• Экономика
  • 15 Сентября, 2014

Новая экономическая парадигма

Дархан Таменов,
экономист

Мировой экономический кризис тянется уже седьмой год подряд. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предсказывает новую волну кризиса. Отношения между Россией и США входят в новую фазу «холодной войны». Казахстан, Россия и Беларусь подписали договор о создании Евразийского Экономического Союза. В мире происходит укрепление роли китайского юаня в качестве резервной валюты в противовес доллару ФРС США. В таких меняющихся условиях странам Евразийского Союза крайне важно выбрать правильную экономическую парадигму. Либеральная парадигма свободной рыночной экономики за 23 года после 1991 года показала свою несостоятельность не только в странах бывшего СССР, но и во всем мире. Теперь – самое время обратиться к экономическому опыту СССР.

Экономика на пальцах
Допустим, в монастыре Шаолиня в Китае каждый день готовят вареный рис, исходя из точного количества монахов. Если монахов в монастыре 100 человек, а норма потребления риса на человека 300 г, то в монастыре в день сварят 30 кг риса, не больше и не меньше. Соответственно на 100 монахов монастырь закупит 100 мисок. Вот она – простая экономическая модель. Вначале нужно определить точное количество потребителей – 100 человек, а затем норму потребления продукта умножить на число потребителей. Все очень просто и разумно. Это – экономическая парадигма управляемой экономики. 
В этой модели есть центр управления экономикой (ЦУЭ). Этот ЦУЭ рассчитывает количество монахов N – потребителей экономики монастыря, умножает это количество N на точную норму потребления риса q и получает общее количество риса, которое нужно сварить в день. 
Q = N*q, 
где Q – количество потребленного продукта в день. 
Если количество монахов фактически будет больше 100, то возникнет дефицит потребления риса. Если количество монахов фактически будет меньше 100, то возникнет избыток в потреблении риса. Поэтому ЦУЭ (центр управления экономикой) всегда должен точно рассчитывать количество монахов, а также точно учитывать любые изменения в количестве монахов монастыря. 
Такая простая экономическая модель монастыря может быть описана следующей схемой:

 

В этой схеме круг обозначает экономику – E, в центре круга указан информационный центр – I. Схема иллюстрирует то, что информационный центр I анализирует всю информацию об экономике E. Информационный центр I можно определить как центр управления экономикой (ЦУЭ). ЦУЭ, владея точной и полной информацией о количестве потребителей экономической системы монастыря, а также точной информацией о норме потребления продукта – риса, может со 100% точностью рассчитать количество риса, которое повар монастыря должен сварить в день – 30 килограмм. 
При потреблении риса в день 30 килограмм, монастырь будет один раз в месяц закупать 900 килограмм риса. В год монастырь будет делать 12 закупок по 900 килограмм. 
Вот так упрощенно выглядит экономика монастыря, в которой находятся 100 потребителей-монахов. Главным потребляемым продуктом этой экономической системы является рис. ЦУЭ (центр управления экономикой) монастыря ведет точный учет количества потребителей-монахов и регулирует экономику монас­тыря исходя из точной информации о потребителях и их потребностях.
Такая экономическая система стабильна, целостна и точна. В ней есть единый центр управления экономикой (ЦУЭ), который определяет, какие продукты должна потреблять экономическая система и в каком количестве. Исходя из рассчитанного объема потребления, ЦУЭ делает заказы необходимых продуктов. Благодаря такой экономической парадигме монахи монастыря каждый день обеспечены продуктами питания в полном объеме, а сам монастырь тратит на свою экономику оптимальное количество средств. В данной модели есть два элемента. Первый – это экономика монастыря E. Второй – это центр управления экономикой I. Центр управления экономикой I управляет экономикой E. 
Все просто и разумно. Есть объект управления – экономика E, и есть субъект управления – центр управления экономикой I. Нет никаких экономических законов, нет никакой рыночной экономики, законов спроса и предложения, рекламы, маркетинга, торговли и прочих искусственных понятий.
Есть экономическая система из 100 монахов, есть их биологические потребности в питании, есть разумная норма потребления и есть точное планирование закупок риса для удовлетворения потребностей монахов в пищи. Экономическая система монастыря полностью подстроена под биологическую систему из 100 монахов. Таким образом, экономическая система обслуживает биологическую систему и функционирует согласно биологическим  законам.   
Теперь представим, что монастырь начинает жить по современным законам свободной рыночной экономики, то есть принимает экономическую парадигму свободной рыночной экономики. Руководство монастыря отменяет централизованное планирование экономики и провозглашает экономическую свободу каждого из 100 монахов. Каждый из 100 монахов каждый день начинает получать определенную сумму денег. В монастыре открывают частный магазин и начинают торговать сотнями видами продуктов. К тому же по всему монастырю расклеивают рекламу продуктов, и монахи по 3 часа в день просматривают рекламные ролики.
Теперь вместо риса монахи получают свободу выбора любых продуктов питания. Разумеется, монахи начинают покупать те товары, которые им рекламирует магазин. Монахи начинают есть колбасу, сыр, консервы, йогурты, чипсы, шоколад, запивать все это газированными напитками, пивом, алкоголем, начинают курить сигареты. Так как монахам предоставлена экономическая свобода, они потребляют продукты без точных норм потребления. В какой-то момент времени монахам начинает не хватать выдаваемых им денег, и тогда магазин открывает монахам кредит. Затем магазин увеличивает рекламу продуктов, и монахи начинают потреблять все больше разнообразных продуктов. Магазин продает уже десятки видов колбасы, сыра, десятки торговых марок пива и напитков. Монахи с каждым днем должны все больше денег магазину. Общая задолженность монастыря перед частным магазином растет с каждым днем. В какой-то момент времени монастырь уже вынужден отдать часть своей земли магазину. 
100 монахов вместо прежних 30 килограммов риса в день потребляют уже 60 килограммов самых разнообразных продуктов из магазина. Монахи вместо одного вида продукта – риса, потребляют сто различных продуктов самых различных торговых марок. Магазин пополняет свои запасы продуктов на основе прогнозирования будущего спроса монахов. Так как магазин никогда точно не знает, какие продукты и в каком количестве будут потреблять монахи, он закупает продукты с запасом и тратит деньги на хранение запасов. Магазин продает монахам продукты по высоким ценам. В эти цены включены затраты на упаковку, на рекламу, на доставку, хранение, а также прибыль магазина. 
Экономика монастыря начинает разрушаться. Задолженность монастыря растет, и монастырь отдает все свои земли в счет погашения долга перед магазином. В итоге монастырь закрывается, и монахи покидают его. 
Почему так произошло? Почему разрушилась стабильная экономика монастыря? Монастырь не учел какие-то экономические законы? Или экономисты монастыря были недостаточно обучены экономической науке?
На самом деле все просто. Никакой специальной экономической науки и экономических законов в природе не существует. Есть две экономические парадигмы. Согласно первой, экономикой любой системы нужно управлять на централизованном уровне как единым целым. Согласно второй, экономикой любой системы не нужно управлять централизованно, поскольку экономика управляет сама собой.
Вот и все! Монастырь просто сменил первую экономическую парадигму на вторую. Он перестал управлять своей экономикой как единым целым. Он перестал контролировать норму потребления монахов, ограничивать количество продуктов, перестал централизованно планировать закупки продуктов. 
Что сделал монастырь? Он полностью передал власть над своей экономикой частному магазину. Что сделал магазин? Он захватил все  земли монастыря. Как это удалось магазину? Магазин провозгласил идеологию свободной рыночной экономики и свободы выбора потребителем любых продуктов. В итоге за счет массированной рекламы магазин навязал монахам огромное количество продуктов по очень высоким ценам, и потребление монастырем продуктов выросло в два раза. Ради удовлетворения потребностей монахов в продуктах, монастырь был вынужден увеличивать свой долг перед магазином. В конце концов, монастырь отдал все свои земли магазину. 
Вот так простая смена экономической парадигмы привела экономику монастыря к краху. Магазин сумел внедрить в сознание руководителя монастыря простенькую идею о свободной рыночной экономике, и благодаря такой идеологической диверсии сумел захватить земли монастыря. Простая идея о том, что каждый из 100 монахов имеет неограниченную экономическую свободу, а на территории монастыря может действовать частный магазин, привела экономику монастыря к краху. 
В данной ситуации магазин выступил как типичный агрессор-захватчик. С помощью простеньких экономических методов магазин фактически завоевал земли монастыря. Только внешне это не выглядело как завоевание. Магазин не вел никаких боевых действий против монахов. Все происходило мирно. Магазин с помощью рекламы увеличил потребности монахов, монахи начали удовлетворять свои потребности, покупая продукты в магазине. Так как закупки монахов в магазине были выше ресурсов монастыря, монастырь брал у магазина кредиты. И в итоге в счет погашения кредитов, монастырь отдал магазину свои земли. 

Забытый опыт
Каким образом экономическая модель монастыря относится к современной экономике? Самым прямым. В свое время экономика СССР была единым народным хозяйством. И этим народным хозяйством управляли как единым целым. В качестве ЦУЭ (центра управления экономики) выступали два института – Госплан и Госснаб. Если Госплан занимался планированием производства необходимых продуктов, то Госснаб обеспечивал распределение произведенных продуктов по экономической системе. 
Потребитель СССР покупал ограниченный набор необходимых продуктов в типовых магазинах. Массированной рекламы продуктов не было. В связи с недостатками планирования и снабжения периодически возникали перебои с обеспечением потребителей определенными продуктами. В целом потребитель СССР покупал ограниченный набор продуктов, необходимых для биологического функционирования.
Казахская ССР в 1987 году по приблизительно нынешним ценам  производила товаров народного потребления на 32 миллиарда долларов, из них непродовольственных товаров – на 13 миллиардов долларов. Валовая продукция сельского хозяйства Казахской ССР в 1987 составила по нынешним ценам 46,5 миллиарда долларов. В 1987 году в КазССР было изготовлено 32,7 миллионов пар кожаной обуви и почти 35 миллионов штук различной посуды. Расходы бюджета КазССР в 1987 году были на уровне 35 миллиарда долларов по нынешним ценам, из них на науку и просвещение отводилось почти 20%. Можно сказать, что экономика КазССР в 1987 году процветала. 
После 1991 года в странах бывшего СССР сменилась экономическая парадигма.  Центр управления экономикой (ЦУЭ) в виде Госплана и Госснаба был уничтожен. В экономике появилось множество частных компаний, каждая из которых самостоятельно планировала свое производство и распределение. Потребители получили неограниченную экономическую свободу в выборе продуктов. В итоге потребительский рынок оказался перенасыщенным самыми разными продуктами различных торговых марок. Зубная паста и зубные щетки, стиральные порошки и чистящие жидкости, шоколадные батончики и жевательные резинки – все это товары иностранных корпораций.  
К чему привела парадигма свободной рыночной экономики? Цены продуктов всегда завышены из-за затрат на упаковку, рекламу, маркетинг, хранение, торговлю и из-за нормы прибыли частной компании. Потребитель вынужден закупать повышенное количество самых различных продуктов по повышенным нормам потребления. К тому же потребителю постоянно навязывают определенные торговые марки. 
Из-за парадигмы свободной рыночной экономики в страны бывшего СССР массированным потоком поступают импортные потребительские продукты. Легкая промышленность Казахстана за последние годы независимости была практически уничтожена. К сравнению, в 1987 году в КазССР было произведено 32,7 миллионов пар кожаной обуви. В данное время почти вся обувь в Казахстан поступает из Китая. В 1987 году в КазССР производилось товаров легкой промышленности на 8,3 миллиардов долларов в приблизительно нынешних ценах. В 2012 году валовая добавленная стоимость легкой промышленности Казахстана составила около 230 миллионов долларов. В 1987 году в КазССР было произведено мяса в убойном весе – 1,38 миллионов тонн. В настоящее время в Казахстане происходили случаи импорта мяса из-за рубежа. В свое время КазССР была ведущим экспортером яблок в СССР. В настоящее время Казахстан вынужден импортировать яблоки и яблочный концентрат.
Страны бывшего СССР вынуждены оплачивать импортные продукты валютной выручкой от продажи сырьевых продуктов: нефти, газа, металлов, леса и т. д. Это негативным образом сказывается на курсах национальных валют к доллару ФРС США. То есть чем больше импорт товаров в Казахстан, тем больше спрос на доллар ФРС и тем больше давление на национальную валюту. К тому же массированный импорт привел к сокращению местного производства и высокому уровню безработицы. В частности в Казахстане оказалась фактически разрушенной легкая промышленность из-за засилья китайских товаров. Можно только представить себе, какой была бы экономика Казахстана и уровень занятости населения, если бы предприятия легкой промышленности республики производили бы товаров на 10-15 миллиардов долларов в год.   
После 1991 года страны бывшего СССР оказались интегрированными в мировую экономическую систему. Мировая экономическая система не управляется на централизованном уровне и поэтому она крайне чувствительна к изменениям на финансовых рынках, к финансовым потокам и количеству денежной массы. В целом мировая экономическая система завязана на нефть и доллар, который используется для платежей за нефть.
В 2007–2008 гг. вся мировая экономическая система оказалась в глубоком кризисе только из-за того, что в США бесконтрольно выдавали высокорисковые займы на покупку жилья. Таким образом, экономическая парадигма свободной рыночной экономики, принятая в США, привела к кризису всю мировую экономическую систему. Данный кризис не был связан с какими-то экономическими законами, с цикличностью в развитии экономики. Данный кризис был связан только с тем, США не управляют своей экономикой на централизованном уровне, как это были принято в СССР. В связи с этим фактом экономика США изначально подвержена кризисам. Это логично. Если экономикой любой системы не управлять как единым целым, рано или поздно в этой экономике будут происходить кризисы. 
Как и в случае с крахом китайского монастыря, мы имеем дело с экономической парадигмой. Пример экономики США убедительно продемонстрировал всему миру, к какому глубокому кризису способна привести экономическая парадигма свободной рыночной экономики.
Странам бывшего СССР, которые постепенно объединяются в рамках Евразийского Союза, необходимо выбрать правильную экономическую парадигму. Парадигма централизованного управления экономикой доказала свои преимущества во времена СССР. В течение 40 лет с 1951 по 1991 гг. в СССР не было ни одного экономического кризиса и спада экономики. Занятость населения была 100%. Средняя зарплата в КазССР в 1987 году была 196,7 рублей, учитывая, что трудящимся бесплатно выдавали квартиры и обеспечивали общежитиями. 
Распад СССР в 1991 году никак не был связан с экономическим крахом СССР. В 1991 году произошла политическая операция по развалу политической системы СССР. Поэтому в целом экономическая парадигма СССР с 1951 по 1991 годы доказала свою состоятельность. Экономическая система СССР с 1951 по 1991 годы была стабильна, предсказуема и на 100% обеспечивала население СССР рабочими местами, жильем, здравоохранением, образованием и прочими социальными благами. 
В противоположность этому с 1991 по 2014 годы экономические системы стран бывшего СССР периодически испытывают различные кризисы. Регулярно происходят девальвации национальных курсов валют, приводящие к падению уровня жизни населения. Население не обеспечено на 100% рабочими местами, жильем, доступным здравоохранением и образованием. В целом экономические системы стран бывшего СССР являются неустойчивыми, непредсказуемыми и крайне зависимыми от финансовых изменений в мировой экономической системе.
Поэтому странам бывшего СССР следует вернуться к экономической парадигме централизованного управления экономикой. То есть к следующей модели. 

 

      
В этой схеме круг обозначает экономику – E, в центре круга указан информационный центр – I. Схема иллюстрирует то, что информационный центр I анализирует всю информацию об экономике E. Информационный центр I можно определить как центр управления экономикой (ЦУЭ).
В Евразийском Союзе необходимо выделить ЦУЭ – центр управления экономикой. В отличие от СССР в Евразийском Союзе нет необходимости в 100% социалистической собственности. Собственность может быть смешанной: государственной, муниципальной, частной, кооперативной. 
Но экономикой Евразийского Союза необходимо управлять как единым целым на централизованном уровне. Управлять единой экономикой Евразийского Союза может ЦУЭ (центр управления экономикой), совмещая функции Госплана и Госснаба. 
ЦУЭ может планировать уровни потребления, ассортимент необходимых потребительских продуктов, их характеристики, объемы производства, импорта и экспорта, а также объемы необходимой для экономики денежной массы. ЦУЭ сможет доводить разработанные планы до всех субъектов экономики, как частных, так и государственных. Управляя экономикой как единым целым, ЦУЭ сможет обеспечить ее стабильность и устойчивость, не допуская кризисных явлений. 
Для начала в странах Евразийского Союза необходимо кардинально увеличить производство товаров народного потребления. Одежду, обувь, головные уборы, стиральные порошки, чистящие жидкости, зубные пасты и щетки, косметику, кондитерские продукты – все это возможно и нужно производить в странах Евразийского Союза. Необходимо кардинальным образом сократить засилье импортных брэндов таких корпораций как Procter and Gamble, Colgate-Palmolive, Oriflame, Henkel, Coca-Cola, Nestle, Mars и многих других, а также массированный импорт китайского ширпотреба. 
Масштабная индустриализация стран Евразийского Союза позволит хотя бы приблизиться к уровню экономики, который существовал в СССР в 1980-е годы. Централизованное управление экономики позволит решить проблемы занятости, уровня доходов и потребления населения, сократит социальные проблемы и не допустит роста социальной напряженности.

1321 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»