• Исторические страницы
  • 26 Декабря, 2012

75 лет на казахской земле

Дмитрий МЕН,

доктор политических наук,

профессор КазНПУ им. Абая

Минуло 75 лет со времени насильственного переселения корейцев с Дальнего Востока в Центральную Азию. 75 лет в истории человечества – это всего лишь один миг, однако именно за этот период произошли колоссальные изменения для корейцев, проживающих в Республике Казахстан.

Время способно менять критерии и оценки, лечить и прощать. Но оно же со всей очевидностью и неопровержимостью говорит о том, что пока живы человеческая память и совесть, есть на белом свете явления непрощаемые и не подлежащие никакому забвению. Самый беспрецедентный из них – сталинский террор, геноцид против собственного народа.

Спросите у людей старшего поколения, насильно перемещенных в Казахстан – немцев, поляков, кавказцев, корейцев и др. – каждый из них подтвердит: да, все это было. Но эти люди сполна отведавшие «прелести» сталинщины, с искренней благодарностью отзовутся о тех казахстанцах, кто в годину немыслимых испытаний бескорыстно отозвался на боль и беды народов-побратимов по известному закону казахских степей и гор – чужого горя не бывает.

Сегодня на глазах всего мирового сообщества Казахстан, обладая точным направлением своего пути в общечеловеческую цивилизацию, обновляет давние истины и всю свою действительность не ради того, чтобы поразить кого-то очередным «чудом», а чтобы навсегда сделать жизнь во всех ее сферах достойной, справедливой, духовно и материально наполненной.

Судьба распорядилась так, что корейцы разделили все свои тяжкие испытания вместе с казахами и другими народами нашей республики, которая в немыслимо трудную годину оказала посильную помощь и поддержку всем, кто был под ее солнцем и небом. И потому  благодарные корейцы сегодня правомерно считают Республику Казахстан своей Родиной, где они находят не только хлеб насущный, но и душевное спокойствие, мир и согласие, взаимное уважение и простое человеческое счастье. А это, не так уж мало, когда мир с избытком перенасыщен разного рода политическими столкновениями, межэтническими конфликтами, языковыми раздорами и распрями.

История ХХ века показала, насколько сложны и запутаны были пути борьбы за приоритет свободы личности и уважение ее прав, и как далек был этот путь от его благородных целей. До революции 1917 года и в советское время Казахстан был полигоном для всевозможных социально-политических экспериментов, от которых страдали не только сами казахи, но и русские, украинцы, немцы, корейцы, все этносы, испытавшие на себе все ужасы человеческого страдания.

И после Великой Отечественной войны в национальной политике проводилась та же линия тоталитаризма. Известная либерализация общественно-политической жизни после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС, продолжалась недолго. Вскоре получил распространение тезис о том, что национальный вопрос в СССР решен, и потому отдельные стороны жизни народов необязательны в пропаганде. Появились такие политические формулы, как «расцвет и сближение наций», «новая историческая общность людей – советский народ». Но вот парадокс – и, причем, отрадный: ни один этнос не растерял исконно-векового, искреннего сочувствия, душевного сострадания к бедам, горестям как ближних, так и дальних, какого роду племени они не были.

Если ближе взглянуть на историю корейцев Казахстана, то можно заметить, что преследуемые невыносимой нуждой, гнетом японского колониализма корейцы находили пристанище на Дальнем Востоке России. В 60-е годы XIX века корейцы-переселенцы основали ряд поселениий в Приморском крае. Покинув родные места, они не просто приживались на новых местах, но жили компактно, сохраняя свою этнохозяйственную деятельность, быт, язык, культуру. Они поселились в долинах рек Тизинхэ, Сидими, Янчихе и стали заниматься земледелием. Русская администрация Приморского края стремилась с помощью корейцев заселить и освоить его. Она рассчитывала, что они положат здесь начало земледелию, это будет дешевая рабочая сила в качестве арендаторов и батраков в хозяйствах русских крестьян и казаков, а также будут обеспечивать продовольствием и фуражом воинские гарнизоны.

Как, постепенно, на Дальнем Востоке корейцы стали осваивать пустые земли и налаживать новую для них жизнь. Октябрьская революция 1917 года своими лозунгами справедливости, свободы и равенства воодушевила трудящихся на борьбу за власть Советов, вселила надежду на светлое будущее. С энтузиазмом, надеждой и чаяниями они встретили ее на Дальнем Востоке. Не жалея своей жизни и сил, переселенцы стали активными борцами за советскую власть, ибо эта борьба слилась воедино с национально-освободительным движением в Корее. Корейские партизанские отряды покрыли себя неувядаемой славой. Тысячи корейских партизан отдали за это свои жизни. Вечно будут храниться в сердцах потомков имена легендарных Хон Бом До, А. П. Ким-Станкевич, Ким Ю Чена и многих других героев.

Корейцы, проживавшие на Дальнем Востоке в 20–30-х годах ХХ века, представляли собой сложившуюся со своими устоями, традициями общность людей, накопившую большой экономический, политический, социальный, культурный потенциал.

На Дальнем Востоке были десятки корейских земледельческих и рыболовецких колхозов. Существовали корейские населенные пункты и национальные сельсоветы. Они принимали самое активное участие в деятельности государственных и общественных организаций всех уровней.

Развивалась национальная культура, язык, крепла национальная интеллигенция. На корейском языке выходили газеты, журналы, было корейское издательство, радиовещние, театр, педагогический институт, корейские отделения в вузах, педагогические училища и техникумы, культурно-просветительные учреждения.1 Казалось, корейцы обрели, наконец-то, новую Родину, и для них наступил мир и покой, о чем мечтали они, покидая свою историческую родину.

Наступил 1937 год, который в одночасье зачеркнул все нажитое и завоеванное. Их судьбу определило Постановление Совнаркома СССР и ЦК КП(б) от 21 августа 1937 г. о выселении корейского населения из края, в целях пресечения японского шпионажа.

Гигантская трагическая вереница сотен эшелонов с депортированными растянулась с одного конца Азии до другого,  от Владивостока до Ташкента. В пути начались массовые заболевания и смертность, особенно среди детей и стариков. В конце сентября – в начале октября 1937 г. первые эшелоны начали прибывать в Казахстан. Так началась история корейцев Казахстана.

Казахи, только что сами  пережившие трагедию  величайшего голода 30-х годов, который унес 2,2 милиона человеческих жизней, помогали корейцам как могли, делились последним куском хлеба. Благодарные корейцы никогда об этом не забывают. В честь такой великой помощи корейцы в апреле 2012 г. воздвигли памятник казахам в г. Уштобе, где впервые они оказались в Казахстане.

Жизнь продолжалась умеренным темпом, корейцы, стойко, мужественно и с достоинством перенося выпавшие на их долю испытания, обустраивались на новом месте проживания, которое для них стало Родиной. Переселение корейцев в Казахстан дало возможность значительно увеличить сельскохозяйственное производство. Согласно государственному плану – в первую весну 1938 г. пребывания на казахской земле самостоятельные корейские колхозы должны были засеять 26860 га зерновыми, огородно-бахчевыми и техническими культурами, в 1939 г. – уже 38482 га. Непосредственно с корейцами связано развитие рисоводства в Казахстане. За всеми этими сухими цифровыми показателями стоят неимоверные усилия корейцев, которые в голой степи своими руками создали цветующие оазисы.

Закончились 30-е годы, наступили 40-е. 22 июня 1941 г. разразилась Великая Отечественная война. Несмотря на унижение депортацией, корейцы были полны патриотизма, но их лишили права с оружием в руках защищать свою Родину. Их уделом стали трудовые колонны, получившие название «трудармия». И все же корейцы просились на фронт, в первые дни войны более тысячи добровольцев явились в военкоматы с заявлениями об отправке на фронт. Некоторым удалось попасть на фронт. Среди них был казахстанец, Герой Советского Союза А. П. Мин.

Поистине беспримерный героизм проявили в годы войны корейцы-колхозники, которые ценой невероятных усилий резко увеличили посевные площади, повысили урожайность. По всей стране был известен подвиг рисовода из колхоза «Авангард» Кызылординской области Ким Ман Сама. Уже в 1941 г. он был награжден орденом «Знак Почета». Постоянный поиск оптимальных условий выращивания риса позволили ему в 1942 г. установить мировой рекорд урожая – 150 ц с га, его метод получил широкое распространение по стране. В 1945 – 1946 гг. он награждается орденом Трудового Красного Знамени. В 1947 г. ему присуждена Сталинская премия, а в 1949 удостоен звания Героя Социалистического Труда. Его учеником был знаменитый казахский рисовод, дважды Герой Социалистического Труда Ибрай Шахаев.

Кроме того, корейцы внесли большой вклад в дело победы безвозмездными взносами средств на постройку самолетов, танков, отправляли теплые вещи фронтовикам. В трудное для Родины время Ким Ман Сам передал из личных сбережений 105 тысяч руб. на строительство танковой колонны «Кызылординский колхозник». Таких примеров можно привести еще множество. Несмотря на унижения и депортации, трудности и лишения – в первые годы устройства в Казахстане, в годы войны – они продемонстрировали подлинный патриотизм, внесли достойный вклад для приближения Победы.

В послевоенное время корейцы проявили массу трудового героизма. В 1949 году только в Кызылординской области 14 корейцам было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, а в 1950 г. этого звания удостоились 17 человек.

Корейцы также внесли большой вклад в сборе зернового хозяйства и свекловодства в Талдыкорганской области. В 1948 г. в Каратальском районе 21 корейцу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А прошло всего лишь 10 лет депортации. Всего в советское время 67 корейцам, наиболее отличившимся, за трудовой героизм было присвоено высокое звание – Герой Социалистического Труда. Героями становились совсем юные, по нашим меркам, труженники. Так, например: Ф. Ногай стал героем в 20 лет, Н. Пак – в 22, И. Цой – в 23, Пак Гым Сек – в 23, О. Цой – в 24, Т. Ли – в 25, Н. Пак – в 27, Н. Ли – в 28. Женщинам-кореянкам это высокое звание присваивалось 11 раз.2

Необходимо напомнить, что в паспорте корейцев в это время стоял еще  штамп переселенца, это значит, что передвижение его ограничено, он не имел права без разрешения спецорганов свободно разъезжать по стране. Только после смерти Сталина корейцы освободились от «крепостного права», им разрешалось свобода выбора, как и всем, места жительства и учебы в университетах. Они могли, без всякого ограничения, поступать в любой университет страны.

Это дало возможность корейцам ликвидировать безграмотность и повышать свой социальный статус. В советское время корейцы занимали довольно-таки высокие государственные посты. Здесь особо необходимо отметить И. Л. Ким – доктора экономических наук, профессора, который в течение 22-х лет занимал пост зам. министра и министра финансов. Не­однократно избирался депутатом Верховного Совета КазССР.

Ю. А. Ким – крупный государственный и общественный деятель. Вся трудовая деятельность протекала на ответственных должностях в органах юстиции и судах. Был избран депутатом Мажилиса, а затем Председателем Комитета по вопросам Государственного строительства и региональной политики Верховного Совета РК 13 созыва. Он являлся Председателем Центральной избирательной комиссии, Председателем Конституционного Совета РК.

В советское время ответственные должности заместителя министра занимали: А. Г. Ким – в министерстве по делам молодежи, туризма и спорта, И. В. Ким – в министерстве местной промышленности, Г. Н. Пак – в министерстве хлебопродуктов, В. И. Хван – в министерстве мясной и молочной промышленности, А. Ю. Хегай – в министерстве автодорог, а также А. А. Пак был начальником птицепрома в Казахстане, затем СССР, В. В. Ни – управляющим делами в Администрации Президента РК.

В 1950-е годы корейцы уже избирались депутатами Верховного Совета КазССР и СССР, входили в партийные комитеты в КПК, избирались делегатами съездов КПСС и КПК. Больших успехов достигли корейцы в области культуры, литературы и спорта. В Казахстане родился и начинал свой творческий путь всемирно известный поп-музыкант Виктор Цой, писатель с мировым именем Анатолий Ким, писатель Михаил Пак, оперная певица Большого театра, народная артистка России Людмила Нам.

В 70–80-е годы на подмостках спортивной гимнастики блистала Нелли Ким – олимпийская чемпионка Мюнхена и Монреаля, неоднократная чемпионка мира, Европы и СССР. В настоящее время в Алматы открыта Академия спортивной и художественной гимнастики им. Н. Ким. Весомый вклад в развитие казахстанского бокса внес заслуженный тренер СССР Юрий Цхай, его воспитанники завоевывали призовые места на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и СССР, а Серик Конакбаев стал чемпионом Европы и серебряным призером Московской Олимпиады. Он долгое время был президентом Ассоциации корейцев Казахстана, в настоящее время является сенатором Верхней палаты Парламента РК.

Подает большие надежды молодой спортсмен по фигурному катанию на коньках Денис Тен, обладатель Золотой медали, чемпиона VII Зимних Азиатских игр в Казахстане в 2011 г. Большой вклад внес старший тренер РК по тяжелой атлетике Алексей Ни, его воспитанники становились чемпионами Олимпийских игр и мира в Пекине и Лондоне. Под его руководством четверо штангистов – Зульфия Чиншанло, Майя Манеза, Светлана Подобедова и Илья Ильин – стали в Лондоне чемпионами Олимпийских игр.

Нельзя сказать, что у корейцев за время проживания в Казахстане нет никаких проблем, и небо всегда былобезоблачным. Проблемы всегда были и есть: во-первых, корейцы становятся все больше русскоязычными или казахоязычными, теряя все больше национальные черты и облик; во-вторых, это проблема родного языка, для многих корейский язык не является родным. Как известно, родной язык – это связывающее звено всякого этноса и самый важный и чувствительный нерв, без устали работающий на поступательное развитие и прогресс нации.

В заключение хотелось бы сказать, что казахстанские корейцы, пережившие жестокий геноцид и государственный террор тоталитарного режима, являются сегодня полноправными гражданами независимой Республики Казахстан. Вспоминая пережитое прошлое, естественно, в душе сохранилась какая-то обида, но злобы нет.

Вчерашние внуки «японских шпионов» заседают в парламенте, занимают пост министра, им присваивают воинское звание генерал, присуждают Государственные премии СССР и Казахстана, они руководят ведущими научными учреждениями, преуспевают в приоритетных направлениях бизнеса, среди них имеются народные артисты Казахстана и т. д. Корейцы в республике являются лидерами по высшему образованию, в настоящее время в университетах и научных учреждениях можно встретить  академиков, докторов и кандидатов наук. Очень высок научный потенциал, в итоге мы имеем около 100 докторов наук.

В своем поздравительном письме в честь 70-летия проживания корейцев в Казахстане в 2007 г. Президент РК Н. А. Назарбаев сказал: «Прошедшие 70 лет стали для вас историей трудных испытаний и успехов. Вы были депортированы в далекую незнакомую землю, и вам пришлось перенести большие трудности. Но вы неимоверными усилиями преодолевали их и выросли уважаемыми людьми Казахстана. При этом вы сохранили своеобразие корейской нации, традиции и культуру и продолжаете развивать их. Это благородное дело и нельзя не гордиться им».3

Таким образом, история корейцев – это часть истории народов, живущих в стране. Были в ней разные страницы, но каждая является достоянием данной этнической группы, а также всего народа Казахстана. Корейцы достигли уважения, благодаря великой помощи всех народов, проживающих в Республике Казахстан.

Литература

1. Кан Г. В., Ким Г. Н., Ан В. И., Мен Д. В. Корейцы Казахстана: Иллюстрированная история. Сеул, 1997, с. 60.

2. См.: Мен Д .В., Квон Л. А., Ким  З. В., Пан Н. Г. Советские корейцы Казахстана: Энциклопедический справочник. Алма-Ата, 1992.

3. «Корё ильбо», 5 октября 2007 г.

1278 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми