• Культура
  • 12 Октября, 2012

Инновационный расклад на базе солидарного информационного мышления

Какен КАМЗИН,

доктор филологических наук, профессор

Проблемы системности, сбалансированности и гармоничности всей архитектуры мироздания, полной отлаженности всех ее составляющих интересовали во все времена и материальную, и духовную науки. Стоял ли вопрос о высшем менеджменте, мобильной управляемости, скординированнности видимого и невидимого или были только вопросы более-менее утилитарного характера, но познавательный процесс окружающего мира для пытливых исследователей гуманитарных и технических школ шел и развивался необратимо уже с древних времен. Вспомним хотя бы систему поэтики Аристотеля, «Аль-Магест» («Великое построение») Клавдия Птолемея, «Слово о классификации наук» Абу Наср аль-Фараби, «Аль-китаб ад-мухтасар фи хисаб аль-джабир уал-мукабал» аль-Хорезми, «Систему наук» Г. В. Ф. Гегеля, «Систему эпох» Ф. В. Й. Шеллинга, «Литературное познание» Ахмета Байтурсынова, «Систему современных обществ» Парсонса Толкотта, которые дополняя друг друга, стали отправными точками для дальнейшего продвижения всей многослойной и полиголосой научной мысли в цивилизованном направлении.

Эти вопросы злободневны и по сей день даже для таких основательно утвердившихся в действительности современных фундаментальных наук, как теоретическая физика, экологическая химия и кибернетическая математика. А для молодой журналистской науки, активно претендующей сейчас на ведущие роли в формирующей сознание сфере, бесспорно, эта тема была и остается существенной в процессном ее видении. Поэтому еще в советской идеологической школе журналистики была разработана и долгие годы оптимально действовала трехступенчатая система жанров. Как констатирует доктор филологических наук М. Н. Ким: «В 80 годах ХХ столетия большинство теоретиков и практиков придерживалось традиционной классификации жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Сегодня считается, что данная клсасификация устарела»1. Стоит заметить, что и казахская научная и практическая журналистика пользовалась плодами этой традиционной солидарной системы. Конечно, можно соглашаться или не соглашаться с тезисами узнаваемых отечественных и зарубежных теоретиков о том, что система жанров журналистики постепенно вырождается, выходит из «моды» или теряет былую привлекательность. Но, как доказывает ежедневная практика, любая жанровая организация никогда не уходит безвозвратно на покой, она только на время оставляет игровую площадку, временно летаргирует, снова оживает и вновь занимает свое место на авансцене. Яркий пример тому – повальное увлечение СМИ в восьмидесятых годах прошлого столетия информационными текстами, мода на «мини» жанры. Надо сказать, что сообщающая, то бишь информационная журналистика, уже в девяностых годах ушедшего века перестала довлеть над умами читателей, слушателей и зрителей. Теперь на информационную площадку наравне с ней начали снова выходить наглядно-аналитические и документально-художественные материалы. Таким образом, была вновь восстановлена устойчивая конкурентно-творческая среда в самом жанровом семействе современной публицистики. Разумеется, обогатилась также палитра журналистских текстов за счет сегодняшних аналитической и документально-образной групп. Словом, перманентно подтверждается и актуализируется мысль доктора филологических наук, профессора МГУ имени М. В. Ломоносова А. А. Тертычного о том, что всякий «тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков»2. И мы хорошо знаем, что жанровый ряд по природе своей консервативен, ибо крепко сцеплен корпоративной коммуникацией и вековыми эволюционными традициями. Непродуманно разрушая всю его корневую систему, мы ломаем исторически сложившуюся гармоническую конструкцию самой практической журналистики. Возможно, и поэтому сегодняшние публицистические тексты не имеют куммулятивного публичного эффекта и высокого ходового оборота в среде качественной аудитории. Конечно, жанровые формы не появляются вдруг и явочным порядком, его также нельзя вытеснить из рядов по принуждению. Вместе с тем, надо учитывать то, что новые синтезированные жанровые формы также стремятся к сохранению равновесия и согласия своего внутреннего и внешнего миров. Одним словом, публицистический текст есть вторая природа, контент инновационной общественно-формационной натуры. Как утверждают Дженнингз Брайнат и Сузан Томпсон, опираясь на труды ряда ученых, современная «инновация – это идея, практическая деятельность или объект, новизна которого ощущается индивидом или группой»3. Исходя из этого, творческо-инновационного тезиса, мы говорим, что жанр есть форма мобилизации текста (мысли) для осуществления целовой программы публициста. А новаторская мысль требует уважительного отношения к себе при подборе соответствующего информационно-образного ряда. Если «художественный мир – это устойчивая реальность» (С. А. Ашимханова), то документально-публицистический мир – динамичная действительность текущего момента, окружающего нас мира, альтер-эго существующего миропорядка. Альтер-эго, в моем понимании – это не второе «я», а «прошедшее «я», или древнее «я». И через этот угол зрения, как мне кажется, ясно просматривается исторический спектр, система эволюцинирования человеческого «я».

Поэтому мы вправе отнести мысль выдающегося поэта и публициста Е. А. Евтушенко о том, что «в каком бы жанре большой писатель не работал, он прежде всего документалист, потому что его творчество – это эмоциональный художественный документ, составленный не только на основании всего написанного, но и всего еще не написанного. Выражая только самих себя, мы на самом деле не поднимаемся до самовыражения. Есть писатели самих себя, но это не большая литература. Большая литература – это писатели людей» к попытке построения своеобычной конфигурации самовыражения, опережения и домысливания логики развития современной художественной документалистики4. Но теория публицистики, разумеется, работает не только на устремление в перспективу, она в первую очередь питается и запасами исторического прошлого.

К примеру, в древней Спарте агитацию в пользу вражеских Афин окрестили прямо-таки ахинеей и карали смертью. О последствиях такого авторитарного «закручивания гаек» очень хорошо сказал в своем труде «Символ и ритуал» английский антрополог В. Тернер. С его точки зрения, общество развивается следующим образом: сначала закладывается некая структура – иерархии, организации, дисциплина. Но спустя какое-то время, люди в жестко иеархическом раскладе начинают себя чувствовать уязвимо; им хочется свободы и горизонтальных отношений. И вот тогда случаются бунты, или, как их называет ученый, коммунитас5. Следовательно, и жанры журналистики по своей природе тоже свободолюбивы, могут вести себя точно так же, как и свободно мыслящие граждане. Им становится тесно и «скучно» в прежних рамочных границах, поэтому вызревают новые, меняют «кожу» старые, классические жанры. И в таком многополярном процессе всегда есть искушение выйти за рамки своей компетенции. В этом плане современная журналистика совсем не исключение. Одним словом, идет закономерное диалектическое обновление культурно-публицистического ладншафта. Отсюда и ландшафтное толкование генезиса публицистического текста и кластерное понимание журналистики. Другими словами кластер в журналистике есть объединение в систему однородных единиц, т. е. различных жанровых текстов. А в сегодняшней действительности жанровые явления не ограничиваются человеческой личностью или природными трендами, а стремятся наполнить собою планетарный содержательный сосуд. Отсюда и исторические корни современной журналистики и ее инновационные притязания. Современная наука утверждает, что «нашей планете около четырех с половиной миллиардов лет – но это по данным астрономии, а не палеонтологии. Палеонтология начинает работать с уровня приблизительно четырех миллиардов лет, когда уже есть геологически документированная история, когда есть осадочные по происхождению горные породы, а в них соответственно следы присутствия древних организмов. Так что жизнь на Земле существует не меньше четырех миллиардов лет»6. Следовательно, можно предположить, что и протожурналистике, и жанровым текстам журналистики ровно столько же.

То, что касаемо астрономии, она как самостоятельное направление изучает уже созданную кем-то гармонию мироздания и движение планет, а креативная общественная наука, как журналистика сама создает и сама изучает систему журналистики в процессном ее видении. А жанровые тексты выглядят как саморазвивающаяся творческая система историко-общественных отношений.

Казахская протожурналистика, национальная школа журналистики еще в средние века ушла от местечковости к человекопониманию, человечествопознанию. А один из его ярких представителей – аль-Фараби, создавая свои актуальные концентрические круги, ставил внутри этой границы мыслителя, человека. Это и есть, по мнению великого ученого, принцип внешнего наполнения теоретической емкости. Другими словами, сама теория – это оригинальная, логически взаимодействущая система понятий, описывающая основные, закономерные и потребностные внутренние связи той или иной научной области. При этом четкое выстраивание жанрового ряда гармонизирует всю систему журналистской науки, стабилизирует отношение между теорией и практикой, формулирует соответствующие творческие правила, регламентирующие действия личности на жанровой площадке. Современная жанровая палитра к тому же рационализирует и сгущает свободу мышления, оптимизирует выразительные средства, ареализирует различные информационно-художественные тексты. Такая формализация рабочего пространства не даст пышно рацвесть безвкусице, хаосу и непрофессионализму. Исходя из этого посыла, я предлагаю свою систему классификации жанров публицистики, основанную на многовековой традиции казахской журналистики.

1. Документально-информационная группа жанров:

а) пословицы, поговорки, фразеологизмы, современные максимы;

б) традиционная (стандартная) информация;

в) заметка;

г) реплика;

д) объявления;

е) поздравления;

ж) некролог;

з) аннотация;

и) анкетирование;

к) советы;

л) анонс;

н) дайджест.

2. Документально-описательная группа жанров:

а) традиционный репортаж;

б) виды традиционного интервью;

в) виды корреспонденции;

г) виды отчета;

д) оперативный комментарий.

3. Документально-аналитическая группа жанров:

а) аналитический репортаж;

б) виды аналитического интервью;

в) социально-политический портрет;

г) обозрение;

д) актуальная тема;

е) рецензия;

ж) аналитический комментарий.

4. Документально-исследовательская группа жанров:

а) виды статей;

б) виды эпистолы;

в) виды обзора писем;

г) виды обзора СМИ;

д) журналистское расследование.

5. Документально-образная группа жанров:

а) зарисовка;

б) виды очерков;

в) виды фельетона;

г) жизненные ситуации;

д) пародия;

е) сатирические выступления.

6. Документально-гносеологическая группа жанров:

а) виды памфлетов;

б) виды эссе;

в) научные статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб., Издательство Михайлова В. А.  2004, С. 13. с. 336.

2. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., Аспект-Пресс, 2006. С. 3, с. 320..

3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздейсвия СМИ. М., СПб., Киев, Издательский дом «Вильямс», 2004, с. 133.

4. Евтушенко Е. А. Гражданственность – высшая форма самовыражения. Завтрашний день. М., Правда, 1987, с. 41.

5. Тернер В. Символ и ритуал. М., Наука, 1983.

6. Малинский В. Палеонтология в определенном смысле шире даже общей биологии. Известия, 16 мая 2008.

1113 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»