• Культура
  • 17 Октября, 2011

ПАТРИАРХ ТАТАРСКОЙ ОПЕРЫ К ЮБИЛЕЮ Н. Г. ЖИГАНОВА

Аклима Омарова

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР, трижды лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического труда, профессора Назиба Гаязовича Жиганова (19111988). В 1939 году постановкой его первой оперы «Качкын» открылся Татарский государственный театр оперы и балета, годом ранее в первом симфоническом концерте Татарской государственной филармонии была исполнена его Первая симфония. На протяжении нескольких десятилетий (со дня основания) Н. Г. Жиганов возглавлял Союз композиторов Татарской АССР (с 1939), Казанскую государственную консерваторию (с 1945). Награжден медалями и орденами – «Знак Почета» (1945, 1961), орденом Ленина (1950), Трудового Красного Знамени (1971). Его имя присвоено Казанской национальной консерватории (2001).

«И может ли быть большее выражение почета и уважения,

чем благодарная память?!» Е.Рахмадиев

«Друг казахских музыкантов» – так была озаглавлена одна из статей, приуроченных к 60-летнему юбилею Н. Г. Жиганова. Примечательны следующие ее строки: «…когда мы, музыканты Казахстана, думаем о своем близком друге – Назибе Жиганове, то перед нами встает образ на редкость одаренного человека, в судьбе которого не последнюю роль сыграла и наша республика».[1]

В статье, опубликованной в связи с 70-летием со дня рождения композитора, характеризуя влияние творчества «старшего брата, друга и наставника» на музыку казахстанских авторов, К. Х. Кужамьяров подчеркнет: «Художественный опыт Назиба не раз вдохновлял нас своими смелыми начинаниями, многоцветьем интонационной палитры, мастерской интерпретацией фольклора».

И в том, и в другом случае имелись в виду не только такие общеизвестные обстоятельства, как факт рождения классика татарской музыки в городе Уральске или факт постановки его оперы в Алма-Ате. Тем более, что встречи с «Алтынчач» на сцене Казахского академического театра оперы и балета имени Абая были «частью широкого знакомства казахстанцев с музыкой Жиганова, а через нее – с татарской культурой», впечатления же композитора и его оценочные суждения о произведениях коллег из Казахстана – охватывающими широкий круг имен и названий.

Творческие контакты, действительно множественные и интенсивные на протяжении нескольких десятилетий, со временем, должны быть прокомментированы и представлены на документальной основе. Вместе с тем многообразие их форм и масштаб отчетливо воспринимаются и через отдельные публикации в периодических изданиях, прежде всего, в журнале «Советская музыка», где нашли отражение такие исторические факты, как поездка К. Байсеитова в Казань в связи с премьерой «Алтынчач» на казахской сцене (1948), концерт из произведений Н. Жиганова и Г. Жубановой в Москве (1977), авторский вечер «татарского мастера» в Алма-Ате (1982) и др. При обращении же к литературе исторического профиля количество соответствующих высказываний и свидетельств возрастает неимоверно. Представим лишь некоторые из них.

В «активной направленности таланта, беззаветно служащего народу» видит «красоту, обаяние, силу и щедрость натуры Назиба Жиганова» К. Х. Кужамьяров. Именно это качество оказывается ценным и для самого Н. Г. Жиганова: «Если бы каждый композитор, музыковед так бы любил свой казахский народ, как любил и гордился им Ахмет Жубанов, то это было бы величайшим вкладом в развитие многонациональной музыкальной культуры народов Советского Союза». По его мнению, «трудно представить культуру казахского народа без имени талантливого ученого А. Жубанова»: «…он человек с сильной волей. […] он любил и умел трудиться ради своего народа. Его талант был очень разносторонним…».

«…Я многократно бывал в Казахстане. Приезжал в Алма-Ату на съезды и пленумы Союза композиторов, на выездную сессию музыки Средней Азии и Казахстана и на другие мероприятия […] В дни пребывания в Алма-Ате […] бывал у Ахмета Куановича, […] любил слушать его, когда он говорил о деятелях казахского народа ХVII и ХVIII веков».[2]

Открывая вступительным словом сборник статей и воспоминаний, подготовленный к 70-летию со дня рождения Мукана Тулебаева (издан на казахском языке), Е. Рахмадиев писал: «Специально для этой книги поделились своими воспоминаниями о Мукане композиторы братских республик: из Татарской АССР – Герой Социалитического труда, трижды лауреат Государственной премии СССР Н. Г. Жиганов, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, лауреат Государственных премий Узбекской ССР и Каракалпакской АССР М. М. Бурханов, лауреат Государственной премии Киргизии В. С. Виноградов, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР В. Мухатов из Туркмении».

На страницах сборника Н.Г.Жиганов вспоминает, прежде всего, студенческую пору, когда ему, студенту-пятикурснику, кафедрой композиции было поручено заниматься со студентами национальной студии, в числе которых в 1938 году был и М.Тулебаев; пишет и о совместном их посещении Казахского театра оперы и балета спустя годы.

В книге, изданной к 90-летию М.Тулебаева, будет опубликован текст телеграммы:

«Дорогие друзья, глубоко сожалею, что не могу принять участия в торжестве, посвященном 70-летию со дня рождения выдающегося сына талантливейшего казахского народа Мукана Тулебаева. Вместе с вами горжусь, что его ставшая классикой опера «Биржан и Сара» вошла в золотой фонд многонациональной музыкальной культуры нашей родины.

Народный артист СССР Назиб Жиганов».

При сопоставлении имен Н. Жиганов – М. Тулебаев возникает ряд показательных параллелей: почти ровесники (100-летие со дня рождения М. Тулебаева музыкальная общественность отметит в 2013 г.); выпускники Московской государственной консерватории; лауреаты Сталинской премии 1940-х годов за оперные произведения («Алтынчач», 1948 и «Биржан и Сара», 1949); ключевые фигуры декад литературы и искусства в Москве (татарской – в мае 1957 и казахской – в декабре 1958); Народные артисты СССР (соответственно 1957 и 1959); композиторы – «классики» национальных культур; авторы произведений – «жемчужины татарского искусства» (В. Фере об «Алтынчач»), «жемчужины казахского оперного искусства» (Н. Жиганов о «Биржане и Саре») – классических образцов жанра.

В воспоминаниях Л. Хамиди также упоминаются учебные встречи Назиба Жиганова со студийцами. Примечательно, что именно Н. Жиганов, решивший использовать недавний опыт работы Л. Хамиди в Казахстане для своих занятий с Муканом Тулебаевым, явится инициатором их знакомства, которое с годами перерастет в настоящую дружбу.

«Содействие» Л.Хамиди окажется результативным и в дни первых спектаклей «Алтынчач» в Казахстане. Тогда в одной из центральных газет будет опубликована большая по объему статья, достойно представляющая произведение, его авторов и исполнителей.[3]

Ей предшествовала публикация (тоже на казахском языке) беседы с композитором, как известно, специально приезжавшим в Алма-Ату в связи с премьерой. Интервью на русском языке было опубликовано в тот же день, что и рецензия Л. А. Хамиди. Один из его фрагментов уже цитировался исследователями: «На вопрос: «Ваше мнение об игре ее основных исполнителей» композитор Назиб Жиганов ответил: «В первую очередь следует сказать об исполнительнице заглавной роли дважды лауреате Государственной премии, народной артистке СССР Куляш Байсеитовой, создавшей обаятельный образ героини оперы.

Первый раз я познакомился с певицей в дни декады казахского искусства в Москве в 1936 году. За прошедшие годы у нее выросло и развилось вокальное и сценическое мастерство, которое артистка с большой силой проявила в спектакле «Алтыншаш».

Г. Жубанова при создании портрета Куляш Байсеитовой также отметит этот «…чудесный образ, созданный великолепным талантом актрисы […]. Наиболее яркие черты дарования Куляш – тонкий вкус, поэтичность, музыкальность, драматическая сила переживаний – все это нашло в образе сказочной девушки прекрасное выражение».

Весьма показательны и другие рецензии на оперный спектакль, сопутствовавшие его премьере (1949) и «второму рождению» (1967). Упомянем печатный отклик на постановку «Алтыншаш» в Караганде, осуществленную в рамках гастрольной поездки ГАТОБ им. Абая. Их материал дает возможность сопоставить особенности исполнительских интерпретаций, прежде всего К. Байсеитовой, Ш. Бейсековой, А. Байкадамовой, С. Курмангалиевой.

В книге, созданной к двадцатилетию со дня основания оперного театра (1954), «Алтыншаш» характеризуется «как одна из лучших постановок»: отмечен факт приезда автора по приглашению «в Алма-Ату на премьеру спектакля» и приведены слова композитора, содержащие «следующую оценку […] : «Меня очень взволновала и обрадовала весть о постановке моей оперы на сцене казахского театра. «Алтыншаш» хорошо была поставлена в Казани и в Уфе, но то, что я увидел в Алма-Ате, превзошло все ожидания. Меня глубоко тронула огромная любовь, с какой работал коллектив над созданием спектакля».

А в год сорокалетия ГАТОБ им. Абая (1974) Е. Г. Брусиловский, критикуя сложившуюся на тот момент ситуацию, в ряду неоправданных «потерь» театра назовет и оперу Н. Г. Жиганова: «На афише текущего сезона числится только пять-шесть казахских опер, один-два балета и ни одного сочинения, созданного композиторами братских республик или классиками. Где же спектакли (на казахском языке) «Даиси», «Чио-Чио-сан» (как восхищались Куляш Байсеитовой в заглавной роли этой оперы С. Эйзенштейн, Н. Черкасов, Н. Сац и многие другие!)? Где «Евгений Онегин», «Алтынчеч», «Нергиз»? Они давно не звучат в Алма-Ате, и вряд ли объяснима причина их исчезновения с афиши».[4]

Исследователями достаточно широко цитируется этюд Г. И. Литинского «Пути воспитания таланта» о Н. Жиганове. В изданиях по творчеству Л. А. Хамиди, как правило, всегда упоминается факт его обучения в классе профессора Литинского[5] в татарской оперной студии при МГК. Менее известны сочетания имен: Г. И. Литинский – А. К. Жубанов, Г. И. Литинский – Е. Р. Рахмадиев.

В Центральном государственном архиве РК были обнаружены письма А. К. Жубанова к Е. Г. Брусиловскому, написанные в промежутке с ноября 1952 г. по апрель 1953 г., в период, когда в связи с оценкой деятельности Жубанова как буржуазно-националистической почти ровесники и давние коллеги продемонстрируют общность «линии поведения». Письмо от 3 марта 1953 г. начинается так: «Наконец я достиг своей цели – начал занятия с Литинским. Послезавтра – четвертый урок. Занимаемся два раза в неделю».

В интервью журналу «Музыкальная жизнь» (1982) на вопрос «…Что дали Вам, как профессионалу и художнику, […] педагоги?», Е. Рахмадиев ответит: «Мне не единожды везло на встречи с прекрасными людьми. Одним из таких «везений» считаю встречу с Генрихом Ильичом Литинским, который познакомил меня с законами полифонического мышления, дал ощущение свободы технических возможностей, вооружил знанием передовых теоретических идей, вместе с Евгением Григорьевичем Брусиловским привил огромную любовь и уважение к русской классической и западноевропейской музыке, понимание ее интонационных закономерностей».

По мнению К. Кужамьярова, «не без влияния творчества Жиганова вошла в музыку казахстанских композиторов военная тема». Примечательно, что параллели возникают на разных уровнях содержания оперных произведений. Это, к примеру, не только закономерно возникающая общность сюжетно-сценических ситуаций, но и отражение разноязычия в собственно музыкальной ткани. Сопоставим соответствующие фрагменты в их словесной интерпретации:

«Джалиль» Н. Г. Жиганова «Тулеген Тохтаров» А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди
Картина вторая Картина первая
«…Фронтовая землянка. Короткая передышка после боя. Солдаты пишут письма близким. Сочиняет письмо казанским девушкам и сержант Ишназаров, но, заслушавшись песней бойца-казаха Сатпаева, он теряет нужные слова»[6]. «…И этим тихим, зимним вечером чередой идут воспоминания четырех друзей Жадая… Вспоминает песней своей родины Тулеген свой золотоносный Алтай. В родных напевах Баймата ожил величественный Алатау. Цветущие сады Чиликской долины воспевает уйгур Саттар. Родную Сакмарку, ее благодатные берега и нивы вспоминает в своей песне татарин Зариф»[7].

В одной из статей подчеркивалось: «В «Джалиле» композитор создает несколько ярких портретов: Сатпаева с чудесной казахской песней-импровизацией, Журавлева с русским интонационным строем всей его характеристики, Андре – с подлинной французской песенкой». «Трогательна из сердца льющаяся песня-импровизация. Ее оригинальная мелодия по-речевому выразительна и в то же время напевна. Композитору удалось тонко передать в ней своеобразие и прелесть казахских лирических песен. Оркестр имитирует звучание то курая (флейты, фаготы), то домбры (аккорды кларнетов, скрипок и альтов, дальше – валторн и струнных)», – в связи с этой характеристикой уместны лишь два уточнения: мастерство воплощения (при использовании русского текста) особенностей, отражающих специфику казахского стихосложения (буначное строение одиннадцатисложной строки с характерными для нее словоразделами 3+4+4), и факт имитирования духовыми звучания скорее сыбызгы, нежели курая.

Andante
Сатпаев:

«Ярко звучит в опере Жиганова тема интернационализма, дружбы народов. Именно звучит: она не декларирована, а раскрыта через национально характерную музыкальную речь» – данный тезис в полной мере можно использовать и в отношении «Тулегена Тохтарова» А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди (либретто М. О. Ауэзова, 1947). Примечательна общая и индивидуализированная характеристика пятерых друзей – «автоматчиков-разведчиков» – казаха Тулегена, русского Жадая (Александра Жадаева), киргиза Баймата, уйгура Саттара и татарина Зарифа:

Зариф:

Характеризуя «одну из славных традиций творчества Жиганова», исследователи предлагают вспомнить «в «Ильдаре» Миколу Раенко с его украинской колыбельной, в «Намусе» – Наташу с русской песней «Соловушка» и Нарспи с чувашской «Семь джигитов»». Эта традиция с необходимым масштабом и мастерством продолжена в опере «Двадцать восемь» Г. А. Жубановой. «Вводя разноязычие на сцену, Г.Жубанова показала индивидуальные черты своих героев и вместе с тем силу интернационализма».[8] «…В партиях Шопокова и Керимбюбю (киргизский мелос), Петренко, Поли и Бондаренко (украинский мелос), Касаева и Раушан (казахский мелос), при всей национальной определенности, звучат общие интонационные ходы» обеспечивающие единство тематизма.

…В качестве секретаря Союза композиторов СССР Н. Г. Жиганов принимал непосредственное участие в обсуждении итогов декады казахского искусства в Москве (декабрь 1958 г.). Так, по его словам, «в опере «Биржан и Сара» пленяет обаяние музыки, близкой народному мелосу, выразительность характеристик, красочность оркестровой палитры. Высокой оценки заслуживает исполнительское мастерство дирижера Г. Дугашева, певцов Б. Досымжанова (Биржан), Р. Джамановой (Сара) и др.». В то же время им отмечена «некоторая статичность спектакля и стилистическая нейтральность танцевальных сцен. […] К числу достоинств оперы «Абай» Н. Жиганов относит красоту и мелодичность арий и хоров, обилие ансамблей, к недостаткам – бледность партитуры, излишнюю традиционность гармонического языка». Тогда же «Тов. Жиганов призвал композиторов Казахстана создавать оперы и балеты, отражающие кипучую многогранную жизнь Советского Казахстана».[9]

Призыв Н. Г. Жиганова был воспринят, об этом свидетельствует не только творческая практика последующих десятилетий, но и качество контактов со старшим коллегой, чье имя заслуженно встраивается в ряд прославленных композиторских персоналий: «Для того, чтобы приучить слушателя к современному звучанию, нужно, чтобы в театре шли оперы С. Прокофьева и Д. Шостаковича, Т. Хренникова и Д. Кабалевского, Р. Щедрина, Н. Жиганова, А. Петрова, С. Слонимского, то есть то, что определяет сегодня лицо советской музыки. И «Кыз-Жибек», и «Абай», и «Биржан и Сара» – это казахская национальная классика, но мы не можем стоять на месте, а должны идти вперед» (Г. Жубанова).[10]

Из основных юбилейных дат 2011 года

110-летие со дня рождения Г.И.Литинского (1901-1985).

100-летие со дня рождения У.Турдыкуловой (1911-1991).

90-летие со дня рождения М.М.Ахметовой (1921).

80-летие издания сборника А.В.Затаевича «500 казахских песен и кюйев» (1931).

70-летие присвоения казахскому оперному театру звания академического (1941).

70-летие премьеры оперы Н.Г.Жиганова «Алтынчач» (1941).

60-летие со дня рождения А.М.Днишева (1951).

Жиганов Н.

Газиза Жубанова

Для меня Газиза Жубанова – загадка природы. Конечно, огромную роль в формировании и развитии ее дарования сыграла обстановка в доме отца – известного композитора, музыковеда, академика А. К. Жубанова. Видимо, поэтому Газиза уже в 18 лет проявила себя как одаренный и грамотный композитор. Говоря о загадке природы, я имею в виду сочетание в этой маленькой энергичной женщине и творческого дара, и организаторского, и чисто женского.

С первых шагов композитора Газиза Жубановой я с интересом наблюдал путь ее становления, как она смело, упорно овладевала современной композиторской техникой, как постепенно переходила от своих увлечений «ультралевыми» течениями в искусстве к органичному слиянию новых средств музыкальной выразительности с богатейшей традиционной музыкой своего народа. Мне импонирует интернационализм ее творчества.

Газиза Жубанова никогда не ограничивала себя ни в средствах выразительности, ни в жанрах, ни в тематике. Она с одинаковым вдохновением и искренностью рассказывает о сегодняшнем дне казахского народа и его историческом прошлом, о трагедии Хиросимы и героическом подвиге панфиловцев. Она и симфонист, и автор опер, балетов, ораторий. Наряду с этим, умеет весьма ограниченными средствами камерного ансамбля создавать многоплановые произведения, украшающие многонациональную сокровищницу советского музыкального искусства.

Недавно мне довелось услышать ее новый струнный квартет. Я был потрясен! Суметь так современно высветить национальное! Этот квартет – настоящий фейерверк эмоций: в нем и горячий темперамент степного народа, и проникновенная лирика, и экспрессия зажигательного танца.

Меня удивляет ее профессиональное мастерство и творческая активность, умение совмещать это с отличным выполнением очень трудоемких и хлопотных обязанностей ректора консерватории и не менее сложных обязанностей жены, матери, бабушки. Поклоняюсь первой казашке-композитору и активному советскому музыкальному деятелю.

Назиб Жиганов. Статьи. Воспоминания. Документы. Т.1.  Казань, 2004, с. 7677.


[1] Кужамьяров К. Друг казахских музыкантов // Советская музыка. 1971, №1, с. 60.

[2] Гизатов Б. Академик Ахмет Жубанов. – Алма-Ата: Жазушы, 1972, с. 239–240.

[3] Хамиди Л., Мазитов Б. «Алтыншаш» // Социалистик Казакстан. 1949, 30 апреля.

[4] Брусиловский Е. Сказание о батыре // Советская музыка. 1974, № 5, с. 36–40.

[5] Литинский Генрих Ильич (1901–1985) – композитор, педагог. Ученик Р.М.Глиэра. Совместно с М.Н.Жирковым создал первые якутские музыкально-сценические произведения. В Московской консерватории преподавал с 1928 г. (с 1933 – в качестве профессора, в 1932–37 и 1939–43 – зав. кафедрой и декана композиторского факультета), с 1947 – профессор Музыкально-педагогического института им.Гнесиных. Среди учеников: А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, Ч. Нурымов, Ф. З. Яруллин, Т. Н. Хренников. Автор книг (в т. ч. учебников) по полифонии. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист Якутской АССР и Татарской АССР (1964).

[6] Касаткина Г. Опера Н. Жиганова «Джалиль». Путеводитель. М.: Сов. композитор, 1961, с. 21.

[7] Ауэзов М. Расширенный план либретто оперы // НКЦ «Дом-музей М.Ауэзова». Папка 407.

[8] Кужамьяров К. Война и муза // Мне повезло в судьбе быть первым… Композитор Куддус Кужамьяров. Алматы, 2003, с. 192.

[9] Десять незабываемых дней. Алма-Ата: КГИХЛ, 1961, с. 53.

[10] Советская музыка. 1976, №11, с. 48–49.

1990 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми