• Общество
  • 19 Апреля, 2021

К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ

Кенжеболат Жолдыбай, 
политолог

В 1997–1998 годах работал заместителем акима Улытауского района Карагандинской области по идеологическим и социальным вопросам. Надо сказать, совсем непросто было трудиться  в условиях глубокого кризиса во всех сферах общественной жизни. Образно говоря, на заре Независимости страны звучали далеко не мажорные аккорды. Те годы были  для всех нас настоящим испытанием. Надо было «выжить», провести реформы и не допустить социальных потрясений в обществе. 

И теперь, вспоминая тот период через призму сегодняшнего дня, нельзя не отметить правильность и дальновидность решения руководства страны о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития Казахстана до 2030 года. Именно для этого в 1997 году Указом Президента РК было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, для которого была сформулирована четкая задача «заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией – куда должен идти Казахстан».

Когда принимали программу «Казахстан–2030», к ней относились по-разному. Многие говорили, зачем нужна такая программа на столь длительную перспективу, когда внутри страны и так много текущих проблем. При этом часть экономистов считали, что планирование – это вообще наследие советского времени и нерегулируемый рынок должен быть главным прио­ритетом экономической политики. Значительная часть их коллег была за сохранение лучших достижений экономической системы бывшего СССР, включая директивное планирование. К тому же в конце 90-х среди интеллектуальной элиты был очень популярен пример построения госкапитализма на старой советской основе как в Узбекистане.    Экономическая ситуация того времени вообще не благоприятствовала стратегическому планированию, независимо от его формы. Так, в конце 1990-х годов квота на экспорт нефти из Казахстана составляла всего 3,5 мил­лио­на тонн в год, цена на нефть не превышала 12 долларов за баррель, доходы государства были крайне низки.

Сорок процентов промышленных предприятий полностью ничего не производили, долг по зарплате превысил 52 миллиарда тенге, пенсионерам, инвалидам месяцами не выплачивались пенсии и пособия.

В этой непростой ситуации Первый Президент РК Назарбаев инициировал принятие программы со стратегическими задачами на длительную перспективу, которая, как было отмечено выше, не пользовалась особой популярностью ни в обществе, ни среди экономистов. Глава государства, предлагая такую программу, четко осознавал всю ответственность за социально-экономичес­кое развитие страны, и его предложение оказалось стратегически верным. Причем это в условиях, когда было заведомо невозможно заимствовать готовые ответы на рыночные требования с национальной спецификой. Их попросту не было, поскольку до этого никто в истории не переходил из тоталитарной советской экономической системы, которая сама по себе была для истории уникальным явлением, без необходимых институтов, института частной собственности, судов, бирж и прочего. С учетом этих обстоятельств были изучены стратегические программы Китая, Малайзии, Сингапура, Японии, Южной Кореи, Норвегии, США, Чили, Канады, других государств. Выяснилось, в частности, что в тех странах, где принимались и постепенно претворялись в жизнь долгосрочные стратегии, основанные на расчетах, на понимании местной экономической специфики, на менталитете народа, там добивались поистине вы­дающихся результатов.

В результате кропотливой работы была сформулирована Стратегия «Казахстан–2030», которая стала важным основополагающим документом, определяющим курс долгосрочного экономического развития страны. C 1998 года, т. е. с момента начала реа­лизации этой программы в течение последующих 10 лет Казахстан смог выйти на достаточно высокий уровень развития. За этот период сформировалась наша собственная модель экономического развития, которая представляет синтез лучших мировых практик экономического управления.

В 1998 году был осуществлен переход на накопительную пенсионную сис­тему на основе чилийской модели, а в 2000 году создан Национальный фонд, в основе которого была использована модель нефтяного фонда Норвегии как самого успешного в мире. В 2006 году был создан Фонд устойчивого развития «Қазына», прообразом которого стал малазийский фонд «Khazanah Nasional Berhad», а на примере сингапурского холдинга «Темасек» был создан государственный холдинг «Самрук». Позже произошло слияние Фонда «Қазына» и холдинга «Самрук». В то время как в Национальном фонде сосредоточены финансовые активы государства, в Фонде «Самрук–Қазына» были сконцентрированы стратегически значимые производственные активы государства. Все это позволило собрать в «единый кулак» государственные активы страны и наладить оперативный и проз­рачный механизм оказания финансовой помощи экономике.

В конечном итоге появилась уникальная возможность для оздоровления национальной экономики и реализации социальных проектов, направленных на улучшение благосостояния народа. К сожалению, далеко не все успехи и достижения республики за годы независимости можно уместить в журнальной статье. Поэтому приведу лишь отдельные фрагменты, оставившие заметный след в социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Несомненно, в первую очередь, это касается главного города страны – Нур-Султана. Вот что писала в 1995 году одна из респектабельных английс­ких газет «Financial Times» по поводу указа о переносе столицы из Алматы в Акмолу, промышленный город в Центральном Казахстане: «Наб­людатели считают, что одна из причин плана гос­подина Назарбаева перенести столицу в мрачный провинциальный город – это попытка перехитрить притязания некоторых русских националистов на северную часть Казахстана».

На деле все было гораздо сложнее и глубже. Дальновидное решение Главы государства создало предпосылки для формирования в Казахстане еще одного мегаполиса. Перенос столицы в Акмолу стал пока единственным прецедентом подобного рода на постсоветском пространстве, показав потенциал молодого государства. При этом значительно пов­лиял на экономические и демографические процессы.

Нельзя пропустить и такое грандиозное событие как проведение в Астане «Международной специализированной выставки «EXPO-2017». Она оказала положительный мультипликативный эффект и дала толчок к дальнейшему развитию экономики нашей страны. Более 1400 предприятий малого и среднего бизнеса получили заказы на поставку товаров и услуг на сумму 640 миллиардов тенге. Десятки тысяч людей получили работу, а также дос­тойную зарплату. Изначально в регистрационном досье «EXPO-2017» планировалось участие 100 стран и 10 международных организаций. Однако эти рамки были расширены: в данной выставке приняли участие 115 стран и 22 международные организации. Всего зарегистрировано более 33 млн посещений. Выставка дала мощный толчок развитию туризма и повысила узнаваемость страны на международной арене. В рамках «EXPO-2017» было организовано около 300 международных бизнес-встреч, в результате которых заключено более 20 крупных инвестиционных договоров.

В интервью одному из отечественных телеканалов Нурсултан Назарбаев отметил, что «EXPO-2017» сыграла большую роль в повышении узнаваемос­ти Казахстана в мире.

«Если коснуться того, что «до» было, то мы были неизвестной страной. Мы поставили Казахстан на карту мира. Мы поставили Казахстан среди 193 стран мира, а теперь нужно сказать, что такое Казахстан, где он находится. Благодаря многим мероприятиям Казахстан становится известным. EXPO-2017 в этом ряду занимает особое мес­то. Завоевать право его проведения в Казахстане было совсем непростым делом. Среди многих государств именно мы завоевали это право. И всего за три года мы построили новый гигантский район Астаны. Он уже сейчас становится любимым районом посещения самих астанчан и всех казахстанцев», – подчеркнул Нурсултан Абишевич. В целом проведение выставки EXPO-2017, первого саммита Организации Исламского сотрудничества по науке и технологиям, других крупных форумов, также как и председательство Казахстана в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе вошло в летопись национальной истории.

Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) является еще одним успешным национальным проектом. МФЦА – это единственная в своем роде платформа в регионе, представляющая обширный доступ к капиталу и широкий спектр финансовых услуг и инвестиционных инструментов. Он играет ключевую роль в качестве регио­нального центра бизнеса и финансов, связывая экономики стран Центральной Азии, Кавказа, Западного Китая, Монголии, ЕАЭС, Ближнего Востока и Европы. МФЦА действует на основе английского общего права, его правовой статус закреплен Конституционным законом Республики Казахстан. Официальным языком МФЦА является английский язык. Рабочими органами и организациями МФЦА являются Суд МФЦА, Международный арбитражный центр МФЦА, Комитет по регулированию финансовых услуг МФЦА (AFSA), AIX (Биржа МФЦА), Expat centre, Бюро непрерывного профессионального развития.

В МФЦА созданы условия, не имею­щие аналогов на постсоветском пространстве. Его зарубежным участникам предоставлены налоговые льготы до 50 лет, упрощеные валютный, визовый и трудовой режимы. На сегодняшний день Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг зарегистрировано  545 компаний из 42 стран мира в качестве участников. Благоприятные условия, предос­тавляемые площадкой МФЦА, в том числе по вопросам структурирования сделок и использования финансовой платформы, позволили финансовому центру осуществить инвестиции через платформу МФЦА в размере $444 млн в такие сектора, как развитие финансовых технологий, строительство, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В то же время были заявлены намерения по инвестированию в различные сектора экономики Казахстана в размере $3,5 млрд.

Торговыми членами Биржи МФЦА являются 17 казахстанских и восемь международных брокеров, включая крупнейших мировых брокеров, таких как CITIC, CICC, Shenwan Hongyuan (КНР), Wood&Co (Чехия), SOVA Capital и др. В Центральном депозитарии Биржи МФЦА открыто более 92 тыс. счетов инвесторов. Это означает, что сегодня наша страна может сама выбирать инвесторов из этой довольно приличной очереди желающих поработать у нас. Со дня обретения Независимости привлечено $330 млрд иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Основная часть инвестиций – более 50% приходится на страны Европейского союза, на Соединенные Штаты Америки – 15% прямых инвес­тиций, около 5% составляют инвестиции из Великобритании и КНР.

Акцент в политике привлечения инвесторов делается на промышленное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, услуги и новые технологии. В итоге по объему инвес­тиционных проектов в Казахстане на сегодня лидируют: машиностроение, ГМК и металлургия, нефтегазохимия, АПК, ВИЭ, химическая промышленность, строительные материалы, а также транспорт и логистика. В тройку наиболее привлекательных отраслей также вошли обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля. Эти отрасли оказывают существенное влияние на экономическое развитие Казахстана. В число перспективных направлений экономики включены информационно-коммуникационные технологии, туризм и финансы. К 2027 году количество заявленных проек­тов в приоритетных секторах с участием иностранных инвесторов должно достигнуть 124, на общую сумму в $5 млрд. В свою очередь, рост инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность с 2020 по 2027 год должен составлять 109,8% в год.

Положительные перемены наметились и в сфере энергетики. В 1991 году для нефтегазовой отрасли все начиналось с добычи нефти в 25 млн тонн, единственного нефтепровода «Атырау-Самара», квотой на экспорт в дальнее зарубежье в 3 млн тонн в год. Отсутствие инвестиций грозило тяжелым кризисом, объем добычи падал ежегодно. Но удалось совершить серьезный скачок в запасах нефти с 5,3 млрд баррелей в 90-х годах до 30 млрд баррелей на сегодня. Задан темп роста на долгосрочную перспективу, с тех пор объем добычи углеводородного сырья увеличился более чем втрое. Если 1991 году было добыто 25 млн тонн, в 2000 – 35, в 2013 – 81, 2017 – 85, то в 2020 – 85,7 млн тонн нефти. В 1991 году экспорт нефти был около 12 млн тонн в ограниченные пункты, сегодня экспорт увеличен более чем в пять раз: свыше 66 млн тонн в направлении 36 стран.

2016 год отмечен запуском долгож­данного проекта Кашаган. Выполняя поручение по обеспечению глубокой переработки и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, введены мощности по производству ароматических углеводородов в Атырау, полипропилена в Павлодаре, а также битумный завод в Актау. Построен неф­тепровод КТК – основной экспортный маршрут. Создан экспортный маршрут в Китай. Открыт мощный газовый транзитный коридор «Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай», газопровод «Бейнеу – Бозой – Шымкент» обеспечил газом юг страны. В инновационное обновление нефтеперерабатывающих заводов привлечено порядка $6 млрд инвестиций. Акцент на казахстанское содержание и трансфер технологий позволил запустить около 100 совместных предприятий в сферах машиностроения, нефтяного оборудования, нефтесервиса. Только инвестиции в Тенгиз, Кашаган и Карачаганак составили свыше $121 млрд, а их вклад в экономику страны – $155 млрд.

Высокие показатели в этой отрасли подняли международный статус страны. Казахстан был приглашен к инициа­тиве ОПЕК по стабилизации мировых нефтяных цен. Активизированы связи со странами Ближнего Востока, а также с Россией. За счет вклада нефтегазового сектора в экономику мы достигли большинства целей развития тысячелетия ООН. Так, сократили бедность более чем в 10 раз (с 60 до 5,7% в 2020 году), несмотря на сложности и глобальные кризисы, случившиеся за последние два с лишним десятилетия, доходы казахстанцев выросли в 16 раз. И по экспертной классификации страна ныне в числе государств с доходом граждан выше среднего. Подушевой ВВП Казахстана увеличился в 14 раз по сравнению с началом 90-х годов, финансовые расходы на образование и здравоохранение – в 10 раз, построены сотни школ и больниц, идет индустриализация, строятся новые предприятия для того чтобы снять проблему, связанную с занятостью населения. А через поддержки малого и среднего бизнеса открылись новые возможности для казахстанских семей, ведущих свое дело. Продолжительность жизни увеличилась до 72,4 лет, что говорит о результативности мер по улучшению качества жизни и здоровья населения. В 1991 году продолжительность жизни была на уровне 67,6 лет.

 30 лет назад многие авторитетные политики высказывали сомнения в выживаемости Казахстана в качестве самостоятельного государства. Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев в своих мемуарах признается, что Казахстан казался ему практически неуправляемой территорией. Схожего мнения придерживался и Збигнев Бжезинский, бывший советник президента США по национальной безопасности. Однако политики и политологи не учли одно важное обстоятельство: «Есть понятие локтя и понятие плеча». Если страна, которую мы называем Родиной, будет чувствовать локоть и плечо каждого гражданина, то и каждый казахстанец будет четко чувствовать надежное плечо своей Родины. Нам это удалось, и за относительно короткий срок, прошедший с момента становления Казахстана как суверенного государства, проделана титаническая работа – изменилась страна, изменились и сами люди.

 Как показывает исторический опыт, успешная форсированная модернизация во всех развивающихся странах, особенно на начальных этапах, предполагает доминирующую роль государства в лице национального лидера. Личностный фактор лидера определяет успешность той или иной экономической модели за счет организации планирования развития и мобилизации всего общества для решения поставленных задач, а также обеспечения последовательности и преемственности в воплощении в жизнь выбранного экономического курса, т. е. сильное политическое руководство служит гарантией последовательной реализации экономической политики и достижения поставленных целей.

Реальный политический вес государства зависит отнюдь не от размеров территории или численности населения. Прежде всего, это закономерный результат дальновидной политики национального лидера. Мне, например, будучи в пуле журналистов, чрезвычайно приятно было видеть как в бытность спикером Сената Парламента РК К.-Ж. Токаев на разных международных встречах умело отстаивает интересы государства, как мастерски ведет свое выступление на отличном английском языке, а на вопрос на китайском умно и уверенно отвечает на этом же языке. Считаю вполне закономерным, что 19 марта 2019 года Елбасы – Первый Президент Нурсултан Назарбаев доверил бразды правления именно Касым-Жомарту Токаеву.

И вот в течение двух лет Президент Токаев, руководствуясь принципом «Преемственность. Справедливость. Прогресс», последовательно работает над реализацией непростой задачи вхождения Казахстана в ОЭСР (в Организацию экономического сотрудничества и развития), а это и есть «Клуб 30» самых развитых стран мира. Взял на себя руководство процессом модернизации во всех сферах общественной жизни и создает необходимые предпосылки для реформ. В частности, в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года он сообщил, что в условиях пандемии и кризиса принято решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту. По словам Главы государства, оно станет центральным звеном системы государственного планирования. В Агентстве будут разрабатывать конкретные реформы, которые должны быть реа­листичны и обязательны к исполнению всеми госорганами. Кроме того, был принят Национальный план развития до 2025 года, который состоит из десяти общенациональных приоритетов по трем направлениям: сильная экономика, благополучие граждан и качество институтов. Ныне идет последовательная реализация указанных инициатив.

Казахстан находится на важнейшем рубеже. Нация должна быть готова к жесткой борьбе за достойное место в мировом сообществе. Так что легкой прогулки по ХХI веку не будет. Такова парадигма нашего времени.

г. НУР-СУЛТАН.

 

2310 раз

показано

7

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми