• Исторические страницы
  • 26 Декабря, 2012

Возвращение «Айкапа»

Сагымбай Козыбаев, доктор исторических наук, профессор ( спустя 97 лет возобновился известный журнал) Возвратил к новой жизни первый в истории казахский общественно-политический и литературно-художественный журнал по своей личной инициативе видный писатель, журналист и издатель Когабай Сарсекеев. Именно ему  принадлежит возвращение к жизни и  газеты «Қазақ» (1913-1918), 100-летие которой  общественность страны готовится отметить в феврале 2013 года. В 2006 г. К. Сарсекеев и продолжил с 266  номера продолжение знаменитой газеты,  ласточки отечественной демократической прессы. Вот уже седьмой год приходит к читателю обновленная газета  еженедельным форматом А2 и логотипом оригинала. Академия журналистики Казахстана, оценив эту подвижническую деятельность писателя-публициста, в 2011 г. присудила редакции газеты «қазақ» высшую общенациональную журналистскую премию страны «Алтын Жұлдыз». И вот теперь настала очередь журнала. Почему же возвращение «Айкапа» стало знаменательным событием в культурной и общественно-политической жизни страны? Какова же заслуга и место этого издания в истории отечественной журналистики? Становление неофициальной казахской периодической печати неразрывно связано с общим освободительным  движением начала ХХ века. Она появилась лишь благодаря революции 1905-1907 гг. Однако процесс рождения этих изданий был довольно мучительным. 28  марта 1907 г. по инициативе депутата I и II Государственной Думы Шаймердена Косшыгулова  (редактор Миржакип Дулатов) в Петербурге   вышел первый номер газеты «Серке». По свидетельству самого Косшыгулова  было издано всего 3-4 номера. Цензура признала ее неблагонадежной, и газета была закрыта. В марте 1907 г. в Троицке вышел первый номер  «Қазақ газеті», ставший одновременно  и последним. Автором передовицы  «Наши цели» арестованного второго номера  был М. Дулатов. В том же году не увенчалась  успехом и попытка казахской молодежи  наладить издание газеты «Дала» («Степь») в г.Томске. Стремление демократической общественности казахского общества по созданию печатного национального  органа набирало силу. В г. Уральске на казахском и русском  языках 16 марта  1911 г. вышла газета «Казахстан» малого формата. Всего за 1911-1913 гг. (январь-февраль) вышло 16 номеров  (редактор Елеусин Буйрин). Благородной целью газета считала «обучение предпринимательству и науке». Газета была прогрессивно-демократического толка, призывала соотечественников к освоению передовой русской культуры. Она информировала читателей о новинках книгоиздания, давала советы по прогрессивному ведению хозяйства. С сентября по декабрь 1913 г. в  Петропавловске вы­ходила газета «Ешім даласы». Однако эти региональные газеты с ограниченными тиражами не могли удовлетворить растущие запросы различных слоев огромного ре­гиона. Создание периодической печати общенационального масштаба попрежнему оставалось общенациональной проблемой, пока не появился журнал  «Айкап». В конце 1910 г. после долгих усилий Мухамеджану Сералину удалось получить разрешение на издание журнала. «Киргизу Кустанайского уезда Чубарской волости  аула № 5  М. Сералину, – говорилось в документе, – выдано разрешение на издание в г. Троицке под его ответ­ственность ежемесячного журнала «Эй-кафь» по следующей программе: передовые статьи, заграничные вести, вопросы мусульманской жизни, хроника, фельетоны и стихотворения, библиография и научные статьи, смесь и письма в редакцию». Многолетняя заветная мечта прогрессив­ной демократической интеллигенции сбылась: 10 января 1911 года в Тро­ицке вышел первый номер первого в истории казахского национального журнала «Айкап». Именно ему, а позже и газете «Қазақ», вышедшей 2 февраля 1913 г. в г. Оренбурге, было суждено стать общенациональными органами. Мухамеджан Сералин (1872-1929) – организатор и издатель, идейный руко­водитель и редактор, ранее занимался педагогической и журналистской деятельностью, был известным к тому времени поэтом, литератором, общественным деятелем. М. Сералин был первым, наладившим издание национального журнала демократического направле­ния в Казахстане. Журнал «Айкап» стал окном в просвещенный мир». Следует лишь доба­вить, что М. Сералину после казахского набата «Оян, қазақ!» М. Дулатова удалось на деле консолидировать демократическую интеллиген­цию, либерально-революционно настроенную студенческую молодежь, сконцентрировать их внимание и силы на решение общенациональ­ных проблем. «Айкап» будировал казахское об­щество после реакции царизма, газета «Қазақ», продолжая лучшие его традиции, поднялась на новую высоту. Хотел бы отметить творческую плодовитость Мухамеджана Сералина. В 88 номерах журнала, столько было  издано за период существования «Айкапа», было опубликовано более 40 авторских статей, крупных и заметных, поднимающих насущные проблемы того времени, в которых нашел отражение его многогранный писательский талант. И это не считая передовиц, которые он, как главный редактор,  писал практически в каждый номер, и организационных вопросов. Судя по тому, как исправно выходил журнал (если не считать запретов царского режима), организационные способности Мухамеджана Сералина и его особое чутье на людей достойны особого внимания. Он смог найти и привлечь для работы в журнале корреспондентов, журналистов, сплотить их. Согласитесь, тоже непростое дело, даже сегодня, когда факультеты журналистики буквально «штампуют» специалистов, талантливый автор для главного редактора – счастливая находка. В журнале «Айкап» под своими фамилиями и псевдонимами свои первые публицистические опыты опубликовали Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Спандияр Кубеев, Сабит Донентаев, Мыржакып Дулатов, Султанмахмут Торайгыров и многие другие. Кто знает, может, если не было бы первой пробы пера на страницах «Айкапа», то, возможно, эти люди, которых мы сегодня по праву считаем духовными лидерами нации, нашли бы другую сферу приложения своих талантов. Впрочем, вернемся к неоспоримым заслугам праотца казахской журналистики. Структура, содержание, тематика журнала «Айкап» свидетельствуют о том, что это было высококачественное издание того времени. А миссия и цель журнала, сформулированные Мухамеджаном Сералиным, – стать глазами и ушами масс, показать народу его путь – не потеряли актуальности и сегодня. В своих публикациях видный ученый Салык Зиманов неоднократно писал, что ни один исследователь культуры Казахстана не может обойти стороной журнал «Айкап» – письменный памятник, источник сведений о  различных сторонах жизни казахского народа того времени. Ведущими идеологами журнала, наряду  с М. Сералиным, стали Бакытжан Каратаев, Жанша Сейдалин, Султанмахмут Торайгыров. Вокруг «Айкапа» сплотились представители  разночинной казахской демократической интеллигенции, талантливой студенческой молодежи. Активно со­трудничали в журнале А. Галимов, М. Жолдыбаев, Т. Жомартбаев, М. Кашимов, К. Кеменгеров, М.-Ж. Копеев, Г. Мусагалиев, Б. Сыртанов, С. Лапин, Н. Манаев и др. Росту престижа журнала способствовало участие в его работе на начальном этапе А. Байтурсынова, М. Дулато­ва. Широкая демократическая общественность Степного края смогла познакомиться с творчеством одаренных личностей, ставших впоследствии выдающимися деятелями казахской культуры, литературы: С. Сейфуллина, Шакарима Кудайбердиева, Б. Майлина, С. Донентаева, С. То­райгырова, М. Жумабаева. Про­блему женского равноправия, эмансипации казахских женщин, охраны детства и материнства поднимали на страницах журнала женщины-казашки: Сакыпжамал Тлеубайкызы, Марьям Сейдалина, Кудяйым Утегенкызы, Назипа Кульжанова. Журнал «Айкап» выходил с января 1911 г. по сентябрь 1915 г., сначала один раз, а затем два раза в месяц. Всего вышло 88 номеров, тираж дохо­дил до 1000 экземпляров. Как свидетельствует рубрика «События» («Уақиғалар»), информа­ция поступала отовсюду: из Ташкента, Верного, Чимкента, Аулие-Аты, Уральска, Кустаная, Тургая, Актюбинска, Мангыстау, Букеевской Орды, Омска, Капала, Семипалатинска, Аягуза и т. д. В передовице, озаглавленной «Что нам делать?» («Бізге не істеу керек?»), «Айкап» так определил свою программу: 1. Переход к оседлости, возведение городов (речь идет об аулах деревенского типа), не отрываться от земли. 2. Открыть школы и медресе, стать образованными и культурными. 3. Взять религиозные дела в свои руки, избрать своего муфтия. 4. Иметь депутатов с тем, чтобы они могли отстаивать с трибуны Государственной Думы народные интересы и донести их до правительства. 5. Иметь постоянное представительство в Петербурге. Просветительскому движению начала ХХ в., созданному при помощи «Айкапа», мы обязаны тем, что в Казахстане появилась целая плеяда выдающихся людей, ставших во главе национального возрождения, подготовивших реальную основу для осуществления уже после революции широкого наступления в области народного образования. Так же, как и великие представители эпохи Про­свещения Запада, которые, «просвещая головы», расчистили путь для но­вых общественно-политических отношений, так и первые казахские про­светители во главе с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым заронили в сознание своего народа идеи свободы, равенства и братства, справедливости, дух борьбы с тиранией. М. Сералин являлся ярким представителем нового поколения казах­ских просветителей и сделал очень много в области просвещения народа и воспитания целого поколения казахов. Он писал, что его «радует пере­ход на новометодное обучение детей, открытие в Актюбинске учительской школы, появление на местах школ и медресе, обучение казахских детей в городских школах и медресе, увеличение обучающихся в них». Твердо от­стаивал на страницах журнала свои просветительские идеи. Велика роль «Айкапа» в изучении казахского фольклора, ста­новлении абаеведения, пропаганде духовного наследия русской и миро­вой классической литературы. Большие финансовые затруднения, значительно  обострившиеся в  условиях начавшейся Первой мировой империалистической войны, отход некоторой части интеллигенции на сторону газеты «Қазақ», завоевавшей к тому времени популярность своей художественной зрелостью, возрож­дением казахской словесности, стройностью стиля и, самое главное, – по­становкой назревших общенациональных проблем, обусловили прекра­щение выхода в августе 1915 г. журнала «Айкап». «Айкап» по сути заложил вместе с газетой «Қазақ» основу всей демократической прессы Казахстана. Кольбай Тогысов, принимавший активное участие в работе журнала, в ноябре 1916 г. в Ташкенте начал издавать свою еженедельную газету «Алаш». На ее страницах выступали Б. Майлин, Ж. Аймаутов, начинающий М. Ауэзов. Во второй половине 1917 года в Семипалатинске начала выходить еженедельная газета «Сарыарка». На ее страницах печатались статьи А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, Ж. Акпаева, Б. Майлина, И. Джансугурова, С. Донентаева. Итак, в начале XX в., на далекой окраине империи, какой был Казахстан, казахи стали одним из 24 (помимо русских) народов России, которые имели газеты, журналы и книги на родном языке. География корреспон­денции была весьма обширной – практически не было аулов и волостей, откуда бы не поступали письменные сообщения самого различного жан­ра. Демократическая казахская печать писала о революции, Государствен­ной Думе, ее мусульманской фракции, мусульманских съездах, о внешней и внутренней политике империи, в т. ч. ее колониальной политике. Она отражала интересы пробуждающегося от векового сна народа окраин, строила мечты о его будущем в системе цивилизованного мирового со­общества. А впереди – Октябрьская революция, катаклизмы и переломы, определившие сложную судьбу народа на протяжении целого века. Обновленный «Айкап» (№1(89) поздравили государственный  секретарь РК Мухтар Кул-Мухаммед, академик Серик Кирабаев, писатели Турсынбек Какишев, Абиш Кекильбаев, Герольд Бельгер. В номере даны публикации М. Дулатова «Айкапу», стихи С. Торайгырова – ответственного секретаря журнала, статьи об Абае А. Букейханова, о Магжане Ж. Аймауытова. Есть интересные публикации об идейной платформе партии Алаш, одном из первых журналов первой четверти XX века – «Шолпан», выходившем в Ташкенте, о деятельности  Мухамеджана Сералина. Издание «Айкапа» явилось важнейшим этапом в консолидации казахской интеллигенции, в особенности ее молодого поколения, что способствовало превращению его в реальную политическую силу, выражавшую общенациональные демократические идеи уже в условиях советской власти. Эти идеи и сегодня не потеряли своей актуальности.

4321 раз

показано

35

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми