• Культура
  • 18 Мая, 2021

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАЗАХСКИХ КАВАЛЕРИСТОВ

В Харьковское сражение мая 1942 года, куда попала 106 нацио­нальная кавалерийская дивизия, можно охарактеризовать как небывалую по своим масштабам битву народов, в ней приняли участие немцы, румыны, итальянцы, мадьяры, словаки, хорваты, валлоны и др. Завершилось сражение катастрофическим поражением войск Красной Армии. По различным оценкам, она в этих боях потеряла около 240 тысяч убитыми и пленными. Много домыслов и мифов, связанных с участием 106 кавалерии в этой операции. Дивизия оказалась в окружении многие воины погибли, были и те, кто попал в плен, кто после лагерей немецких и советских вернулся домой.

Все в жизни почти закономерно. Судьба распорядилась так: больше десяти лет назад заглянул в редакцию журнала «Ару жан», где мне довелось работать главным редактором, П. О. Джамалов, глава казахской диаспоры Москвы. Беседа была долгой. Из предложений Полата Онеровича одно – освещать судьбу вои­нов 106 национальной кавалерийской дивизии не входило в формат издания. Из уважения к гостю и памяти казахов, погибших и пропавших без вести в годы войны, думала, ограничусь одной пуб­ликацией. Так не получилось.

А потом... Потом были годы исследований, общения с родными воинов, ушедших воевать в эту дивизию, работа в различных архивах. Пришлось не мало приложить усилий для рассекречивания фондов Центрального государственного архива РК. Когда же обратился Олег Баймагамбетов из Иркутска, который искал сведения о своем деде, – он к этому времени просмотрел несколько документальных фильмов, ознакомился со многими материалами, подготовленных по результатам наших исследований. Посмотрев списки призыва на рядовой и сержантский состав по укомплектованию дивизии из Акмолинской области, без труда нашли его деда, отправили ему сведения и копию самого списка. Его дед попал в плен под Харьковом, был в концлагере во Франции, освобожден войсками союз­ников в конце 1944 года, передан в СССР. Уже в Союзе был в тюрьме и сос­лан в Сибирь. Скончался в 1997 году.

 

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Казахская ССР по нарядам Наркомата обороны СССР и добровольцами отправила на фронт около 1 млн 200 тыс человек. 178 тыс. человек к началу вой­ны проходили службу в кадровых час­тях Советских Вооруженных сил.

Самые крупные национальные формирования в составе Красной Армии были созданы на основе постановления Госкомитета обороны от 13 ноября 1941 года. Создание национальных воинских формирований пришлось на один из наиболее трудных периодов войны. И это не случайное совпадение, как не являлась случайностью их принадлежность к стрелковым и кавалерийским войскам. В этот период войны союзные и автономные республики не располагали ресурсами для создания авиационных, артиллерийских или танковых соединений.

В Казахстане были сформированы 96-я, 105-я и 106-я кавалерийские дивизии и 100 и 101 отдельные стрелковые бригады. ЦК КП (б) Казахстана, подводя итоги работы по формированию национальных кавалерийских дивизий и стрелковых бригад, отметил большой патриотический подъем – массово подавались заявления с просьбой о добровольном зачислении.

Из сформированных и отправленных на фронт трех национальных кавалерийских дивизий в годы войны самой трагичной оказалась судьба 106 кавалерийской дивизии. Ушедшая на фронт в середине апреля 1942 года из города Акмолинска 106 национальная кавалерийская дивизия была направлена на комплектование 6 кавалерийского корпуса, судьба которого из всех корпусов также оказалась трагичной. Харьковское сражение мая 1942 года, куда и попала наша дивизия завершилось катастрофическим поражением Красной Армии. По различным оценкам, войска Красной Армии в этих боях потеряли около 240 тысяч убитыми и пленными. Вряд ли эти цифры окончательные.

Интерес казахстанцев к «харьковской катастрофе» мая 1942 года самый, что ни на есть кровный – там погибло и пропало без вести большое количество воинов из нашей республики. Возможностей в наше время стало больше: многие архивные фонды ныне доступны, а значит, есть возможность узнать истину и поставить точку в тех домыслах и мифах, связанных с участием 106-й кавалерии в «харьковом котле» 1942 года. В этом помогают и реальные истории, воспоминания тех воинов кавалеристов, что смогли вернуться из плена фашистс­кого и советского. Последний кавалерист скончался в 2015 году в Астане.

 

О 106 КАВАЛЕРИЙСКОЙ ДИВИЗИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Скупые данные о 106-й национальной кавалерийской дивизии, сформированной в Казахской ССР во исполнение Постановления Государственного комитета по делам обороны от 13 ноября 1941 года, имеются во многих исследовательских работах ученых-историков¸ занимавшихся изучением военной истории Казахстана и участия казахстанцев в Великой Отечественной войне. К таким работам относятся труды П. С. Белана в сборнике «Казахстанцы в боях за свободу Украины и Молдавии 1941–1944 гг.», выпущенной в свет еще в 1984 году.

 Член-корреспондент Российской военной научной Академии, профессор Керейхан Аманжолов, помимо множества публикаций по военной истории армии Казахстана (с 1920-х годов) подготовил ряд книг, в числе которых последнее учебное пособие «Военная история Казахстана» для студентов и курсантов, где также есть сведения о 106-й кавалерийской дивизии. Издано в 1999 году.

 Данные о национальных воинских формированиях есть и в Казахской Советской энциклопедии, выпущенной в 1972 году; в сборнике «Казахстан в Великой Отечественной войне», изданном в Алма-Ате в 1968 году. Во многих книгах, изданных и переизданных позже.

 Как следует из письма Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 25 октября 2009 года – «В архиве имеется краткая историческая справка о 106-й кавалерийской дивизии, сформированной в составе Средне-Азиатского военного округа в городе Акмолинске в ноябре 1941 года; расформирована в апреле 1942 года и обращена на формирование 6-го кавалерийского корпуса II формирования в составе Юго-Западного фронта. 6-й кавалерийский корпус расформирован в июле 1942 года. Имеются частично поступившие на хранение архивные документы за декабрь 1941 года, январь, февраль, март 1942 года».

 Смеем предположить, что «открыть» эту дивизию в нынешнее время невозможно, возможно дополнить новыми подробностями и восстановить имена кавалеристов.

 

О РОЛИ КАВАЛЕРИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В Казахстане и других странах бывшего СССР очень мало в исторической науке исследований, посвященных учас­тию кавалерии как рода войск в Великой Отечественной войне. Но даже те, имеющиеся, позволяют прийти к выводу, что «кавалерия Красной Армии в период Великой Отечественной войны не могла претендовать на роль стратегической ударной силы, как это было в годы Гражданской войны. Были неудачные операции, ошибки командования, неоправданные потери, но шла война, и трудно назвать какие-либо войсковые части, соединения, рода войск, где таких ошибок не было. Однако утверждать, что кавалерия была отсталым, бесполезным родом войск, могут только люди, не имеющие ни малейшего понятия о тактике кавалерии и туманно представляющие себе ее оперативное использование, либо намеренно, искажающие факты нашей истории». [1]. В целом, несмотря на появление новых общих и специальных работ, в данной теме сохраняется немало неизвестных аспектов. Особенно это касается применения кавалерии в начальном, самом трагическом периоде войны, сопряженном с огромными потерями Вооруженных сил СССР.

Необходимо отметить, что полнос­тью обеспечить вооружением и снаряжением кавалерийские дивизии даже по их крайне ограниченным штатам не удалось. В связи с параллельным формированием большого количества стрелковых, артиллерийских и инженерно-саперных соединений склады материально-технического снабжения СКВО существенно опустели – не хватало артиллерийских орудий и минометов, автоматов и автоматических винтовок, радиостанций, полевых хлебозаводов и кухонь, обозно-гужевого имущества и прочего вооружения и воинского снаряжения.

Иван Александрович Якушин, лейтенант, командир противотанкового взвода 24-го гвардейского кавалерийского полка 5-й гвардейской кавалерийской дивизии, вспоминал: «Как действовала кавалерия в Отечественную войну? Лошадей использовали как средство передвижения. Были, конечно, и бои в конном строю – сабельные атаки, но это редко. Если противник сильный, сидя на коне, с ним не справиться, то дается команда спешиться, коноводы забирают коней и уходят. А конники работают как пехота. Каждый коновод забирал лошадей пять с собой, и отводил их в безопасное место. Так что на эскадрон приходилось несколько человек коноводов. Иногда командир эскадрона говорил: «Оставить на весь эскадрон двоих коноводов, а остальные в цепь, помогать». Нашли свое место на войне и сохранившиеся в советской коннице пулеметные тачанки. Иван Александрович вспоминает: «Тачанки тоже использовались только как средство передвижения. При конных атаках они действительно разворачивались и, как в Гражданскую войну, шпарили, но это было нечасто. А как завязался бой, так пулемет с тачанки снимают, коноводы коней уводят, тачанка тоже уходит, а пулемет остается».

Как утверждает историк А. Исаев в своем труде «Десять мифов Второй мировой» – Кавалерийские корпуса оказались самыми устойчивыми соединениями Красной Армии в 1941 г. В отличие от корпусов механизированных они смогли выжить в бесконечных отступлениях и окружениях 1941 г. Кавалерийские корпуса П. А. Белова и Ф. В. Камкова стали «пожарной командой» Юго-Западного направления.

 

С ШАШКАМИ НА ТАНКИ

Так откуда стало распространяться мнение, что кавалеристы шли на танки с шашками? Как утверждает А. Исаев – началось с высокомерной фразы в мемуарах Гейнца Гудериана «Воспоминания солдата»: «Польская поморская кавалерийская бригада из-за незнания конструктивных данных и способов действий наших танков атаковала их с холодным оружием и понесла чудовищные потери». Эти слова были поняты буквально и творчески развиты в художественной литературе: «По крупповской броне звонко стучали клинки отважных варшавских жолнеров, об эту же броню ломались пики польской кавалерии. Под гусеницами танков погибло все живое…».

Кавалеристы стали представляться какими-то буйнопомешанными, бросаю­щимися в конном строю на танки с шашками и пиками. Бой мифических «жолнеров» с танками Гудериана стал символом победы техники над устаревшим оружием и тактикой. Такие атаки стали приписывать не только полякам, но конникам Красной Армии, даже изображать рубку шашками танков на киноленте. Очевидная странность такого действа: солдат и офицер 1930-х гг. – это не пришедший из глубины веков монгол или крестоносец. Будучи в здравом уме и твердой памяти, не станет пытаться рубить металлические предметы шашкой. Это хотя и бросалось в глаза, но не объяснялось. Кавалеристы надолго получили клеймо отважных, но туповатых дикарей, не знакомых со свойствами современной техники».

 

КАЗАХСКАЯ КОННИЦА  В СТЕПЯХ УКРАИНЫ

Исследования ученых историков приведены не случайно, имеют отношение и к нашей казахской кавалерии.

Создавая летопись 106-ой дивизии, довелось узнать о многих людях, ставших в ее ряды. Командирский состав ее отличал опыт участия в военных операциях: были те, кто воевал в финскую войну, и те, кто сражался с японцами – уже даже об участии в Гражданской вой­не говорить не приходится. Офицеры были не просто воинами, многие были хорошо подготовлены и имели за плечами неплохое даже по нынешним меркам военное образование.

Но мифы о том, что казахская конница в степях Украины в грозный 42-ой год бросалась с шашками на танки, живучи до сих пор и их любят повторять в нынешнем Казахстане. Теперь жительница Петропавловска, побывавшая в Харькове, укоряет всех и вся в том, что нет информации о воинах 106-ой кавалерийской дивизии, куда был призван ее отец Хасенов Тасбулат? Взяла на себя смелость утверждать в передаче на ТВ Хабар, что казахские кавалеристы 106-ой кавалерийской дивизии бросались с шашками на фашистские танки. Только зачем с таким упорством хотят заставить нас всех поверить в пропаганду Геббельса?

Полки нашей дивизии были обращены на формирование шестого кавалерийского корпуса II формирования, в составе которого были 26, 28 и 49 кавдивизии. Воевать им довелось в разных местах Харьковской области. Огромная благодарность за установленную стелу в честь 106-й кавалерийской дивизии в городе Красноград, но как показывают выявленные материалы военного архива Министерства обороны России – это не единственные места боев, где довелось принимать участие нашим соотечественникам. Продолжающиеся поиски дали результаты о погибших казахах в других районах области.

Благодаря поисковой работе появилось много друзей в Казахстане, России, Украине, причем их число растет с каждым днем. Появились наставники в институте истории в Алматы. Российские поисковики, работая в архивах, при первой же возможности, узнав что-либо новое, стараются известить и потому, когда нашлось документальное свидетельство в Центральном архиве Минис­терства обороны России о месте гибели 27 мая 1942 года майора Тажигали Уваисова, даже не сразу в это поверили. Им оказалась деревня Тарановка Змиевского района Харьковской области. Удалось связаться с главой Тарановского сельского округа, который обещал всяческое содействие в установлении памятного знака в честь погибшего героя.          Если говорить по-военному кратко, найденное свидетельство позволяет майора Тажигали Уваисова исключить из числа пропавших без вести.

«Белых пятен» в военной истории Казахстана оказалось достаточно. Многое еще предстоит еще исследовать, изучить и узнать – это необходимо продолжить хотя бы потому, что многие из этой дивизии попали в плен. Узнав настоящий ад в лагерях фашистских, те, кто выжил, прошел унижения в лагерях советских. Амнистия после смерти Сталина выпустила их из лагерей, но приговор по печально знаменитой 58 статье с них никто не снял. Хотя фактически они получили освобождение, юридически до сих пор не реабилитированы.

В начале июня 2020 года, когда президент РК объявил о создании Государственной комиссии по реабилитации репрессированных, я обратилась в его администрацию с просьбой включить в работу комиссии вопрос о реабилитации военнопленных казахстанцев прошедшей войны. Вопрос был решен положительно, создана специальная комиссия. Надеемся, что вся работа по их реабилитации завершится успешно. И как в России будет издан Указ о реабилитации военнопленных. Пока решили издать по результатам исследований книгу с историями воинов 106 кавалерийской дивизии.

 

Дина ИГСАТОВА,

директор ОФ Исследовательский центр «Ерлiк жолымен»

 

Литература

1. Диссертационное исследование кандидата исторических наук Голикова А. Н.

 

2724 раз

показано

5

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»