• Исторические страницы
  • 25 Февраля, 2013

СЫН СТЕПЕЙ

145 лет со дня рождения Алихана Букейхана

Человеком номер один ХХ века был назван в Казахстане Алихан Букейхан, он же Сын степей – «Қыр баласы», «Дала баласы». Событием же начала нынешнего, двадцать первого столетия можно считать выходящее в свет фундаментальное издание «Алихан Букейхан. Полное собрание сочинений» на казахском и русском языках. Оно включает в себя семь томов трудов и публикаций этого выдающегося казахского общественного и политического деятеля, ученого-энциклопедиста, чье имя уже при его жизни стало легендой. Общепризнанный лидер Степного края, он был, как известно, организатором и руководителем национально-демократической партии «Алаш», главой Национально-территориальной Автономии «Алаш-Орда», заложившей основу сегодняшней независимости, депутатом Первой и членом мусульманской фракции Четвертой Государственной Думы России. Ученый-лесовод, член Императорского русского географического общества, экономист, историк, этнограф, литературовед, первый казахский профессиональный публицист. Убежденный борец за национальное самоопределение казахов, Алихан подвергался преследованиям как в царские времена, так и при советской власти. В 1937 году был арестован и расстрелян в день вынесения смертного приговора.

Приуроченное к 145-летию со дня рождения Букейхана собрание его сочинений – итог двадцатилетних поисков и исследований кандидата филологических наук Султан Хана Аккулы. В данный момент являясь сотрудником Радио Азаттык – Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», он продолжает свою научную работу и поиски. Это им вызволены из полосы забвения и тщательно подготовлены к печати многочисленные материалы легендарного Сына Алаша. Началась эта работа в марте 1991 года с подготовки кандидатской диссертации о жизни, научной и литературно-политической деятельности Алихана, и сразу же в научной библиотеке Академии наук Казахстана, а затем  в московской «Ленинке» обнаружилось огромное множество букейхановских трудов на русском языке.

– То были, – говорит Султан Хан Аккулы, – статьи, заметки, очерки, научные монографии и другие материалы, каждый из которых был сам по себе сокровищем. Правда, тематика их нередко выходила за рамки будущей диссертации, но поскольку все они были очень значимы и интересны, я стал копировать их подряд. Таким образом, публикаций этих  вскоре накопилось на несколько томов, и в перспективе виделась уже не только диссертация, но и издание всего, что вышло из-под пера Букейхана. Оказалось, что помимо газетной и журнальной публицистики, им было написано несколько монографий о породах казахских овец, казахских лошадей, о коневодстве, крупном рогатом скоте.

Все они явились результатом экономического обследования районов Сибирской железной дороги и участия в экспедиции статистика Федора Андреевича Щербины по изучению Казахстана. К таким же фундаментальным научным трудам относится подробнейший обзор русских поселений в глубине Степного края. Писал он также исследования по земледелию, материалы по первобытной культуре казахов, казахской истории, этнографии, литературе, фольклору. Темами его острых статей были перегибы переселенческой политики царской администрации и губительные последствия ее для казахов, отчуждение исконных казахских земель, внедрение земства в Степном крае и Сибири, применение казахского языка и т. д. Опубликовав в 1905 году в газете «Семипалатинский листок» блистательную статью-некролог «Абай (Ибрагим) Кунанбаев», Алихан открыл миру этого замечательного мыслителя и создал основу абаеведения, равно как казахского литературоведения и литературной критики. Подтверждением тому может служить отличное, на русском языке написанное им литературно-критическое исследование «Киргизская (казахская, – ред.) былина «Кобланды». Когда вы прочтете эту работу, то поймете, что лучшего ничего про эпос не найти. Был он также основоположником казахского художественного перевода – перевел на казахский язык чеховского «Хамелеона», толстовского «Хаджи-Мурата», произведения  Короленко, Ги де Мопассана, Эзопа. Успел он также издать в советское время 23 стиха плача-жоктау (вместе с Ахметом Байтурсынулы), эпос «Ер Саин», легенду о Козы Корпеш и Баян Сулу, обработал и изложил в стихотворной форме эпос «Ер Таргын».

Особое значение придавал Алихан вопросам просвещения. Во время вынужденного пребывания в Москве, где с 1922 по 1927 год  работал литературным сотрудником Казахской секции Центрального издательства народов СССР, он издавал журналы «Темiрқазық» («Полярная звезда») и «Шолпан». Кроме этого, он организовал и сам издавал казахоязычный журнал «Жаңа мектеп» – «Новая школа», который до сих пор существует в Казахстане под названием «Қазақстан мектебi» – «Казахстанская школа».

В 2009 году мне посчастливилось найти несколько номеров газеты «Иртыш», которую Алихан Букейхан издавал в Омске после роспуска Первой Государственной Думы. А в 2010 году в научной библиотеке Томского Государственного университета я разыскал еще 10 номеров и получил их по электронной почте. Интересна история «Иртыша». Оказывается, издание это преследовалось царскими властями, а потом закрылось совсем. Однако на другой день после его закрытия,  Алихан тут же выпустил ту же газету под названием «Омич», а после закрытия «Омича» продолжил его под именем «Голос степи». Материалы тех газетных номеров, которые мне удалось обнаружить, составили значительную часть отдельного – IV тома собрания сочинений Букейхана. В этот же том  входят также его статьи из газет «Степной край» и «Сынь отечества», где Алихан публиковал все свои статьи под псевдонимом «А. Б.».

Но это далеко не все. «Омич», например, вышел в сорока номерах, а у меня их всего три, и я стараюсь найти остальные выпуски. Продолжается поиск и по другим направлениям. Так, скажем, у меня есть информация о том, что Алихан в 30-е годы прошлого века сотрудничал с французской газетой «Фигаро». И я сделал запрос об этом через МИД Казахстана во Францию. Жду подтверждения или опровержения. Есть еще ряд других его работ, о которых я знаю, но не могу пока напасть на их след. Но случаются, конечно, и удачи. Например, в числе ценных архивных документов я получил скрывавшуюся от чьих бы то ни было глаз секретную телеграмму Сталина относительно судьбы Алихана после того, как он, Сын степей, в 1927 году попробовал вернуться в Казахстан. Известно, что «вождь народов» считал небезопасным для советской власти пребывание лидера казахского национального движения на родине (из Казахстана в Москву Алихан был выслан еще в 1922 году), и в этой телеграмме он, задавая тон ответу, своеобразно, если не сказать иезуитски формулирует вопрос тогдашнему Первому секретарю Казахского крайкома партии Филиппу Голощекину и председателю Совнаркома республики Нигмету Нурмакову. «Возражаете ли возвращению Алихана в Казахстан?» – спрашивает он, на что те вынуждены ответить: «Да, мы возражаем». В результате с 1927 по расстрельный 1937 год Алихана оставляют в Москве под домашним арестом.

Алихан Букейхан оставил нам очень богатое, бесценное наследие. Одна только публицистика его насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, размышлений и проблемных выступлений, выступлений в жанре фельетона и политической сатиры, рецензий и обзорных материалов, опубликованных более чем в 50-ти газетах и журналах до и после Октябрьского переворота. Из них в 30-ти казахских и русских печатных изданиях опубликованы его материалы только до 1917 года. В большинстве случаев он подписывался псевдонимами, и на сегодняшний день их известно более 30-ти. Среди них  – «Обыватель», «Киргиз-кайсак», «Дала баласы», «Қыр баласы», «Сын степей», «Туземец», «Наблюдатель», «Обыватель-критикан», «Статистик» и другие. И, говоря о выходящем сейчас семитомнике, я должен с сожалением констатировать, что в него не вошла значительная доля написанного этим выдающимся мастером. Особенно изданное и опубликованное в советский период с 1922–1927 гг. И если мне удастся получить эти материалы, а также подтверждение о его сотрудничестве с «Фигаро», то хронология его публикаций включит в себя и 30-е годы. Это будут труды, которые не вошли в это первое собрание сочинений. Ведь VII том его заканчивается, как я уже сказал, 1923 годом. Но ведь, живя в московском заточении, Алихан Букейхан продолжал писать, а, работая в Центральном издательстве народов СССР, издал порядка десяти учебников на казахском языке по биологии, зоологии, астрономии, происхождению Земли и т. д. для средних казахских школ. Они создавались тогда, когда в казахских школах не хватало учебников. Было у него также много трудов по методологии преподавания в школах, включая темы основ кооперации, религии, основ бизнеса, экономики. Нашел я также его книгу «Сельское хозяйство Каракалпакистана», написанную в то время, когда Каракалпакская АССР была частью Казахстана (в 1936 году была передана Узбекистану). То есть, того, что пока не опубликовано, еще много, и я готовлю уже второе издание полного собрания сочинения Алихана Букейхана. Это будет 10-томник, куда войдут все его труды. Что же касается выходящего сейчас по программе Комитета информации и архивов Министерства связи и информации Республики Казахстан на базе издательского дома «Сарыарка» семитомника, то пять томов его уже были мной презентованы, а остальные два появятся, вероятно, к лету, и я проведу презентацию их в Астане, Алматы и в городе Семей, который в 18–20 гг. прошлого века был официальной столицей Автономии «Алаш-Орда» и носил название «Алаш». Именно туда в марте 1918 года переехало ее правительство.

* * *

Итак, представленное вниманию читательской аудитории собрание сочинений Алихана Букейхана – результат серьезной, целеустремленной работы Султан-Хана Аккулы. Проделан титанический труд, и входящие в издание тома составлены в хронологическом порядке с момента выхода первой букейхановской статьи в омской газете «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям». Это было в мае 1889 года, когда Алихан был еще «пансионером» Омского технического училища. К газете этой существовало приложение на казахском языке арабской графикой. Поэтому первые публикации Алихана выходили как по-казахски, так и по-русски. И I том (1889–1903 годы) начинается как раз с них. Далее по годам, месяцам и дням прослеживаются остальные материалы, включая очень плодотворный «самарский период», когда Букейхан находился в ссылке. Во II и III томах даются монографии, исследования, статьи и литературные переводы с 1904 по 1913 год. V том содержит статьи, заметки, исследования по литературе и фольклору, литературные переводы, письма и телеграммы, датируемые 1907 и 1913–1915 годами. Печатались они в газетах «Голос степи» (Омск), «В мире мусульманства» (Санкт-Петербург), «Қазақ» (Оренбург), а также в санкт-петербургском журнале «Сибирские вопросы» и «Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского Отдела И.Р.Г.О.». VI-VII тома включают труды, написанные до 1923 года. Исключение в смысле хронологической последовательности составляет, как было сказано, лишь четвертый том с каскадом публикаций в опальном «Иртыше» (он же «Омич» и «Голос степи»).  Причем, интересно, что ни в одной из этих газет не указывается  имя самого Букейхана. Почему? Да потому, что после насильственного роспуска Первой Госдумы, членом которой был Алихан, он был в числе тех 180 депутатов, которые собрались под Выборгом в местечке Териоке в Финляндии и подписали знаменитое «Выборгское воззвание» с подзаголовком «Народу от народных представителей». В нем они призывали население России не подчиняться указам и решениям действующего правительства. То есть, к гражданскому неповиновению. После этого воззвания все 180 депутатов были подвергнуты преследованию. Им запрещалось состоять в какой-либо партии, общественной организации, издавать газеты и даже публиковаться. Вот потому-то Алихан и не мог оглашать свое имя в печати. Однако то, что он был главным редактором этих газет, зафиксировано в VIII томе «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона, который вышел уже после завершения срока действия указа царя и решения Правительства о подписантах «Выборгского воззвания». И поскольку сам Алихан, начиная с 1908 года состоял членом редакционной коллегии этого словаря, то ошибки здесь быть не могло.

Каждая книга семитомника, как и полагается в академическом издании, сопровождается вступительной статьей составителя и  библиографическим указателем трудов Алихана. И если сравнить число публикаций первого и последнего томов, то налицо огромная  разница, потому что указатель VII тома значительно вырастает за счет недавно найденных Султан-Ханом Аккулы статей Букейхана в газетах «Иртыш», «Омич» и «Голос степи». Большую помощь при чтении текстов, вошедших в собрание, оказывают комментарии, в которых даны исчерпывающие историко-биографические и хронологические сведения, что значительно дополняет наши знания. Разнообразен перечень адресов обнаруженных составителем материалов. Тут главные библиотеки и исторические музеи Москвы, Санкт-Петербурга, библиотеки Парижа и Оксфорда, Архивы ФСБ России и КНБ Казахстана, а также Центральный Госархив Российской Федерации, Научная библиотека Томского госуниверситета, Омский историко-краеведческий музей и другие. Тексты издания иллюстрируются подробно аннотированными фотографиями и копиями писем, документов, многие из которых публикуются впервые. Интересен ход расследования  истории псевдонимов «V» («Виктория»), «Түрiк баласы» («Сын тюрков»), «Арыс ұлы» («Потомок великого») и других. Здесь можно найти также заполненную самим Букейханом в Бутырке  «Анкету арестованного», фотографии казахских депутатов Государственной Думы первых двух созывов, портреты родных, друзей и единомышленников Алихана, копию расстрельного приговора от 27 сентября 1937 года. Каждый том открывается портретом самого Алихана Букейхана, относящегося к тому периоду, которому посвящен этот том. Эпиграфом же всего издания взят девиз: «Потомки ханов имеют непреходящий долг перед казахами, и пока я жив, не перестану служить казахам!..» Эти сказанные в свое время Алиханом слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Всей своей деятельностью – и научной, и публицистической, и политической он служит примером для молодых. Особенно для тех, кто собирается стать политиком. Человек кристальной нравственности, он, как и его соратники-алашординцы Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Магжан Жумабаев и другие, ушел из жизни кристально чистым. Своей честностью, порядочностью, состраданием к соотечественникам он служил народу и внушал ему эти качества.

Людмила ЕНИСЕЕВА-ВАРШАВСКАЯ

2754 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми