• Время
  • 13 Апреля, 2021

ВЕЛИКИЙ ЗОДЧИЙ. АРХИТЕКТУРА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Между возможным и невозможным –

две буквы и состояние духа.

Шарль де Голль

30 марта 2021 года перестало биться большое сердце самородка казахской земли, уникального архитектора, несшего своим, раздвигающим горизонты обыденности, творчеством, знания о величии тюркской и мировой цивилизации. Покинул сей бренный мирувлеченный ваятель национального пласта «музыки в камне» Шот-Аман (Шота) ЕдрисовичВалиханов. Видный общественный деятель, лауреат Государственной премии КазССР, лауреат независимой премии «Тарлан» за вклад в изобразительное искусство Казахстана, кавалер орденов «Отан», «Алтын қыран», «Парасат», «Құрмет», «Данқ», обладатель многих другихмедалей, званий и регалий.

Привыкший больше отдавать, нежели просить, Шота Валиханов щедро одарил соотечественников светом и теплом своих творений. Знаки бесконечности: две восьмерки ознаменовали его уход, в полные 88 лет. Именно весной – период обновления, в апреле, 26-го, пришел он в этот мир.

«Люди не выбирают себе родителей. Они рождаются чьими-то сыновьями и дочерьми. Что касается меня, я считаю, мне повезло. Большинство моих предков, прежде всего, являлись истинными сыновьями своего народа. В меру моих сил и я стараюсь быть достойным их», – так просто и скромно Ш. Валиханов определял свою миссию на земле.

Ставшие при жизни легендой его предки: хан Абылай, хан Уәли, аға султан Шынғыс, европейски образованный Шоқан, одаренный художественным вкусом Мақы – все они будто бы передали ему частицу своей энергетики, и верный своему древу Шот-Аман закрепил в себе лучшие качества предков.

Алматинская действительность преобразилась, когда в середине прошлого столетия к архитектурной композиции тогдашней столицы Казахстана прикоснулся талант Шоты Едрисовича. Город буквально переживал период своего возрождения у подножий заснеженного Алатау, обретая свой лик, свой узнаваемый бренд.

Специфичным компонентом его работ были и остаются матрицы строгих линий: в отточенных гранях памятников и пьедесталов, в начертании орнаментов. Также в оформлении тыльной стороны постамента памятника Шокану напротив здания Национальной Академии наук (создан в 1969 году) использован казахский национальный орнамент. Точно также, в композиции Монумента независимости орнаменты степного наполнения символизируют удивительную целостность стиля и преемственность шедевров Ш. Валиханова, передают сыновью любовь к народной культуре.

Восточные архетипы легко угадываются в его монументальной скульптуре, будучи осмыслены мировоззренчески. Все это залог того, что удивительно цельные творения Шот-Амана Едрисовича проживут веками. Ваятель оставил о себе вечную память, воплотив визуально Государственный символ Республики Казахстан – Герб страны. Его описание знает каждый гражданин независимого государства. «Валихановский» герб признан самым сложным в мире по насыщенности сакральным смыслом. Этим шедевральным созданием автор вдохнул душу в самосознание нации.

От Первого Президента Республики Казахстан Елбасы Н. А. Назарбаева в те памятные дни поступило письмо: «Уважаемый Шот-Аман Ыдырысұлы! Ваше имя как автора Герба независимого государства навечно останется в сердце нашего народа. Успехов Вам, будьте всегда здоровы! Н.Назарбаев 18.01.1993 г.». Это теперь тоже часть нашей истории.

Семантика казахского шанырака, уыков, величественный барс и стремительные скакуны-единороги, конь под седлом хана Кене на парапете

Есиля в новой столице государства. Эстетика произведений мастера уникальна и рождена плодом многолетних исследований мировой архитектуры.

Искренне жаль, что больше мы не сможем любоваться его новыми композициями, не дрогнет струнами его домбра, не поделится с нами вновь мудрыми истинами великий Мэтр. Не задумается он вновь, подперев рукой щеку.

Каким был вне работы талантливый зодчий? Современники Шоты Валиханова запомнили его именно Человеком – с большой буквы, порядочным, честным, прямым, верным дружбе и данному слову. Чистота помыслов, вера в светлое будущее сдружила в свое время сыновей Едриса, Салықа, Мұқана, Қошана, Альмағамбета, Жарылғапа. Настоящие, без йоты фальши, отношения, основанные на фундаменте любви к Отчизне, интереса к родному языку, истории, землячеству. Рожденные в годы «ашаршылык», ценившие даже запах хлебной корки. Выжившие...

Незыблемые их принципы и приоритеты ныне живут в потомках: детях, внуках, правнуках. Валиханов Шота, Салықов Кәкімбек, Мұқанов Қайролла, Кұрманғожин Сәлім, Бектұров Нұрғожа, Жарылғапов Кабдрахман, здравствующие еще Қошанов Аманжол и Оразалин Сәкен. Мы были очевидцами их Дружбы, не подверженной коррозии. Они дружили искренне, по-настоящему, не ради престижа, каких-либо меркантильных интересов, против или за кого-то, они дружили просто ради Дружбы, уважая и подбадривая друг друга.

Сегодня, спросив с кого важно и нужно брать пример истинного трудолюбия, смело можно назвать то поколение – благородных Рыцарей науки и искусства, просвещения, архитектуры, юриспруденции, уважительных к традициям отцов, помогающих младшим, семье. Великое – в

простоте, гениальное – рядом. Надо только правильно выбрать ракурс. Великолепный рукотворный мир Дружбы, в орбите которого пытаться строить свои собственные миры.

Архитектор. Художник. Этнолог. Историк. Культуролог. Очеркист. Писатель. Публицист. Автор пьес и стихов. И это еще не весь перечень того, чем был увлечен Шота Едрисович в разные периоды. Легкий на подъем, он записывал воспоминания старожилов под Кокшетау, застал вдову Шокана и беседовал с ней, к тому времени пожилой женщиной с прямой осанкой, хранившей трепетную любовь к храброму исследователю Кашгарии.

Он мыслил глобально, широко, смело. Думал о композиционном восприятии красоты. «Когда мы ставим памятник, мы меняем и окружающую среду, градостроительную или природную, которая способствовала бы раскрытию образа, стала местом, притягивающим людей»,– говорил Ш. Е. Валиханов и был убежден в этом. Суть архитектуры и зодчества есть законы физического мира и их гармоничное применение человеком. Шота Едрисович жил в гармонии с собой и одаривал ею друзей и близких. Называл всегда белое – белым, черное – черным.

Природный склад ума, упорный труд и учеба, честность и решительность, преодоление узких рамок стандартов и прорыв вширь, общение с зарубежными коллегами обеспечили ему международное признание. Валихановская поступь узнавалась, обретая почитателей и единомышленников. Системное мышление Ш. Валиханова и практика градостроительства, исследование им тюркского и мирового наследия в искусстве и орнаменте, ремесле и дизайне вывели, без всякого сомнения, казахстанскую архитектуру на высокий уровень.

Световой день его был заполнен на все сто. Переписка, доклады, научные статьи, поездки на «малую» Родину на север страны, встречи, форумы. Он не замыкался в кабинетной тиши, успевая изложить на бумаге будущие проекты, образы, идеи, тут же спеша к людям. Ощутить, прикоснуться к материалу, вдохнуть запах: дерева, камня, впитать мелодику творений.

Работы под руководством Ш. Е. Валиханова и его проекты ныне украшают ряд областных центров Казахстана. Это монумент «Сильнее смерти» памяти жертв Семипалатинского ядерного полигона, памятник Абаю на родине поэта, Шакариму в Семее, Шокану Валиханову и многие-многие другие. Творил вдохновенно, на века, осмысливая каждый штрих и образ.

Алтын Адам, точно такой же, парящий, оседлавший барса. «Выше голову, мой славный казахстанский народ», – словно зовет так за собой крылатое творчество Шоты Валиханова, стартуя от вершин седого Алатау. Когда идешь к благородной цели, горячее желание достичь ее заставит преодолеть любые препятствия.

Навечно в памяти земляков останется неистовый, энергичный Шота Валиханов, ценивший добрый совет и професиионализм, не терпевший

фальши. Его эскиз Герба совершил витки вокруг планеты, обозначив на космических трассах след древней всаднической/казахской цивилизации, весомо доказав соотечественникам, каких высей достоен казахстанский народ. Он жил и дышал заботами суверенного государства. Строил мысленно проекты монументов, гордо направленных ввысь – ведьсама по себе жизнь и есть преодоление и возврашение к сути человека.

Перу Ш.Валиханова принадлежат, среди прочих, статья «Архитектура наших предков» (1980), книга «Симфония камня (об архитектурных памятниках Казахстана)» на казахском языке (1965). Ждут своих зрителей и его пьесы о Шокане... Творческое наследие мастера еще предстоит изучать на системной основе. Работы Ш. Валиханова воспитывают позитивные чувства и настрой, возвращают к истокам рода, семьи, нации и учат размышлять, вести внутренний диалог.

Выражая искренние сожаления в связи с уходом Шот-Амана Едрисовича,важно продолжить популяризациюего наследия. Обобщение вклада мэтра в отечественную и мировую сокровищницу монументального искусства имеет значение в плане издания научных исследований о методе Валиханова и межкультурных стержнях его шедевров.

К сожалению, тридцатилетний юбилей Независимости пройдет без великого зодчего, однако немеркнущее сияние его творений, созданных во славу Тәуелсіздік, безусловно будет сопровождать настоящее и будущее поколение казахстанцев.

 

Гюльнар МУКАНОВА,

кандидат исторических наук,

профессор КазНУ имени аль-Фараби,

Олжас МУКАНОВ,

магистр права

 

 

787 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

18 Мая, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»