• Образование
  • 25 Августа, 2013

ВЫСОКОЕ ИМЯ – ПЕДАГОГ

Эдуард Браун, 
профессор, 
Почетный работник образования РК

Народный учитель, педагог – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Значит, тот, кто решил посвятить себя святому делу воспитания молодежи, не имеет права на ошибку в выборе профессии.

Газета Западно-Казахстанского аграрного университета «Өркен» в 1999 году по предложению студентов открыла рубрику «Знакомые незнакомцы», со списком популярных среди молодежи наставников, в числе которых был и автор этой статьи, и вопросов анкеты. Всего вопросов было десять. Я назову лишь первый вопрос и ответ на него. Вопрос звучал так: «Можете ли вы назвать педагогов, повлиявших на ваш жизненный и профессиональный рост?». Вот что я ответил на этот вопрос анкеты.
Я склоняю голову, вспоминая учительницу начальных классов Таисию Степановну Сургутанову, а также учителей: географии Раису Сергеевну Рахматуллину (классного руководителя 5-го класса), русского языка и литературы Надежду Васильевну, химии Евгению Обучаевну (классный руководитель в 9-10 классах), Павла Доржевича (преподавал логику), директора Лябяжинской средней школы Кутуз Бежановича (историк). Из вузовских педагогов – Николая Ивановича Барсеукова, проректора по научной работе орденоносного Омского сельскохозяйственного института им. С. М. Кирова, В. Д. Костина – проректора по научной работе Целиноградского СХИ.


Это были удивительные люди по своей профессиональной подготовке, внут­реннему богатству, человечности, я бы сказал, по своей душевной красоте, на которых, в определенной степени, я всегда хотел быть похожим. 
Отвечая на вопрос анкеты, мне подумалось, почему же одних учителей помнишь по имени и отчеству, а других нет. Анализируя прошлое, приходишь к выводу: да потому, что это случайные люди в школе и в вузе.
К сожалению, нередко из вузов в школу приходят специалисты-предметники, но не учителя: хороший физик или математик, грамотный биолог или языковед, но без душевного тепла и характера для работы с детьми. Не потому ли так много жалоб у молодых педагогов на нынешних учеников и студентов: и непослушны, мол, и назойливы, и не сдержанны порой, и не дисциплинированны, и не обязательны?
Подчас в школе, на занятиях в вузе даже у самых опытных педагогов детям, студентам скучно: информация, которую преподносят им преподаватели, для них давно уже не нова. Дома в распоряжении многих школьников и студентов библиотеки, магнитофоны, компьютеры, Интернет, радиоаппаратура и телевизоры. 
Информационный поток буквально «затопляет» сознание молодых людей. Им нужно помочь в водовороте информации выбрать нужное. А педагогу многое из того, что дано детям, порой и недоступно, так как скромный семейный бюджет не позволяет ему приобрести даже часть того оборудования, которое есть у ребят, да и времени на обновление знаний у него маловато, он день и ночь заполняет какие-то бумаги, которые непонятно для чего вообще пишутся.
Школа, вуз в последние годы превратились в огромные пишущие конторы, где в почете не яркое живое слово, а слово письменное, точнее, списанное. Причем писанина эта, абсолютно бесполезная, никогда и никому не будет нужна. Она не просто отнимает много времени, а, наоборот, приучает студентов лавировать, отделываться явной халтурой, что дает в конечном итоге нравственные перекосы.
Профессия преподавателя предъявляет человеку требование: все чему он учит, должно жить в нем самом. Ведь ум воспитывается умом, убежденность – убежденностью, благородность – собственным благородством. Нелегкое, но почетное дело – воспитывать детей.
Педагогу вроде бы неловко говорить о деньгах, но руководителю любого учебного заведения нелишне подумать о повышении заработной платы педагогам, воспитателям, методистам и другим работникам системы образования.
Некоторое повышение зарплаты это хорошо, но недостаточно, так как у педагогов нет премиальных за высокое качество труда, нет других материальных стимулов, кроме зарплаты. А существующая система оплаты «часов» вынуждает их «прихватывать» лишние часы. Уважающий себя и своих учеников, студентов педагог не должен этого делать. «Сдельщики» с равным успехом берутся вести занятия по любым предметам, дисциплинам, даже по тем, по которым они имеют весьма смутное представление.
Несложно в каждом вузе разобраться, кто есть кто, и пусть каждому воздастся по заслугам, и по ним оплачивать их труд. Тогда халтурщиков станет меньше, а талантливые педагоги прочнее соединят свою судьбу с учебными заведениями. И при этом не нужно оценку труда преподавателей связывать со стажем работы, почему талантливая молодежь должна десятилетиями дожидаться своей очереди по повышению зарплаты. Еще немало таких, которые десятилетиями слоняются по вузовским кабинетам и аудиториям, не занимаясь ни научной, ни какой-либо другой серьезной работой, а благодаря лести, доносительству и подхалимажу держатся на плаву.
Правда, некоторые молодые преподаватели объемом знаний и кругозором превосходят своих отдельных «опытных» коллег, которые способны лишь на плагиат и халтуру.
Сравниваешь работу разных педагогов и поражаешься: один воодушевляет своих питомцев на поиск, щедро одаривает их всем, что в совершенстве знает сам, а у другого преподавателя идет заведомо брак. Но загляните в ведомость: у «бракоделов» зарплата в 2-3 раза выше, чем у талантливого, но скромного и честного педагога.
Как-то, при обсуждении вопроса о распределении часов, я сказал, что магистрантам некоторые дисциплины взялись читать те, кто никогда не занимался наукой и не читал эти дисциплины, на что заведующая отделом послевузовского образования Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана, в обязанность которой входит ответственность за качество послевузовской подготовки, сказала, что надо, мол, когда-то им учиться. Надо! Но учиться надо было в период учебы в аспирантуре, в докторантуре, где зря на этих преподавателей были потрачены деньги, а не тогда, когда уже надо собирать документы для оформления на пенсию.
Ученый, вообще-то, учится всю жизнь, но согласитесь, что учиться самому и учить других – далеко не одно и то же. Нельзя научить кого-то тому, чего сам не знаешь. Вряд ли тот, кто в шестьдесят лет начинает учить таблицу умножения, сможет когда-либо преподавать высшую математику. Тут более чем кстати поговорка: кто ничего не знает и не умеет делать, тот учит других как делать, а если он и этого не умеет, то учит как надо учить. Случайно ли магистранты Аграрно-технического университета почему-то по десять и более раз вынуждены переделывать свои индивидуальные планы и отчеты.
Опыт, конечно, есть опыт. Он копится у педагога изо дня в день, по капле, если преподаватель работает над самосовершенствованием и занимается научными исследованиями. Но всем известно, что пустоцвет плодов не приносит, а вот опыт талантливых ветеранов, которые имеют свою научную школу, можно и нужно использовать намного эффективнее.
В последнее время в некоторых фильмах и статьях, как-то свысока, в легкой, а то и в грубой форме говорится о педагогах. Не скрою, что среди них есть люди разные, даже и вымогатели, и взяточники, но не они определяют назначение учебных заведений, ВЫСОКОЕ ИМЯ ПЕДАГОГА, так зачем чернить мелким характером высокую душу ПЕДАГОГА, хотя и одна ложка дегтя может испортить бочку меда.
Если образование становится постоянной потребностью, человек начинает ощущать знания как требовательную силу, которая не дает погрязнуть в текучке, самоуспокоиться, а неустанно влечет к новому, обязывает к осмыслению и совершенствованию своего дела.
Вместе с тем, самообразование продолжает оставаться самым слабым звеном учебы. Главная причина – неинтересные занятия в университетах. Организуя самообразование в современных условиях, бесспорно, немало полезного можно получить, заимствуя опыт прошлых лет. Главное в нем – уважительное отношение к занимающимся, формирование у каждого самостоятельности в поиске путей обогащения знаниями. Мы же, нужно признать, на протяжении последних лет стараемся за них все решить – и где кому заниматься, и что изучать, и как изучать, что прочитать дополнительно, и сколько, в какой книге или учебнике, на какой странице. Мы натаскиваем к очередным занятиям. Пособия и лекции им в помощь напоминают скорее «шпаргалки», в которых все сказано-указано. Придуманные кем-то силлабусы – по сути «шпаргалки». Это смешно, когда оно касается докторантов. Получив такое пособие, преподавателю только и остается, что передать его содержание слушателям. Да и сегодня авторы еще не овладели искусством писать проблемно, полемически, чтобы помочь самообразованию, или дать основные понятия по излагаемому предмету или дисциплине и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее, и почему важно такое изучение. Именно этому требованию должны отвечать учебная и научно-методическая работа, логика учебы, ее организация и структура. В основу занятий следует положить проблемный подход, диалог, сопоставление различных точек зрения, дискуссию, другие активные формы коллективного обсуждения, вызывающие живой интерес и способствующие прочному самостоятельному усвоению знаний.
В связи с этим, хочется особо остановиться на «педагогике сотрудничества». Эта педагогика возникла не вчера, но именно она должна привлечь внимание тысяч передовых учителей школ, преподавателей вузов, миллионов школьников и студентов.
«Педагогика сотрудничества» должна  строиться на базе внимательного отношения к конкретному человеку, поиска путей мобилизации резервов его мышления, его личных качеств и способностей.
Авторитет педагога, в большой мере, чем прежде, должен определяться их собственными знаниями, умениями. Пора изрекателей незыблемых истин миновала, не работает модель «педагог-студент» в старом понимании, когда первый говорит, а второй слушает.
Сегодня задача состоит в том, чтобы не поучать, как это было, а совместно, сообща искать лучшие пути к развитию мышления каждого, решению конкретных хозяйственных, социальных проблем, диктуемых жизнью, не поучать, а совместно превращать своего воспитанника в мыслителя, творческую личность, активного члена общества. А это требует слома стереотипов мышления, отказа от догм, от формализма, обеспечения на деле единства общения и воспитания, внедрения в систему учебы активных методов, идущих на смену старым информационно-иллюстративным. Среди них, прежде всего, следует отметить проблемные методы: диалог, дискуссию, анализ и моделирование конкретных ситуаций, деловые, ролевые, организационные и методические игры, коллективное принятие решений, обязательств, планов и предложений.
Педагогика должна придавать большое значение интересу в овладении знаниями. Важным условием поддержания этого интереса – диалогические методы ведения занятий. Они мобилизуют мышление, сознание, побуждают к активной деятельности. Новые внутренние установки человека возникают не под воздействием только слов обучающего, а в результате активности самого человека, его мышления и деятельности.
К сожалению, культуре, искусству, полемики, диалога у нас нигде не учат – ни в школах, ни в вузах. В работе по формированию и поддержанию интереса молодежи к учебе и самообразованию главная роль принадлежит организаторам учебы – ПЕДАГОГАМ. Можно было бы перечислить многие качества, которыми должен сегодня обладать ПЕДАГОГ: быть компетентным и демократичным, внимательным и толерантным, и в то же время быть честным и принципиальным, добросовестным  и порядочным, инициативным и новатором в своем деле. Но главное, на мой взгляд, быть самим собой, а основой педагогики должна быть правда. Очевидно, здесь в качестве критерия надо брать не только уровень образования и профессионализм, но, прежде всего – по призванию ли он выполняет свой долг, постоянно ли он работает над собой, обогащением своих знаний, навыков, умений. Каждый преподаватель должен постоянно стремиться к самосовершенствованию.
Среди многих грамот, имеющихся у меня, есть одна, которая нигде не отражается и не учитывается, но я очень дорожу и горжусь ею. Она была мне вручена на мероприятии, посвященном «Последнему звонку» выпускниками 2005 года и гласит: «Награждается самый эрудированный преподаватель, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Браун Эдуард Эдуардович». Это оценка студентов, моих юных коллег. Да! ПЕДАГОГ – духовный ваятель юной личности. Поэтому, когда речь идет о реформах образования следует обратить особое внимание на роль педагога в жизни общества, необходимо проявлять о них повседневную заботу и уделять им внимание – касается ли это вопросов повышения их профессионального мастерства или создания им надлежащих условий для работы. 
Педагог всегда должен помнить, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Об этой педагогической мудрости я каждый раз вспоминаю, когда  на совещаниях и педсоветах слушаю педагогов, которые не способны логично и доходчиво изложить свою мысль. Скажу откровенно, если бы я был студентом, то ко многим преподавателям на лекции не ходил бы – нечему учиться, нечего слушать. Я иногда спрашиваю студентов: «А как же вы пишете лекции?». «Не пишем», – отвечают они. Удерживают их силой, устрашая отчислением.
Больше всего огорчает педагогов снижение у молодежи интереса к учебе. И на это существует много причин. 
Первая причина в том, что на молодых людей разлагающе влияет сложившаяся система оценок, знаний, при которой даже большие бездельники получают положительные оценки и шествуют из класса в класс, с курса на курс, не обременяя себя ни малейшими заботами. 
Вторая причина состоит в том, что не всем под силу сложность и насыщенность учебных программ. Не усвоив один раздел или дисциплину, школьник или студент не может уяснить для себя последующее, один пробел наслаивается на другой, и уже не приходится говорить о каком-то интересе.
Третья причина в том, что многие преподаватели не были на производстве и не знают его. А как можно готовить специалистов для производства и вызвать у них интерес, если ты сам его не знаешь?
Четвертая причина, на мой взгляд, заключается в том, студенты знают, что они никогда не будут работать по данной специальности. Приведу пример. Трудолюбивая, умная студентка окончила агрономический факультет с отличием. А потом окончила курсы парикмахера, кем и работает. И главная  беда том, что мы превратили образование в бизнес. Мне помнится, как преподавателей с экзаменационными листами с печатью и подписью ректора направляли в школы заключать с учениками 10 и 11-х классов договора на учебу в институте. Они вносили определенную сумму денег, якобы за учебу, а по окончании школы зачислялись сразу на третий курс.
Все эти причины, безусловно, тесно взаимосвязаны, вытекают одна из другой и корнями уходят в формальное отношение к работе некоторой части преподавателей, в основном, чиновников от образования, и в их стремление устроить себе более легкую жизнь. 
Истина, очень важная для педагогики, особенно высшей школы. Ведь в вузе молодого человека ведут уже не к подножиям, а к вершинам знания, и только наставник способен указать пусть крутую, но верную тропу к нему.
В студентах, которым я читаю лекции, с которыми беседую в университетских коридорах, я всякий раз ощущаю сотрудников, друзей, с которыми привык советоваться и делиться. Неважно, что многих из них я потом, может быть, никогда и не встречу, но в душе у меня они должны жить как коллеги, единомышленники.
Прекрасны минуты озарения, когда ученый понимает: «Вот он, пойман миг, открытие сделано». Специалисты по психологии творчества немало потратили сил, чтобы исследовать сущность научного поиска. И споров, как правило, хватает. Вслушиваясь в эти споры, вольно или невольно приходится делать вывод: «Не просто от озарения к озарению, а, прежде всего, от преподавателя к ученику – такова дорога познания, углубляющегося и расширяющегося от поколения к поколению». 
Однако проблема воспитания воспитателей не снимается с повестки дня. Она не сводится к сухому, назидательному инструктированию. Речь идет об освоении лучших традиций преподавателей, изучении их опыта, профессионального и идейно-нравственного воспитания будущих специалистов. Именно этому должны служить семинары, тематические конференции, заседания Ученого совета, где должны обсуждаться проблемы педагогического мастерства.
Реальные результаты будут ощущаться после творческих дискуссий, собирающих вместе ученых, представляющих фундаментальные и прикладные сферы и знания, технические и общественные дисциплины.
Разумеется, педагогическое мастерство не является «чистым искусством». Оно действенно лишь тогда, когда базируется на двуедином основании: постоянном росте в сферах научной и мировоззренческой.
Творческий поиск в воспитательной работе должен концентрироваться на формировании активной жизненной позиции, усилении нравственного воспитания. Педагоги должны прививать студентам умение отстаивать свою точку зрения, аргументированно выступать в ходе дискуссий, занимать в них наступательную позицию. Для этого надо использовать наши действительные трудности и недостатки. Наставникам студенчества не надо обходить острые вопросы, необходимо показывать, как мы боремся с недостатками, сосредотачивать внимание профессорско-преподавательского состава на их преодолении. 
К сожалению, сейчас захлестывает «вал» мероприятий и бумажный поток. Не изжит формализм в оценке научно-педагогической деятельности. Много проблем и в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. Педагогическая подготовка сегодня не выдерживает никакой критики. Подготовка их через докторантуру PhD смехотворна. Докторант должен иметь двух, а то и трех консультантов: одного – по месту учебы и двух – за рубежом. Представьте себе, что у нас не один, а три министра образования: один – в Астане, второй – во Владивостоке, третий – в Цюрихе. Друг друга не знают, не видели, но имеют равные права. 
Требует решения и другой вопрос: определение необходимого объема педагогических знаний и навыков для вузовского преподавания. До сих пор здесь нет четкого, ясного положения, а потребность в нем ощущается. Необходимо определить и узаконить в масштабах высшей школы направления и методы освоения наставниками студенчества основ наук о воспитании и  о формировании мировоззрения и морали.

 

2575 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»