• Экономика
  • 30 Октября, 2019

ОРУЖИЕ И ПЕРО. РАЗВИТИЕ И ДОВЕРИЕ

Анатолий КИМ, писатель, академик Академии российской словесности

На русском языке орудие означает предмет для  облегчения повседневного труда ради  жизнеобеспечения, а слово  «оружие» –  изделие человеческих рук, предназначенное  для убийства. Палка для выковыривания корешков  превратилась в дубину для убийства ударом по голове дикого вепря или лохматого соседа из соседней пещеры. Как-то так получилось, что орудие, появившись вначале,  в какой-то момент превратилось в оружие. Такова диалектика орудия и оружия в практике человеческого бытования на Земле.

Понятие «перо» как пишущий инструмент появилось гораздо позднее понятия «оружие» и, претерпев в истории человечества многочисленные модификации – от птичьего до стального, обрело наконец понятие письменного выражения человеческой мысли. Могучее перо публициста или нежное перо лирика – суть обозначения разных жанровых литературных потоков. Перо начало свой эволюционный путь значительно позднее, чем оружие. Но в дальнейшем перо оказало на развитие оружия такое роковое влияние, что теперь вся человеческая цивилизация уже вплотную приблизилась к самоуничтожению и находится в состоянии полной готовности к огненному Армагеддону. Итак, оружие в доцивилизационную пору человечества пребывало в состоянии наивной дубины, которая безжалостно сокрушала черепа врагов или пещерных медведей. В таком статусе дубина была нравственно невинна и девственно чиста от криминала. Но с появлением металлического режущего и колющего оружия, предназначением которого было лишь успешное убийство, появилась необходимость в создании более совершенного, чем у врага, способа его умерщвления, чтобы самому остаться живым, а противника уничтожить. С этого прецедента и началось самое активное участие пера в созидании индустрии вооружения. С появлением пера как инструмента научной мысли, технических открытий для их фиксации на папирусе, пергаменте, бумаге, бересте и других скрижалях началось неудержимое взрывное развитие оружия. Появились механические машины для метания каменных глыб – баллисты – и громадных стреловидных бревен – катапульты. Стал использоваться греческий огонь – горючая смесь. Был изобретен порох, появилось огнестрельное оружие. Все эти продукции мысли, спроектированные и зафиксированные пером военной науки, были созданы для одной лишь цели – наиболее успешного убийства человека человеком. И мощные катапульты, мечущие гигантские стрелы, и грохочущие пушки, стреляющие чугунными ядрами и начиненными порохом и динамитом снарядами, – все это создано для того, чтобы как можно в большем количестве убить одним людям других людей. На определенном этапе эволюции оружие вновь диалектически обращается в орудие – механизм для тотального уничтожения сразу множества людей. Лук, посылающий за один выстрел одну стрелу, ружье – одну пулю, в своем развитии превратились в катапульту и пушку, предназначенные и способные одним махом искромсать за один выстрел сразу целую толпу. Пушка из огнестрельного оружия трансформировалась в орудие, машину для уничтожения живой силы и военных сооружений противника. Сверхзадача была одна – единым усилием уничтожить как можно большую массу врага, самому оставшись живым. Идея МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ лежала в основе создания технического орудия, способного уничтожать за одну атаку огромное количество людей и вооружения противника. Мысль человеческая, направляющая перо военной науки по этому вектору, в конце концов привела к созданию ядерной бомбы. Когда ядерное оружие массового поражения было впервые испытано на трагических людских полигонах Хиросимы и Нагасаки, человеческий мир на мгновение содрогнулся и замер в ужасе. Казалось бы, вот и финал всему развитию феномена оружия. Поставлена роковая точка, и дальше перо человеческого разума не напишет ни единого слова. Определена точка невозврата, после которой становится ясной бессмысленность дальнейшего совершенства вооружения. И что же мы видим? Что делаем мы, человечество, получившее высший дар от Всевышнего – перо разума? Мы начинаем всемирную гонку по созданию ядерного вооружения. Мы грозим антагонисту дьявольской дубиной ядерной бомбы. Наиболее могучие антагонисты создают и потрясают сверхдубиной – термоядерной бомбы. Что-то еще придумывается, но это держится от нас в секрете. Перо разума, перо технического гения начинает служить тьме изначального страха, ненависти и подозрительности к соседу из пещеры, расположенной с другой стороны общей горы. И пещерный страх превращает ядерное оружие в бессмысленную дубину – слепое орудие для самого успешного труда Смерти на полях человеческих. Спрашивается, в чем смысл того, чтобы усердное перо научного гения старательно скрипело, выводя на бумаге формулу e = mc/2, раскрывающую возможность вызвать беспредельно мощную энергию из атомного ядра, которую Вершитель Мира надежно упрятал туда? И почему мы, люди, научившись освобождать эту энергию, использовали ее в первую очередь для создания оружия массового поражения, которое способно уничтожить не только нашего врага, антагониста с другой стороны нашей общей горы, но и нас самих? Если ядерная сверхдубина грохнет по вражеской пещере, но при этом обрушит саму общую гору и обе пещеры – какая же тут польза от такого орудия? Вот вопрос за вопросом, ответ на которые один: перо разума, технического прогресса, подталкиваемое под руку врагом человеческим, готово начертать последнее финальное слово: АРМАГЕДДОН. Но мы, человечество, с помощью пера разума спроектировавшее и построившее совершенно чудесный мир, в котором живем, неужели не сможем выйти из рокового тупика, куда сами себя загнали, создавая для жизни совершенное ноосферное техническое чудо-орудие труда для жизни и при этом создав попутно сверхдубину термоядерного оружия? Всем своим существом, всем своим внутренним и внешним касанием к Вселенной я чувствую, что существует выход из того тупика, в который мы сами себя загнали с помощью своего пера разума. Чувствовать-то чувствую, но слабым своим сознанием не разумею, каким может быть выход оттуда. И я хочу на этом историческом I форуме писателей Азии, организованном в Казахстане, где впервые в мире ядерное государство полностью отказалось от ядерного оружия и уничтожило его, где мощно прозвучал голос протеста против испытаний ядерного оружия в движении «Невада–Семипалатинск», и где присутствуют писатели судьбоносно-трагически отмеченной Японии, в городах которой Хиросиме и Нагасаки пали жертвой атомных бомбардировок и их радиационных последствий сотни тысяч людей поставить наш ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. Есть первые жертвы ядерного Армагеддона на планете Земля. Последует ли продолжение? Ответа на этот вопрос нет. Разум в данном случае не отвечает, словно погруженный в сон. А сон разума порождает чудовищ – как показал в своих офортах Франсиско Гойя. Скажем прямо, прямое обращение к обычному здравому смыслу не сможет нас утешить. Обращение же к спящему разуму тем более не сможет дать ответ. Что можно сказать на известную одиозную константу: мировой арсенал ядерного боезаряда содержит столько единиц, что хватит на уничтожение всей цивилизации на планете… 16 раз. Почему именно столько и как это подсчитано? Неужели может быть шестнадцать смертей Земли? Как такое можно себе представить? Если рассуждать в системе диалектики по Гегелю, то количественное накопление элементов в веществе, в продукте, в общественном процессе приводит к их качественному изменению. Так к какому качественному состоянию мировой безопасности (или опасности?) приведет все большее накопление оружия массового уничтожения? Что за феерический Армагеддон обещает нам такое накопление сверхмощных ядерных снарядов? Эти вопросы касаются всех, в том числе и нас, мастеров пера, участников I форума писателей Азии, и надо как-то ответить на них по-писательски. Но вот лично я, представляющий азийское крыло русской литературы, не знаю, как на них ответить. Есть такие стихи всенародно любимого русского поэта про сильную и отважную русскую женщину: она «…коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». И есть ироническая пародия на эти стихи: «…а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят». Вот и я подобным образом хотел бы остановить взбесившегося коня безудержной гонки вооружения, хотел бы ворваться в горящую избу военной истерии… Но ведь кони все скачут и скачут обезумевшими табунами! Но ведь избы горят и горят бесконечными войнами по всей Земле. Что может писатель со своим пером в эпоху всемирных лесных пожаров? Недавно по телевидению показывали тепловую карту планеты, ориентированную на происходящие повсюду лесные пожары. Так вот, Земля наша была похожа на фантастического огненного леопарда – вся в пылающих красных пятнах – от Гренландии до Австралии, от Камчатки до Португалии, по всей Европе, Китаю, Амазонии, Индии и Африке! Попробуй тут вступить в сражение, держа в руке перо-огнетушитель, против невидимых неисчислимых неуловимых поджигателей леса! Ибо деревья в сибирской тайге и сельве Амазонии горят не столько от молнии или беспечности туристов, оставляющих после себя непотушенные костры, сколько от поджогов невидимых, неуловимых, могущественных лесопромышленников, которые незаконно вырубают леса, а потом поджигают их, чтобы скрыть следы своих преступлений. Хищники лесных богатств – и те, которые воруют и перепродают, и те, которые поджигают леса, недоступны и неуловимы. Подобно поджигателям леса, поджигатели войны и разработчики оружия массового уничтожения недоступны для тех, кто устремляется на бой с ними с пером пацифиста вместо копья... Те невидимые джинны, которые проектируют, создают и накапливают это оружие, неуязвимы для донкихотов с пером гуманитария в руке. Перед ними окажутся ветряные мельницы-великаны, повернутые лицом в ту сторону, откуда дует лютый ветер Мирового Глобализма. Таково имя повелителя джиннов. Перед ним мы, гуманитарии, рожденные под знаком пера, оказываемся словно маленькие дети перед джиннами-великанами. Мы не видим их, они творят все новые и новые виды оружия массового истребления людей. А мы не ведаем о местах расположения их сил и ничего не можем сделать с ними, потому что они принимают вид обычных людей, обладающих здравым смыслом. Иногда даже хочется поверить им в том, что ядерное оружие просто необходимо для сдерживания ядерного апокалипсиса. Но как же быть с неумолимым первым законом диалектики Гегеля – с переходом количества в качество? К какому качеству существования приведут все новые и новые разработки новых видов оружия массового уничтожения и все большее накопление ядерного оружия на Земле? Ведь появляется все большее количество игроков на ядерном поле. Не знаю другой страны, кроме Казахстана, которая имела бы и отказалась от ядерного оружия. В беспрецедентном политическом решении мирового значения, объявленном Президентом Назарбаевым на саммите по ядерной безопасности в США 31 марта 2016 года, в манифесте «Мир. ХХI век» Президент Казахстана призвал все мировое сообщество к полному ядерному разоружению. И именно в этой стране, в самом эпицентре Азиатского континента, собрались на свой Первый форум писатели Азии. Провидение или Высший Вселенский Разум призвал нас именно сюда, в эту страну, где проявилась впервые та политическая воля, высказанная Президентом Республики Казахстан в Вашингтоне, которая способна в диалектической закономерности разрубить тупик, в который мы зашли, беспредельно накапливая ядерное вооружение. Количественное наращивание смертоносного сверхмощного оружия массового уничтожения привело все человечество по первому закону диалектики к новому качественному состоянию: оно оказалось перед возможностью всеобщего суицидального уничтожения. Итак, тезисом к данному новому положению человечества оказалось создание ядерного и термоядерного оружия. Накопление его противоборствующими глобальными системами человечества привело на край всеобщей гибели. Антитезисом к ядерному тезису явился пока единственно прозвучавший в мире голос Казахстана. Это отказ от своего ядерного оружия и полный его демонтаж. Если это произойдет, то по второму закону диалектики Гегеля тезис–антитезис–синтез в процессе исторического развития произойдет качественный скачок, и человечество окажется на новом уровне развития. Если подобным историческим антитезисом мировой ядерной угрозе явится по примеру Казахстана всеобщее ядерное разоружение и запрещение его производства, то результатом этого станет синтез нового положения человечества на невиданно новом высшем уровне. Если одно государство мира решилось и реально приняло такой антитезис, почему бы и всему миру не последовать его примеру? Картиной такого синтеза реального бытия является прекрасный урбанистический шедевр города-столицы – Нур-Султан, который заново возродился буквально на наших глазах и воссиял перед всем миром светом новой надежды. Такой чудо-город появился в степном краю сразу же после принятия антиядерного тезиса полного ядерного разоружения Казахстана. Для всего мира – подсказка, каким может стать единство человеческого мира даже при наличии борьбы противоположностей глобальных систем! Чего же не хватает человечеству, чтобы не продвигаться неуклонно к апокалиптическому ядерному суициду? Какие слова должно начертать на скрижалях истории перо человеческого разума, чтобы понять людскому сообществу на нашей планете, что у него нет никаких врагов, если оно ЕДИНО! ВЕДЬ У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЕСЛИ ОНО ЕДИНО ПЕРЕД БОГОМ, КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ВРАГИ?! А если нет врагов, то зачем человечеству в разных краях планеты создавать и накапливать ядерное оружие?! В данной парадигме у того, кто один, не может быть врагов, напрашивается логистический дубль: у того, кто один, врагом может быть только он сам. Термоядерная парадигма человечества может быть разрешена только одним способом: ПОЛНОЕ И ТОТАЛЬНОЕ ЯДЕРНЫМ РАЗОРУЖЕНИЕ. Но чтобы прийти к такому простому и ясному решению, что же нам предстоит преодолеть и внутри себя, и вокруг нас?! Как нам преодолеть вековечную вражду всех со всеми – Запада с Востоком, Европы с Азией, Америки с Россией, Севера Кореи с Югом, Израиля с арабским миром... И так далее... Как убедить кавказские республики, что они не враги, а соседи и им не надо воевать друг с другом. Как примирить Индию и Пакистан, Украину и Россию и так далее... Как народам нашей земли и каждому человеку найти в себе те резервы духовной силы, которые еще не затронуты бациллами враждебности, недоверия и ненависти друг к другу? Слышите, я все время задаю вопросы, на которые не знаю ответов, и голос мой слабеет, и годы мои уже преклонные. Увижу ли я хоть еще один шаг мирового сообщества в сторону всеобщего ядерного разоружения, как тот шаг, который сделала страна, организовавшая Первый форум писателей Азии? Организаторы и поручили сделать мне доклад на тему ОРУЖИЕ И ПЕРО. РАЗВИТИЕ И ДОВЕРИЕ. Вот и хочется мне услышать от хозяев нашего I форума писателей Азии, какие резервные неведомые силы они смогли найти в глубинах своей степной души – души потомков древних номадов, больше всего в жизни ценивших свободу и вольное движение жизни. Что помогло им устоять перед угрозой ядерной дубины имперских сил, жаждущих глобализационной гегемонии, и не дрогнуть, не испугаться реальных угроз внешнего нападения и спокойно, уверенно отказаться от собственного ядерного арсенала? Наш форум, организованный именно в стране, которая первой в мире отказалась от ядерного оружия, должен раскрыть великий замысел инициаторов такого беспрецедентного в истории антиядерного шага. И еще хочется услышать от наших японских коллег, чей народ первым и единственным испытал на себе ожог сатанинского огня и оказался столь близко от инфернального гула надвигающегося апокалипсиса, что они узнали, неизвестное всем другим, пережив ужасающую безмерную трагедию Хиросимы и Нагасаки, или почувствовали на уровне пророческой интуиции. Тяжело говорить о таких вещах, но я полагаю, что именно от людей, испытавших на себе самое страшное, тяжкое, необъяснимое, чудовищное преступление против человечности и не потерявших воли и любви к жизни, мы можем получить новые знания и силы для борьбы с мировым злом. Есть ли у нас, гомо сапиенс, возможность того, чтобы пройдя точку невозврата, все же вернуться к надежде на то, что позитивный высокий разум человечества победит. Это уже не вопрос, это почти беззвучный шепот в самой глубине души. Это попытка разглядеть во тьме политического и нравственного хаоса современного мира, теплятся ли НАДЕЖДА И ДОВЕРИЕ к изначальной экзистенциальной совести человека разумного как творения Бога, а не сатаны. Эту надежду и даже тень от нее могли увидеть – или не увидеть – те люди, перед которыми впервые вспыхнул огонь ярче тысячи солнц. Я хочу видеть в нашем международном собрании начало великого движения, которое выведет нас, писателей Азии, на новые высокие уровни духа, способствующие сбережению и охране жизни на Земле и сохранению нашего доверия к ней.

Р. S. Статья подготовлена на основе доклада на I форуме писателей Азии.

23965 раз

показано

23

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми