• Культура
  • 08 Апреля, 2021

О ДЕЛАХ КИНОШНЫХ

Валерий ЖАНДАУЛЕТОВ, 
академик Академии журналистики Казахстана

После развала Советского Союза в республиках, которые представляли некогда единую страну, кинематограф изменился, причем не в лучшую сторону. В этой связи можно привести слова известного советского режиссера Эльдара Рязанова: «Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность… А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей». 

Эксперты утверждают, что кино переходит в шоу-бизнес. По мнению, председателя Союза кинематографис­тов Казахстана Ермека Турсунова, большую часть отечественного кинопроката составляют фильмы «одноразового потребления». В нашей респуб­лике эту отрасль сотрясают банальные скандалы, судебные процессы, по сути создан «форум несогласных». О тематике фильмов, бывших в прокате в последние годы, говорят названия лент: «Гудбай, мой бай», «Жена не стена», «Гламур для дур», «Не египте мне мозги», «Сиситай», «Той любой ценой», «Все из-за мужиков», «Агашка на хайпе» и тому подобные. Сравнивать эти «творения» с фильмами, созданными в советский период, просто кощунственно.

На этом контрасте самое время отметить вклад Олжаса Сулейменова в развитие казахстанского кинематографа. В мир кино он пришел в середине 60-х годов прошлого века. Именно тогда закладывались основы будущих ярких фильмов и признание национального кинематографа на международной арене, появилась новая генерация казахской режиссуры в игровом и документальном кино.

Это был период работы по переводу речевой фонограммы фильмов с русс­кого на казахский язык. Произведения многонациональной советской кинематографии и кино зарубежных стран стали достоянием казахстанцев, не владеющих другими языками. Широкий показ художественных, документальных и научно-популярных фильмов, охват ими большинства населения значительно способствовали повышению эстетичес­кого вкуса у трудящихся. Самое массовое и доступное искусство кино становится жизненной потребностью народа. Это обстоятельство имеет важное значение, т. к. там, где нет понимающего и умеющего ценить фильмы зрителя, не может быть и настоящего искусства кино. Воспитание зрителя, наличие у него определенного эстетического вкуса и мировоззрения являются одним из решающих факторов, обеспечивающих успешное развитие киноискусства.

 Приступив к работе на киностудии «Казахфильм», Олжас Омарович принялся за обработку сценариев. К примеру, по просьбе председателя Союза кинематографистов Казахстана Шакена Айманова, который был глубоко тронут стихотворением Сулейменова «Одна война закончилось другой...», поэт написал киносценарий к фильму «Земля отцов». В 1966 году на Международном кинофестивале во Франкфурт-на-Майне (Германия) эта кинолента получила специальный диплом «За лучшее режиссерское решение». В 1967-м она была высоко оценена на киносмотре фильмов республик Средней Азии и Казахстана в Душанбе, где получила диплом первой степени и главный приз «Горный хрусталь», а также диплом «За лучший сценарий».

Из воспоминаний основоположника казахского кино Шакена Айманова: «Теме Родины мы посвятили свой фильм «Земля отцов». В сценарии талантливого казахского поэта Олжаса Сулейменова, построенном в традиционном для кино жанре путешествия, когда одна новелла-встреча нанизывается на другую, есть важные мысли: что такое Родина, что такое земля отцов, земля предков. Фильм получил широкий резонанс в прессе, о нем писали газета «Правда», журнал «Искусство кино».

Художественные фильмы, снятые в тот период, стали гордостью отечественного киноискусства. «Земля отцов» и «Конец атамана» Шакена Айманова, «Кыз Жибек» Султана Ходжикова, «Тревожное утро» и «Меня зовут Кожа» Абдуллы Карсакбаева, «Следы уходят за горизонт» и «Песнь о Маншук» Мажита Бегалина, «Там, где цветут эдельвейсы» Ефима Арона и Шарипа Бейсембаева, «Выстрел на перевале Караш» Болота Шамшиева, «Лютый» Толомуша Океева и многие другие шедевры были созданы при непосредственном участии Олжаса Сулейменова как сценариста и главного редактора киностудии «Казахфильм» (1964–1971 годы). Сегодня эти киноленты – общепризнанная классика.

– Я пришел в мир казахского кино, как на целину с будущим, – сказал Олжас Омарович о начале своего творчес­кого пути в кинематографе. – И считал своим долгом помогать вспахать ее и взрастить молодые ростки, поливая их своим потом.

С каждым годом деятельность Олжаса Сулейменова на ниве киноискусства приносила ощутимые результаты. 23 января 1969 года на втором съезде Союза кинематографистов Казахстана Шакен Айманов отметил достижения отечественного кинематографа: фильмы «Сказ о матери» и «Земля отцов» были удостоены Государственной премии Казахской ССР, «Ангел в тюбетейке» и «За нами Москва!» получили высокую оценку зрителей, режиссер Амен Хайдаров снял первые анимационные фильмы «Почему у ласточки хвост рожками?» и «Аксак кулан». В казахском кино появилась целая плеяда молодых и талантливых актеров – таких, как Нурмухан Жантурин, Идрис Ногайбаев, Фарида Шарипова, Асанали Ашимов, Ануар Молдабеков и другие.

С гордостью вспоминая время работы с Шакеном Аймановым, Олжас Омарович говорил: «Шакен Айманов обладал редким талантом. Он отдал все свои силы постройке фундамента казахского национального кино. Он был художественным руководителем «Казахфильма», я – главным редактором. На худсовете мы очень часто спорили. Я не всегда соглашался с ним, а он твердо стоял на своем. Многие думали, что после таких горячих дебатов мы перестанем общаться. Но, несмотря ни на что, мы продолжали работать во благо казахского кино. Он был настоящим профессионалом и большим другом».

Олжас Сулейменов работал со многими известными режиссерами, помогал им улучшать и даже переписывать иные сценарии. Так, сценарий фильма «Тревожное утро» (1966 г.) режиссера Абдуллы Карсакбаева, изначально написанный писателем Зеином Шашкиным, Олжас Омарович переписал за четыре дня. Как редактор, он сыграл свою роль и в появлении на свет самого прокатного в истории национального кино фольклорного фильма «Кыз Жибек» режиссера Султана Ходжикова. Поис­ки нового героя, нового жанра побудили Сулейменова написать сценарии кинокартин «Синий маршрут» (1966 г.) режиссера Жардема Байтенова, «Зима – не полевой сезон» (1972 г.) режиссера Юрия Пискунова, «Последний переход» (1981 г.) режиссера Амангельды Тажбаева, «Примите Адама» (1984 г.) режиссера Лаврентия Сона.

Олжас Омарович известен и как автор ряда документальных фильмов: «История знака коровы» (1968 г.), «Слово о Мухтаре Ауэзове» (1975 г.), «Бессмертие слова» (1978 г.), «На склонах Вирунга» («Страна тысячи холмов», 1982 г.), «Застава молодости» («Нас водила молодость», 1984 г.), «Курсом ускорения» (в соавторстве с Юрием Пискуновым, 1985 г.).

Особенно Олжасу Омаровичу запомнились съемки фильма о гориллах в африканской Руанде. Называемая «Землей тысячи холмов», Руанда является маленькой, но впечатляюще гористой страной в самом сердце Африки. Находясь между экосистемами впадины Конго и Великого Африканского разлома, страна совмещает природные богатства обеих, в результате чего она обладала необычайной красотой и непревзойденным разнообразием биологических видов.

Захватывающие природные богатства Руанды дарили посетителям единственные в своем роде впечатления – от горных горилл Национального Парка Вулканов до спокойствия леса Ньюнгве, уникального тропического национального парка, в котором обитали 25% приматов Африки.

Но в 1994 году в стране началась гражданская война. Война явно ничего хорошего не приносит, за собой она несет только проблемы. Большинство людей слышали о Руанде лишь в контексте массового убийства около миллиона человек за 100 дней. В те страшные дни была совершена попытка полностью искоренить целые группы населения Руанды. Погибли и гориллы, фильм о которых снимал Олжас Сулейменов. Красотам природы был нанесен колоссальный урон.

Запал в памяти Олжаса Омаровича еще один фильм. В качестве руководителя кинематографического ведомства республики Сулейменов курировал создание полнометражного документального фильма «Кольцо» для показа на всесоюзном экране. Эта лента была удостоена приза на кинофестивале в Киеве.

Важно отметить и административную деятельность Олжаса Омаровича в развитии отечественного кинематографа. 12 июня 1980 года Сулейменов был избран первым секретарем Союза кинематографистов Казахстана. В то время, наряду с укреплением материально-технической базы казахского кинематографа, он много работал над расширением и увеличением возможностей киноиндустрии. Конечно, были и те, кто не верил молодому руководителю, но основная часть кинодеятелей поддерживала Сулейменова, поскольку он смог пробудить в них надежду на перемены к лучшему, активизировать творческую энергию и национальное самосознание.

В 1981 году Олжасу Омаровичу предложили возглавить Государственный комитет Казахской ССР по кинематографии (Госкино), в системе которого трудились 17 тысяч человек. Именно тогда Сулейменов инициировал создание во ВГИКе казахстанской режиссерской мастерской. Набирал эту мастерскую режиссер Сергей Соловьев. Так зародилась казахская «новая волна». Среди режиссеров, набранных в мастерскую Соловьева, были ныне известные Талгат Теменов, Серик Апрымов, Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Ардак Амиркулов, Амир Каракулов, Мурат Альпиев, Калыкбек Салыков.

О феномене казахской «новой волны» сразу заговорили не только на кинопространстве бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами. Выпускниками мастерской Сергея Соловьева были сняты несколько ярких работ. Среди них – «Игла», «Конечная остановка», «Влюбленная рыбка», «Разлучница», «Гибель Отрара» и другие. Эти картины обозначили на кинематографической карте мира рождение молодого кино Казахстана.

Следует отметить, что какую бы должность не занимал Олжас Омарович, он всегда поддерживал связь с деятелями киноискусства.  В качестве примера приведем одно из его писем известному казахстанскому кинодокументалисту Александру Головинскому, которое Александр бережно хранит в своем архиве: «Дорогой Саша! Приветствую твои творческие вылазки всегда. Если считаешь, что сюжет, о котором ты написал, исполняем – двигай. Помощь, в том числе литературную, от меня получишь. Давай действуй, ты же – Головинский, а значит – головастый, сердцастый и душастый. Рад был получить от тебя весточку… Крепко обнимаю, твой Олжас Сулейменов. Рим, 29 июля 1998 г.».

Можно долго перечислять заслуги Олжаса Омаровича перед отечественным кинематографом. Он был непосредственным участником развития этой отрасли искусства. Подводя итоги деятельности Сулейменова в киноиндустрии, нужно отметить, что за время его работы в кино было создано около 400 художественных, документальных и анимационных фильмов. Многие картины становилась лауреатами всесоюзных и международных фестивалей. Фильмы казахстанских кинематографистов выходили не только в национальный, но и во всесоюзный и мировой прокат.

 

 

1374 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми