• Общество
  • 18 Мая, 2021

ИСЛАМ – РЕЛИГИЯ НАУКИ И ПОЗНАНИЯ

Кенжеболат Жолдыбай, 
политолог

Издревле в мусульманском мире в особом почете наука и просвещение. И здесь трудно переоценить роль Ислама, который призывает искать знания и использовать разум. В священном Коране, к примеру, слова «наука и знание» упоминаются 779 раз, в среднем по семь раз почти в каждой суре Корана. Однако есть суждения о том, что мечеть против знания, якобы она является врагом науки, а ученые муллы находятся по ту стороны просвещения. Мы попросили видного религиозного деятеля, главного имама мечети имени Ырыскелді қажы г. Нур-Султан, филиала религиозного объединения Духовного управления мусульман Казахстана, члена Ассамблеи народа Казахстана Яхия ходжа Исмаилова рассказать о положении науки в Исламе. 

Уважаемый Яхия ходжа Абдуллаевич, расскажите, пожалуйста, об отношении религии Ислам к науке, о том, какое положение в священном Коране занимают наука и знание?

– Прежде всего, хочу подчеркнуть, что священная Книга, которая является откровением, жизненным указателем мусульман, именуется понятием Коран. Одним из корней слова Коран является слово «Чтение» (кираат) и глагол «караа», что означает – читать, чтение. Выходит, Коран – книга чтения и знания, Ислам – это религия науки и знаний, которая призывает своих последователей приобретать знания и использовать их. К слову, самый первый аят священного Корана о том, как Всевышний сказал: «Читай во имя Господа, Который сотворил все сущее».

В целом, если обратим внимание на первые аяты, ниспосланные великому Пророку Мухаммаду (мир ему и благословения) на горе Хират, то там увидим, как в начальных 19 аятах суры «Алак» («Сгусток») излагается понятие «наука». Так, в пяти первых аятах говорится: «Читай во имя Господа, Который сотворил все сущее. 1. Он сотворил человека из сгустка крови. 2. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. 3. Он научил посредством письменной трости. 4. Научил человека тому, чего тот не знал. 5.». То есть из этого становится ясным, что первый призыв («читай») является ключом к пониманию этой религии, этого мира, а также ключом к пониманию загробной жизни.

Легко заметить, в тех же аятах Всевышний дважды произносит слово «читай», и это свидетельство того, что нет места в религии для невежества. Следует отметить, данное внушение было сделано для неграмотного Пророка (мир ему и благословения). Да, наш Пророк (мир ему и благословения) не был из числа читающих, так же, как и не был из числа знатоков, никогда не обучался ни в медресе, ни в школе. Но, несмотря на это, первые аяты Корана ему толкуют о чтении, знании и науке, настоятельно призывая его учиться грамоте. И по воле Аллаха, благодаря его ниспосланиям, он становится самым главным носителем прогресса всему человечеству. Как раз в этом и кроются чудеса Корана и чудеса Пророка Мухаммада (мир ему и благословения). В свою очередь слова Всевышнего о пользе чтения, произнесенные несколько раз, нужно воспринимать как главный исламский лозунг. Вместе с тем мы помним времена, когда это слово в видоизмененной форме подавалось как ленинский лозунг: «Учиться, учиться и учиться». Кстати, еще до Ленина данный аят Корана воспевал в своих произведениях казахский мыслитель, поэт Абай.

Как излагается в аятах Корана: Аллах создал Адама и сделал его преемником на земле, и приказал ангелам поклониться ему, и Он был к нему щедр и сделал его великим и возвысил его. А потом Он сказал Ангелам о причине этой чести и величия – наука (знания). Речь идет о важности науки и ее значении в Исламе.

Почти в каждой суре прямо или косвенно говорится о науке, Аллах дает высокую оценку статусу ученому и знатоков. В суре «Зумар» Всевышний говорит: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину поминают назидание только обладающие разумом» (аят 9). Речь идет о высоком статусе ученого и незавидном положении невежды. А в суре «Мужадала» прямо говорится: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание».

Таким образом, Всевышний говорит о том, что только две вещи являются основой приобретенного высокого положения перед Ним. Первое, это – Иман, второе – знание. Всевышний требует, чтоб у него вместо огромных сокровищ, высокого положения в обществе, управления властью, расширения земель и владений и т. д. просили приумножить свои знания. Не говоря уже о том, что в Коране призывается увеличивать только знания. Сказал Всевышний Аллах: «и говори: «Гос­поди! Приумножь мои знания. 114.» (сура Та Ха). Поэтому в Коране осуждаются все требования с крайне переусердствованием, кроме науки. Не случайно по сравнению с книгами «Тора» и Библия» слово «наука» наиболее час­то встречаются в Коране. Например, слова «Яъламу», «Таъламу», означающие науку, почти тысячу раз повторяются в Коране. Слово мудрость, которое отождествляется с наукой, в Коране встречается больше двадцати раз. Слова «разум, равно как и разумение» в Коране упоминается 41 раз.

– С открытых источников я узнал о «математическом феномене» Корана. Так, меня очень удивило поразительное равенство повторов определенных слов. Некоторые слова, связанные друг с другом смысловой семантикой, каким-то образом повторяются в равном количестве мест. Выражение «Семь небес» упоминается 7 раз. Фраза «Сотворение небес» также повторяется 7 раз. В то время как слово «День» в единственном числе повторяется 365 раз, слово «дни» во множественном числе 30 раз. В то время слово «Месяц» повторяется 12 раз. Слово «салават» (молитва) встречается в тексте Корана 5 раз, и Аллах повелел людям совершать молитву 5 раз в день. И в сунне Пророка (мир ему и благословения Аллаха) количество этих слов великое множество…

– Да, приведенные Вами примеры показывают уникальность Корана. Более того, можно привести еще ряд примеров из этой Священной книги, изобилующими научными открытиями. Например, слова «мужчина» и «женщина» повторяются равное количество раз – 23. Что примечательно, цифра 23, то есть число повторов слов «мужчина» и «женщина» в Коране, является одновременно числом хромосомов, участвующих в формировании эмбриона человека, которые доставляются в организм матери со спермой отца. Число хромосом, в свою очередь, равно 46, то есть по 23 от отца и матери. Слово «человек» употреб­ляется в Коране 65 раз – сумма стадий формирования человека в утробе матери также равна 65.

Еще один штрих. Слово «суша» во всем тексте Корана встречается всего 13 раз, слово «море» – 32 раза. Сумма повторов этих двух слов равна 45. Если разделить количество повторов слова «суша», т.е. 13, на это общее количество 45, то получится процентное соотношение 28,8 процента. Если же разделить количество повторов слова «море», то есть 32, на общее число 45, то получится соотношение 71,1 процента. Поразителен тот факт, что эти цифры – 28,8 и 71,1 в итоге являются научно установленными процентными соотношениями суши и воды на планете Земля.

Конечно, Коран – это книга не по физике, химии, биологии и математике. Но является книгой руководства. И нет в ней ничего, чтобы не было доказано наукой. Одно ясно, все это имело далеко идущие последствия в исламском мире. Не удивительно, когда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) принес науку как руководство к правильному пути, он вытащил людей из болота невежества. Что очень важно, данное наследие распространилось на весь мир. И во многом благодаря мусульманским ученым развивалась земная цивилизация.

– Более чем убедительно. Однако религия имеет и другую историю. Например, в школах до сих пор учат тому, что в средние века религия выступала против науки, против знания. Учебники пишут об инквизиции. Что можно сказать по этому поводу?

– В «Торе» и «Библии» есть рассказ об Адаме и Хауе (Еве), вкусившие плод дерева несмотря на строгий запрет Бога, за что Господом были изгнаны из рая и стали несчастными. По их мнению, это дерево было деревом науки и поэтому в нем они видят причину своего несчастья и горе. Что характерно, «Библия» и «Тора» до сегодняшнего дня придерживаются данного постулата. В результате церковь на протяжении многих веков выступала против науки, против знания. Особенно преуспели в этом папы Ватикана и Византии. В 1231 году папа Григорий IX учредил о?????????? ??????? ??????????, ??????? ?????????? ??????? ????????? ???????.

фициальную папскую инквизицию, ставшую постоянным органом церковной юстиции.

Инквизиция – это страшное явление Средневековья, которое навсегда оставило свой след в истории. Пика своего расцвета инквизиция достигает в XIII веке. Жестоко преследовались все, кто хоть в чем-то не соглашался с католической церковью. Можно привести ряд фактов крайней жестокости по отношению ученых.

1415 год – сожжение на костре чешского мыслителя Яна Гуса, который отказался от предложения инквизиторов получить помилование, если покается и отречется от своих убеждений; 1431 год – сожгли на костре Жанну д’Арк – 19-л????? ???????????? ???????? ???????, ???????????? ???????? ? ??????????? ????? ??????. ????? ?? ??? ???????? ???????? ??????? ?????? ????? ??????? ?????????, ??? ????????????? ???????? ?????, ???????????? ????????? ??????? ???????, ? ????? ?????? ?? ??????????? ?????????? ??????????????????? ??????. ??? ??? ????????? ???????, ?? ?? ?????????? ?? ????? ???????.

????? ??????, ? ??????? ???? ????? ??????????? ??????? ???? ?????? ?????? 5 ????????? ?????????????? ??????, ?? ??????? ???????, ??????? ? ???????, ?????????? ??????? ??????. ???????????, ??? ?? ????? ????????? ??????. ? ????? ?? ????????? ? ??????? ?????????? ?????, ??? ????? ? ??? ?????????? ? ??????????, ? ?????????? ???? ??????? ???????? ?????? ?????, ??????? ??????? ??? ??????. ??? ????????? ????????????? ????? ??? ???????? ???????????? ? ???????. ????? ????????? ?????????? ??? ??????? ???????. ??? ?????????, ??? ??????? ????? ???? ???. ????? ??????? ?? ???????? ????? ?????? ???????????, ?????? ??????, ? ? ?????? ??? ?? ?????? ?????????? ?? ????. ????? ?? ???????? ? ??, ??? ? 2005 ???? ???????? ?????-????? II ?????? ???????? ?? ???? ?????? ?? ?????? ????????????? ? ??? ?????, ??????????? ??????????? ?? ????? ?? ????????????.

етняя национальная герои­ня Франции, заклейменная еретичка и объявленная судом ведьма. Позже на эту кровавую страницу истории попали имена Николая Коперника, его последователя Джордано Бруно, изобретателя телескопа Галилео Галилея, а также одного из инициаторов реформации католицизма М?????? ??????. ??? ??? ????????? ???????, ?? ?? ?????????? ?? ????? ???????.

????? ??????, ? ??????? ???? ????? ??????????? ??????? ???? ?????? ?????? 5 ????????? ?????????????? ??????, ?? ??????? ???????, ??????? ? ???????, ?????????? ??????? ??????. ???????????, ??? ?? ????? ????????? ??????. ? ????? ?? ????????? ? ??????? ?????????? ?????, ??? ????? ? ??? ?????????? ? ??????????, ? ?????????? ???? ??????? ???????? ?????? ?????, ??????? ??????? ??? ??????. ??? ????????? ????????????? ????? ??? ???????? ???????????? ? ???????. ????? ????????? ?????????? ??? ??????? ???????. ??? ?????????, ??? ??????? ????? ???? ???. ????? ??????? ?? ???????? ????? ?????? ???????????, ?????? ??????, ? ? ?????? ??? ?? ?????? ?????????? ?? ????. ????? ?? ???????? ? ??, ??? ? 2005 ???? ???????? ?????-????? II ?????? ???????? ?? ???? ?????? ?? ?????? ????????????? ? ??? ?????, ??????????? ??????????? ?? ????? ?? ????????????.

артина Лютера. Все они предпочли умереть, но не отказаться от своих идеалов.

Одним словом, в течение пяти веков Ватиканская церковь вела борьбу против 5 миллионов здравомыслящих ученых, их жестоко убивали, бросали в темницы, подвергали ужасным пыткам. Естественно, это не могло бесследно пройти. У людей по отношению к религии проявилась фобия, они стали к ней относиться с ненавистью, в результате чего религию объявили врагом науки, назвали опиумом для народа. Так появилась благоприятная почва для развития материализма и атеизма. Таков «подарок» европейцев для мировой истории. Как говорится, тут никакой нашей вины нет. Ислам никогда не объявлял войну против грамотности, против знаний, и в Коране нет ни одного упоминания об этом. Вовсе не случайно и то, что в 2005 году понтифик Иоанн-Павел II принес покаяние от лица церкви за «грехи нетерпимости» и все грехи, совершенные инквизицией за время ее деятельности.

– Ну что ж, как говорится, лучше опоздать, чем не осознать… Давайте лучше мы поговорим о миссии великого Пророка (мир ему и благословения Аллаха), о его благородных намерениях.

– Священный Коран подробно комментирует цели и задачи пророческой миссии Посланника Аллаха. Всевышний говорит: «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их писанию, мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» (Сура Аль-Джумза, аят 2). В одном достоверном хадисе Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорит: «Я уполномочен, моя цель не завоевание стран, и вовсе не исламское завоевание, а очищение человеческих нравов от скверного характера, от дурных нравов». В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) отмечает: «Когда мы вошли в мечеть, увидели, что две группы людей занимаются какими-то делами. Одна группа была занята упоминанием Бога, т. е. «зикра», другая – занималась учением». Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказали о том, что обе группы занимаются благими делами: одна была занята упоминанием Аллаха, а другая занимается наукой. Тогда Пророк (мир ему и благословения Аллаха) решил присоединиться к группе, которая была занята наукой, сказав при этом: «Всевышний посылал меня в качестве учителя и наставника. Здесь упоминали о превосходстве ученого алима над абидом, который всегда занят поклонением Аллаху, занят молитвами и постом, но не наукой. Превосходство ученого над поклоняющимся, подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После всего этого он добавил: «Поистине Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравьи в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому» (ат-Тирмизи).

В хадисе от Хусейна ибн Али Великий Пророк (мир ему и благословения Аллаха) произнес: «Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина!». И в хадисах от Муслима и Тирмизи он говорит: «Тому, кто встанет на путь, желая обрести знание, тому Аллах облегчить путь в Рай». Считаю, что это очень важный посыл для наших студентов и учащихся школ. Тут Пророк (мир ему и благословения Аллаха) приводит общий смысл. То есть речь не идет только лишь о знании Корана, или о науке хадисов, или о науке религий. Здесь говорится о пользе любой науки, которая полезна человеку и обществу. Не трудно догадаться, как и насколько Великий Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) придает науке высокий статус и большое значение. Не это ли веский аргумент доказательства того, как оказывается высокое почтение ученым в священной исламской религии.

– «Самое лучшее в человеке – от Учителя», – говорит Абай. Наш Пророк (мир ему и благословения Аллаха) тому ярчайший пример. Об этом надо постоянно говорить и писать – это и солидно, и никогда не испишешься, и всегда найдешь благодарного слушателя и читателя. Значит, есть смысл продолжать нашу тему.

– Согласен, и в продолжение темы хочу рассказать об одном эпизоде. Речь идет о сражении в Басре с идолопоклонниками племени Курайш, которые в первой войне ограбили мусульман Мекки и прибрали все имущество к своим рукам, так как собственники этих имуществ убежали во время нападения, и, оставив все нажитое в Мекке, совершили хиджрат в Медину. В ходе этого сражения они потерпели поражение и 70 человек попали в плен к мусульманам. Как мы знаем, Пророк (мир ему и благословения Аллаха) и его сподвижники никогда не убивали пленников, а их обменивали на 400 серебряные монеты, что было равноценно 400 овцам. Тогда каждый овец стоил 10 серебряных монет. То есть для полного освобождения всех пленников надо было выплатить 4000 монет. Здесь нельзя не сказать о благородном поступке Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха). Среди пленников были те, которые могли читать и писать. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал, что если они обучат по 10 человек из своих соплеменников грамоте, то их отпустит на волю. Таким образом, Великий Посланник (мир ему и благословения Аллаха) вместо 4000 серебряных монет предпочел знание и вновь проявил великодушие.

По большому счету, все, о чем мы говорили, принадлежит только одному Аллаху. Он сотворил недра земли: нефть, газ, полезные ископаемые, а человек их лишь обнаружил. Аллах создал химические элементы, химические реакции, происходящие в мире, а не человечество придумало, оно только их осознало. Все известные технические аппараты, такие как телефоны, телевизоры, радио работают посредством волн, и мы пользуемся ими. Эти волны в воздухе создал Аллах, а не человек. Мы только их выявили. В ХХ веке человек определил волну, но не сотворил. Человек не является творцом жизни в прямом смысле, он только выявляющий законы природы. Творения Аллаха мы можем постичь лишь с помощью мировых знаний. Это позволит сказать, что религиозные знания сопоставимы с мировыми знаниями. Отрицать это могло, как отмечалось в начале нашего с Вами разговора, только неправильное мышление христианской церкви, а никак не каноны Корана. Ибо сопоставление мировых наук с религиозными науками с точки зрения Ислама вполне сходится с логикой Ислама.

В истории Ислама, особенно в последние века, были люди, которые из-за собственного невежества или полного незнания духа Корана и Ислама, допускали неправильные толкования в понятиях. Например, в Бухаре некоторые ученые и муллы провели водораздел между религиозными науками и мировыми науками, соответственно окрестив их рахмони (божественными) и шайтани (сатанинскими). Отдельные религиозные ученые дописались аж до того, что использование керосина в мечетях посчитали недопустимым, якобы керосин является плодом работы кафиров. В священном Коране Всевышний говорит: «Все то, что человечество сотворило, это наше творение, ибо нашим дарованным умом, с тем потенциалом, остроумием, знаниями, навыками, интеллектом дарованными нами, с теми глазами, ушами, органами, тем что мы даровали тому человеку, он кафир или мумин, сделанные им научные открытия, мы его принимаем». Но, несмотря на это, все еще встречаются сторонники тех, которые религиозные науки отделяют от мировых наук.

Отвечая на эту ситуацию по фикху (мусульманская доктрина о правилах поведения) следует отметить, что, если какая-либо задача религии нуждается в какой-нибудь науке, то обучение к той науке становится обязательным. Если та религиозная задача является необходимым ваджибом (деяние, выполнение которого обязательно в шариате), то обучение той науки тоже будет ваджибом. Если та религиозная задача является суннатом, то и тот будет желательным. К примеру, одна из задач ислама – намаз. Для того чтобы намаз стал полным и правильным, мы должны обучаться нужных для намаза наукам: фарз, фард, ваджиб и т. д. Кроме того, мы должны знать о муфоидах, о том, что нарушает намаз, портит его и делает не дозволенным, и не желательным. При этом не обязательно стать нам факихом (исламский богослов-законовед) и муллой. Но мы должны иметь представление об омовении, о фарде (поступки и нормы поведения) и суннати.

Всевышний говорит: «Чтобы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна» (сура Аль-Анфаль, аят 60). Этот священный аят является приказом Всевышнего Аллаха для того, чтобы мусульманская страна и народ имели твердую мощную силу и твердый дух. Во времена Пророка (мир ему и благословения Аллаха) люди защищались от разных напастей саблями, щитами, копьями. В наше время упор сделан на новейшие технологии. В этой связи мусульмане обязаны наряду с наставлениями Аллаха и Корана обучаться к мировым знаниям. Это важно для защиты нашей независимос­ти и свободы, особенно в условиях, когда нависает угроза со стороны некоторых государств. В век силы и могущества должна господствовать мощь науки и знания. Аллама Икбал говорит: «О умма Ислама! Наша сила и мощь – это Коран и мировая наука. Наша сила и мощь – Коран и мудрость. В этой мощи заключена сила народа. Если Коран открывает нам суть и потенциал, то мировая наука открывает нам земли и небес, дает завоевывать космос, оба дарования от Всевышнего Аллаха рабам: одно величие, другое счастье».

– Говорят, что для мудрого человека каждый день открывается новая жизнь. Думаю, что Ваши проникновенные рассказы о благородной религии Ислама, о жизни исламского пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) позволят многим по-новому воспринимать окружающий мир, что очень важно, особенно, для молодежи.

– Вы совершенно правы. Молодые люди – создатели этой страны. Сегодня для повышения их уровня знаний государство делает все возможное, строятся современные школы, оснащенные высокотехнологичными оборудованиями и внедряются передовые методы обучения, позволяющие значительно повысить качество образования. Как говорится, только учись! Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к родителям. «Уважаемые отцы и матери! Будьте неравнодушными к получению образования своих детей, всегда следите за тем, чтобы они во время занятий находились в школе. И мы, имамы, всегда говорим детям, чтобы во время занятий не приходили в мечеть. Мечеть они могут посещать только после занятий, когда есть свободное время. Поэтому настоятельно обращаемся к вам – не упускайте дорогое время, отпущенное на ваших детей для приобретения столь необходимых знаний в различных жизненных ситуациях!

Безразличие родителей к обучениям детей сегодня сформировало негативное отношение к религии, что стало причиной резких осуждений мечетей и имамов. Как будто имам мечети препятствует обучению детей в школах. Повторюсь еще раз: Мы серьезно обеспокоены данной ситуацией. Детям всегда говорим, что их место – это школа, говорим, чтобы они не оставляли учебу, постоянно напоминаем им о том, что посетить мечеть и молиться они могут лишь после занятий. В этой связи молодежь как образец для себя должна брать пример из жизни нашего Пророка (мир ему и благословения Аллаха), подражать ему в служении своему народу и быть истинным пат­риотом своей Родины».

 Достопочтимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) в своих хадисах особое внимание уделял теме воспитанности и вежливости. В одном известном хадисе он говорит: «Воспитание – дерево и знание его плоды. Если не будет дерева, откуда возьмутся плоды».

Надо заметить, знания могут служит причиной высокомерия. А гордыня – это первый грех сатаны. Поэтому образованный человек, имея знания, должен быть скромным, воспитанным и бережным по отношению к людям, ибо его высокомерие и невоспитанность могут стать помехой между ним и людьми, могут оттолкнуть последних от познания истины веры! Из-за этого образованный человек не сможет отдать людям свои знания, в которых они нуждаются!

Поскольку Аллах дает знания как «Аманат», доверенность на сохранение, то человек образованный обязан передать свои знания и мудрость другим. Причем за неоправданные доверия ученый человек будет наказан, обречен на страдания в этом и вечном мирах. Вот почему «Ученые люди являются наследниками пророков» – говорится в одном из хадисов, ибо на них возложена большая нравственная ответственность перед Аллахом и всем человечеством. Абу ад – Дарда в хадисе приводит слова Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) о том, что: «Поистине, ученые являются наследниками пророков, пророки не оставляют в наследство одно только знание, и тому, кто приобрел его, достался великий удел!» (ат-Тирмизи). От Анаса ибн Малика и Абдуллаха ибн Алуга сообщается назидание Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха): «Закрепляйте знание, записывая его».

Мы молимся Всевышнему Аллаху, чтобы Он дал нам полезные знания и воздержал нас от невежества и высокомерия для того, чтобы мы использовали знания на пользу общества, в очищении его от невежества, дурных поступков и совершения грехов. Амин!

В завершении хочу сделать дуа: обратиться к Аллаху, чтобы Всевышний наделил нашу умму правильными исламскими понятиями, тягой и рвением к знаниям, даровал нам способность приобретать знания и сделал наш народ культурным, прогрессивным.

Да благословит нас Аллах! Амин!

– Верно сказано: к истокам основ жизни в ее высшем понимании рано или поздно приходит каждый человек, мы приходим. Думаю, благодаря Вашему обстоятельному разъяснению, многие представители молодежи найдут верную дорогу в поиске истины, в частности, о статусе науки и знания в Исламе. За предоставленные Вами полезные знания пусть Аллах вознаградит Вас всеми благами в обоих мирах!

Г. НУР-СУЛТАН.

12199 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»