• Геополитика
  • 20 Июля, 2018

Парадигма ПОИСКА

Аманжол КОШАНОВ, академик НАН РК

Казахстан наравне с мировым сообществом вступает в этап четвертой промышленной революции. На языке западных экономистов и социологов он именуется постиндустриальной стадией мировой экономики. Базисом набирающего темпы нового этапа предстает особый технологический уклад с широким внедрением (утилизацией) последних достижений науки и техники во всех сферах жизни. Современный мир на выходе из затяжного экономического кризиса закладывает основы нового материального базиса, который обеспечит радикальное техническое обновление всех сфер и отраслей, как основы новой производительности труда и высокой конкурентоспособности товаров и услуг.

В Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» ведущим и определяющим звеном этой стратегической задачи выдвигается именно подготовка материальной базы четвертой промышленной революции. При вхождении в тридцатку самых развитых стран республика должна подойти принципиально технологически обновленной. Радикальные преобразования и достижения Казахстана за последнюю четверть века – серьезная база, но «не гарантия завтрашних успехов», как заявил об этом Глава государства. «Индустрия 4.0», зародившаяся на рубеже нового тысячелетия, кардинально преобразует экономические устои, жизненный уклад, рынок рабочей силы в мировой экономике. В корне меняет глобальные цепочки создания стоимости, ибо преобразуется роль основных факторов ее созидания. В Послании Президента сформулированы 10 ключевых задач, позволяющих реализовать в Казахстане элементы четвертой промышленной революции и вхождения страны в лигу инновационных экономик. К ним отнесены: индустриализация и цифровизация; реорганизация сырьевых индустрий, «умные технологии» в АПК, эффективная транспортно-логистическая инфраструктура, современные технологии в строительстве и коммунальном секторе, формирующие понятие «умные города» («smart towns»), перезагрузка в финансовом секторе. Важный аспект в Послании – развитие человеческого фактора через модернизацию уровней системы образования, новых технологий в здравоохранении, качественной занятости и справедливой системы социального обеспечения. Проблема решается с последовательным приближением этих сфер к передовым международным стандартам. Важным фактором для решения принципиально новых задач является формирование нового технологического уклада как основы постиндустриального общества. Оно создается на базе современных достижений научно-технического прогресса, обновленной во всех сферах экономики и общественной жизни. По оценке, к 2030 году около 50 процентов профессий в индустриальной сфере будут обновлены. Поэтому сверхзадача – проблема формирования новых профессиональных стандартов и новой социальной политики. Президент 5 марта текущего года на совместном заседании палат Парламента РК сделал примечательное заявление «О новой социальной политике», где инициировал пять социальных решений по повышению жизненного уровня и профессиональной подготовки населения республики. В целом, мировая экономика выходит из кризиса. По прогнозам, 2018 год станет первым годом, когда она будет работать почти на полную мощность. Реформы по повышению качества образования и здравоохранения, а также совершенствование инфраструктурных услуг способны существенно нарастить потенциал роста. И возможности Казахстана в этом плане реальные. Тому порукой рост ВВП в 2017 году на 4 процента. Этот темп обосновывается как оптимальный на среднесрочный период. Согласно прогнозам аналитиков Всемирного банка, темпы экономического роста в Европе и Центральной Азии снизятся с 3,7 процента 2017-го до 2,9 процента в 2018-ом. Но ожидается восстановление экономик на востоке региона, основной вклад в который внесут страны-экспортеры сырья. Одним из них является Казахстан. В целом экономическая конъюнктура улучшается. 2017 год оказался существенно лучше предыдущего. За последние три года в стране успешно работают практически все отрасли – горнодобывающая, обрабатывающая, производство электроэнергии, строительство, развитие транспорта. В 2018 году рост ВВП ожидается на уровне 3,8 процента. В то же время, будем объективными, эта динамика не отражается на росте производительной занятости и на доходах населения, которые в реальном выражении устойчиво падают. Противоречие кроется в природе экономического роста. А именно: больше половины экономического роста дают отрасли, в которых работают менее 4 процентов занятого населения. При этом зарплата и занятость в них не сильно зависят от производственных показателей, а сами предприятия точечно локализованы на западе и северо-востоке страны. Рост физического объема в остальных отраслях во многом связан с переориентацией потребления на более дешевые товары, что снижает реальную прибыльность бизнеса и соответственно реальные заработные платы и доходы населения. Мировые финансовые центры – ВБ, МВФ и ЕБРиР и др. оптимистично оценивают перспективы глобальной экономики, в том числе и стран-экспортеров энергоресурсов (Казахстан и Россия), чему способствует восстановление роста экономик в развитых странах и, соответственно, потребности в них в энергоресурсах. Что может затормозить экономический рост Казахстана в перспективе? Основной риск – сырьевая структура экономики и конъюнктура мирового рынка нефти. Мировые цены на нефть перешагнули рубеж в $60-65 долларов за баррель. С одной стороны, рост цен на нефть будет улучшать текущий счет и финансовые условия, но с другой – усилится зависимость от мировой конъюнктуры и откладывается структурная перестройка экономики. Сырьевая экономика из-за конъюнктуры нефтедолларов заслоняет реализацию проектов несырьевой направленности, которые в решающей мере нацелены на новый технологический уклад. Сырьевая конъюнктура и динамика нефтяных цен сдерживают перспективный рост. Это очевидно в отставании республики от передовых стран по производительности труда в ряде отраслей экономики (в сельском хозяйстве – в 12-15 раз, в горнодобывающей промышленности – в 5-10 раз, в обрабатывающей промышленности – в 2-4 раза). Притом, в последнем случае несопоставима база сравнения. Многих исключительно важных отраслей – машиностроения, электроники, станкостроения в республике вовсе нет. И как следствие, недостаточно присутствие в экономике современных технологий при высоком износе техники вчерашнего дня. По данным рейтинга «The Global Innovation Index» («Глобальный уровень инноваций»), Казахстан занимает 78 место. Это довольно значительное отставание даже в ряду развивающихся стран: за последние 5 лет Казахстан поднялся на 5 мест, Китай – на 13 мест, а Турция совершила скачок аж на 31 позицию. Темпы инновационного развития необходимо резко наращивать. Для респуб­лики в решении проблемы инновации существуют два пути: внедрение достижений отечественной науки, что недостижимо вследствие слабости самой науки и фактического отсутствия спроса на ее рекомендации со стороны частного сектора. Транснациональные компании завозят технику из-за рубежа по своему усмотрению. Мировая экономика на этапе смены прежнего технического базиса активно решает вопросы перехода на новый технологический уклад, переживает так называемый «шторм нововведений». Расходы на освоение нововведений, как и масштаб их применения в развитых странах растут ежегодно на 35 процентов. По оценкам, перестройка экономики передовых индустриальных стран на основе нового технологического уклада продлится еще 3-5 лет. Расходы на науку по развитым странам, как правило, на уровне 3-4 процентов ВВП. При уровне этого показателя для Казахстана 0,14–0,17 процента есть серьезная опасность консервации отставания. Активный трансфер технологий и привлечение ПИИ в новых условиях затруднен. Предельно обострились противоречия между ведущими державами в межгосударственной, политической и экономической сферах (санкционные, торговые войны, протекционизм и ограждение внутреннего рынка). В создавшейся обстановке Казахстан объективно должен укреплять межгосударственные экономические связи с развитыми странами по проектам и соглашениям на новые технологии и инвестиции. Это фактически расширит суверенитет республики в рамках заимствования достижений четвертой индустриальной революции. Нынешний технологический уровень стран ЕАЭС не позволяет рассматривать сотрудничество между ними в качестве базы для инновационной модернизации экономик стран-членов, в том числе и Казахстана. Поэтому увеличение доли технологичной продукции, трансфер новой техники возможны в решающей мере за счет третьих стран. Роль государственной инициативы и выход на технологические уровни развитых государств имеют важное стратегическое значение. В этом не только ключ к удовлетворению насущных нужд внутреннего рынка, но и реальный фактор повышения конкурентоспособности экономики Казахстана. Торгово-экономическое сотрудничество с высокотехнологичным рынком ЕС архиважно для структурной перестройки экономики, последовательного углубления производственно-технологической интеграции с индустриально-развитыми государствами. В соотношении экономики и политики во внешней политике приоритетом для республики остаются обеспечение, прежде всего, экономической независимости и укрепление научно-технологического потенциала. Когда речь заходит о качественно новом инновационном применении достижений научно-технического прогресса в приоритетных отраслях народного хозяйства, возникает правомерный вопрос о конечной эффективности этих мер на государственном уровне. На самом деле, завершается вторая пятилетка Программы ускоренного индустриально-инновационного развития Казахстана. За эти годы, по официальной статистике, введено в строй около тысяч объектов, которые должны были обеспечить 6-7 процентов ежегодного прироста ВВП республики. Напрашивается вопрос, насколько эффективно были использованы в реализуемых программах по регионам и в целом по Казахстану многомиллиардные инвестиции? Достигнуты ли по ним намеченные уровни инновационности? Как можно судить по динамике ВВП и показателям перерабатывающих сфер, Стратегическая программа по индустриализации республики требует качественно нового подхода к ее формированию с учетом серьезных недостатков и упущений прошлого периода. Об этом свидетельствует уровень инновационности выпускаемой продукции по республике, который, по данным официальной статистики, не превышает 5-6 процентов. Для сравнения, доля инноваций в экспорте товаров и услуг развитых стран Западной Европы, Японии, не говоря уже о США, составляет 35-40 процентов. Естественно, третья пятилетка Программы ИИР Казахстана должна быть ориентирована на решение задач реиндустриализации на качественно новом уровне. Поэтому в Послании Президента РК народу Казахстана в 2018 г. ведущим и решающим звеном и целью этой стратегической задачи выдвигается неотложность перехода в новую стадию индустриальной революции. Будем объективными, позитивная динамика отдельных ведущих отраслей экономики не снимает ряда неотложных социальных проблем. Речь идет о росте производительной занятости и доходах населения, которые в реальном выражении устойчиво падают. По данным Международной организации труда, Казахстан по уровню средней заработной платы находится на 61 месте. Всего в рейтинге была представлена 71 страна (группа развитых и развивающихся стран за 2016 год), данные были рассчитаны по паритету покупательной способности. Средняя заработная плата по статистике стран, поддающихся учету, в 2016 году составила: Люксембург – 5654 долл., Норвегия и США – соответственно 3654 долл. и 3263 долл., Россия заняла 51 место с 570 долл. (среднемесячная заработная плата), Казахстан – 61 место с показателем 339 долларов. Официальная статистика отражает и факт значительного снижения реальных доходов населения по Казахстану в 2017 году – на 8,2 процента. Снизились и номинальные денежные доходы населения на 1,5 процента, т. е. до 81039 тенге, что равно 245 долл. После двух последних девальваций невысокой остается (по мировым меркам) среднемесячная номинальная заработная плата: в декабре 2017 года она составила 168 220 тенге, или порядка 560 долларов. Хотя Народному банку удалось удержать инфляцию в пределах официального коридора 6-8 процентов, она все же остается высокой не только по сравнению с развитыми странами (1,5–2 процента), но и со странами СНГ (в России – 2,5 процента). В Китае этот показатель и вовсе в пределах 1,6 процента. Если два года назад юань была провозглашена резервной валютой мира (наряду с долларом и евро), то в январе 2018 года Шанхайская международная энергетическая биржа объявила фьючерсную торговлю нефтью за юань, что должно оказать серьезное влияние на доллар США, играющий главную роль в торговле нефтью. Юань из резервной валюты выходит на арену мировых торговых, экономических связей полноправной мировой валютой в роли средств обращения и накопления. В Стратегии «Казахстан-2050» впервые формулируется Концепция нового содержания социальных нормативов качества жизни населения, с учетом практики индустриально развитых, социально ориентированных государств. Проблема заключается в разработке научно обоснованных гарантированных государством минимальных ключевых индикаторов качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий, пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимальной и рациональной потребительской корзины на одного казахстанца. При соответствующем повышении минимальной заработной платы, базовых пенсий, всех социальных пособий и выплат такая мера явится стартовой площадкой для выравнивания с нормативами социально ориентированных государств. В этом аспекте разработка новых социальных стандартов и гарантий требует новых методологических подходов и обоснований вариантов минимального и рационального потребительских бюджетов по республике и регионам. Что же касается аналогичных нормативов в развитых странах, то минимальный потребительский бюджет Франции, скандинавских и других стран содержит от 400 до 500 позиций (в Казахстане до 40 позиций), а общая стоимость корзины примерно в 19 раз перевешивает идентичный показатель по нашей стране. В условиях нарастающего демографического кризиса в республике (высокие темпы урбанизации и эмиграции при снижении показателей фертильности – способности половозрелого организма производить жизнеспособное потомство) приобретают особое значение разработка и принятие Закона «О государственных гарантиях поддержки семей с детьми». Общая численность населения республики за четверть века независимости фактически стагнирует на уровне 17–18 млн. человек. Молодежь, получающая образование в России, в значительной части остается за пределами страны. Программа «Индустриализации 4.0» предъявляет особые требования к квалификации нового поколения кадров, которые должны реабилитироваться в первую очередь в семейных ячейках. Потому так важны гарантии государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей, с приоритетным установлением научно обоснованных пособий, оплачиваемых отпусков, налоговых и жилищных льгот. Эти меры потребуют увеличения доли расходов ВВП на семейные и материнские пособия. Как отмечается в докладе Российской академии наук, в РФ они составят 2 процента в 2020-ом и 2,5 процента в 2025 году. Преобразования и достижения Казахстана за четверть века независимости – серьезная основа для постановки и решения стратегической задачи по формированию технологической базы нового этапа индустриальной революции. Позитивная динамика отдельных ведущих отраслей не снимает целый ряд структурных, экономических и социальных проблем, неотложных к решению именно в рамках постиндустриального развития страны в рамках 4.0. Предметом особого внимания должна стать проблема преодоления структурных диспропорций, технологического отставания республики. Актуальна разработка теоретических и методологических основ новой научно-технологической концепции и активизации инновационных связей с третьими, индустриально развитыми странами. Предметом особого внимания должна стать разработка реальной комплексной социальной политики с учетом основных сфер жизнедеятельности человека, соответственно, его роли и значения на новом этапе индустриальной революции.

3503 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми