• Общество
  • 18 Июня, 2015

Берегите зрение смолоду

21 июня – День медицинского работника

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 40 млн. слепых людей и около 125 млн. – со сниженным зрением. 
В Казахстане 56 тысяч инвалидов по зрению. Помимо этого в республике ежегодно регистрируется около 1 млн. человек с различной офтальмопатологией. 
Как выявить глазное заболевание на ранней стадии? Какие методы лечения сегодня использует современная офтальмология? Об этом и многом другом наш разговор с генеральным директором Казахского научно-исследовательского института глазных болезней, членом-корреспондентом НАН РК, доктором медицинских наук, профессором Турсунгуль БОТАБЕКОВОЙ.

– Турсунгуль Копжасаровна, сегодня в мировом здравоохранении, в том числе отечественном, прослеживаются два процесса: увеличение средней продолжительности жизни, и в то же время, «омоложение» ряда заболеваний. Например, инфаркты, инсульты и др.   Существует ли  такая тенденция среди глазных заболеваний?

– С давних времен, человечество было поглощено всеобщей идеей о возможности продления жизни, которая, в настоящее время, воплощается, и в немалой степени, благодаря медицинской отрасли. Уже сегодня, во многих странах, в том числе и в Казахстане, наблюдается увеличение продолжительности жизни населения. Оборотная сторона этой медали – в прогрессивном росте числа заболеваний, характерных для людей пожилого и преклонного возраста. К примеру, наиболее частые в офтальмологии – катаракта, глаукома, возрастная макулярная дегенерация. Два последних  заболевания угрожают абсолютной утратой зрительных функций. Не надо также забывать о том, что пожилые – самая многочисленная категория пациентов врачей-офтальмологов, требующая особого подхода при проведении диагностических и лечебных процедур.
DSC_7715Но, в последние годы офтальмологов тревожит все большее «омоложение» глазных болезней. Сенильная катаракта, 20-30 лет назад, обнаруживалась после 65-70 лет, а сегодня ее можно диагностировать у относительно молодых пациентов 50-55 лет. То же можно сказать о возрастной макулярной дегенерации (ВМД), которая сегодня приобретает масштабы «тихой» эпидемии, когда внезапно человек теряет центральное зрение и по сути, «выпадает» из жизни. Лет 30 назад, обнаружив у 80-летнего старика ВМД, мы не предавали этому особого значения. Сегодня же, эта болезнь не только «омолаживается», встречаясь у 40-летних, но и проявляется в тяжелых, трудноизлечимых формах.
– В этом году завершается реализация госпрограммы здравоохранения «Саламатты Казахстан 2011-2015 гг.», вопросы эффективности и результаты которой вызывают немало жарких споров. Офтальмологическая служба участвовала в этом глобальном проекте, проводя скрининговые исследования по глаукоме. Какова, на ваш взгляд, необходимость проведения таких масштабных, затратных мероприятий, и насколько они эффективны?

DSC_8000– Действительно, сейчас очень много ведется споров по вопросу эффективности завершающейся в 2015 году ГПРЗ «Саламатты Казахстан». Любое масштабное мероприятие имеет свои преимущества и недостатки. Взять хотя бы скрининг по глаукоме. Это коварное заболевание, протекающее в большинстве случаев, бессимптомно и безболезненно, приводя к необратимой слепоте. Ведь боль – это сигнал к действию! Увы, при глаукоме, его, как правило, нет. Поэтому пациент самостоятельно обращается только, когда зрительные функции значительно снижены или полностью утрачены.  В таких случаях, офтальмологи могут сохранить только то, что имеется на момент осмотра, но вернуть былое зрение, к сожалению, невозможно. Руководствуясь этим, НИИ, как инициатор введения скрининга на глаукому в ГПРЗ, преследовал только одну благую цель – как можно раньше выявить глаукому и тем самым, попытаться сохранить зрение. Думаю, основная цель скрининга достигнута – и у более, чем 20 000 человек своевременно выявлена глаукома. 
 – Как известно, во всем мире остро дискутируется проблема пересадки органов и ткани. С какими проблемами сегодня сталкивается отечественная  офтальмотрансплантология?
– Человеческий глаз весит всего 7-8 граммов, но в нем так много разных тканей и клеток (каждая из которых отвечает за определенную область), как нет ни в одном другом человеческом органе. Глаз – это сложный механизм с целым рядом фотохимических, фотофизических, фотомеханических процессов. Компьютеры, сканеры, фотоаппараты и видеокамеры – жалкие подобия нашего глаза! Сейчас делают любые протезы – коленные суставы, ноги, руки, имплантируют разные органы доноров, но никому еще не удалось пересадить целиком глаз! Это все равно, что пересадить мозг! Какие-то части глаза мы конечно пересаживаем – часть роговицы, склеры, сетчатки… 
Основным видом деятельности Казахского НИИ глазных болезней  является оказание высокоспециализированной и специализированной медицинской помощи, в структуре которой особое место занимает трансплантация роговицы.  
Практически с самого своего основания (с 1936 г.) НИИ входил в тройку лидеров – клиник, проводивших трансплантацию роговицы (кератопластику). В настоящее время, в мировой офтальмологии, как впрочем, и в других отраслях медицины, проблема правовой основы пересадки донорских тканей, приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с внедрением новых трансплантационных технологий, ростом необходимости в трансплантации органов и тканей на фоне дефицита потенциальных доноров. К примеру, в США проводится около 40 000 кератопластик в год, у нас – чуть больше 100, при ежегодной средней потребности – не менее 200. Для решения сложившейся ситуации необходимо  взаимодействие Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства юстиции в урегулировании правовых основ трансплантации, но, по-моему мнению, ситуация в трансплантологии, изменится в том случае, когда поменяется отношение всего общества к такого рода вмешательствам.
– На Ваш взгляд, проблема каких заболеваний глаз требует скорейшего разрешения?
– Меня, как специалиста, маму, бабушку, сильно беспокоит то, что нынешняя молодежь, да что там 3-х летние дети (!) очень много времени проводят за мониторами компьютеров и экранами телевизоров. Ведь глаз – один из самых ранимых органов, а зрение, на самом деле, совсем просто утратить, а вот восстановить порой весьма тяжело, а в некоторых случаях и абсолютно невозможно, поэтому берегите зрение смолоду! 
Мы причиняем вред своему зрению, никак не беспокоясь о последствиях. К примеру, при обследовании наши дети в первых классах имеют нарушения рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм) в 4% случаев, а к окончанию школы – в 40%. Увлеченность электронными гаджетами вкупе с неправильным питанием, малоподвижным образом жизни пагубно влияют на сетчатку глаза и, увы, иногда даже при наличии супертехнологий, не остается возможности вернуть зрение. 
Учитывая это, НИИ разработал масштабную программу по выявлению и лечению школьной близорукости, однако решить эту проблему только силами офтальмологов невозможно – в первую очередь, необходимо менять образ жизни и режим дня наших детей. Вероятно, только тогда, мы добьемся каких-то положительных результатов. 
Санитарно-просветительная работа в здравоохранении всегда занимала ключевые позиции. Эта работа не должна ослабляться и в сегодняшние дни, поскольку предупредить заболевание  было легче, чем лечить. Несмотря на всевозможные инновации, лечение болезни и ее осложнений, наносит не только физический, но и финансовый ущерб. Взять хотя бы сахарный диабет и его глазное проявление как диабетическая ретинопатия.  Экономистами подсчитано, что своевременная лазеркоагуляция при диабетической ретинопатии обходится государству примерно в 35 тысяч тенге, тогда как хирургическое лечение осложнений данной патологии – более 600 тысяч тенге. Поэтому мы, как головной республиканский центр, наряду с современными оперативными технологиями, занимаемся проектами, имеющими профилактическую направленность. 

Сауле АХМЕТОВА

KAZNI-4 KAZNI-3 KAZNI-2 kazNII-6Наша справка
Казахский НИИ глазных болезней основан 82 года назад. Ежегодно через него проходит около 35 тысяч пациентов. 
В НИИ работают крупные специалисты в своих областях, среди которых 10 докторов медицинских наук, 22 кандидата наук, 45 врачей высшей категории. Сегодня в институте проводятся самые современные диагностические исследования: оптическая когерентная томография переднего и заднего отрезка глаза, ультразвуковая биомикроскопия, конфокальная лазерная сканирующая офтальмоскопия, флюоресцентная ангиография. Ежегодно в стенах НИИ, как нашим соотечественникам из самых дальних регионов, так и иностранным гражданам? проводится около 12,5 тысяч микрохирургических операций, основная часть которых из так называемой тяжелой категории сложности. 

 

1135 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми