• Общество
  • 18 Июня, 2015

ЗЕМЛЯ ОТ БОГА, ГДЕ ИСТИННЫЙ ХОЗЯИН – НАРОД

Точка зрения

Досмухамед Кшибеков,
академик НАН РК

В прошлому году в «Казахстанской правде» была напечатана одна заметка о том, что в Южном Казахстане заготовители выкапывают солодку, а ее корни поставляют в Китай. Прочитал и задумался: В чем дело? Ведь испокон веков на земле Южного Казахстана росли два вида солодки: голубого и зеленого цвета. Зеленая солодка была отличным кормом для овец и коз. Но никто не думал, что корень солодки вызовет такой горячий интерес. В результате этого произошло хищническое уничтожение этого вида солодки. Что за варварство?

Я ожидал, что прокуратура возбудит дело, поднимет шум, накажет уничтожителей природы по всей строгости закона, но никакого резонанса не было. Дело прошло тихо, и если даже виновники были наказаны, то они, скорее всего, отделались только небольшими штрафами. Почему так получилось? Видимо, разорители природы доказали, что земля, где растет солодка, ими куплена, а на своей земле они имеют право поступать по своему усмотрению. Прокуратура – защитница закона – на этом осеклась и успокоилась. 

Я философ, а у философа есть дело до всего. Да, земля продается у нас по закону. Сейчас в Казахстане пустующих земель почти нет, практически вся земля продана. Для каких целей?  Чтобы земля имела своего хозяина, и она использовалась в качестве посевных площадей или пастбища для содержания скота. Все это правильно. Но что делать, если человек, купивший эту землю, не обрабатывает ее, не использует по назначению или ждет удобного случая, чтобы выгодно перепродать ее? От необрабатываемой и неиспользуемой земли страдает в целом народ, общество недополучает необходимую продовольственную продукцию. Поэтому необходимо уточнить, что значит продать и купить землю. Вообще, возможна ли продажа земли? Ведь она – основа жизни. Земля – это мать-кормилица в любом обществе. Она принадлежит народу в лице государства. А любое государство существует только в том случае, если есть территория, своя земля. 
Народ несчастен, если не имеет своего государства. В истории были народы, которые имели свое государство, потом его потеряли. Если вдруг изменился государственно-политический строй, то  земля остается прежней. Продается не земля, а лишь право пользования ею. 
В истории с самых древнейших времен военные столкновения происходили из-за земли, территории. Не случайно в эпоху империализма появился термин «борьба за жизненное пространство». 
Сумасбродные теоретики Третьего Рейха рисовали себе великую Германию так: на севере она будет граничить с Балтийским морем, на западе – с Атлантикой, на юге со Средиземным морем, Карпатами, Черным морем, Кавказскими горами, на востоке с Каспийским морем, рекой Волга, Уральскими горами, которые граничат с Ледовитым океаном. Отсюда политика нападения «Drang nach Osten» («Натиск на Восток»), на Cоветский Союз. Чем завершилась эта захватническая теория – известно всем. Она унесла жизни десятков, сотен миллионов людей. История все расставила на свои места.
На свете более двух тысяч наций и этнических образований. У всех своя территория, государственный строй, границы. Но никому и в голову не приходят идеи о каких-то географических границах, независимо от того, крупное оно или маленькое. Каждый народ живет на своей территории (земле) и имеет свое устройство. 
Время колониальных войн, захвата чужих территорий безвозвратно ушло, хотя некоторые локальные войны, противоречия все еще остаются. Если возникнет опасность захвата ее со стороны враждебных сил, народ будет ее защищать. 
Идеологов Запада беспокоит, например, Россия, которая имеет огромную территорию и является бельмом в глазу.  Спецслужбы США сос­тавили новые карты, на которых они разделили Россию на десятки маленьких государств на основе межнациональных конфликтов. Но на Западе забыли, что Россия не Ирак, не Афганистан и не Ливия, не учли, чем может обернуться для них такая провокация. Создать межнациональный раздор у нас и в России им не удастся. 
Когда в ХІХ веке царизм присоединил к себе Казахстан, он объявил всю казахскую землю собственностью Российской империи, отданной на пользование казахам. Первоначально такой указ ничего не означал для казахов. Они продолжали жить так, как жили их предки. Смысл этого указа они поняли позже, когда в Казахскую степь прибыли переселенцы, бывшие крепостные крестьяне из России, которым выделялись самые плодородные и поливные земли, путем выселения с насиженных мест туземцев (казахов) в сухую степь. Это было трагедией для казахов. 
В 1897 году во время всероссийской переписи населения в анкете император Николай ІІ записал: «Хозяин земли российской». Это не случайно, император был номинальным хозяином земли российской, чтобы ею распоряжаться, но не был ее собственником. Например, русские помещики владели огромными земельными площадями, имели пашни, луга, леса и озера, на которых трудились крестьяне. Помещик распоряжался этой землей, даже прикрепленными к ней крепостными крестьянами, но собственниками этой земли они не были. Екатерина ІІ дарила земли с прикрепленными к ней крестьянами своим приближенным. Но земля не стала, даже подаренная государем, вечной собственностью. Император Александр ІІ, отменив крепостное право, отпустив крестьян на волю, не спросил разрешения у помещиков. Политическая власть менялась, а земля оставалась за народом. Где эти помещики, князья, графы и т.д.? Их давно нет, а земля, которой они владели осталась за Россией, за русским народом, как истинным хозяином земли русской.
В свое время президент Российской Федерации Борис Ельцин, когда Премьер Японии в упор ставил вопрос и просил уступить четыре острова, относящиеся к Курильской гряде, такие как Кунашир, Итуруп и др. ответил, что он президент России, но землей он не владеет, она принадлежит народу. Ответ был очень правильным и точным. И глава государства – не собственник земли, он лишь распорядитель ее от имени народа.
В Конституции Респуб­лики Казахстан записано: «Земля и ее недра принадлежат народу». Поэтому владельцу, купившему по закону землю, надо напомнить определенное требование, что он – временный  владелец этой земли, временно является ее хозяином. Да, он – хозяин, и пользуется этой землей на определенный срок. В этом смысле он ее собственник, может ее использовать, поддержать и обогащать, но не имеет права разорять ее, приводить  в негодность. Если на его участке вдруг обнаружится какой-нибудь источник природного богатства, полезные ископаемые или археологические ценности, он не имеет права раскапывать ее или передать другим, а на плодородной земле без верховного разрешения вообще нельзя разворачивать большое строительство. Поэтому при продаже земли конкретно должно быть указано, на что он имеет право как собственник, а на что – нет. У казахов испокон веков существовал запрет: «Траву не рвать, землю не пинать» и т. д.
Во всяком случае, надо помнить – «Земля – от Бога» – народная, ее надо беречь и поддерживать. 
Во всех зарубежных странах к природе относятся бережно, знают, что она – основа жизни. Это известно. Приведу лишь два-три примера. Во Флориде (США) нам показали джунгли, сохранившиеся в нетронутом  людьми состоянии. Нам сказали, что для того, чтобы снять кинофильм «Тарзан» в этих джунглях, надо было получить официальное разрешение Конгресса США. В городских парках Киото и в других местах мы видели крупных и мелких рыб различной породы, плавающих в водоемах. На озере города Миннеаполис (США) мы видели плавающих диких гусей и уток. Таких примеров масса. Их никто не трогает. Народ воспитан и культурен, закон строг. Почему у нас это не так? 
Пережитки хищнического отношения преодолеваются у нас с трудом. Законы есть, но они работают не так строго – мешает психология людей. Это с одной стороны. С другой, и в развитых странах Запада и Востока активное и всевозрастающее освоение и покорение природы приводит к ее истощению и разорению. Этот процесс ведет к обнищанию природы, сокращению всего живого на Земле. К примеру, постепенно исчезают львы, тигры, в горах – рыси. Об этом писали все ученые мира и били тревогу. Таким образом формула «Не мое – не жалко» обернулась ненасытной жаждой наживы. 
Мы говорим о «Мәңгілік Ел» в  Казахстане. Да, это верно. Казахстан вечен, поскольку у него есть его земля, территория, которую надо беречь и укреплять. Есть исторически коренные и древние его хозяева – казахи. Нам эту землю сохранили и передали по наследству далекие предки – протоказахи – кочевники, у которых древняя история. Своя от Бога огромная территория, богатый язык.
Действительно, земля от Бога, истинный ее хозяин – народ, государь от имени народа ею управляет. Промышленники, аграрники, пользователи этой землей – арендаторы. Промышленники после выемки из недр полезных ископаемых не должны оставлять после себя разруху, хлам, а обязаны привести землю в надлежащий вид, современная техника позволяет это сделать. Аграрники должны постоянно заботиться об охране природы, поддерживать и обогощать плодородие почвы, не доводить ее до истощения, строго соблюдать агрокультуру, надо думать о будущих поколениях.  
Я пишу о банальных истинах, но следует говорить об этом постоянно, землю надо любить и лелеять. Именно исходя из этого, землю надо продавать в честные руки, чтобы она имела заботливого хозяина. Если купленная земля не обрабатывается, не служит народному хозяйству, зарастет бурьяном, то для всеобщей пользы, правильным было бы лишать таких нерадивых прав на нее. Земля, как народное достояние, не должна пустовать, а должна нас радовать и приумножать богатства страны. 
Продается или передается по наследству не земля, а право пользования землей.  Земля принадлежит народу в структуре государства. Народ живет на земле, облагораживает ее, и в минуты опасности защищает ее, не жалея живота. А управляет землей, страной, согласно закону, глава государства.

995 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми