесия между ними. В кобызовых кюях этой идее служит тема равновесия и каданс. «Центр» солярных кругов в орнаментальном искусстве текстиля обычно изображается в виде темной звезды, от которой  начинают развиваться орнаментальные круги. Данная традиция ведет свое начало из изображений древнейших «вавилонов», как называет его Т. Досанов, хранящий зашифрованную концепцию тенгрианской философии, который выглядит в виде трех квадратов, помещенных в друг друга, с повернутым средним (все три квадрата являются  ромбами по отношению к друг другу и представляют схему бесконечного развития расширяющегося пространства) (рис. 5). Вавилон стал праосновой  композиционного строя круговой композиции в традиционном искусстве степи различных эпох. Схема «вавилона» в точности повторяется в композиции казахского құрақ көрпе, принимая вид четырехмерности в воображении созерцаюшего, понимающего язык  символов, олицетворяя квадратную землю в мировом океане, с мировой горой,  мировыми реками и центральной, подразумеваемой «точкой» – искрой Бога, соединения с небом-космосом, через которую поступает благодать – құт на землю, а значит, и в дом его владельца. Это свидетельствует о сакральной и ритуальной функции искусства в оформлении окружающей среды в традиционном обществе. Что относится и к другим вариантам, где используется круговая композиция. Если в құрақ көрпе Картина Мира изображается плоскостно, то в одежде она проявляется в четырехмерности, например являющийся символом связи с Небом, головной убор, в разрезе имея форму круга, шьется в виде Ұлы Тау – Мировой горы. Это головные уборы – бөрік,сәукеле, тақия и др., который в точности повторяют древние  сакские головные уборы (рис.6).14 В живописи современные казахские художники используют веками наработанные художественные принципы мастеров старшего поколения. В работах живописцев более старшего поколения, таких как Қастеев, Ғалымбаева, Тоғызбаев, Нұржұмаев, Айтбаева и многих других, круговой принцип композиции являлся основным во многих творческих работах. Особенность круговой или спиральной композиции в том, что она расширяет пространство картины до бесконечности, а рама картины при этом является лишь прерыванием материальной плоскости изображения, а пространство, выходящее за раму картины, визуализируется в подсознании наблюдательного зрителя. Это свойство композиции в современном  изобразительном искусстве подтверждает сохранение древнейших генетически укоренившихся представлениях о Мире и его бесконечности. «Точка-центр»  в картине не всегда совпадает с предметным акцентом картины, его главным смысловым объектом, как это видно в картине Г.  Каржасова «Қоңыр», на которой изображены два человека, а центр движения – плоская падающая тень на втором плане (рис. 7). Таким образом, в картине присутствуют паралельно идейный – невидимый центр круговой композиции, и визуально-тематический – видимый. В картине художника С. Нуржумаева «Памяти отца» композиция спиральная, «точка»-центр спущена ниже центра картины в правый нижний край (рис. 8). В картине мы наблюдаем молитву матери, ее диалог с мужем и отцом ее сыновей – первое «малое» вращение, наш взгляд движется от фигуры женщины к надмогильному камню (рис.8 (1)). Второй диалог происходит между сыновьями и отцом – второе двойное «малое» вращение (рис.8 (2)). Объединяет предыдушие 1, 2 и 3  «среднее» многократное вращение, наполненное размышлением о текучести жизни, оно сглаживает, уравновешивает тему «скорби» (рис.8 (3)). «Среднее» круговое вращение образуется силуэтом красной лошади, с опущенной головой, обращенной к охристо-красноватой земле, силуэтом спины сидящей  матери в охристом камзоле и линией земли снизу, пока взгляд не останавливается на темной точке стелы и в обратном направлении, вверх по силуэту темной лошади не уходит за пределы картины – «большой» оборот (рис. 8 (4)). Движение замирает, время останавливается, зритель поглощен миром картины. Пауза несет временной фактор в живописи, гарантирующий осмысление темы, состояния картины, ее посыл. Путь движения в картине начинается слева направо, и его резкий переход в обратном направлении, с одной стороны, придает динамику, в «музыкальном развитии» темы, разворачивает тему «скорби» на тему «жизни», в образе смотрящего вперед, в сторону нового дня, черного энергичного скакуна. Движение в картине подобно тому, когда ...камлающий бақсы сворачивает в одну точку и разворачивает, перевоссоздает Вселенную, кюй баксы, погружая слушателя в переживание пройденного, возвращает его к точке начала и перевоссоздает космос человеческой психики», картина воздействует на зрителя подобно кюям жұбату утешение, восстанавливая жизненные силы. Подходя к картине зритель, сочувствуя, обнаруживает собственную скорбь былых и будущих потерь, но отходит от нее исполненным светом надежды. Особенности казахской живописи: Традиционное Вертикальное мироощущение – движение как вертикальное, как и в глубь, и на зрителя, плоскостно-орнаментальное расположение предметов, монументальность – внешняя статика – внутренняя динамика, изображение двумирия – видимого и невидимого мира.15 Представления по истории искусства формируются у многих учащихся художественных заведений как среднего профессионального, так и высшего звена по одной программе,  которая начинается с изучения искусства древней Греции, и где-то на выпускном курсе в самом конце учебной программы, когда ученики плотно занимаются итоговым дипломным проектом, в лучшем случае, глазами пробегают по казахскому периоду изобразительного искусства. Нет достаточного изучения, анализа и, прежде всего, рассмотрения его в контексте казахского Миропонимания, в рамках его культурных ценностей, что впоследствии приводит  к тому, что живопись казахских художников не воспринимается целостно и, в лучшем случае, подвергается анализу в рамках европейского мировоззрения. Литература   1. Аязбекова С. Картина Мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, с. 285. 2. Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и  ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002, с. 544. 3. Қондыбай С. Казахская мифология. Краткий словарь. Эстетика ландшафтов  Мангистау. Перспективы для развития туризма (монография). Алматы: издательство «Арыс», 2008, с. 472. 4. Нарымбаева А. К. Туран – колыбель древних цивилизаций. Научное издание, Алматы, 2009, с. 688. 5. Аязбекова С. Музыкальная традиция этноса и ее роль в формировании композиторского мышления (на примере оперного творчества Г. Жубанова) дисс. 170002. М, 1990, с. 170. 6. Каракозова Ж. Казахская культура и символ. Алматы: ТОО «Эверо», 1997, с. 69. 7. Желтоксан Ж. (Едихан Шаймерденулы). Ак Сарбаз. Алматы: Көкіл, 1997, с. 232. 8. Аманова С. Древние кюи «Аққу». Инструментальная музыка казахского народа. Алма-Ата: Өнер, 1985, с. 153. 9. Омарова Г. Кобызовая традиция. Вопросы изучения Казахской традиционной музыки: Монография. Алматы: 2009, с. 520. 10. Калиев С. Формы функционирования кюев шертпе в контексте творческого мышления кюйши. Диссертация. 170002. Кандидат искусствоведения. Алматы: 1997, с. 211. 11. Рудаки. Стихи о старости. Строки мудрых. С. Липкин. Переводы. М.: Советский писатель, 1961, с. 227. 12. Утегалиева С. Особенности слуха исполнителей устной традиции. Инструментальная музыка казахского народа. Алма-Ата: Өнер, 1985, с. 153. 13. Райымбергенов А. Проблемы текстологической вариантности кюев. Инструментальная музыка казахского народа. Алма-Ата: Өнер, 1985, с. 153. 14. Самашев З., Көшербаев Қ., Аманшаев Е., Астафьев А. Үcтірт пен Манғыстау қазыналары. Алматы: Асаrbasim, 2007, 400 бет. 15. Ибраева К. Казахский орнамент. Алматы: Өнер, 1994, с. 128.  Рис.1     Рис.2                                          Рис.3 девяти уровневый храм  рис.4 рис. 5 рис. 7 рис.6 сәукеле бөрік тақия Рис. 8. Картина Нуржумаева «Әкені еске алу» 1,2) Тема Жоқтауглубина – внутреннее пространство 3) тема антипод – срединное пространство – земля 4) Пауза – вместо каданса  Фрагменты каменных изваяний Керамический дастархан,  Южный Казахстан

20144 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»