• Исторические страницы
  • 23 Августа, 2013

ЕЩЕ ОДНО ЗАБЫТОЕ ИМЯ АЛАШСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

Зиябек Кабульдинов, 
д. и. н., профессор,
директор НИЦ «Евразия» 
ЕНУ им. Гумилева

Одной из самых «репрессированных» республик Центральной Азии, вне всякого сомнения,  был Казахстан. Массовый голод, создание лагерной рес­публики, депортация в обезлюдевший край целых этносов, ядерные испытания заметно усугубили и без того непростую ситуацию в крае. А местом, где больше всего было  репрессированных казахов, пожалуй, была Омская область, где по нашим неполным подсчетам  сталинским преследованиям подверглись около одной тысячи наших соплеменников, в том числе считая тех, кого настигла жестокая карательная машина советов и за пределами этого региона. 

Основная причина создавшейся ситуации кроется, на наш взгляд, в ряде следующих обстоятельств. Во-первых, Омский уезд Акмолинской области, по словам бывшего министра просвещения  Казахстана, уроженца этой местности Смагула Садуакасулы, была самой просвещенной частью  Степного края. В то время Омск был центром формирования и становления передовой национальной интеллигенции. 
Во-вторых, здесь долгое время, вплоть до 1930 года, сильно «витала» идея включения Омска и северо-восточной части Омского уезда в состав соседнего автономного  Казахстана, что само по себе стало одним из веских аргументов усиления карательного прессинга большевиков. 
В-третьих, этот  уезд в начале XX века был самым богатым в скотоводческом отношении регионом края. В первую очередь, власть большевиков преследовала состоятельных номадов. По данным материалов экспедиции Ф. Щербины, в 1901 году здесь было зафиксировано всего лишь около 3% земледельческих хозяйств из почти 800 аулов!
Абсолютное большинство из них родилось здесь, а некоторые – учились или работали  в этом благодатном крае. Назовем имена только некоторых из них: Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Миржакып Дулатулы, Айдархан Турлыбаев, Отыншы Альжан, Райымжан Марсеков, Ережеп Итбаев, Сеилбек Жанайдаров, Асылбек, Муратбек и Мусылманбек Сеитовы, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Кошке Кеменгер, Динше Адилов, Смагул Садуакасулы, Габбас Тогжанов, Жумат Шанин, Абульхаир Досов, Бекмухамед Серкебаев, Карткожа Тоганбаев, Бирмухамед Айбасулы, Амре Исин, Мухтар Саматулы, Мукан Айтпенов, Колбай Тогусов, Ныгмет Нурмаков, Шаймерден Альжанов, Газиз Айтпаев, Капез Тасшанов и многие другие. Все они внесли  достойный вклад в дело народного просвещения, укрепления национально-демократического движения в крае, а также научного изучения своей родины.
Пожалуй, одним из ярких и самобытных общественных и государственных деятелей казахского народа был Темирбулат Мухамеджанович Тельжанов. Происходил он из знатной семьи: приходился внуком известному волостному управителю Тельжану из подрода бурас-курманов племени керей.  До сих пор местные старожилы тепло вспоминают этого уважаемого человека. Тельжан болыс, будучи по-арабски грамотным, еще в 1906 году, когда на территории обширной Акмолинской области начали создаваться первые двухгодичние русско-казахские школы, одним из первых обратился в адрес Акмолинского военного губернатора с просьбой разрешить открыть для его сородичей такую школу, для чего безвозмездно передал свой добротный дом.
Темирбулат был женат на прекрасной Жамал, 1906 года рождения (которая приходится автору данной статьи родной тетей и дочерью известного бая («мын айдаган») Жакыпа сына Тащан бия из Покровской волости Омского уезда Акмолинской области).  Два ее родных брата Хамит и Казкен, добровольцами отправившись на фронт, без вести пропали в годы Великой Отечественной войны, а старший брат Габдолла умер в 1965 году, всю свою жизнь проработав в колхозе кузнецом и тайно исполняя должность аульного муллы, читая суры из Корана по репрессированным родственникам и  убиенным солдатам и офицерам Второй мировой войны. Практически все старшее поколение родственников Жамал было поголовно репрессировано советской властью или погибло на фронте.   
Аул супруги Темирбулата Мухамеджановича Жамал под названием Байдалин (Байтуяк), расположенный на территории современного Пристанского совхоза Таврического района Омской области, существует и поныне. Удивительно: сохранился и дом, где она родилась и выросла. В 1983 году в этих местах побывал сын Жамал – известный в Казахстане и за его пределами художник Канафия Темирбулатович Тельжанов. Ныне он работает в Академии искусств им. Жургенова. Вот как об ауле своей матери   очень тепло вспоминает  ее сын: «Помню, ребенком дед часто катал меня на тачанке с открытым легким кузовом, запряженной тройкой, из Тельжан-аула в мамин аул Байтуяк (Байдалин. – З. К.) Омской области. И я запомнил огромный размах степи, наполненной чистым ароматом степных трав, полыни и цветов... самобытные мазары, памятники народного зодчества казахов Западной Сибири и разветвляющиеся степные дороги».
Темирбулат родился в пригороде Омска, в урочище   Каникей в 1898 году, и с молодых лет активно включился в общественно-политическую  работу среди казахского населения Омского Прииртышья. Первоначально, как и вся грамотная часть коренного населения, он участвовал в национально-демократическом движении «Алаш» на территории Акмолинской области. После политической амнистии участников  алашского движения советской властью, он перешел на работу в советско-партийные органы и в 1919 году, в возрасте 21 год вступил в партию большевиков. 
В период с 1919 по 1921 гг., несмотря на свою молодость, был избран членом редколегии газеты  «Кедей сөзі», официального органа Сибирского бюро ВКП(б). Вот что по этому поводу пишет известный советский исследователь В. Познанский: «Так, когда Сиббюро ЦК РКП(б) решило вопрос о создании редколлегии газеты «Кедей сөзі», то наряду с видными коммунистами Г. Тогжановым от своей организации и Т. Тельжановым от Сибоблтаткирбюро РКП(б) в нее ввели беспартийного известного казахского просветителя Магжан Жумабаева. По поручению Сибревкома М. Жумабаев вместе с Г. Тогжановым, Т. Тельжановым, Б. Айбасовым, Серкебаевым, Х. Кеменгеровым, Фазыловым, М. Сеитовым и Х. Какеновым образовали литературную группу в Омске для широкого осведомления населения о Кирреспублике». 
Тельжанов был автором многочисленных статей о необходимости открытия новых школ, поступления казахских детей в высшие учебные заведения, активного изучения истории края, искоренения некоторых отживших сторон свадебных и погребальных обрядов, улучшения пород местного скота.  Предполагалось выпускать газету один раз в неделю, но фактически она выходила только раз в месяц. Кстати, верстальщиком в этой газете работал знаменитый балуан Хаджимухан Мунайтпасулы. 
В 1921 году он стал членом Президиума Омского губерисполкома,  редактором газеты «Бостандық туы», официального печатного органа Представительства КАССР при Сибревкоме. В 1922 году он становится членом ЦИКа КАССР второго созыва, в этом же году стал одним из первых организаторов и главных редакторов газеты «Енбекші Қазақ», авторитетного печатного издания края. А в период массового голода 1921–1922 гг.  в Казахстане, стал чрезвычайным уполномоченным по помощи голодающим. В 1923–1924 года его назначают членом Акмолинского губернского суда, а также он становится признанным политическим руководителем и организатором комсомола среди молодежи Сибири при Сибирском областном киргизко-татарском бюро при Сиббюро ВКБ(б).  
Темирбулат принимал деятельное участие и в работе уникального казахского студенческого землячества, которая на омской земле не прервалась и по сей день. Помогал нуждающимся студентам из области и различных регионов края легче адаптироваться в Омске, особенно в первые годы учебы. Организовывал участие в общественно-значимых мероприятиях среди омской студенческой  молодежи.  Как вспоминал один из известных  казахских художников Казахстана Аубакир Исмаилов (материалы из личного архива Тельжанова. – З. К.):  «В Омске в юго-восточной части города, за речкой Омка с давних времен жили казахи. Эту часть называли в народе «Каржас». Уже в XIX веке Омск стал культурным центром, где позже получила образование казахская молодежь. Одним из известных и уважаемых жителей в 20 годы был Темирбулат Тельжанов. Он очень помогал многим студентам, и когда мы, я, Аубакир Исмаилов, Малик Косшубаев, Сарсенбай Сарсенбаев учились в Омском Художественном техническом училище им. Врубеля на курсах для подготовки в Художественные вузы, он помогал нам доставать краски, тушь, холсты. В 1928 году 2 мая в клубе им. Халтурина состоялся вечер казахских студентов. Накануне мы с Маликом Костубаевым и с помощью Темирбулата Тельжанова написали и наклеили афиши (арабским шрифтом). На вечере присутствовали: друг Темирбулата Тельжанова Смагул Садуакасулы; Габит Мусрепов. Состоялся концерт, где выступил со своими стихами Магжан Жумабаев; знаменитый певец Кали Байжанов, который по просьбе Т. Тельжанова пел вариант Шокпая «Екі жерен», «Арман». На этом же концерте я станцевал «Кара жорга». В зале была устроена выставка из пленэрных работ. Темирбулат Тельжанов внимательно смотрел наши работы, после беседовал с нами к как работы наши ему очень понравились сказал: у меня есть сын, когда он подрастет, я обязательно буду учить его на художника. 9 мая в районе Каржаса, недалеко от большой мечети, были организованы народные гуляния, где выступал известный тогда жырау Актай Маманов, который исполнил «Козы Корпеш», «Енлик Кебек». На этом же гулянии Темирбулат Тельжанов организовал сбор денежной помощи для казахских студентов. В начале июня в Петропавловске был большой концерт, который помог организовать Т. Тельжанов… На сцене пел знаменитый певец Укили Ибырай, сказители, хор, выступали танцоры. После мы встретились с Т. Тельжановым, и я рассказал ему о своем желании выставиться на передвижной выставке. И он, вместе с журналистом Серкебаевым, помог мне».
Как настоящий патриот своего народа, он вошел и в республиканскую комиссию при Сибревкоме по размещению границ Сибкрая и КАССР, при этом занял твердую позицию по включению Омска и Омского уезда в состав Казахской Автономии во имя торжества исторической спаведливости. Кстати, до 1893 года территория этого уезда была стопроцентно заселена казахами, за исключением г. Омска и части Пресногорьковской и Иртышской казачьей линии. В Представительстве Киргизской АССР при Сибревкоме он вместе с Т. Тогжановым курировал вопросы партийной работой. К примеру, он инициировал открытие в Петропавловске средней медицинской школы для выпуска «медиков-мусульман» с установлением квоты в 60 человек, из которых 40 мест –для казахов, 20 –для татар. Он принял деятельное участие в работе созданной Литературной коллегии, призванной  широко освещать информацию о Кирреспублике.  Сбором сводок занимались Б. Айбасов, М. Сеитов, работу с КазЦИК и СНК налаживали Х. Кеменгер, Б. Айбасов.  
Но, к сожалению, в конце 20-х годов, в самом начале политики коллективизации, он, как и другие бывшие алашовские деятели, был отстранен от переговорного процесса. И в 1930 году Омск и самая плодородная северо-восточная часть уезда окончательно перешли в состав Омской губернии. Так,  к Омскому округу Сибирского края были присоединены территория бывшей Добровольской, Степановской, Черлаковской и части Бостандык-Тууской волостей бывшего Петропавловского уезда КАССР с отнесением к Павлоградскому району: аула № 4, Узун-Агачского сельсовета из бывшей Бостандык-Тууской волости и Лащиновского и Розовского сельсоветов со всеми входящими в их состав населенными пунктами, из бывших Добровольской волости Бессарабского, Громогласовского, Ново-Санжаровского, Ореховского, Русско-Полянского, Степановского, Цветковского и Черноусовского сельсоветов со всеми входящими в их состав населенными пунктами из бывшей Степановской волости и Моисейского, Татарского и Черлакского сельсоветов со всеми входящими в их состав населенными пунктами из бывшей Черлаковской волости…
Вскоре огромная тяга к знаниям привела Тельжанова на рабфак в  Оренбург, который он успешно закончил в 1924 году. А в 1925 году поступил на экономический факультет Ленинградского политехнического института. В стенах этого вуза он продолжал кипучую деятельность в местном казахском землячестве, насчитывавшей тогда до 250 выходцев из Казахстана и различных областей России. Он руководил кружковой работой, читал лекции по актуальным социально-экономическим проблемам. Параллельно работал в доме культуры народов Востока, занимался преподавательской деятельностью по общественным дисциплинам в Ленинградском художественном техникуме. 
В годы пребывания в Ленинграде он близко дружил и общался с видными представителями казахского народа – Мухтаром Аузовым, Алькеем Маргуланом, Сабитом Мукановым и многими другими, как и в Омске был инициатором организации казахского землячества. Вот как об этом тепло вспоминает известный казахский писатель С. Муканов: «В Ленинграде существовал хороший обычай: студенты, приехавшие из разных краев и союзных республик организуют так называемое землячество. Организовали такое землячество и казахские студенты... Казахское землячество насчитывало тогда около 250 человек. Председателем его был студент Политехнического института Темирбулат Тельжанов, секретарем студент Энергетического института Ибрай Тажиев. К Темирбулату Тельжанову я и пришел посоветоваться по квартирным делам. Темирбулат в тот же день устроил меня». 
В 1929–1930 гг., успешно совмещая учебу, работал старшим экономистом, заместителем начальника  экспортно-импортного Управления Наркомторга КАССР. В этот же период нашел время и для участия в посевной кампании и колхозном строительстве. 
В 1931 году работал доцентом, завкафед­рой политэкономии в Алма-Атинском сельхозинституте. В 1931 по 1934 гг. находился на преподавательских и административных должностях в соседней России: был доцентом на кафедре политэкономии в Ленинградском восточном институте имени Енукидзе, помощником директора и заведующим сельхозотдела Института народного хозяйства им. Плеханова в Москве. 
Вскоре его выдвинули на должность заместителя директора Университета марксизма-ленинизма, что было явным признанием его организаторского таланта и качеств опытного преподавателя и умелого руководителя. 
Как известно, Темирбулат Тельжанов владел почти всеми тюркскими языками СССР, а также русским, немецким и турецким. 21 октября 1934 года, в ходе тайного голосования, он был избран директором Научно-исследовательского института животноводства с участием на собрании  первого сек­ретаря компартии КазССР Л. Мирзояна. А на заседании  бюро Крайкома ВКП(б) от 16 ноября 1935 году он был направлен на преподавательскую работу в сельхозинститут им. Л. Мирзояна. 
Государственная и общественно-политическая деятельность Т. Тельжанова протекала в среде многих видных деятелей интеллигенции 20-30 годов минувшего века. Он весьма близко общался с передовой частью казахской интеллигенции того времени: Магжаном Жумабаевым, Абдрахманом Айтиевым, Абульхаиром Досовым, Смагулом Садуакасулы,  Габитом Мусреповым, Мухтаром Ауезовым и др.
Не обошли Темирбулата Мухамеджановича и массовые политические репрессии: 6 января 1936 года Алма-Атинский горком партии исключил его из партии за сокрытие своего социального происхождения, участие в так называемой алашординской «контр­революционной организации». За этим последовал его арест 4 ноября 1937 года. По постановлению «тройки» УНКВД по Ленинградской области от 15 апреля 1938 года он был осужден к высшей мере наказания – расстрелу. 
  Непростая участь постигла и его семью. После его ареста семья продолжала оставаться в Ленинграде. Его жена Жамал с двумя детьми – Канафией и Айшой – по-прежнему жила у родителей репрессированного. Осенью 1941 года Канафию вместе с другими школьниками эвакуировали из Ленинграда в с. Колково Кировской области. Вот что пишет об этом случае в своих воспоминаниях Канафия Тельжанов: «Когда я спускался с рюкзаком за спиной с третьего этажа и оглянулся на стоявшую у двери и молча провожавшую меня в эвакуацию маму, я понял, что больше ее не увижу». Жамал, оставшаяся в блокадном Ленинграде, погибла от голода, как и сотни тысяч горожан, а Айша была отправлена  в  г. Молотов вместе с учащимися знаменитого Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой.
 5 апреля 1942 года Канафия Тельжанов получил известие о смерти матери, погибшей в возрасте 36 лет в блокадном Ленинграде. Канафия дважды создает небольшой отряд сопротивления из числа детдомовцев из Ленинграда. Ставит перед боевой группой задачу доехать до блокадного города и принять участие в его обороне. Но на ближайших станциях «сопротивленцев» снимают с поезда и обратно возвращают в Киров. Ему не дали повоевать под Ленинградом, и он принимает решение вернуться  в Алма-Ату, но на каждое обращение получает категорический отказ. В этих безвыходных для него условиях, холодной и вьюжной зимой 1942 года он пешком отправляется из с. Русаново до районного центра Халтурина, пройдя по глубокому и рыхлому снегу более 20 километров. Встречается с начальником милиции, который после убедительных доводов юноши, все же выдает ему разрешение на выезд из области. На обратном пути сталкивается с голодными волками. Об этом случае говорит сам Канафия: «Видимо, правы создатели наших легенд и преданий о том, что «предки казахов родились от волчицы»: посмотрев друг друг в глаза, волки и их «родственник» Канафия расходятся  мирно».         
Так, в пятнадцать лет началась самостоятельная жизнь будущего художника: из Кировской области с трудностями он добрался до Алма-Аты. Его приняли сразу на второй курс Алма-Атинского художественного училища. В 1947 году он успешно закончил учебу и поступил на факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. В 1953 году, успешно защитив дипломную работу, он возвращается в столицу Казахстана и сразу же начинает преподавать на старших курсах в Художественном училище. Сегодня он, как и его отец, активно занимается общественной и научно-преподавательской работой. Так, был депутатом Верховного Совета республики многие годы, членом ЦК КП Казахстана, Председателем Правления Союза художников Казахстана, членом Правления и секретарем Правления Союза художников СССР, членом Комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР, свыше 20 лет – членом Международного Совета музеев мира, членом Главной редакции Большой Казахской энциклопедии, членом комиссии по Государственным премиям РК в области литературы, искусства и архитектуры, членом Ученых Советов и комиссий, связанных с вопросами культуры, науки, художественного образования. Вырастил своих детей достойными памяти своего  незаконно репрессированного отца Темирбулата, уважаемого деда Мухамеджана, дав им прекрасное образование и воспитание. 
Определением трибунала Ленинградского военного округа от 28 мая 1958 года постановление в отношении его отца было отменено, и дело в отношении Тельжанова было прекращено за отсутствием состава преступления. Имеется и справка Советского райкома г. Алма-Аты, Компартии Казахстана от 5 января 1990 г. и Постановление Бюро ЦК Компартии Казахстана 29.12.1989 г. протокол № 104, о партийной реабилитации  Тельжанова и восстановлении в рядах КПСС посмертно с годом вступления – 1919.
Но это стоило очень многого. Несмотря на то, что его дети всю жизнь прожили с клеймом «детей врага народа», Канафия, не думая о себе, открыто добивался восстановления доброго имени своего отца.  К примеру, вот что он писал в комиссию партийного контроля при ЦК КПСС от 11 сентября 1989 года на имя К. Пуго, когда все еще свежи были огульные обвинения казахов в национализме: «Когда кончатся эти преступления, и кончатся ли они вообще когда-нибудь – эта бездуховность, уродующая души и лучшие душевные порывы сыновей и дочерей так называемых детей отцов-преступников?... Я не могу принять это оскорбление и уйти с этим клеймом в другой мир, хотя жизнь на закате, и осталось немного. Я не могу принять его и согласиться с подобным заключением неправды перед лицом  будущего поколения. После нашего времени придет новое племя – молодое, незнакомое. Я не могу позволить, чтобы эта ложь ядом разлагала и отравляла их сознание. Не должно быть внукам и правнукам стыдно за дедов и прадедов, за недопетые ими песни, нераскрытые таланты, за прожитые или несправедливо отнятые у них жизни. Пусть они дышат полной грудью, чего не пришлось испытать нашему поколению». Надо признать: это письмо стало началом процесса реабилитации его отца. 
Темирбулат Мухамеджанович Тельжанов был одним из тысячи казахов Омского Прииртышья, которых советская власть подвергла жестоким политическим репрессиям. К великому сожалению, из всех представителей национальных меньшинств Омской области, местные казахи подверглись преследованиям в относительном исчислении – в наибольшей степени. Эта горькая правда и скорбная страница жизни и деятельности почти 100-тысячного казахского населения современной Омской области.
Имя Темирбулата Тельжанова навсегда останется в памяти казахского народа как одного из достойнейших его сыновей. Наша молодежь должна брать с него пример, ибо именно такие как он приносили пользу и славу своему народу. К великому сожалению, имена казахов, родившихся за пределами современного Казахстана, незаслуженно предаются забвенью: к примеру, в России, по сформировавшимся  неписанным правилам, о них почти не вспоминают, а казахстанские исследователи их вовсе не изучают, надеясь на своих российских коллег. Имена многих казахов, родившихся и выросших за пределами Республики Казахстан, ждут своих новых исследователей. Мы убеждены, что именем Темирбулата Мухамеджановича Тельжанова будут названы улицы и проспекты городов Казахстана. Ему благодарные потомки непременно поставят памятник. Ученые о нем напишут свои книги-воспоминания. Ибо наша молодежь должна быть похожей на таких как он. Честных. Образованных. Преданных. Чистых. Беззаветно любивших свою Родину и народ.     

 

2675 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»