• Культура
  • 08 Апреля, 2021

О КОСМИЧЕСКОМ ФЕНОМЕНЕ КАРАГАНДЫ

    В поэзии Казахстана и в его декоративно-монументальном искусстве Караганда долгое время считалась космической гаванью. Это было связано с днем первого полета в космос первого космонавта, а также с рождением в этот день первого литературно-поэтического произведения поистине космического звучания – поэмы Олжаса Сулейменова «Земля, поклонись человеку!». Именно Караганда стала символом культурного феномена развития тематики космоса и космонавтики в СССР. И если Казахстан в целом – это космодром Байконур и родина космической поэзии благодаря поэтическому таланту казахского поэта, то Караганда – это гимн освоения космоса в декоративно-монументальном искусстве. 

60 лет прошло с того ликующего дня… Как летит время?! В день полета в космос первого в мире человека Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года летели с неба на землю, выпущенные с самолета над столицей Казахстана, и кружились разноцветные бумажные листы со строками стихов в честь первого космонавта поэта Олжаса Сулейменова. Эти стихи были опубликованы в газете «Казахстанская правда» в тот же знаменательный день, вошедший в историю как День космонавтики.

На следующий день в той же «Казахстанской правде» с общим заголовком для всех газет Союза ССР «Свершилось!» были опубликованы сообщения об успешном старте ракеты «Восток-1» и хроника полета Юрия Гагарина. На первой же странице место первой колонки украшал рисунок первого космонавта на фоне летящих планет [1]. Правда, портрет космонавта был далек от оригинального сходства с Гагариным. Но все же именно этот момент можно считать началом официального развития темы космоса и космонавтики в искусстве на постсоветском пространстве и, в частности, в Казахстане, где этому уделялось в последующие годы особое внимание, так как космодром Байконур находился именно здесь, хотя об этом умалчивалось на протяжении долгого времени.

Со дня полета Гагарина в силу совершенной секретности объекта ввиду космического соперничества между СССР и США и начавшей набирать обороты холодной войны космодром «Байконур» был упомянут только ­12 июля 1961 года в той же «Казахстанской правде». Известный казахстанский писатель, поэт, переводчик Александр Лемберг в этой газете опубликовал стихотворение, посвященное космодрому на казахской земле [2], годами позже он посвятит Байконуру сборник стихов «Свидание в Байконуре», а Юрию Гагарину – поэмы «Обнявший землю» и «Возвращение». То, что космодром находится именно в Казахстане, достоянием широкой известности станет намного позже [3].

В те легендарные дни весной 61-го «Казахстанская правда» целую неделю изо дня в день будет посвящать свои выпуски этому мировому событию – покорения космоса человеком. В течение недели Олжас Сулейменов продолжит публикацию своих стихов, которые лягут в основу поэ­мы «Земля, поклонись человеку!». И 16 апреля на последней странице газеты будет опубликована часть этой поэмы в стихах «Летать рожденный» [4]. Эта поэма – первое в мире произведение на тему космонавтики и написано оно было на родине поэта и родине старта космических кораблей – Казахстане.

В этом же 1961-м году молодой казахский поэт, изгнанный за два года до этого из Литературного института имени М. Горь­кого, в свои 25 лет за посвященную первому в мире космонавту поэ­му будет удостоен премии Ленинского комсомола Казахстана. В 1967 году станет лауреатом премии Всесоюзного Ленинского комсомола за книгу стихов «Доброе время восхода», куда вошла и поэма «Земля, поклонись человеку!».

Поэма, написанная в апрельские дни, когда мир гудел от известий о полете Юрия Гагарина, принесла поэту мировую славу. Так личность Олжаса Омаровича Сулейменова стала негласно вторым духовным покорителем Космоса, покорителем Вселенной словом поэ­тическим и литературным.

Сулейменов впоследствии говорил: «Мою поэму передавали по центральному телевидению и радио, печатали в газетах, почти каждую неделю я выступал в каком-то городе: на заводах, фаб­риках, в студенческих аудиториях. Вот такой был мой успех!» [5].

Первое произведение, посвященное полету человека в космос, родилось на казахской земле и также неразрывно связано с ней, как и вся история космонавтики связана с Казахстаном и Байконуром, откуда летели на орбиту космические корабли и спутники.

Сам Олжас Сулейменов дружил с Юрием Гагариным, и после гибели космонавта читал строки своей легендарной поэмы у его мемориального обелиска на месте крушения самолета под Киржачом Владимирской области. Название же поэмы, как и строка из нее «Земля, поклонись человеку» [6], было начертано на памятнике, открывавшем дорогу к обелиску. Этот памятник со словами из поэмы был установлен в виде крыла самолета МИГ-15УТИ, на котором совершил свой последний полет первый космонавт вместе с летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Примечательно, что в надписи отсутствует восклицательный знак, как в названии поэмы, таким образом, автор скульптуры усилил состояние скорби и безвозвратной потери, но и увековечил память космонавта в бесконечности признания его героизма.

Памятник работы народного художника, скульптора Александра Иулиановича Рукавишникова в виде крыла самолета не вошел в план реконструкции мемориального комплекса на месте гибели Юрия Гагарина, что вызывает недоумение: ведь таким образом происходит уничтожение памяти рождения с первым космонавтом и рождение мирового поэта, и умаление значения Казахстана в развитии космонавтики.

Конечно, тема космоса и космонавтики не могла не стать для Казахстана одной из ключевых тем в искусстве, тем более в связи с прямым отношением рес­публики к космосу посредством космодрома Байконур, но и немаловажное значение привнес в эту связь легендарный поэт. Именно он жгучим словом, обжигающим сердца, образным слогом степного певца, оратора и «гласа народа» сделал эту связь прочной и неразрывной в глазах не только Казахстана, но и мировой общественности.

И как стремительный виток космолета тема космоса и космонавтики также стремительно развивалась параллельно советской космонавтике и нашла широкое отражение не только в литературе и поэзии, но и в изобразительном искусстве, в частности, монументальном искусстве городов Казахстана, особенно на карагандинской земле. Ведь приземление космонавтов в спускаемых аппаратах или так называемых капсулах пос­ле космических полетов происходило зачастую именно на широких и открытых степных просторах карагандинской области. Имена 14 космонавтов внесены в почетную книгу граждан Караганды: Шонин Георгий Степанович, Кубасов Валерий Николаевич, Филипченко Анатолий Васильевич, Сергей Александрович Волков, Владислав Николаевич, Горбатко Виктор Васильевич, Шаталов Владимир Александрович, Елисеев Алексей Станиславович, Николаев Андриян Григорьевич, Севастьянов Виталий Иванович, Рукавишников Николай Николаевич, Лазарев Василий Григорьевич, Макаров Олег Григорьевич, Терешкова Валентина Владимировна, Аубакиров Тохтар Онгарбаевич.

С 1962 года началась космическая эпоха Караганды. Впервые приземлились на территории нашей области космонавты Андриан Николаев и Павел Попович. Это произошло 15 авгус­та 1962 года, после совместного полета космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» [7]. В честь космолетов «Восток» названы микрорайоны в городе горняков.

Караганда стала городом, который первым встречал героев своей страны – космонавтов. Предложив им кров и полноценный отдых, оберегая любимцев народа до отправки их в Москву. Поэтому этот областной индустриальный, научный и культурный центр стал называться в 1960-е годы – годы популярности темы космонавтики – космичес­кой гаванью.      

Свидетельством этому является офорт местного художника Николая Растопчина из фонда Карагандинского областного музея изобразительного искусства. Эта работа была написана им, когда тема космоса была настолько же сильна, как и тема шахтерского труда в третьей кочегарке страны.

Начиная с графических и живописных работ до монументальных композиций в оформлениях внутреннего интерьера и внешнего монументального облика общественных зданий до самостоятельных архитектурных строений карагандинские авторы посвящали героизму космонавтов. Особенно тема космонавтики нашла яркое отражение в монументальном искусстве города Караганды.

Именно Караганда стала символом и ярким примером культурного феномена развития тематики космоса и космонавтики в СССР. И если Казахстан в целом, в понимании развития космонавтики, – это, прежде всего, космодром Байконур и родина космической поэзии благодаря поэтическому таланту Олжаса Сулейменова, то Караганда – это гимн освоения космоса в декоративно-монументальном искусстве.

Статус космической гавани Караганда получила практически на официальном уровне. Поэтому это название вновь и вновь утверждалось на самых различных произведениях в искусстве.

Название «Караганда – космическая гавань» носит и монументальное сграффито на торце девятиэтажного дома, выполненное московским художником В. Полевым в 1968 году на одной из центральных улиц города, названная именем Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, повторившего в обороне Сталинграда подвиг Николая Гастелло. «Здесь создан некий символический образ земли карагандинской в виде молодой женщины, держащей в приподнятой руке ракету, устремляющуюся к солнцу. Все в изображении предельно обобщено и лаконично, все подчинено плоскости стены».

На этой же улице на стене жилого 9-этажного дома расположена 25-мет­ровая мозаика из цветной смальты «Космонавт», выполненная московскими художниками В. Крыловым и Н. Утробиным в 1966 году.

Высоту всей торцовой стены здания занимает «фигура летящего в межпланетном пространстве космонавта, расположенного по диагонали. Ее окружают свивающиеся в спирали, разлетающиеся от нее в разных направлениях и заключающие ее в некий ореол «силовые линии космоса» [8]. Диагональное положение фигуры космонавта, ее наклон создает впечатление парения ее в космическом пространстве.

Огромное значение придавалось облику молодого развивающегося городского центра и его монументально­-декоративному оформлению. Здания общегородского значения представляли собой архитектурно-планировочные узлы на основных магистралях и являлись своеобразными архитектурными ансамблями, созданными по единому замыслу. Именно здесь и размещались в основном произведения монументального искусства, придавая этим ансамблям завершенность. Это были, как и мозаики, сграффито, так и скульптурные рельефы, а порой и сочетания разных техник исполнения.

В центре города расположена рельефная работа карагандинского художника Виктора Крылова «Космонавты», где можно увидеть в окружении звезд лица Юрия Гагарина, Валентины Терешковой в скафандрах и узнать в парящем за ними космонавте Германа Титова.

 Из наиболее известных внутренних интерьерных композиций с темой космоса являлся зал, открывшегося в 1967 году автовокзала Караганды, где стены были выложены эмалированными плитками, расписанными темно-синей эмалью на белом фоне с изображениями планет, ракеты и на всю стену главного зала изображение космонавта с раскрытыми руками. Роспись по эмали была выполнена алматинским художником-монументалистом Николаем Александровым. Но именно изображение космонавта было выполнено по работе «Космос» московского художника-монументалиста Дмитрия Маврикиевича Мерперта, представившего свою композицию в 1970 году на выставку МОСХа, где она была отмечена как одна из лучших и навсегда вошла в золотой фонд советской культуры.

Примечательно, что автор росписи по эмали гармонично расположил в пространстве стены зала внешне статичные круги планет и семейного дерева, мерцающие звезды и стройные ряды конницы и солдат, соединяя в едином стиле плоскостного решения изображения прошлого и будущего города и страны.

Космическая тема росписей на автовокзале как для карагандинцев, так и для гостей города вкупе с другими декоративно-монументальными украшениями обозначала Караганду как космическую гавань. К сожалению, роспись по эмали была уничтожена во время ремонта. Не сохранилось уникальное интерьерное воплощение монументально-декоративного искусства для определения статусности и исторического значения областного города и воспевания его значимости в освоении космоса человеком и развития космонавтики в целом.

Судьба сграффито «50 лет СССР» с парящим космонавтом над многофигурной композицией с людьми труда, возможно, тоже не будет долгой, хотя сграффито еще сохранилось в хорошем состоянии на наружной стене цеха уже не существующего Карагандинского машинного завода.

Но самой большой гордостью Караганды является одно из красивейших зданий города – гостиничный комплекс «Чайка» со стройной архитектурной композицией, так похожей на размах крыльев птицы, выделяющийся среди типовых построек. Назван комплекс в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой ее позывным. 19 июня 1963 года через два года после первого полета Юрия Гагарина близ Караганды приземлился космический корабль «Восток-6», управляемый Валентиной Терешковой [7]. В честь героической женщины и любимицы карагандинцев названа и улица в Караганде.

В Карагандинском областном музее изобразительного искусства имеется станковая, круглая скульптура бронзового портрета в полный рост Валентины Терешковой «Ярославна» работы Додоновой Галины. Люди старшего поколения узнают знакомые черты Героя Советского Союза, первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Именно так обычно она выглядела на всех официальных встречах – в деловом костюме, уложенной прической и раскрытыми руками для всех. Известно, что Валентина Терешкова славилась добрым сердцем и помогала всем обращавшимся за помощью, и, конечно же, женщинам Караганды.

Одинокая фигура Терешковой стоит словно на вершине скалы, у подножия которого летит, расправив крылья чайка, символическим знаком позывного Валентины Терешковой в космосе.

Первая женщина-космонавт изображена идеализировано и романтично. Ее тонкая, изящная, немного вытянутая вверх фигура с раскрытыми руками как крылья птицы и будто готова оторваться от земли и полететь словно сама птица. Ее стройный силуэт наводит на мысль и о ее исконно русском происхождении, где традиционно принято сравнивать женский образ с тонкой, стройной березой.

Эта скульптура «Ярославна» одна из первых работ заслуженного художника России Галины Додоновой. Патриотическая тема и тема подвига были близка художнице, но эта работа ей особенно дорога. В юности художница была знакома с Валентиной Владимировной, они обе были родом из Ярославля и вместе тренировались в аэроклубе. Поэтому бронзовая скульптура с изображением первой женщины-космонавта и названа так поэтично, указывая на место родного края и малой родины Валентины Терешковой.

Апофеозом космической темы в Караганде стал единственный в Казахстане памятник первому космонавту планеты. Автором установленного 23 декаб­ря 2011 на площади имени Ю. Гагарина памятника является Мурат Байсбай.

По словам автора памятника, композиция представляет собой «фигуру абсолютно спокойного человека, который добился великих результатов. Ведь в основе памятника лежит не только образ Гагарина. В нем отражается тема науки, техники, прогресса, достижений всего человечества» [9].

В довершении нельзя не сказать о портретах казахстанских космонавтов Тохтара Аубакирова и Талгата Мусабаева из фонда Карагандинского областного музея изобразительного искусства. Первый космонавт казахской национальности является уроженцем карагандинской земли. 2 октября 1991 года наш земляк Тохтар Аубакиров совершил полет в космос в интернациональном экипаже в составе австрийца Франка Фибека под командованием полковника Александра Волкова. Десять дней пробыл Тохтар в космосе. Облик героя Казахстана и Героя Советского Союза навсегда запечатлел на холсте карагандинский художник Нурлан Дауренбеков. Талгат Мусабаев был вторым космонавтом-казахом, который выходил в открытый космос, совершил три длительных космических полета общей продолжительностью более 342 суток, в том числе полет на станцию «Мир». Его портрет написан Тулегеном Абылкасовым. Портреты космонавтов в музее сохранят их живые образы для будущих молодых поколений. А мечта покорить космос всегда будет актуальна и когда-нибудь Земля поклонится Человеку.

Айгуль Омарова,

научный сотрудник

Карагандинского областного

музея изобразительного искусства

1846 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»