• Общество
  • 15 Сентября, 2014

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЛ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Галина КСЕНЖИК,
д. и. н., доцент, академик МААО,
Институт истории и этнологии 
им. Ч. Валиханова МОН РК

Новое Послание Президента Н. Назарбаева мобилизует историческую науку на реализацию озвученных целей, создание у общественности страны историко-культурной ментальности независимого Казахстана на основе формирования общих ценностей и объединительных факторов всех народов республики.

Долг исторической науки – максимальное обеспечение руководства страны дос­товерной информацией по реализации «Стратегии-2050», понимание реальных путей преодоления сложившихся проблем. Важнейшим условием динамичного развития независимой республики является осмысление событий и явлений прошлого на основе историко-культурного анализа и творческого применения исторических знаний, так как незнание политических, социально-экономических и культурных процессов прошлого может привести к ошибкам и просчетам в политической, социально-экономической и культурной  политике суверенного Казахстана.

С обретением Независимости казахстанская историческая наука освободилась от схоластических концепций и делает значительные продвижения вперед в изучении «белых пятен» исторического прошлого. Независимость Казахстана способствовала выходу исторической на­уки на новые рубежи. 
На современном этапе развития казахстанской исторической науки отмечается выход проводимых исторических научных исследований на глобальный уровень. Этому способствуют процессы гуманитаризации и экологизации научного знания, а также участие в исторических исследованиях специалистов различных научных направлений. Требуют исторического объяснения рост терроризма, религиозного фундаментализма, национализма, глобализма и многие другие процессы сегодняшней реальности. Создался новый подход в трактовке многих аспектов политико-государственных процессов, а также в освещении социально-экономических отношений. Исследование генезиса казахстанской государственности, роли Лидера Нации и ряда других актуальных проблем истории Казахстана повлекло за собой требование от исторической науки создания единой концепции, перспективных направлений развития исторической науки и усовершенствования методик исследований.
Концепция развития национальной истории Республики Казахстан в современный период должна соответствовать геополитическим интересам страны, обес­печивать достоверность и полноту информации об исследуемом историческом объекте.
Перспективными направлениями развития исторической науки республики  являются:
1. Разработка новых качественных учебников по курсу истории, дающих образование, соответствующее международным стандартам обучения.
Одной из основных стратегических задач образования независимого Казахстана является смена формулы образования: «образование на всю жизнь» на формулу «образование на протяжении всей жизни». Молодое поколение рассматривает его не как образование ради образования, оно нацелено, прежде всего, на получение определенного конкретного результата, быть конкурентоспособным на рынке труда и занять достойное место в обществе. 
Целью изучения курса истории должны быть включение личности в культурно-историческое пространство, самоориентация и реализация своего потенциала в современном конкурентном социуме. По­этому более актуальным является изучение подрастающим поколением не количества событий, фактов и дат, а историзма мышления, так как это способствует расширению кругозора, характеризуя основные пути развития человеческого общества, и вследствие этого упорядочивает реальное историческое пространство. Философия и историзм мышления дают возможность адекватно оценивать события в бесконечной череде фактов, что актуально для казахстанцев в соответствии с поставленными задачами «Стратегии-2050». 
2. Проведение исторических научных исследований с учетом актуальности  нового времени Казахстана (XVIII – начало XX вв.).
Разработки приоритетных вопросов:
– История казахов и народов Казахстана в новое время.
– Исследования опыта казахстанской модели межэтнической толерантности в новое время.
– Культура этносов и их вклад в развитие суверенного Казахстана.
– Роль личностей в истории Казахстана в новое время.
– Казахстан и казахи в системе международных отношений в новое время.
– Эволюция государственности в новое время.
– Полиэтническое и поликонфессиональное общество в новое время.
– Процессы внутренней миграции населения в новое время.
– Проблемы социально-демогра­фи­ческой ситуации в новое время.
– Исторический опыт развития регионов в новое время.
– История научно-картографического изучения Казахстана (комплексное междисциплинарное исследование – история, география, картография).
– Национально-освободительная борьба казахского народа и становление независимости Казахстана в новое время и т. д.
Целью исторических научных исследований нового времени Казахстана должны быть повышение потенциала казахстанской исторической науки, обеспечение высокого качества и эффективности научной деятельности на уровне современных мировых требований.
3. Внедрение междисциплинарности исторических исследований (географии, культурологии, языкознания, геоинформатики, картографии, политики, социологии, демографии, философии и т. д.).
В настоящее время перспективным направлением может стать развитие историко-географической проблематики в Казахстане. В координации с новой локальной историей оно будет способствовать оценке и прогнозу взаимодействия человека и природы как на региональном, так и на глобальном уровне. Современная историческая наука связана с пониманием креативности пространства в контексте культурного и социального пространства. Материальная и духовная культура, основы которой едины для населения определенного региона, во многом определяет жизнь населения в этом регионе, его взаимоотношения с природной средой. В свою очередь, природа является одним из факторов складывания той или иной модели материальной и духовной культуры. 
Получает развитие и использование в научных исторических исследованиях геоинформационных систем, предназначенных для обработки пространственных данных, основой которых служит географическая, историческая информация. За последние 10-15 лет историческая информатика завоевывает все большее признание среди исследователей. В настоящее время трудно представить себе любое историческое исследование без применения компьютерных технологий или хотя бы без использования элементов информационной культуры. Геоинформационные системы являются на сегодняшний день тем инструментом, который позволяет навести новые мосты между различными дисциплинами: историей, географией, картографией и информатикой, науками, не столь далекими друг от друга, как это может показаться на первый взгляд. Применение геоинформационных систем способно в независимом Казахстане, на наш взгляд, вдохнуть в историческую науку в целом новую жизнь. К приоритетным направлениям для использования в историческом исследовании геоинформационных технологий можно отнести те, которые связаны с изу­чением исторических закономерностей в пространственной форме: движение населения (завоевания, переселения, миграции), национально-освободительные движения, динамика административно-территориальных делений, история инфраструктуры, образование населенных пунктов и т. п. Нетрудно заметить, что все они являются актуальными для изучения истории нового времени независимого Казахстана. 
4. Развитие историко-регионоведческо­го картографирования (с использованием геоинформационных систем).
Перед учеными независимого Казахстана стоят большие задачи по усовершенствованию методик использования компьютерных методов обработки информации, освоения графических программ, необходимых для создания карт, и внедрения геоинформационных систем, объединяющих базы данных с цифровыми картами, и для этого в Казахстане имеются все необходимые условия. С момента появления компьютера картографический метод претерпел большие изменения. В настоящее время вышло значительное количество работ, позволяющих определить, в чем состоят эти изменения, и что может добавить компьютерное картографирование к известному в исторической науке картографическому методу исследования. Картографический метод исследования, будучи междисциплинарным по своей сути, нашел определенное применение в исторической на­уке, однако карта рассматривалась историками обычно как средство визуализации, а не анализа. Относительно слабое применение картографического метода во многом объясняется его трудоемкостью. Между тем, применение геоинформационных систем решает эту задачу в том смысле, что, во-первых, один раз создав карту-основу, можно пользоваться ею для самых разнообразных исследований, во-вторых, располагая мощными средствами визуализации, геоинформационные системы позволяют не менее эффективно проводить анализ исторических явлений и процессов.
5. Усовершенствование методик исторического исследования и обучения, с целью создания новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев.
Методика исторических исследований должна совершенствоваться за счет привлечения методов из смежных с историей наук – географии, экологии, картографии, геоинформатики и т. д. Изложение исторического исследования должно базироваться на методологическом плюрализме и строиться на основе проблемного изложения материала. Формирование методологической плюралистической культуры способствует развитию самостоятельности гуманитарного мировоззрения казахстанцев, развитию толерантности и взаимопонимания в условиях современного информационного общества.
Шире следует использовать микро­исторический подход, который относится к методологии локальной истории. Например, изучение конкретных исторических, легендарных личностей Казахстана поможет достовернее показать важнейшие достижения казахского народа и культурного наследия кочевой цивилизации, а также позволит уточнить месторасположение казахской духовной культуры в общечеловеческой истории и определить вклад в сокровищницу мировой культуры казахским народом. Причем сравнительно небольшой объем объекта исследования личности дает возможность статистически достоверно определить место каждого такого факта в масштабах изучаемой выборки (микрорегиона). Насколько эти факты пригодны для иллюстрации общеисторических выводов – зависит от типичности явлений, наблюдаемых в микрорегионе, для общества в целом. Тем самым, проблема сводится к оценке репрезентативности выборки в том или ином аспекте – задаче, вполне разрешимой для историка. 
Конечным результатом усовершенствования методик исторического исследования и обучения должны стать казахстанцы, обладающие социально-личностными и культурно-историческими компетенциями, готовые к инновационной деятельности, мыслящие и креативные. 
6. Внедрение перспективного направления в историческую науку «Историческое регионоведение».
Историческое регионоведение включает в себя исследование основных этапов историко-культурного развития государства, выполняет анализ современной ситуации и показывает умение прогнозировать возможные пути развития региона, изучает его прошлое, настоящее и будущее. Историческое регионоведение направлено на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории, географии, этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. В целом понятие «историческое регионоведение» предполагает изучение народа или народов, заселяющих определенную территорию и имеющих общие культурные доминанты в историческом пространстве, понимание особенностей их развития и существования в мировом процессе.
История регионов осуществляется в виде разработок научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим запросам государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей, а также в решении глобальных экологических проблем. 
Таким образом, новое Послание Президента «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» мобилизует историческую науку на быстрейшую реализацию концепции и приоритетных направлений развития исторической науки. 
Основная цель создания программы конкретных практических дел исторической науки нового времени Казахстана должна заключаться в воспроизводстве новых исторических знаний для устойчивого социально-экономического, инновационно-индустриального развития республики и вхождения в число 30-ти развитых стран мира. 

 

867 раз

показано

0

комментарий
Предыдущая статья Специфика трудовой мотивации
Следующая статья ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ДЕГУМАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

31 Августа, 2020

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»