• Исторические страницы
  • 16 Января, 2013

Родоначальница демократической прессы

Сагымбай Козыбаев,

доктор исторических наук, профессор

К 100-летию газеты «Қазақ»

Газета «Қазақ» стала главным национальным общественно-политическим изданием в преддверии первой мировой войны и крушения самодержавия. Газета выходила в период со 2 февраля 1913 по январь 1918 года. За пять лет вышло 265 номеров. Тираж – 3000 экземпляров, отдельные номера издавались тиражом до 8 тысяч1. Газета имела распространение почти на всей территории тогдашнего Казахстана, ее получали читатели из Оренбурга, Казани, Уфы, Москвы, Томска, Петербурга; есть данные о ее распространении на территории Китая и Турции2.

Первым редактором газеты «Қазақ» стал выдающийся ученый, публицист и общественный деятель Ахмет Байтурсынов, вторым редактором – Мыржакып Дулатов. Редактор газеты в 1918 году – Жанузак Жанибеков. Своим появлением газета «Қазақ» обязана духовному лидеру нации Ахмету Байтурсынову. Еще в 1923 году, в статье «Полувековой юбилей Ахмета Байтурсынова» в газете «Ақжол», Мухтар Ауэзов назвал Байтурсынова «вождем казахской интеллигенции».

Ахмет Байтурсынов родился в Торгайском уезде, игравшем выдающуюся роль на заре XX века. Прежде всего, это соседство с Оренбургом, Костанаем – своеобразными центрами просвещения казахов. В этих краях наиболее остро воспринимались и передовые демократические идеи в силу большей концентрации ссыльных революционеров из России, близости промышленных центров Урала. Здесь также наиболее остро проявлялась колониальная сущность царизма, выраженная в вытеснении с насиженных мест кочевников для освоения  хлебопашества переселенцами. Не случайно именно Торгай стал очагом мощнейшего национально-освободительного движения под руководством Алиби Джангильдина и Амангельды Иманова.

Характерный пример из биографии Ахмета Байтурсынова. В 1886 году его отец Байтурсын и дяди Актас, Сабалак  были сосланы в Сибирь на 17 лет за открытое выступление против местных властей3. Это событие оказало большое влияние на дальнейшую судьбу 13-летнего подростка.

Талант и тяга к знаниям поставили А. Байтурсынова в первые ряды духовных лидеров нации уже в начале карьеры.

Активная политическая деятельность Ахмета Байтурсынова началась в годы его заведования Каркаралинским русско-киргизским училищем. Здесь состоялась его судьбоносная встреча с представителями передовой казахской интеллигенции во главе с Алиханом Букейхановым, другими будущими руководителями партии «Алаш» и Алаш-Орды. Именно здесь готовилась знаменитая петиция 1905 года с политическими требованиями на имя царя, под которой было собрано  14 с половиной тысяч подписей.

Сосланный в 1909 году под надзор в Оренбург, уже тогда он начал представлять угрозу своими вольнолюбивыми мыслями с осуждением существующих порядков. Именно на это время приходят его научные поиски в области казахского языкознания, разработка принципов реформы казахской письменности, становление и расцвет поэтического творчества. Быстро завоевывают популярность в народе его поэтические сборники «Сорок басен» (1909), «Маса» («Комар», 1911), оставившие заметный след в духовной жизни казахского народа.

Однако, Ахмет Байтурсынов приходит к мнению, что всестороннее формирование общественного сознания нации невозможно без создания регулярной общенациональной газеты. Именно его гениальному перу принадлежит образное и точное определение прессы: «Газета – глаза народа, его уши и язык. Как человеку необходимы глаза, уши и язык, так и народу нужна газета. Народ без своей газеты – как глухой без ушей, немой без языка, слепой без глаз». 4

И особой вехой в его жизни становится редакторская деятельность в оренбургский период. Все напряженное историческое время от первой мировой войны до октябрьского переворота (1913–1917), он редактирует газету «Қазақ», созданную благодаря его усилиям и которая стала рупором передовой казахской интеллигенции и проводником демократических идей в обществе.

Этот гражданский подвиг А. Байтурсынова можно оценить, только поняв, за какое нелегкое дело и в какие трудные времена он взялся. Газета создавалась им при совершенно скудных материальных средствах и отсутствии помощников. Техническую работу по рассылке газеты выполняли жена Александра Ивановна (Бадрисафа) и приемная дочь Катез, так как для найма экспедитора и секретаря на первых порах не оказалось средств5.

С первых номеров газета поставила цель всесторонне освещать жизнь казахов и мужественно обличать злоупотребления власти, начиная с правительства и кончая урядниками, за что не раз подвергалась штрафам, а редактор брался под стражу. И этот редакторский подвиг Байтурсынова положил начало регулярному газетному и журнальному делу в Казахстане и приучил казахов читать периодику на национальном языке. Многие будущие отечественные писатели и общественные деятели начинали свои первые публикации в байтурсыновской газете.

Интересно здесь отметить скрещение судеб и дорог двух ярчайших представителей казахской интеллигенции начала века Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова, также выдающегося публициста, литературоведа, историка и этнографа, ставшего позднее основателем первой национальной партии «Алаш», а в 1906 году – редактировавшим выходившие в Омске русскоязычные газеты «Иртыш», «Омич».

Сын султана Каркаралинского уезда, Алихан Букейханов окончил в 1886 году Каркаралинское городское училище, где немного позднее преподавал А. Байтурсынов. В один год они оказались в Омске. А когда Ахмет Байтурсынов в 1913 году открывает в Оренбурге газету «Қазақ», то вскоре к ее изданию присоединяется Алихан Букейханов и становится одним из ведущих авторов. Так, начальник жандармского управления Оренбургской губернии генерал-майор Бабич в своем письме от 24 ноября 1914 года о газете «Қазақ» Тургайскому губернатору отмечал: «Из крупных сотрудников газеты известен Алихан Букейханов, бывший член 1-ой Государственной Думы, специалист по аграрному вопросу степных областей»6.

Ахмету Байтурсынову  удалось сплотить вокруг газеты «Қазақ» и таких видных казахских писателей и поэтов, как Мыржакып Дулатов, Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Гумар Карашев, Султанмахмут Торайгыров, Жусипбек Аймауытов, Жаханша и Халел Досмухамедовы и многих других. Благодаря энергии и усилиям таких видных деятелей, передовых людей своего времени, газета стала воистину общенациональным изданием, сеяла среди казахов идею вольности и единства. И главная заслуга редактора в том, что он сумел объединить усилия казахских лидеров в отстаивании интересов коренного населения, доведении передовых идей и мыслей до широких масс. Восьмитысячный тираж газеты (немалый по тем временам) позволял донести до народа волнующие проблемы.

Многие публикации о политической и социальной жизни общества, достаточно острые и злободневные, разоблачающие несправедливость властей, вынуждали постоянно отслеживать материалы, держать газету под усиленным цензорским надзором. Доходило даже до обысков в редакции и гонений со стороны жандармерии и губернатора. Так, в 80-ом номере газеты за 1914 год была опубликована передовая статья А. Байтурсынова, подвергшая острой критике местную администрацию. Незамедлительно оренбургским губернатором Сухомлиновым было наложено наказание штрафом в 1500 рублей или трехмесячное заключение под стражей. Так как финансовое состояние газеты не позволяло вынести бремя такого штрафа, редактор лично явился в полицейский участок, чтобы отбыть установленный срок, и 20 октября был заключен под стражу. Узнав об этом, читатели начали сбор средств для покрытия штрафа любимой газеты, и через пять дней редактор был освобожден. В 1916 году, например, сумма штрафов к газете составила 3000 рублей и также была погашена активистами и читателями, сподвижниками А. Байтурсынова. А закрылось издание в 1917 году, в связи с его переходом в печатный орган партии «Алаш».

Смело можно утверждать, что редакторская и публицистическая деятельность Ахмета Байтурсынова сыграли неоценимую роль как в создании партии «Алаш», отстаивавшей национальные интересы, так и в самом усилении национально-освободительного движения 1916 года.

В данной статье хотел бы еще попутно обратить внимание на два фактора. Они касаются даты рождения Ахмета Байтурсынова и его верной жены. В обвинительных документах НКВД в деле №725 указывается в одном месте годом его рождения 1870-ый, в другом – 1875 год. В прижизненной автобиографии сам публицист указывает точную дату  – 28 января 1873 года.

Как известно, в 1923 году отмечалось 50-летие А. Байтурсынова. В 1998 году, в Костанае – на его Родине, прошла международная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения, на которой автор этих строк выступил на пленарном заседании с докладом о публицистике А. Байтурсынова. Так что, 100-летие газеты «Қазақ» нынче по сути совпадает по времени с 140-летием со дня рождения выдающегося общественного деятеля и публициста.

В последующем, А. Байтурсынов становится одним из лидеров партии «Алаш», избирается членом Военно-революционного комитета Киргизского (Казахского) края, работает Наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно-методического совета Наркомпроса, занимает должность профессора Казахского государственного университета (нынешний Казахский национальный педагогический университет имени Абая). В 1929 году А. Байтурсынов был арестован и сослан в Архангельскую область.

И о жене Ахмета Байтурсынова. 13 января 1931 года Бадрисафу Байтурсынову, как жену врага народа, сослали с дочерью Шолпан в Томскую область. Затем их разъединили, дочь оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, в деревню Жуково, на лесоповал. В 1934 году после освобождения Байтурсыновы поселились в Алма-Ате. Здоровье Бадрисафы, подорванное за годы репрессий, не позволяло ей работать.

А Байтурсынову, как политически неблагонадежному, попросту не давали работы. Где бы он не устраивался: контролером в музее, санитаром в туберкулезном диспансере – жена была рядом. А власти, боясь огласки, делали все, чтобы А. Байтурсынов вновь и вновь оказывался на улице. Наконец, после очередной провокации в августе 1937 года его арестовывают, и 8 декабря расстрел обрывает жизнь духовного вождя казахской нации.

Бадрисафу высылают в Свердловскую область. Достоверных сведений о годах ссылки не имеется. Известно лишь, что последние годы ее прошли в Костанайской области, в селе Александровка в приюте для душевнобольных. Александра Ивановна была подругой и соратницей, сполна разделившей трагическую судьбу мужа – лидера казахского национально-освободительного движения.

Жизненный подвиг этой женщины сродни примеру жен русских декабристов. Судьба Ахмета Байтурсынова, его бесконечные аресты, тюрьмы, ссылки, превратили эту русскую женщину в сильного человека со стойкой волей и твердым характером. Общественность страны в неоплатном долгу перед ее памятью.

… Вернемся к детищу Ахмета Байтурсынова – газете «Қазақ». Она издавалась на переломном этапе истории казахского народа, сыграв судьбоносную роль. Газета сумела в преддверии революции и крушения самодержавия стать главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием, сделавшим достоянием общественности и предавшим гласности самые актуальные проблемы и горькую истину жизни угнетенного народа. Не случайно М. Ауэзов период с 1913 по 1918 г. назвал «эпохой газеты «Қазақ». Он же в 1922 году в открытом письме деятелям культуры («Қазақтағы қалам қайраткерлеріне. Ашық хат») отмечал, что в истории казахского печатного слова не было ни одного издания, такого как «Қазақ», которое выполнило бы миссию воспитателя народа, безошибочно определив его направление и возвышая национальный дух.

В первые же месяцы Советской власти газета «Қазақ» прекратила свою деятельность, так как большевиков беспокоило то, что в ее редакции выросла казахская политическая партия, не совсем солидарная  с их взглядами и курсом.

И не случайно позднее, в годы сталинских чисток, была учинена  жестокая расправа над  бывшими активными сотрудниками газеты «Қазақ», сделавшей так много для пробуждения сознания казахского народа.

P.S. Крушение тоталитарной системы в лице СССР и годы независимости позволили по-новому взглянуть на роль и значение байтурсыновской газеты «Қазақ» – родоначальницы всей демократической прессы Казахстана. Особый импульс в дальнейшем формировании патриотических чувств народа дало возобновление газеты «Қазақ» с 22 марта 2006 года с 266 номера известным писателем, журналистом-издателем, подлинным патриотом страны Когабаем Сарсекеевым. Признательностью всей общественности страны стало присуждение в 2011 году редакции высшей общенациональной журналистской премии «Алтын Жұлдыз» Академии журналистики Казахстана.

Литература

1. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. Автор и инициатор проекта С. Козыбаев. А., «Экономика», 2006, с. 186.

2. История Казахстана. В пяти томах. Том 3. А., Атамура, 2010, с. 704; Әбдіманов Ө. «Қазақ» газеті. А., 1993.

3. См. Байтелесова Ж. Публицистика Ахмета Байтурсынова. Под редакцией С. Козыбаева. А., «Санат», 1998.

4. См. «Қазақ», 1913, №1; І. Байтұрсын. Алтын бесік. Қостанай, 1998.

5. Байтелесова Ж. Роль публицистики  А. Байтурсынова в формировании общественного сознания. Автореферат кандидатской диссертации. Научный руководитель – профессор С. Козыбаев. А.,  2002.

6. Оренбургский облархив. Фонд Алаш Орды. Оп. 9, д.3, л. 128–129.

7. Байтурсынов А. Ақжол. А., 1991, с. 18.

8. История Казахстана. В пяти томах. Том 3. А., Атамура, 2010, с. 708.

6146 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми