• Исторические страницы
  • 26 Декабря, 2012

Человек универсальной гармонии

n К 70-летию Мурата Ауэзова

Мурат ГИЛЬМАНОВ,

академик НАН РК

«Меня больше всего поражают две вещи:

это звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

Иммануил Кант

Я хочу начать свой рассказ с одного воспоминания. Дело происходило в Пушкинской библиотеке, где выступила сестра Мурата – Умит. Как я помню, она была одета в ярко-желтое платье.  Она рассказала – как в дом, в котором они жили в Мерке, мама принесла новорожденного Мурата. Муратик не был похож на обычных новорожденных. Он не был сморщенным и  красным, а был гладеньким и смотрел на сестер и братьев вполне осмысленными глазами, и все сестры и братья бросились согревать его своим дыханием. Одно это говорит о том, что Мурат отличается от всех нас. Об этом так же говорит родословная Мурата, которая восходит к пророку Мухаммеду.

Я познакомился  с Муратом в 1966 году в общежитии аспирантов Академии наук СССР, в Москве. Он в  то время поступил в аспирантуру Института мировой литературы АН СССР. Он меня позвал в ресторан «Узбекистан», где мы отметили начало нашего знакомства, для меня это был большой праздник.

Вспоминается мне такой случай, на майские праздники я ездил к казахским студентам и аспирантам в город Ленинград по приглашению ленинградской организации «Арай» – аналога московского «Жас тулпара». По возращении в Москву я узнал, что перед майскими праздниками Мурат получил за труды отца Мухтара Ауэзова сертификаты магазина «Березка». Сертификаты являлись эквивалентом валюты, и на них можно было купить все что угодно, особенно, модную, шикарную заграничную одежду. Но Мурат на все сертификаты купил виски, французские коньяки и тоники, и казахи нашей общаги гуляли все майские праздники. А когда я вернулся из Ленинграда, то Мурат вручил и мне огромную бутылку  лучшего шотландского виски.

Мурат организовал в стенах нашего общежития постоянный действующий семинар по вопросам экономики, культуры и истории нашей республики, который собирался один-два раза каждую неделю. В работе этого семинара участвовал знаменитый философ Георгий Гачев, который с большим интересом узнавал об истории и культуре нашего народа. На этом семинаре выступали с докладами  многие аспиранты из различных НИИ города Москвы. Заседания проходили очень горячо, до хрипоты. Говорили о проблемах Казахстана и о путях достижения независимости.  К сожалению,  через полгода кто-то доложил о работе семинара в органы нашей республики. Из Казахстана приехал зав. отделом ЦК Компартии Казахстана. Он побеседовал с каждым из участников семинара. И мы были предупреждены о том, что нельзя участвовать в работе подобных семинаров. В противном случае,  нам грозили отчислением из аспирантуры. После этого работа семинара  была прекращена. Однако Мурат не прекратил своей организационной деятельности и организовал регулярные лекции по проблемам культуры при Постоянном представительстве Казахской ССР в Москве. На одном из этих семинаров,  выступил и я с лекцией о казахском орнаменте.

Одним из самых значимых мероприятий, организованных Муратом, было проведение в декабре 1967 года предновогоднего вечера в актовом зале Института культуры в городе Москве. На этот вечер собралось более 500 казахских студентов и аспирантов. В организации этого вечера большую роль сыграл тогдашний студент Института культуры Марат Балтабаев. На вечере с большим и страстным докладом выступил Мурат.  В этом докладе он впервые рассказал о жуткой катастрофе казахского народа, о голоде, организованном  Сталиным и его подручными. В результате этой политики партии, голод унес  жизни около половины всех казахов. Этот искусственный голод был организован в Казахстане путем конфискации скота органами НКВД.  Люди, оставшиеся без него,  быстро вымирали, и вся Казахская степь была усеяна их трупами. В города голодных людей органы НКВД не впускали. Эта трагедия не нашла должного осуждения до сих пор. Именно она подрубила нравственные и моральные корни казахской нации. Масштаб перенесенной трагедии говорит о том, что с казахским народом случился настоящий «холокост». И пока мы в полной мере не оценим масштабы и следствие этого «холокоста», трудно говорить о возрождении казахской нации. Поэтому после выступления Мурата я дал себе клятву, никогда не вступать в ряды коммунистической партии.

В качестве темы кандидатской диссертации Мурат взялся философски обобщить творчество знаменитого казахского поэта Олжаса Сулейменова. Мурату мастерски удалось показать, что поэтическое и словарное богатство Олжаса Сулейменова прямо вытекает из 500-летней истории казахской литературы. Мурат удачно отметил и революционную новизну поэтики творчества Олжаса. Особенно убедительны мысли Мурата об огромном культурном наследии  мира кочевников, проживавших в Хингано-Карпатском прямоугольнике степей. На основании своих исследований Мурат опубликовал монографию «Времен связующая нить». За этот труд он был удостоен премии Ленинского комсомола Казахстана.

В конце 60-х годов Мурат и  жастулпаровцы вернулись в Алма-Ату, и летом 1969 года они поехали на Мангышлак. Тогда столица Мангышлака – город Шевченко (ныне г. Актау) – являлся закрытым городом,  так как около него находился крупнейшей урановый рудник. Весь город был на московском снабжении. Для меня незабываемым является посещение некрополей на плато Устюрт. Здесь меня поразило необычайно высокое искусство строительства  памятников, стен мазаров и саганатамов из полированного плотного ракушечника. Эти плиты выпиливались из больших каменных блоков с помощью ручной пилы, представляющей собой сильно натянутые конские волосы на деревянной дуге. Выпиливание даже одной плиты для постройки требовало колоссального труда. При взгляде на памятник  больше всего потрясают  удивительные его пропорции, что свидетельствует о высочайшем художественном вкусе создателей. При этом надо учесть, что все эти памятники создавались в абсолютно безводной каменной пустыне. После Мангышлака мы поехали в Гурьев (ныне Атырау). Оттуда мы поехали к родителям  знаменитого казахского писателя Сатимжана Санбаева. Родители жили в небольшом домике, одиноко стоящем в полупустынной степи. Здесь мы много узнали о быте и культуре наших животноводов. В Алма-Ату мы вернулись обогащенными новыми знаниями о древней культуре Казахстана.

Однажды летом, я, Мурат и мой друг Надырман совершили пеший поход через горы на Иссык-Куль, Мурату так понравились красоты гор, что он на следующий год повел с собой группу, в составе которой были художник Салихэтдин Айтбаев и музыковед Булат Каракулов с сыном.

Как-то он с друзьями поехал в Закарпатье, где он бесстрашно скатывался на лыжах с самых высоких гор, а вечером ходил босиком по раскаленным углям.

В Алма-Ате он занялся проведе­нием вечера, посвященного памяти Махамбета Утемисова – великого поэта и революционера, примкнувшего к восстанию Исатая Тайманова против царского колониализма.  Однако вечер, посвященный Махамбету, был запрещен.

Мурат Ауэзов был принят на работу в Институт философии и права АН КазССР, где под его руководством началась работа по осмыслению эстетического наследия мира кочевников. В результате напряженной работы коллектива, среди которых были члены «Жас тулпара», была написана и оформлена монография по эстетике кочевников. К сожалению, как только эта книга была отпечатана, весь ее тираж был уничтожен по распоряжению властей. Наиболее интересным исследованием является его глубокое понимание древнейших эпосов человечества о Гильгамеше и Энкиду. На основе анализа Мурат делает очень важные выводы о параллельном развитии духовных культур оседлых и кочевых народов. Мурат указывает на огромный вклад культуры кочевников в развитие цивилизации. Это создание боевого лука, приручение коня, изобретение узды, седла и стремени, мыла, а также важнейшего элемента одежды человека – штанов и организация быстрой почтовой службы. Очень важными также являются работы по изучению истории персидской поэзии, где он указывает на взаимосвязь персидской и арабской культур и их влияние на казахскую поэзию.

Одной из наиболее действенных акций членов «Жас тулпара», явилось их участие в организации и проведении Пятой конференции писателей стран Азии и Африки, проходившей в Алма-Ате в 1973 году. Организаторами  этой конференций были Олжас Сулейменов,  Ануар Алимжанов, Мурат Ауэзов, Сатимжан Санбаев и Болатхан Тайжанов. Другие члены «Жас тулпара» активно участвовали в проведении всех мероприятий конференции. Впервые на казахский язык были переведены  наиболее известные писатели Азии и Африки. Особое внимание уделялось произведениям антиколониальной направленности.  В свою очередь, и Казахстан показал высокий уровень мастерства казахских писателей и высочайшую культуру книгоиздательства республики.  Конференция явилась крупной и важной вехой в движении Казахстана к независимости.

Мне также помнится, как члены «Жас тулпара»  проявили очень большой интерес к деятельности Булата Сарыбаева, который впервые стал описывать и реконструировать древние казахские музыкальные инструменты. С участием членов «Жас тулпара»  был организован ряд концертов, на которых фольклорные ансамбли выступали с использованием собранных и реконструированных инструментов. Сейчас эти инструменты широко используются в современной казахской музыке. Коллекция древних казахских музыкальных инструментов, собранная профессором Булатом Сарыбаевым, стала основой для создания казахского Музея национальных музыкальных инструментов.

Мурат много сделал для освещения достижения культуры и искусства Казахстана, будучи собственным корреспондентом «Литературной газеты», которая в 70-80 годы была рупором передовой творческой интелигенции всех республик СССР. Это так же говорило о большом авторитете Мурата в общественной жизни не только Казахстана, но и всего СССР. Следующий очень важный вклад в развитие духовной культуры Казахстана был сделан после того, как Мурат стал главным редактором  киностудии «Казахфильм». Вокруг него  объединились выпускники московских и ленинградских творческих вузов – режиссеры, сценаристы, операторы и  актеры. В результате многогранной и плодотворной работы Мурата, киностудией был преодолен многолетний застой, и появились кинопроизведения, получившие мировое признание.

Отличительной чертой характера Мурата является его духовная независимость. Он никогда не унижался перед властями и никогда не просил для себя высоких должностей. Если его что-то не устраивало, он мог уволиться с любой должности и уехать в фольклорную экспедицию в Западный Казахстан, где с Булатом Каракуловым  делал записи древней казахской поэзии, или выезжал в Кустанайскую область для описания древних памятников материальной культуры.   Так, он в одной из таких поездок участвовал с жастулпаровцами в строительстве клуба. По завершении строительных работ, он предложил отдать часть заработанных денег на покупку коня для местного талантливого джигита.

Большой вклад в развитие духовной культуры Казахстана был сделан Муратом на посту  заведующего отделом Центрального совета Общества охраны памятников истории и культуры Казахской ССР. На этой работе он смог сплотить вокруг себя настоящих казахских патриотов и впервые в нашей республике начать планомерное и систематическое изучение памятников материальной истории и культуры Казахстана. Для этого были организованы многочисленные экспедиции, и издан ряд монографий сборников, которые обогатили нашу духовную культуру. Это был первый опыт сплошной инвентаризации значимых материальных памятников истории и  культуры Казахстана. Таким образом, это общество внесло неоценимый вклад в сокровищницу национальной истории и культуры казахского народа.

Мурат много сделал для развития общественно-политического движения  «Невада-Семей», будучи вице-президентом этого движения. Под его руководством  проводилась агитационная работа о вреде ядерных испытаний, и были  выпущены многочисленные  листовки и другие материалы, изготовлялись значки и  оформлялись транспаранты, майки и налобные повязки с надписью «Невада-Семей», а также был организован  целый ряд митингов и маршей, в том числе, и на территории Семипалатинского ядерного полигона. Большой международный резонанс имела поездка Мурата в США для установления прочных связей казахстанских и американских борцов за запреты ядерных испытаний. Таким образом, мероприятия, проведенные движением «Невада-Семей», явились одним из значимых событий в истории борьбы казахского народа за независимость.

Вокруг Мурата Ауэзова  всегда собиралась и собирается интеллектуальная и культурная элита нашей страны. Среди них такие выдающиеся личности, как известный исследователь петроглифов (древних наскальных изображений) Казахстана и мыслитель Алан Медоев, очень известные художники Салихэтдин Айтбаев и Макум Кисамединов, искрометные и талантливые  писатели Аскар Сулейменов, Сатимжан Санбаев, Герольд Бельгер, Анатолий Ким и Дюйсембек Накипов, Генеральный директор телекомпаний «Мир», экс-сенатор Гадильбек Шалахметов, известный политический деятель и журналист Сейдахмет Куттыкадам, руководитель молодежного казахского подпольного движения в Синьцзяне, талантливый журналист и писатель Айтан Нусипхан, создатель музыкальной симметрологии профессор Булат Каракулов, музыковед в области теории казахской национальной музыки, профессор Асия Мухамбетова, видный ученый археолог и знаток памятников древней материальной культуры Казахстана Марат Сембин и крупный ученый в области иранистики Сафар Абдулло. О каждом из них можно написать монографии и книги. Обобщая опыт и деятельность Мурата в 60-80 годы, можно сделать вывод о том, что вряд ли в нашей республике найдется личность равная ему по своему вкладу, который он внес  в дело борьбы за суверенитет Казахстана.

Огромную работу Мурат провел в стенах Парламента Казахстана. Он участвовал в наиболее значимых его решениях. Когда Мурат был мажилисменом, я обратился к нему с личной просьбой, мне  негде было жить, он быстро откликнулся на мою просьбу и благодаря  его протекции, горакимат выделил  мне участок земли в престижном районе. Благодаря этому я мог встать на ноги. И таких добрых дел за свою жизнь Муратом сделано много.

Мурат Ауэзов стал первым Чрезвычайном и Полномочным Послом Республики Казахстан в Китайской Народной Республике. Там он провел огромную работу по организации посольства. Благодаря огромному трудолюбию и настойчивости, а также знанию китайского национального характера и китайского языка Мурату впервые в истории Китая удалось договориться с властями КНР о признании Китаем государственной границы  нашей республики, хотя до этого ни с одним из государств Китай таких договоров не подписывал. Это явилось колоссальным достижением нашей дипломатии.

По приезду в Алма-Ату он остался без работы. И он был принят на работу Маратом Балтабаевым в НИИ культуры, где Мурат сразу организовал постоянно действующий семинар, где заслушивались доклады видных деятелей политики и культуры по самым животрепещущим проблемам жизни нашей республики. Итоги работы этого семинара оказали большой влияние на развитие общественно-политической жизни республики. Участники семинара высадили елочки перед зданием института.

Мурат был одним из основателей общественно-политического движения «Азамат». «Азамат» провел большие мероприятия, охватившие всю республику. Его, Абильсеитова и Своика  за организацию демонстрации посадили в следственный изолятор, где они объявили голодовку. Все это свидетельствует о бесстрашии Мурата. Однажды в те годы, когда я с ним ехал в такси, водитель его назвал «Тукти Журек», согласно  казахским эпическим сказаниям наши богатыри отличавшиеся храбростью и бесстрашием имели сердце с ворсинками.

Мурат был назначен директором фонда «Сорос-Казахстан», благодаря которому, многие видные деятели искусства и литературы в те трудные годы, получили финансовую поддержку. Одним из заметных мероприятий этого фонда явилось организация конкурса на лучший роман. Этот конкурс позволил значительно стимулировать развитие литературы в нашей республике. Мурат оставил огромный след в работе Национальной библиотеки Республики Казахстан (бывшая Пушкинская библиотека). За короткий срок эта библиотека стала настоящим Форумом художественной жизни нашей республики. При нем постоянно проводились различные семинары и конференции по самым важным вопросам жизни нашей республики. Впервые в библиотеке были организованы национальные центры, посвященные литературам различных стран. В организации и финансировании этих разделов активно участвовали различные соответствующие посольства. Он провел огромную работу по технической модернизации библиотеки.

Мурат уделял и уделяет  большое внимание единству народов Центральной Азии. Много лет назад он организовал большой автокараван по Шелковому пути, которым была проведена большая работа по изучению и пропаганде историко-культурных ценностей народов, живущих вдоль  Шелкового пути. А также целый ряд телевизионных передач «Беседы на Шелковом пути».

Муратом много сделано для укрепления дружбы между народами и национальностями Казахстана. Его одинаково любят и уважают дунгане и немцы, уйгуры и чеченцы… Так, он мне рассказывал, как он помог решить сложные проблемы дунганского села, и его жители хотели дать ему огромный мешок денег, от которого, естественно, он отказался. Также его очень сильно уважают семиреченские казаки. Но больше всего он является истинным патриотом казахского народа. Неизмерим и неоценим его вклад в развитие духовной культуры нашего народа. Даже одно то, как он прогрессировал в знании нашего языка. В 60-ые годы мы все слабо знали казахский язык, и даже нас дразнили, славами «Ашаю-жабаю» по аналогии с русскими словами «открываю-закрываю». Сейчас же казахская речь Мурата является эталоном правильной литературной нормы. Все это говорит об его огромной любви к родному языку. Весь этот подвиг был бы невозможен без его духовной гармонии.

Он горячо откликнулся на события в Жанаозене. Так, по его инициативе на сороковой день после этих событий на площади Республики в Алматы были  зачитаны Суры Корана в память о тех, кто там погиб. Кроме того, он организовал семинар, собравший наиболее видных деятелей политики и культуры, которые единогласно  осудили расстрел мирной демонстрации в Жанаозене.

Думаю, даже из этой небольшой статьи встает образ многогранной, талантливейшей личности, которая, я не побоюсь сказать этих слов, является честью казахского народа.

2017 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»