• Общество
  • 09 Февраля, 2021

О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Едил МАМЫТБЕКОВ, 
депутат Сената Парламента РК

 

Ныне цифровизация охватывает все аспекты жизни общества, серьезно влияя на возможности взаимодействия людей и вызывая широкие социологические изменения. Оцифровка экономики создает преимущества и повышает эффективность, поскольку цифровые технологии стимулируют инновации и способствуют созданию рабочих мест и экономическому росту. 

Цифровая трансформация в Казахстане уже оказывает огромное влияние на экономику регионов. Более миллиона граждан получают электронные услуги через портал электронного правительства. Высокие технологии привели к появлению новых способов предоставления финансовых услуг, особенно в области упрощения платежей и кредитования.

Излишне говорить о том, какую выгоду извлекает Казахстан из этой цифровой трансформации. Вместе с тем понимание цифровой экономики остается проблемой из-за ее сложности. Цифровая трансформация касается не только больших данных и цифровых платформ, но и того, как можно использовать эти передовые технологии для максимизации возможностей инноваций, новых бизнес-моделей и процессов, а также интеллектуальных продуктов и услуг. Кроме того, цифровая экономика позволяет региональным предприятиям уйти от местного к глобальному в соответствии с долгосрочными тенденциями в либерализации рынка и снижении торговых барьеров.

Сегодня мы можем наблюдать увеличивающийся разрыв в цифровых навыках, различия в уровне регулирования и инфраструктуры, так как не все регионы могут в полной мере воспользоваться преимуществами цифровой экономики. Значительная часть населения, живущая вне города, не имеет доступа к базовой онлайн-учетной записи из-за социально-экономических барьеров, слабого интернета или отсутствия инфраструктуры. Чтобы добиться большей интеграции в цифровую экономику, необходимо глубокое понимание различий между цифровизацией и автоматизацией. Надо понимать, что приобретение нового оборудования для производства – это есть автоматизация, тогда как цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий.

Например, первые четыре мероприятия Государственной программы «Цифровой Казахстан»:

– создание и внедрение информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата;

– развитие системы «Единая государственная система управления недропользованием Республики Казахстан»;

– внедрение проекта «Интеллектуа­льное месторождение»;

– внедрение проекта «Цифровой рудник» – не являются цифровизацией – это же автоматизация процессов.

В этой связи отметим, что в госпрог­рамме «Цифровой Казахстан» понятие «цифровизация» трактуется расплывчато. Ее интерпретация может быть разной – от разработки искусственного интеллекта до закупа готового промышленного оборудования или программного обес­печения. Ныне, к сожалению, все путают такие понятия как цифровизация, компьютеризация, информатизация, чипизация, роботизация и так далее.

Возьмем для примера систему среднего образования. В погоне за цифровизацией стали внедрять сомнительные бизнес проекты типа «Күнделік», к которым «за уши притянули» СОРы и СОЧи. Как результат сегодня имеем некачественное образование. В вузах на первом курсе проходят школьную математику, физику, химию. Только 30 процентов студентов первого курса владеют основами школьной программы обу­чения. Увлекшись формой, забыли о содержании. Это беда нашей системы образования.

Или возьмем создание продукта по документообороту. Это тоже называют цифровизацией, на это списываются огромные финансовые средства.

Сложность ситуации в сфере цифровой экономики страны такова, что все, кому не лень, занимаются цифровизацией, но никто не несет законодательной ответственности за конечный результат, полученный в этой сфере. Более того отметим, что закон и технологии не всегда лучшим образом сочетаются между собой. Поскольку совершенствование законодательства в сфере цифровых технологий перманентный процесс, то оно должно вестись на постоянной основе. К сожалению, из-за того, что технологии развиваются с большой скоростью и по экспоненте законодательство в данной сфере пос­тоянно запаздывает.

В этой связи полагаю нужно вносить ясность в правовые процессы. Парадоксально, что принята Государственная программа «Цифровой Казахстан», но нет на законодательном уровне нормативного акта, который определяет категории и понятия, которыми мы апеллируем. Есть программа, но в правовом поле нет понятия цифровизации. Поэтому я считаю, что необходим закон о цифровизации. Как можно реализовывать программу, если нет определения категорий? Поэтому все госорганы говорят на разном языке.

Мне пришлось на пленарном заседании в Сенате при рассмотрении бюджета на 2020–2022 годы спросить у министра, есть ли отраслевая концепция развития цифровой экономики, и если есть, то каковы результаты? Однако его ответы меня не убедили и не удовлетворили.

Феномен цифровизации воспринят государственным топ-менеджментом как некая панацея для экономического ускорения и быстрейшего вхождения в 30-ку развитых стран мира. При этом никого не смущает, что бездумная ускоренная реализации этого концепта превращается в очередную кампанейщину, уводящую в сторону от насущных задач по созданию фундаментальных основ диверсификации производства на индустриально-инновационной основе.

Стремление в число тридцати развитых стран подразумевает реализацию технической революции во всех облас­тях жизнедеятельности – это экологичес­кий мониторинг и сокращение выбросов в атмосферу, повышение мер промышленной безопасности, применение международных стандартов в области строительства, эксплуатации зданий и сооружений, повсеместная автоматизация производства, роботизация и т. д. Это естественный процесс, подразумевающий качественный экономический рост и повышение производительности промышленных предприятий. Поэтому внедрение систем автоматизации производственных процессов, осуществляемых посредством закупа готовых решений, должно регулироваться действующим законодательством в экологии, промышленной безопасности, строительстве и эксплуатации промышленных объектов и др., но не за счет финансирования цифровизации. Закупки готовых программных решений, оборудования, АСУТП и КИПиА в области цифровизации должны быть в принципе исключены.

Полагаю необходимым внесение корректировок в программу «Цифровой Казахстан» и принятие сис­темных мер по исправлению ситуации в данной сфере.

Анализ реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» в период с 2018 по 2020 годы показал, что она обошлась стране в более чем 40 млрд тенге. В то же время на развитие крупнейшего технопарка Центральной Азии Astana Hub было выделено более 4,5 млрд тенге (более $10,8 млн по нынешнему курсу). Однако вопреки немалым ожиданиям в Astana Hub не было разработано ни одной запатентованной IT-технологии.

Если посмотреть на опыт зарубежных коллег из международных компаний, вкладывающих в развитие IT-технологий, такой же объем финансирования (Cisco, Samsung, Intel и др.), то они получают большее количество новых запатентованных проектов, коммерциа­лизируя их за рубежом. Из этого очевидным является факт нерационального использования финансирования Astana Hub, который по большей части занимается популяризацией IT-технологий отрасли среди молодежи, а не качественным развитием казахстанской IT-отрасли.

Возникают соответствующие вопросы – на что было потрачено свыше 4,5 млрд тенге при финансировании Astana Hub? Были ли получены патенты? Если да, то внедрены ли проекты в компаниях? В противном случае, зачем создавался Astana Hub?

Еще один актуальный вопрос. Увеличение темпов роста автоматизации реального сектора экономики в будущем может привести к дестабилизации ситуа­ции в стране. В частности, получается мы искусственно создаем безработицу в некоторых отраслях экономики, что впоследствии может обернуться увеличением преступности. В этой связи большой вопрос – были ли изучены риски от цифровизации?

Международный опыт других стран показывает, что программы в сфере цифровизации выделяют такие ключевые направления действий как информационная безопасность, кадры для будущих профессий, исследования в сфере информационно-коммуникационных технологий, развитие и совершенствование нормативно-правовых актов.

Цифровизация может радикально изменить социальную среду и экономическую деятельность. Однако Казахстан остается страной, которая еще не полностью осознала потенциал использования цифровых технологий для устойчивого развития из-за отсутствия четкого представления, что есть «цифровизация».

На наш взгляд, не укладывается в логику совершенствования управления процессами диверсификации экономики разделение «индустриально-инновационной деятельности» на «индустриа­льную» и «инновационную». Дело в том, что индустриально-инновационная деятельность конкретно связана с ускоренным развитием обрабатывающей сферы экономики и является содержанием ряда госпрограмм индустриально-инновационного развития, где один из ключевых индикаторов – это показатель инновационной активности субъектов обрабатывающей промышленности. Поэтому подобное разделение тормозит процессы диверсификации экономики, не будет способствовать наращиванию конкурентных преимуществ обрабатывающей промышленности и роста на этой основе объемов несырьевого экспорта. Такое разделение впоследствии вполне может привести к срыву госпрограмм форсированного индустриально-инновационного развития и эффективной ее реализации.

Хотел бы отметить, что любая отрасль экономики, особенно обрабатывающая – это материализованная наука. В этой связи актуален вопрос, как промышленность будет развиваться, если до нее не доходят деньги из-за разных хабов и других фейковых проектов? Законы не исполняются, вместо законов – «хочу-не хочу» чиновников разного уровня. Это и есть причина того, что мы в определенной степени в кризисной ситуации в данном вопросе.

Недропользователи, к примеру, сегодня не исполняют обязательства по финансированию НИОКР. В результате не развиваются направления по переработке сырья. Им выгодно экспортировать сырье, а деньги вместо НИОКРа направлять в мифические Astana хабы и показывать якобы цифровые решения. Просто пыль в глаза пускают информатизацией, а переработки сырья, как не было, так и нет. По этой причине возникают серьезные опасения касательно повышения риска неисполнения поручения, данного Главой государства касательно цифровизации экономики и развития отечественной науки.

 

2603 раз

показано

190

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми