• Культура
  • 18 Марта, 2021

НРАВСТВЕННЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Валерий ЖАНДАУЛЕТОВ, 
академик Академии журналистики Казахстана

 

Будущее планеты будет определять молодежь. Наряду с профессиональной компетентностью она должна обладать и высокими нравственными качествами. В духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения огромный вклад вносит поэт планетарного масштаба, общественный деятель и дипломат Олжас Сулейменов.

Олжас Омарович – большой друг и наставник молодежи. Поэтому каждую встречу с ним юноши и девушки во всех регионах страны ждут с особым трепетом, а мероприятия с его учас­тием становятся событиями, которые навсегда остаются в их памяти. Поэт признается, что и ему интересно общаться с молодежью. Духовное общение студентов с Олжасом Омаровичем помогает им осознать всю глубину слов выдающегося поэта: «Какие бы невзгоды не обрушивались на мир людей, он устоит, пока жива поэзия».

Во многих высших учебных заведениях республики созданы первичные организации, изучающие его жизненный и творческий путь. На его примере педагоги стремятся прививать молодому поколению такие качества, как ответственность и патриотизм.

В конце минувшего года Международный центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО по инициативе Олжаса Омаровича Сулейменова совместно с Казахским национальным университетом им. аль-Фараби создали Евразийс­кую сеть университетов в поддержку культуры знаний без границ, названную именами двух великих мыслителей, просветителей и гуманистов – аль-Фараби и Абая.

– Мы говорим о будущем образовании в Центральной Азии,  – заявил поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов на онлайн-совещании руководителей вузов по поводу создания сети. – Когда мы выдвигали идею сближения культур, имели в виду не песни и пляски, а общее сознание, которое поможет нам сформировать достойное общее будущее. Нам необходимо осмыслить, что было достигнуто в сфере образования. Да, в последние годы появилась возможность ее совершенствовать, но как она была использована? У нас постарались все заимствовать от Америки, в том числе и систему образования, впопыхах не разобравшись, что там сложились две системы. Одна, гарвардская, для интеллектуально продвинутой части общества. Вторая, которую условно можно назвать гарлемской, для менее продвинутой. И именно ее заимствовали и внедрили по всей Евразии в вузах и школах. Если советская система образования формировала думающего человека, то нынешняя – угадывающего правильный ответ из тех, что предложены. Результаты мы уже наблюдаем, но в будущем увидим еще более. Поэтому мы хотим объединить голоса евразийских университетов, которые по-настоящему будут осуществлять идею сближения культур и слияния национальных сознаний в планетарное сознание, которое и обес­печит будущее человечества.

Сообща мы найдем общую тактику, а стратегия известна – общими усилия­ми сделать следующее поколение знаю­щим. Потому что отсутствие знаний сказывается на политике, экономике и культуре,  – подчеркнул поэт.

В Казахском национальном университете им. аль-Фараби, который окончил Олжас Сулейменов в 1959 году, он частый и желанный гость. Еще будучи представителем Республики Казахстан в ЮНЕСКО, известный поэт и общественный деятель способствовал открытию в КазНУ первой в Центрально-Азиатском регионе кафедры ЮНЕСКО. Эта кафедра проводит большую работу по продвижению идей ЮНЕСКО. По сути она является молодежным представителем в регионе, достойным проводником гуманитарной политики этой организации в Казахстане, что поднимает престиж вуза не только в стране, но и в мире.

На кафедре большое внимание уделяется вопросам изучения и распространения наследия великого ученого Востока аль-Фараби, популяризации исследований отечественных ученых, укрепления имиджа Казахстана в мировом сообществе.

В КазНУ им. аль-Фараби функционирует научно-исследовательский линг­вис­тический центр Олжаса Сулейменова, в котором он является научным руководителем. Основная цель центра – исследование творчества казахских и русских писателей ХХ–ХХІ веков в контексте русско-тюркских взаимосвязей.

В университете действует самая многочисленная организация молодежного крыла движения «Невада-Семипалатинск». Студенты, осознавая роль КазНУ им. аль-Фараби как лидера среди вузов Казахстана, занимающегося вопросами ядерной безопасности, и, следуя программной установке невадовцев, активно призывают молодежь страны и всего мира объединить усилия в борьбе против распространения ядерного оружия и за устойчивое развитие планеты,

Деятельность молодежного крыла МАД направлена на формирование у молодежи понимания необходимости прекращения гонки ядерных вооружений и распространение идеи о построе­нии мира, свободного от ядерного оружия.

Подчеркивая роль и потенциал молодых людей, Олжас Сулейменов всецело поддерживает мирную миссию студентов КазНУ в антиядерном движении. И, конечно же, на каждой встрече со своим кумиром юноши и девушки читают полюбившиеся олжасовские стихи. Много стихов посвящается и самому поэту.

Так Ирина Дик сочинила следующие строки:

 

На вашем примере

Мы ровняем наш строй.

Вы – символ эпохи,

Для многих – герой!

Вы – мощная глыба из значимых дат,

Решений, законов. Вы – мира солдат!

На вашей груди

– патронташ из стихов,

Для ядерных взрывов покруче оков!

 

Особо хотелось бы также отметить работу, проводимую в Казахском нацио­нальном аграрном университете (КазНАУ), при котором в 2014 году по инициативе студентов был создан Институт социально-гуманитарного образования и воспитания имени Олжаса Сулейменова. Он является основным идеологическим центром всего воспитательного процесса в вузе. Этот институт – единственное в стране образовательное заведение, где все кафедры социально-гуманитарного блока в тесном сотрудничестве с семью молодежными центрами проводят воспитательную работу со студентами на протяжении всех курсов обучения.

Большинство студентов КазНАУ – молодые люди из сельской местности. Для них здесь созданы все условия для получения будущей профессии. Ключевые ориентиры в их воспитании и учебе – толерантность, здоровый образ жизни, патриотизм и трудолюбие. В этом плане жизнь и творчество Олжаса Сулейменова стали достойным примером для подражания.

Встречи с этой незаурядной личнос­тью в стенах вуза стали традиционными. Проводятся театрализованные постановки, поэтические вечера, на которых молодые люди наизусть читают на разных языках стихотворения выдаю­щегося поэта современности. В поэтическом кружке «Ақжелкен» они постигают азы высокой словесности, делают первые творческие шаги и при встречах. Здесь студенты открывают мир Олжаса, знакомятся с историей создания его знаменитых произведений.

В рамках работы центров патриотического воспитания, культуры и языка, межэтнического согласия, правового воспитания, формирования здорового образа жизни, центров – научно-познавательного «Твоя планета» и студенчес­кого дебатного – проводятся многочисленные акции: конкурсы, фестивали, форумы, КВН, различные турниры, мастер-классы, спортивные состязания, встречи с выдающимися людьми нашей страны, другие мероприятия.

За годы тесного сотрудничества КазНАУ с поэтом состоялось немало ярких событий. Среди них – олимпиады среди первокурсников по произведениям Олжаса Омаровича, поэтические чтения на тему «Олжас оқулары», конкурсы на лучшего чтеца под девизом «Хочешь быть счастливым? Будь им!», литературные вечера «Поэтический мир Олжаса», цикл театрализованных представлений «Под знаком Олжаса» на темы «Ребята, судите по мне о казахах», «Айналайын, Земля моя!», «Нет Востока, и Запада нет!», «Мы люди одной Вселенной». С успехом прошли республиканские форумы «Модель воспитания молодежи на примере личности Олжаса Сулейменова», «Межэтническая и языковая толерантность», литературно-­театрализованная постановка «Мы строим будущее вместе», поэтические вечера «Олжас поэзиясы», «Олжас және жастар».

Вместе со студентами Олжас Омарович неоднократно обсуждал проблемы войны и мира, вопросы экологии, необходимость создания безъядерного мира на Земле. Поэт всегда подчеркивает, что нельзя забывать о последствиях ядерных взрывов, необходимо извлечь из этого серьезные уроки во благо мира на всей планете. Студенты, в свою очередь, высоко ценят значение народного движения «Невада-Семипалатинск», роль Олжаса Сулейменова в закрытии Семипалатинского ядерного полигона, прекращении испытаний на других полигонах планеты.

Этому посвящена и деятельность научно-познавательного центра «Чистая планета». По его инициативе регулярно проводятся конференции на тему «К миру без ядерного оружия». В них принимают участие члены обществ дружественных связей «Казахстан-Япония», «Япония – страны Евразии», движения «Невада-Семипалатинск», видные ученые, общественные деятели, журналисты и студенческая молодежь. Стало доброй традицией накануне дня рождения поэта проводить литературные вечера «Под знаком Олжаса». Ежегодно издается сборник «Олжас Сулейменов и Казахский национальный аграрный университет». В нем приводятся выступления Олжаса Омаровича, его высказывания о будущем страны, роли казахстанской науки и высшего образования в мировом образовательном процессе.

Важное значение имеет предложенная Олжасом Сулейменовым программа «Молодежь Казахстана против ядерного оружия». Первое воззвание движения «Невада-Семипалатинск» уже через несколько дней после его создания в марте 1989 года подписали более двух миллионов человек. Среди них было немало детей, понимавших, что речь идет об их будущем. Тогда казахстанцы всех возрастов требовали закрытия Семипалатинского полигона, 40 лет сеявшего смерть и страдания жителям прилегающих районов. Сверстников поддержали тысячи школьников республики. Буквально через несколько месяцев при этой первой неправительственной организации Казахстана появились детские клубы «Заманай», «Юный невадовец», «Тигренок», «Верблюжонок», центры «Саманта» и «Самал».

Тогда координационный совет движения «Невада-Семипалатинск» направил открытое письмо школьникам рес­публики. Поздравив их с началом нового учебного года, он выразил уверенность, что полученные знания учащиеся отдадут самому дорогому на свете – миру без войн. «Мы верим, что именно вы и ваши сверстники из других стран навсегда избавитесь от «образа врага» и сделаете ХХI век свободным от ядерного оружия», говорилось в письме.

Среди первого поколения юных казахстанских миротворцев были яркие личности, чья гражданская позиция, жизнелюбие и стойкость стали примером для всей молодежи. Олжас Сулейменов на встречах с молодежью часто рассказывает о Ренате Евсеевой. Вся ее короткая жизнь – образец мужества, неустанной борьбы за светлое будущее своей страны и всего человечества, установление мира во всем мире. Рената – одна из жертв многолетних ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Она родилась 9 мая 1982 года в городе Аягуз бывшей Семипалатинской области. В первые годы жизни девочка ничем не отличалась от своих ровесников: росла смышленой, подвижной. Позже начались заметные аномалии в ее физическом развитии. Врачи поставили диагноз: сложная костная патология – остановка роста, деформация костей, неподвижность суставов. Все специалисты-медики признавали, что это следствие воздействия полигона, но в советские годы никто не давал официального заключения. И лишь в 1992 году был принят закон о социальной защите жертв ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определивший особый статус людей, живших с 1949 по 1991 годы рядом с этим смертоносным объектом.

Рената сначала не осознавала своего положения. Ей было грустно и непонятно, почему другие дети бегают, играют и смеются, а она – нет. Взрослея, стала понимать, что ей многое недоступно, а она так хотела ходить в школу, гулять по городу, посещать музеи, театры и биб­лиотеки. Все это перечеркнул полигон. Девочка не росла, ее рост и вес остановились на уровне трехлетнего малыша, и лишь глаза выдавали возраст. Она не могла передвигаться, одеваться и вообще обслуживать сама себя. Заботу о ней полностью взяли на себя родители и старшая сестра, любовь и поддержка которых помогли Ренате не только сражаться за жизнь, но и получить среднее и высшее образование, любимую профессию. Причем, и среднюю школу, и Жетысуский государственный университет им. Ильяса Жансугурова она окончила с отличием. Как-то Евсеева сказала: «Я очень люблю свое детство. Оно было счастливым, потому что папа и мама очень меня любили и воспитывали в такой всеобъемлющей любви, что я не понимаю, как вообще можно не любить человека, как можно плохо относиться к детям».

Родители и активисты антиядерного движения помогли девочке раскрыться талантам, которыми ее наградила природа. Она научилась читать в три года, рисовала уже с 4–5 лет, первые стихи написала в 9 лет. Все ее произведения поражали трогательной простотой и искренностью. Основная тема ее творчества выстрадана с детства – это стремление к гармонии человека и природы.

«Я – печальный результат того, что люди сделали с Землей. Земля не прощает преступного отношения к ней. И я не боюсь показывать себя. Видя меня, люди должны понять, что испытывают такие, как я, каждый день, каждый час. Я – жертва полигона. Я хотела бы задать вопрос людям, которые выступают за создание и накопление ядерного арсенала: хотят ли они иметь такое поколение?», — говорила Рената в интервью журналистам, выступая на телевидении и на встречах с молодежью. Стихотворение «Полигон» эта отважная девочка написала в 1996 году, когда ей было всего 14 лет:

 

Вот ядерный гриб растет.

На небе тучи разгоняет.

Все на пути своем сжигает,

И страшным светом озаряет.

Под ним дрожит Земля,

О, как бьется и кричит от боли она!

Все соки Земли иссякают,

Он все отравляет и убивает.

Сколько людям страданий несет

И будущего их лишает.

Может быть, хватит взрывать?!

Судьбой людей играть?!

 

Несмотря на свое тяжелое физи­ческое состояние, Рената вела активную общественную жизнь. В 2002-м она руководила общественным молодежным антиядерным фондом, цель которого – оказать помощи подросткам и молодежи до 21 года, пострадавшим, как и она, от воздействия радиации.

Во всех начинаниях Евсееву поддерживали ветераны движения во главе с Олжасом Сулейменовым. Ее неоднократно приглашали в Японию на ежегодную международную конференцию против атомных и водородных бомб, в которой Рената участвовала дважды. В 2002 году ее блестящее выступление участники мероприятия слушали, затаив дыхание, и аплодировали посланнице Казахстана стоя. В 2003-м ее картина «Подсолнухи» была признана символом очередной конференции. Более того, Евсеевой предлагали вместе с семьей переехать в Японию, гарантировали медицинскую помощь и работу, называя ее «хибакуши из Казахстана». Она отказалась, считая, что на родине будет более полезной и нужной многим людям.

На одном из мероприятий, где выступали люди, чьи судьбы были обож­жены атомными взрывами, Рената сказала: «Мне дорого приходится расплачиваться за совершенствование ядерного оружия. Это цена моей жизни, цена судьбы моей семьи, очень жестокая цена. Но лучи «атомного» солнца не затронули мою душу. Только любовь к природе, к людям и вера в то, что впереди будет только лучшее, помогают мне жить. Именно мы, молодые люди ХХI века, должны достичь того, чтобы не существовало ядерного оружия, наполняющего мир опасностью, сердца людей страхом, а души пострадавших – болью».

Ренаты не стало 19 февраля 2016 года. В память о ней невадовцы и ее друзья сделали несколько слайд-фильмов. Пос­ланием всем звучат с экрана слова, сказанные Евсееевой в интервью одному из телеканалов: «Жизнь – это безграничное счастье. Каждый день. Просто его надо видеть».

На примере Ренаты и многих других пострадавших детей ветераны движения «Невада-Семипалатинск» знакомят учащихся с одной из самых трагических страниц в истории Казахстана. Для этого регулярно проводятся уроки мира в учебных заведениях страны. Так, проводимый в их рамках конкурс-эссе «Мое отношение к миру», несомненно, сыграл большую роль в формировании мировоззрения детей и молодежи Казахстана, их гражданской позиции, заставил задуматься о многих вещах. Например, несколько лет тому назад никому не известный юноша Димаш Кудайберген в Актюбинске пришел в первичную организацию движения и принимал активное участие во всех мероприятиях «Невады – Семипалатинск». Сегодня голос Димаша с восторгом слушают во всем мире. Свободного времени у него практически нет, но бывая в родном городе, он обязательно заходит к невадовцам, интересуется их делами и планами.

На одном из уроков 28 февраля 2009 года в рамках глобальной акции «Волна мира» одновременно во всей системе среднего и высшего образования нашей страны было озвучено очередное обращение Олжаса Сулейменова: «Мы должны воспитывать новые поколения в духе патриотизма, пацифизма и гуманизма, ответственности за будущее всего человечества. Это – наша смена, завтра они продолжат нашу борьбу за прекращение гонки вооружений, нераспространение и запрет всех видов оружия массового поражения, установление мира во всем мире».

Недавно Олжас Омарович выступил с инициативой о сборе подписей под обращением «Молодежь Казахстана – против ядерного оружия!». По его словам, предотвращение ядерной угрозы должно эстафетой перейти к молодому поколению казахстанцев. Учащиеся старших классов школ, колледжей и технических училищ, студенты вузов – это сотни тысяч подписей по республике. Подписанные листы были отправлены в ООН.

Эту акцию уже подхватили и во многих других странах. Казахстан вновь, как и много лет назад, может стать инициатором новой глобальной созидательной инициативы. Всемирная молодежная акция подготовит почву для проведения межпарламентского референдума.

– Наступила пора говорить не о всеобщем запрете ядерных испытаний, а о полном запрещении разработок атомного и других видов оружия массового поражения,  – отметил Олжас Сулейменов.  – Нынешняя молодежь должна заявить о себе не только как граждане своих государств, но и как члены глобального сообщества. Мир возможен лишь на основе взаимного доверия, а достигнуть его будет нелегко. Молодежь мира не должна позволить конфликтам и предрассудкам «ядерных вояк» помешать попыткам избавить мир от ядерного оружия.

При этом лидер международного антиядерного движения подчеркивает, что прогресс в деле борьбы за мирное существование во многом зависит от воли молодежи во всем мире. В обращении к молодежи планеты Олжас Омарович призвал:

– Будущее принадлежит вам. Боритесь за него! Мы хотим, чтобы молодежь использовала опыт нашей борьбы, чтобы по всему миру продолжить работу по запрещению ядерного оружия в целом. Идеи мира, добра, толерантности всегда были актуальны, а сегодня в эпоху глобализации и противоречивых тенденций в диалоге цивилизаций смысл и деятельность Молодежного альянса возрастает. Надеюсь и верю, что мы вместе с нашими преемниками сохраним человеческую цивилизацию. Нам дан великий исторический шанс и другой альтернативы нет. Будущее создается вашим поколением, и мы вместе приложим все усилия, чтобы ХХI безъядерный век стал веком прогресса и созидания.

Под эгидой движения «Невада-Семипалатинск» было учреждено новое структурное подразделение – Международный антиядерный молодежный альянс. Учредительный форум молодежи Казахстана, Кыргызстана, Таджикис­тана и России прошел в Павлодаре, где разместилась штаб-квартира новой организации. Эстафета старшего поколения невадовцев была принята. В своем обращении делегаты форума призвали молодежь других стран войти в это объединение и обозначили его цели.

А цели благородные. Это защита общего дома – планеты Земля от всяческих угроз и вызовов, ответственность за судьбу человечества, активная гражданская позиция, вклад в запрет ядерных испытаний и всех видов оружия, привлечение молодежи планеты к борьбе за мир, свободный от угроз терроризма, экстремизма и религиозного фанатизма, объединение усилий во имя общего будущего.

– Осознание молодым поколением своего единства и сопричастности к судьбе нашей планеты достойно всеобщего уважения и поддержки,  – сказал на форуме Олжас Сулейменов.  – Передавая эстафету мира молодым, мы верим, что будущее человечества в надежных руках. Сегодня, когда весь мир изучает казахстанский путь в безъядерное светлое будущее, особенно важно активное участие нашей молодежи в процессе разоружения. Принятие ею эстафеты мира – яркий показатель динамичности и целеустремленности нового поколения, залог спокойствия за будущее нашей страны. Вам, молодым, завтра наб­людать цветение посаженного сегодня дерева жизни. И пусть оно принесет только благие плоды – мир и безопасность на всей Земле.

Олжас Омарович уверен, что основным приоритетом воспитательной работы в школах и вузах страны должно стать создание обучающимся условий, направленных на социальное развитие, на поддержку творческих инициатив в соответствии со своими склонностями, физическими возможностями и учетом интересов общества.

Любые встречи с великим поэтом, открывающие его яркий, неповторимый и многогранный мир, несомненно, оставляют неизгладимый след в душе молодежи, вдохновляя юношей и девушек на творчество и гражданскую активность. Они способствуют формированию интеллектуальной, высококультурной и полиязычной личности будущего специалиста, или, по выражению Олжаса Сулейменова, «Человека мыслящего».

2989 раз

показано

165

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми