• Культура
  • 16 Июня, 2021

АБАЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ

Қуаныш ӘЛЖАН, 
ведущий научный сотрудник 
Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 
кандидат философских наук, 
ассоциированный профессор 

 

Путь к цивилизации для

казахского народа – это Путь Абая.

Мухтар АУЭЗОВ

Трудно найти на казахской земле человека, который в конце XIX вв., да и сейчас, пожалуй, мог бы соперничать с гением философской и художественной мысли, каким был великий Абай. Абай не только вершина казахской культуры, но и мыслитель общечеловеческого масштаба. Вот почему весь мир в рамках программы ЮНЕСКО в 2020 году отметил и продолжает праздновать 175-летнюю годовщину со дня рождения поэта-реформатора, основоположника новой казахской литературы и письменности, стоящего в ряду таких гигантов, как Бальзак, Гете, Байрон, Мицкевич, Пушкин. 

Абай значим своим величием для казахстанцев, как Пушкин для россиян, Гете для германцев, Байрон для англичан, Мицкевич для поляков и т. д.

Мир Абая многогранен как сама личность поэта-философа, композитора, переводчика, духовного наставника народа. «Произведения великого поэта не утратили актуальности и сегодня. Мысли и стихи Абая всегда могут стать духовным путеводителем для всех нас», – считает Касым-Жомарт Токаев. Эти слова Президента являются важным ключевым моментом для духовного обновления казахстанского общества. Абай был и остается верным ориентиром, нравственным маяком. Глубокие мысли и откровения мыслителя должны лечь в основу наших повседневных дел.

«Письмо Татьяны», «Слово Татьяны» («Ответ Онегину»), «Зрачок моих глаз», «Горные вершины»… Абай не только перевел их на свой родной язык, но сочинил на их слова мелодию. Абай, конечно, прежде всего, известен как универсальная поэтическая личность. Его принцип «Триединства в стихах: разум, чувство и воля, размышления о необходимости приобщения к знаниям, утверждение принципа справедливости, гуманности», – все это позволяет говорить о нем как о поэте-мыслителе социа­льной ориентации.

 

Чувство, волю и разум сведи в одно,

Лишь тогда величье тебе суждено.

Друг без друга они цены лишены,

И безвольное сердце, поверь, смешно!

Нет ни гнева, ни радости, ни ума,

Ноет сердце, постыла ему тюрьма

Разноречье трех сочетать умей, –

Этой мудрости учит нас жизнь сама.

(пер. А. Штейнберга).

 

Поэтический мир Абая содержит и стихи – размышления о степных правителях, об истории и государственности казахов, о доле женщины, о религии, о месте человека в мире.

«Совершенный человек (толық адам)» для Абая – это трудолюбие, честность, справедливость и талант. Идея о полноценном, самодостаточном, всесторонне развитом человека, справедливом обществе актуальна как и сегодня. «Біріңді қазақ, бірің дос, көрмесең істің бәрі бос». Прежде всего, должно быть единство самих казахов, пока они не научатся относиться друг к другу, как близкому человеку, не будет желае­мого развития общества.

Этот призыв Абая мы, сегодняшние казахи, до сих пор не усвоили. Все еще присутствуют в наших отношениях нездоровая конкуренция, зависть, клевета, чванство, невежественное зазнайство и т. д., которые мешают нам стать полноценным субъектом своей истории и государственности.

Конечно, порождение таких отрицательных качеств у людей обусловлено с сущностью капитализма (стыдливо называемой рыночной экономикой). Но человек должен оставаться человеком при любых обстоятельствах. Вся жизнь Абая была подчинена этому постулату.

Одной из ярких черт деятельности поэта был призыв к знанию через сближение с русской и общечеловеческой культурой. «Знать русский язык – значит открыть глаза на мир. Русская нау­ка и культура – ключ к осмыслению мира…» (25-е слово). Времена меняются. В контексте сегодняшнего дня – пророческое обращение казахского мыслителя злободневно и для представителей других этносов, проживающих на земле Абая. Наступила необходимость более активного изучения и знания государственного языка и переходе казахского языка в статус межнационального общения (К.-Ж. Токаев). В этом заключен духовно-нравственный мотив мудрости культурного человека.

Ни языковые, ни религиозные различия между народами, ни исторические дали, разделяющие народы на протяжении веков, не признавались Абаем препятствием на пути прогрессивного роста своего народа, прежде всего, подрастающего поколения. Обличая косность и лень, поэт воспевал деятельную волю и любовь к труду, как необходимые качества разумного и жизнеспособного человека, страстно призывал молодежь учиться у всех народов, имеющих многовековую культуру.

 

Веселья легкая вода,

Пустая молодость – беда.

Ты лучше разумом попробуй,

Познать, где дружба, где вражда.

Что славным у людей слывет.

Тебя не слишком пусть влечет.

 

Не торопись, мой друг, работа –

Она предмет твоих забот.

Души богатства береги,

Всего, что дешево – беги,

А скромность – истинный хозяин,

Он душу не введет в долги.

(Пер. Л. Озерова).

 

Зримо, ощутимо и образно выписаны картины природы в цикле стихотворений «Времена года», «Охота с беркутом» и др. Призыв к единству всего сущего, миру, согласию и любви, духовной чистоте и благородству, человека и космоса – главная направленность стихов (поэзии) Абая.

А как актуально звучит завещание, адресованное нам – молодым и старым, сегодняшним и завтрашним:

 

Поверь, о юноша, мне:

Бесценны знанье и ум.

Что чуждо их глубине –

Забудь, как суетный шум.

…Душа невежды мертва,

Пусты без мысли слова.

И сам учись, и учи.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знанье – светоч сердец.

…Да будет праведен путь,

Твоей души молодой!

(Пер. М. Петровых).

 

Личность Абая настолько универсальна, многогранна, индивидуальна, едина. И это особенно заметно в его «Книге слов».

«Книга слов» – эта философская эссеистика, где на первый план выступает мысль. Его глубокие мысли порождены родной историей, и бытом, и легендами, и образным слогом Степи, и в то же время в «Словах» отчетливо уловима перекличка с мыслителями разных эпох и разных народов. Поистине, как сказал поэт, «нет Востока и Запада нет». Собственно, уже самое звучание «Слов», сама их форма размыкает предмет раздумий, пронизывает его лучами, направленными со всех концов света» (Н. Анастасьев).

«Книга слов» Абая приобретает особую актуальность в наши дни, когда решается судьба молодого независимого Казахстана в процессе демократизации всех сфер общественной жизни. Помогает нам осмыслить происходящие перемены сегодня.

«Книга слов» продиктована Абаю его любовью – прежде всего любовью к родной земле и ее людям, заботой об их жизни и судьбе, о настоящем и о неведомом еще, но тревожном и неизвестном завтрашнем дне.

Голос Абая и сегодня встревоженно зовет, будит и предостерегает потомков. Он предвидел, что распад духовных и нравственных устоев приведет к еще неведомым миру катаклизмам. Сегодня к угрозам экологической, ядерной катастроф добавилась химико-биологичес­кая – коронавирус, распространившийся по всей нашей планете Земля.

Абая в эти дни по-новому открывают для себя поэты, писатели, политики, бизнесмены – в общем, все те, для которых небезразлична культура Великой степи.

А Мухтар Ауэзов скажет следующее: «Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая – это дыхание времени, голос самого народа. Сегодня голос поэта сливается с нашими голосами, крепнет и набирает новую мощь».

И именно сейчас каждому из нас необходимо понять феномен Абая, пропус­тить его мир сквозь себя и проверить национальное самосознание и духовную самостоятельность не только каждого из нас, но и всего нашего народа. Ибо творчество Абая служит для полноты национального духа, для сплочения народа Казахстана в нынешнее непростое время.

«Его творческое наследие является твердой идеологией единства и ценно не только для казахского народа». (Н. А. Назарбаев).

Елбасы, посетив духовную столицу г. Туркестан, сказал: «Біздің өз жолымыз бар, ол Йасауи жолы». Добавим, что у нас есть не менее реальный путь – это путь аль-Фараби и Абая (несмот­ря на разрыв поколений в более чем тысячелетие созвучие их идей поразительно), как в Китае – путь Конфуция, М. Ганди и Д. Неру в Индии и т. д.

Во всех ипостасях своих дарований – поэзии, философии, истории, музыке – Абай был на высочайшем уровне. Он – олицетворение национального духа, и тем самым он человек вселенской культуры. Миру еще предстоит открыть для себя Абая, вторую по величине фигуру казахской философской ойкумены после аль-Фараби. Для меня лично – Абай как мыслитель неисчерпаемо бесконечен. Он – наше все и навсегда.

В заключение своей статьи «Абай и Казахстан в XXI веке» Глава государства обращается к соотечественникам со следующими словами: «Мы планируем вой­ти в первую тридцатку. И мы достигнем этого. Наследие Абая также может помочь нам в достижении этой цели. Следующий вопрос – можем ли мы понять помощь Абая. Наследие Абая – это священная ценность, которая открывает путь к единству и развитию нашего народа. Мечта Абая – мечта народа. Наследие Абая доводит новый Казахстан в XXI веке до таких высот».

Перефразируя С. Е. Леца можно сказать, что об Абае написано немало, но не все еще продумано.

1. Абай велик не только как поэт, переводчик, музыкант, философ, общественно-политический деятель, он также занимает видное место в истории мировой культуры и философии как выдающийся мыслитель, так как в его произведениях отражены процессы общечеловеческих социальных противоречий.

Необходимо осуществить «пере­оценку ценностей» национальной философии истории. Полагаем в этой связи целесообразным пересмотреть значение так называемого «казахского Просвещения».

На наш взгляд, эпоха Просвещения в Казахстане начинается с деятельностью алашординцев, а если быть еще точнее, то настоящее Просветительство начинается с обретением Независимости, в эпоху демократических преобразований. Эти вопросы в будущем требуют отдельного рассмотрения и обоснования в контексте определения истинного места Абая как мыслителя в истории духовной жизни казахского народа.

Исходя из сегодняшнего тренда развития и более глубокого осмысления творчества Абая, стало понятным, что он не вмещается (не вписывается) в понятие «просветитель» (до сих пор по инерции представляют его таковым), так как он является личностью планетарного масштаба.

Просветительство было чисто идеологическим и политическим понятием, изучение и представления Чокана, Абая, Ибрая и других выдающихся деятелей как просветителей не соответствовало истине.

Не случайно К.-Ж. Токаев в той же статье «Абай и Казахстан в XXI веке» больше говорит об Абае как о Мыслителе, тем самым поднимая творчество великого поэта на мировой уровень. В этом контексте высказывание К.-Ж. Токаева о том, что идея создания интеллектуальной нации берет начало с Абая, на современном этапе социального развития Казахстана является правомерным и представляет особенный интерес.

2. Абай – символ универсального и всесторонне развитого человека (толық адам). Его творчество есть проявление универсально-всеобщего характера человеческого мышления и деятельности.

Его размышления наполнены мыслями, перекликающимися с философией и религиозными учениями многих философов и мыслителей мира, вобравшими в себя разнородные направления и течения. Ибо диалектические законы (физические, химико-биологические, социальные) жизни и мира (природы) везде одинаковы. Эти всеобщие законы обусловливают (определяют) деятельность и сознание людей, живущих на нашей планете.

Абай и есть та универсальная личность, который реализует в своем творчестве всеобщие законы, укорененные в бытии.

Вот почему, говоря о его мировоззрении, называли его то теистом, деистом, атеистом, суфистом, экзистенциалистом и т. д.

Поэтому не стоит жестко критиковать авторов, освещающих по своему разумению ту или иную грань его творчества, ибо Абай, как отмечали, обладает универсальным образом мышления, т. е. многогранен, синкретичен, многослоен. Это означает, что в нем один пласт наслаивается на другой, не поглощая его, а сосуществуя с ним. И каждый пласт имеет самостоятельное значение (А. Кодар). И в этом отношении Абая нельзя уложить в прокрустово ложе привычных понятий.

Сегодня другие времена. И мы можем, не таясь и не оглядываясь на общепринятые системы, заглянуть в различные сокровенные уголки абаевского мироощущения.

В то же время, при всем его общепризнанном величии, нельзя канонизировать Абая. Как он сам говорил – я «человек – загадка». Он становится понятным с годами. У каждого времени, у каждого поколения свой Абай!

Поэтому подводить взгляды Абая к определенной строгой жесткой системе или привязывать каким-то философским и иным направлениям некоррект­но, поскольку как у Чехова, Толстого, того же Достоевского у Абая было не линейное мышление постижения действительности.

Вот почему он близок всем народам планеты, ибо его творчество отражает в той или иной мере мировоззренческие постулаты, исходящие из жизнедеятельности людей.

3. Есть еще один момент, требующий продумывания. Это о названии философско-прозаических эссе Абая. Известно, что они называются по-разному. Самое распространенное – Слова «нази-дания» или «поучения». Этим названием Абая подводили под просветительство, как обыкновенного пропагандиста знаний. Выше мы отмечали, что это не так. Абай – мыслитель, а определение его как просветителя было искусственно сконструировано исследователями под давлением идеологии тоталитарного режима.

Вообще понятие «просветительство» настолько широкое и размытое (расплывчатое), что его можно приписать кому угодно – начиная с великих тюркских каганов и кончая Н. Назарбаевым.

Возвращаясь к названию его интеллектуально-философских этюдов, как слова «назидания» или «поучения», зададимся вопросом, кого он мог поучать? Почитайте его Слово первое. Не находя отклика в народе, понимая тщетность своих усилий, Абай пишет: «Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям – останутся при мне. На этом я остановился, и нет у меня иного занятия, чем письмо» (Слово первое).

Поэтому его философские эссе, на мой взгляд, нельзя назвать «Словами назидания», название должно быть более глубоким и онтологичным. Я поддерживаю название удивительной книги, данное известным писателем Ролланом Сейсенбаевым, а именно «Книга слов», как «Книга букв», «Большая книга о музыке» аль-Фараби.

«Это именно книга – в том высоком и единственном, священном и одухотворенном значении, которое издревле – на Востоке и на Западе – придавалось письменной речи. Это именно Книга – сплав мысли и чувства, перекличка разума с сердцем, средоточие житейско-практического, историко-социального, философско-религиозного, морально-психологического опыта большой и нелегкой жизни великого человека – поэта, пророка, мыслителя, воспитателя народа.

Это Книга Слов – именно Слов, истинно живых и единственно необходимых, полных силы и смысла, наделенных дыханием времени и пространства, будничных и вечных, тех, о которых Николай Гумилев говорил в своем знаменитом стихотворении: «осиянно только слово средь земных тревог» (М. Курганцев).

Красиво, убедительно. Лучше не скажешь в защиту названия «Книга слов». Хотелось бы еще добавить, что каждое Слово Абая при экспликации стоило бы целой книги, т. е. сорок пять книг (томов). Это еще один довод в пользу названия «Книга слов».

Читая Абая, по-настоящему знакомясь с его творчеством, понимаешь, что в его текстах (строках) таятся еще много неразгаданной мудрости, потаенности, которую нам еще предстоит постичь.

 

 

5219 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми