• Исторические страницы
  • 31 Января, 2021

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ АЛЬ-ФАРАБИ

Михаил АЛЕЙНИКОВ, 
кандидат исторических наук, 
доцент 

 

«Счастье же – это абсолютное благо. Все, что необходимо для достижения и получения счастья, равным образом является благом, но не ради себя, а потому, что это необходимо для достижения счастья. Все то, что в какой-бы то ни было мере препятствует счастью, является абсолютным злом». 
Аль-Фараби

Проблема счастья остается одной из главных в этико-философских учениях. Она составляет одну из наиболее постоянных и, в то же время, динамичных установок морального сознания. Исследованию данной проб­лемы уделялось значительное внимание мыслителями всех времен и народов, от древности до наших дней. Это Эпикур и Диоген, Сократ и Аристотель, Сенека и Марк Аврелий, Конфуций и Лао Цзы, Л. Фейербах и Ф. Ницше, Л. Н. Толстой и В. В. Розанов и многие другие. Идея счастья – одна из первых в истории этической мысли. Болгарский философ Кирилл Нешев указывает, что именно она дала импульс становлению этической теории.

Несмотря на то, что проблема счастья исследуется на протяжении всей истории человечества, каждый раз обнаруживаются новые ракурсы ее постижения. Каждая эпоха истории философии имеет свои «манифесты счастья». При этом нередко идеи мыслителей далекого прошлого удивляют нас своей глубиной и оригинальностью, созвучностью современным этико-философским исканиям.

Не обошел вниманием эту проб­лему и выдающийся представитель средневековой арабо-мусульманской философии и восточного аристотелизма, ученый-энциклопедист – Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби. Исследователи его творчества подчеркивают, что основная проблема, с которой, можно сказать, начинается развитие этической мысли аль-Фараби, – это проблема достижения человеком красоты и счастья, умения жить в гармонии с мировым целым [1, 152].

Цель нашей работы состоит в изучении особенностей понимания аль-Фараби сути счастья и путей его дос­тижения через анализ его философских трактатов. В работе используются элементы философской компаративистики. Осуществляя сравнительный анализ этико-философских воззрений аль-Фараби и ряда других мыслителей можно открыть пространство для диалога культур, этико-философских традиций и актуализировать их в русле современных духовно-нравственных проблем.

Прежде всего, следует отметить, что для всей философии аль-Фараби характерна ярко выраженная гуманис­тическая направленность. Гуманизм аль-Фараби зиждется на признании человеческой личности абсолютной ценностью, центром мироздания. Мыслитель верил в безграничные возможности человека и его разума к совершенствованию и считал, что человек должен стремиться к совершенству. Это было передовое, прогрессивное миропонимание, созвучное идеям и идеалам ренессансного гуманизма.

Аль-Фараби полагает, что чело­вечес­кое совершенство заключается в счастье. Он рассматривает понятие совершенство (араб. камал) как тождественное благу и счастью (араб. Са‘ада) [2, 198]. По его мнению, все люди по природе склонны выбирать совершенство своей целью, поэтому они нуждаются в учении, разъясняющем суть совершенства и пути его достижения. Таким образом, для достижения счастья необходимо его теоретическое обоснование. Аль-Фараби подчеркивает, что в достижении человеком счастья велико значение философии: «Поскольку мы достигаем счастья лишь только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья» [3, 35].

Таким образом, по мнению аль-Фараби, именно благодаря философии мы достигаем счастья. Философия аккумулирует опыт многих жизней, многих поколений людей. Она формулирует полезные принципы и правила, которые помогают человеку жить и чувствовать себя счастливым.

Аль-Фараби считает, что каждый человек стремится понять, зачем и для чего он живет в этом мире. Если он найдет ответ на этот вопрос, то возможно, станет счастливым. Истинный философ должен своей жизнью давать ответ на вопрос о смысле человеческого бытия. Он полагает, что сущность философии проявляется в конкретной жизни человека. Философия, по его мнению, – не оторванная от жизни умозрительная дисциплина. Напротив, жизнь является ее источником и предметом. Философия помогает человеку познать окружающий мир и целенаправленно изменять его. Кроме того, философия помогает человеку познать и совершенствовать самого себя.

Для овладения философией, по мнению аль-Фараби, человеку необходимы хороший нрав и сила ума. Он подчеркивает, что философия постигается только при «хорошем здравомыслии», которое, в свою очередь, достигается при овладении искусством логики. Мыслитель употребляет понятия «хорошее здравомыслие» и «плохое здравомыслие». «Хорошее здравомыслие» он отождествляет с силой ума, а «плохое» – со слабоумием и глупостью. Благодаря «хорошему здравомыслию» мы познаем все вещи, которые человеку надлежит познать.

В трактате «Указание пути к счастью», аль-Фараби подчеркивает, что счастье неизбежно достигается человеком, если он обладает хорошим нравом и здравомыслием. Он отмечает, что хороший нрав и сила ума, взятые в единстве, являются человеческим достоинством, через которое возможно совершенствование и добродетель. Мыслитель полагает, что все нравственные качества человека, как прекрасные, так и безобразные, не являются врожденными, а приобретаются им в процессе жизни в обществе, вырабатываются в результате привычки к их систематическому осуществлению. Он указывает на то, что человек не может быть наделенным с момента своего рождения на свет добродетелью или пороком, так же, как он не может быть прирожденным ткачом или писцом. По сути, аль-Фараби формулирует идею социальной детерминации морального сознания человека [4, 11–12].

Аль-Фараби рассматривает счастье как главную цель человеческой жизни и деятельности. Эта мысль содержится в таких его работах, как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга изучения общества», «Гражданская политика», «Добродетельные нравы», «О достижении счастья», «Указание пути к счастью» и др.

Счастье в его понимании – абсолютная ценность и благо человечес­кой жизни. Оно является пределом людских стремлений. Так, в своем трактате «Указание пути к счастью», мыслитель отмечает: «Счастье – это цель, к которой стремится каждый человек, ибо оно является неким совершенством. Всякое совершенство есть цель, к которой стремится человек потому, что оно является неким благом… Поскольку цели, к которым стремятся как к предпочтительным благам, многочисленны, то счастье является самым полезным из предпочтительных благ. Ясно, что счастье в числе благ является наибольшим благом и в числе предпочтительных вещей является самой совершенной целью, к которой стремится человек» [5, 3].

Аль-Фараби раскрывает сущность предпочтительного блага. Он справедливо указывает на то, что к предпочтительным благам относятся такие блага, к которым стремятся не для достижения какой-либо иной цели, а ради них самих. Высшее благо одновременно является и счастьем, и целью. Достигнув счастья, человек не нуждается в том, чтобы стремиться к другой цели. Счастье мы избираем ради него самого, а не ради чего-то другого. Нельзя выбирать счастье ради чего-либо. Таким образом, он рассмат­ривает счастье как самое предпочтительное, значимое и совершенное среди всех благ.

Мыслитель показывает, что на уровне обыденного сознания счастье чаще всего отождествляется с субъективным благополучием. Для одних оно состоит в накоплении богатства. Для других – это удовольствия и наслаждения. Для третьих – это индивидуа­льный успех, слава и почести. Однако все это, по его мнению, не является истинным счастьем. Как истинный философ, аль-Фараби поднимается над обыденным пониманием счастья. Он считает, что именно чувственные удовольствия препятствуют достижению большей части благ и мешают получению большей части того, благодаря чему достигается счастье. Жизнь, растраченная для наслаждений, есть рабская жизнь животного. Что касается успеха, почестей и славы, то все это есть нечто внешнее, во многом зависящее от тех, кто оценивает тебя. Ну а жизнь ради накопления материальных ценностей просто абсурдна. Это жизнь вопреки природе и здравомыслию, так как богатство – это средство для чего-либо иного и как цель смысла не имеет.

Следуя Аристотелю, аль-Фараби обосновывает единство счастья, деятельности и добродетели. Как и Аристотель, он считает, что счастье полнее всего раскрывается в человеческой разумной деятельности, которая согласуется с высшей добродетелью души. Только живя добродетельно, человек может стать счастливым и обладать высшим благом.

Добродетельное поведение, сог­ласно аль-Фараби, предусматривает совершение «прекрасных действий». Они должны совершаться осознанно, быть основаны на доброй воле и свободном моральном выборе человека. «Прекрасные действия» должны совершаться систематически, на протяжении всей жизни человека, а не от случая к случаю. И напротив, человека постигает несчастье, когда он осознанно, по собственной воле, сис­тематически совершает безобразные действия. Он отмечает, что в реальной жизни человек совершает как прекрасные, так и безобразные действия. Это зависит от его нрава. Благодаря нраву от человека исходят как прекрасные, так и безобразные действия. Таким образом, мыслитель указывает на противоречивость и неустойчивость нравственного сознания человека.

Подобно многим античным мыслителям, аль-Фараби уделяет значительное внимание философской категории «мера» («середина»). По его мнению, как здоровье достигается только при соблюдении меры (умеренная еда, умеренные физические нагрузки и

т. д.), точно так же и хороший нрав достигается при соблюдении меры в действиях. То есть, он указывает на необходимость чувства меры в поведении, в поступках, суждениях, что предполагает отказ от крайностей. Он приводит убедительные примеры того, как при нарушении меры и впадании в ту или иную крайность положительные нравственные качества трансформируются в негативные. Так, например, чрезмерная смелость приводит к безрассудству, а недостаток смелости – к трусости. Чрезмерная бережливость и недостаточная трата денег приводит к скупости, а чрезмерная трата и недостаточная бережливость – к расточительности.

Аль-Фараби обращает внимание на то, что счастье не следует рассматривать в качестве награды за действия, приводящие к нему или же за отказ от порочных действий. Иначе получается, что человек приобщается к доброму и светлому и отвергает зло и пороки только лишь из-за вероятной выгоды, а добродетель есть получение процентов за «прекрасные действия». Если человек совершает «прекрасные действия» не по доброй воле, не от всего сердца или случайно, то он не достигнет счастья. Истинной наградой за добродетель он считает саму добродетель. Мыслитель выступает за самодостаточность и самоценность добродетели, против лицемерного превращения ее в средство обретения покоя и счастья в потустороннем мире, порицает лицемерие и ханжество. Здесь явно прослеживается определенная аналогия с этической концепцией И. Канта, в которой дела и поступки человека должны быть подчинены нравственному императиву.

В духе античной философской традиции аль-Фараби акцентирует внимание на том, что путь к счастью лежит через знание и познание, а также добродетельное поведение. Необходимым условием этого должна быть свободная воля человека. Таким образом, он следует восточной философской традиции, сог­ласно которой научная рациональность не должна отрываться от духовного начала, источника нравственности. Идея единства и взаимосвязи рационального и духовного в познавательной деятельности, необходимости реализации духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах является очень актуальной и в наше время.

Истинное счастье, по мнению аль-Фараби, обретается через овладение всеми знаниями об окружающем мире и о человеке. Он придает огромное значение разуму, считает, что человеческий разум способен проникать в сущность вещей и явлений, раскрывать причины их возникновения и уничтожения и, в конечном итоге, познавать законы природы и первопричины всего сущего. Разум рассматривается мыслителем как высшее и особое человеческое благо, которое можно и нужно совершенствовать через усвоение философии, которая охватывает естествознание, математику и метафизику. Аль-Фараби возвышает человеческий разум над слепой верой и догматикой.

Философсо-этическая концепция аль-Фараби была нацелена на открытие рационалистических путей познания и поиск путей достижения для людей счастья в земной жизни, а не в потустороннем мире. Она существенно отличается от того понимания счастья, которое было характерным для традиционно-коранической эсхатологии (ад, рай и т. п.). В комментарии к «Этике» Аристотеля аль-Фараби отмечает, что высшее благо находится лишь в земном мире и только безумцы полагают, что оно находится вне его. В трактате «О достижении счастья» аль-Фараби утверждает, что счастье достижимо в реальном, земном бытии при условии самосовершенствования человека. А для этого необходимо стремиться к добру и отвергать пороки. Человек достигает совершенства благодаря «благу, добродетелям, добрым делам». Вещи, которые мешают ему в достижении совершенства – это «зло, несовершенства и дурные дела» [6, 298].

Абсолютное добро и совершенное счастье, по мысли аль-Фараби, наступают тогда, когда преодолено всякое зло, а разум и душа сливаются с мировым деятельным разумом и человек достигает «последнего совершенства». Души, достигшие счастья, соединяются друг с другом. Это ведет к возрастанию добродетельных качеств, которые служат будущим поколениям людей. Каждое поколение оставляет после себя нечто такое (в форме достигшей счастья души), что сливается в общее счастье, пополняет и обогащает его и облегчает жизнь потомкам. Таким образом, аль-Фараби здесь подразумевает под счастьем высокий уровень духовной культуры общества, который достигается при помощи разума и науки. Эта культура и после смерти отдельного человека или даже целого поколения будет служить человечеству. Если в некоторых учениях считалось возможным достижение только индивидуального счастья, то в этико-философской концепции аль-Фараби содержится прогрессивная мысль о том, что основа истинного счастья – в единстве личного и общего.

Необходимо отметить, что аль-Фараби в понятие счастья вкладывает вполне социальный смысл. Одна из основных его социально-философских идей состоит в признании возможности достижения индивидом благополучия и счастья только при условии взаимодействия с другими людьми и достижении благополучия общества в целом. Мыслитель убежден в том, что человек не может прожить счастливо свою жизнь в состоянии одиночества, не взаимодействуя с другими людьми. Так, в трактате «О достижении счастья» аль-Фараби подчеркивает: Человек не может достичь всех совершенств в одиночку, не получая помощи от многих людей. Человеку свойственно по своей природе находиться в связи с другим человеком или другими людьми…». Далее он отмечает: «… Каждый человек для достижения доступного ему совершенства нуждается в окружении других людей и в объединении с ними. Точно так же этому существу от природы свойственно искать прибежище и жить в окружении других представителей его вида. Поэтому-то он и называется человеческим или гражданским животным» [7, 294–295]. Эти же мысли аль-Фараби развивает в трактате «О взглядах жителей добродетельного города», в частности, в Главе 26 «О потребности человека в объединении и взаимопомощи» [8, 303–308].

Здесь явно прослеживается влияние древнегреческой философской традиции и, прежде всего, философии Арис­тотеля. Известное аристотелевское определение человека как политического животного характерно и для выражения точки зрения аль-Фараби. Мысль об общественной природе человека развил в дальнейшем известный арабо-мусульманский философ и ученый, представитель восточного аристотелизма Ибн Рушд (Аверроэс).

Следует отметить, что некоторые философы того времени не признавали общественную природу человека, настаивали на необходимости отделения индивида от общества и считали, что лишь путем мистического созерцания божества человек может достигнуть совершенства и счастья. Такую точку зрения, например, выс­казывали арабские философы Ибн Баджа, Ибн Туфайль, а также исламский философ, богослов и мистик Абу Хамид аль-Газали. Если у аль-Фараби познавательный процесс направлен преимущественно на внешний мир, благодаря этому человек совершенствуется и обретает счастье, то, например, у аль-Газали познание наоборот, направлено на глубины человеческой души, благодаря этому, человек постигает божественную истину, а значит – достигает истинного счастья.

В духе платоновской традиции, аль-Фараби полагает, что высшего счастья, счастья для всех и каждого, люди могут достичь только в идеальном государстве, «Добродетельном Граде» (аль-Мадина аль-Фадиля). Только государство способно обеспечить людей всем необходимым как в плане материального благополучия, так и с точки зрения интеллектуального и духовно-нравственного совершенствования. Государство рассматривается в качестве всеобщего представителя частного интереса в обществе. Эти мысли подробно изложены в трактате «О взглядах жителей добродетельного города». В этой работе мыслитель предпринял попытку создать идеальную модель гармоничного консолидированного общества, построенного на разумных принципах.

В «Добродетельном Граде» сочетаются единство и солидарность (интересы правителя и подданных должны совпадать), свобода и нравственность. В нем царят «благо и счастье». Жители добродетельного города помогают друг другу в достижении последнего совершенства, то есть высшего счастья» [9, 196–197]. А эта социальная гармония достигается благодаря разумной деятельности правителя, который являет собой эталон совершенного человека и направляет наилучшим способом своих подданных к счастью. Правитель должен обладать такими нравственными качествами, как любовь к правде, справедливости, неприятие лжи и лжецов, гордость души, честь и достоинство, презрение к деньгам и иным материальным ценностям. Главная задача истинного правителя состоит в стремлении к подлинному счастью не только для себя, но и для всех подданных. Аль-Фараби рассмат­ривает правление нравственно совершенного правителя как искусство. По сути, речь идет о том, что в идеальном государстве должен править философ (идея, навеянная Платоном), так как только он способен постичь истинное благо для государства и всех его членов. Как и у Платона, в социальной онтологии аль-Фараби понятия «общество» и «государство» в основном совпадают.

Идеальным добродетельным городам аль-Фараби противопоставляет города зла – пристанище различных человеческих пороков и заблуждений. Существующая в них система общественных отношений основана на ложном или искаженном понимании счастья. Правители и жители этих городов не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему. Главными для них являются материальные ценности, здоровье и наслаждения. Несовершенство управления в невежественных городах связано с несовершенством душ жителей и правителей, которые используют аморальные методы управления: обман, подкуп, подлог, лицемерие и т. д.

Достичь гармонии в государстве и сделать его совершенным, по мнению аль-Фараби, возможно при условии, если каждый гражданин будет обладать знанием всеобщих принципов, на которых зиждется совместная жизнедеятельность людей. Речь идет о знании того, что такое добро и зло, справедливость, нравственное поведение и т. д. Именно знание дает возможность человеку не совершать зла, позволяет ему уберечься от пороков. Зло и пороки совершаются по причине невежества. Мыслитель подчеркивает, что добродетели приобретаются через обучение и воспитание. Отсюда вытекает важная миссия правителя добродетельного города – способствовать развитию образования (как религиозного, так и светского) и воспитания. Таким образом, рассматривая знание как необходимое условие добродетельного поведения, аль-Фараби продолжает вслед за Сократом и Платоном развивать рационалистическую этику. Только знания, развитие наук и искусств делают города добродетельными. Всеобщей нормой в них должно быть стремление к совершенству. Его мысли о необходимости гармоничного образования, предполагающего единство рационально-практического и духовно-нравственного, разума и веры, что обеспечивает целостное развитие личности, актуальны и в наши дни.

Следует отметить, что аль-Фараби в указанном выше трактате («О взглядах жителей добродетельного города»), а также в ряде других своих работ смещает акцент с социальных вопросов на моральные. Его проект идеального общества (города-государства) предусматривает духовно-нравственное преображение человека, развитие в человеке человечности.

Мысли во многом сходные с аль-Фараби развивает Абай Кунанбаев – один из величайших гуманистов прошлого, чье творчество является концентрированным выражением духовности казахского народа. Духовные стремления и переживания, идеалы и надежды аль-Фараби и Абая во многом совпадают. Несмотря на разделяющие их столетия, анализ этико-философских воззрений двух великих философов-гуманистов позволяет провести между ними параллель. Многое сближает этих двух мыслителей: широта и разносторонность познавательных интересов, стремление глубоко познать бытие и место человека в нем, близость к практической, житейской мудрости народа. Проблема человека, человечности, гуманизма в целом находится в центре их этико-философских учений.

И аль-Фараби, и Абай едины в том, что счастье – это наивысшее благо, некое совершенство, дорога к которому лежит через знание. Они ведут речь о таком знании, которое основано на нравственных принципах – совести, долге, чести, справедливости и др. Их знание органически слито с высокой нравственностью и духовностью. Оба великих мыслителя видят человеческое счастье в гармонии с общечеловеческим. Духовность аль-Фараби и Абая не замыкается в национальных границах, а наоборот, расширяется до уровня общечеловеческой духовности.

Высший этический идеал Абая – «Адам бол!» («Будь человеком!») и в наше время не утратил своего значения, а напротив, приобрел новую силу звучания. Категория «счастье» является у него одной из ключевых. Как и аль-Фараби, Абай считает, что для понимания и обретения счастья необходимо очень многое знать, а значит, трудиться, непрерывно самосовершенствуясь. Он указывает путь к совершенству мира и человека – это образование, высокая нравственность и духовный рост. Абай подчеркивает, что человеческое счастье – «это лишь неразлучные разум и труд» [10, 227]. Он переосмысливает традиционное понимание счастья, как нечто, определяемое удачей, везением и убеждает, что не следует уповать на удачу и дары судьбы, а надо добиваться счастья через творческую активность, неустанный труд и благие деяния.

И сегодня, и в далеком вчера, и в грядущем завтра человека волновали и не перестанут волновать вопросы о счастье, путях и способах его достижения, о добродетели и человеческом совершенстве. Это вечные вопросы культуры. Перед каждым новым поколением они встают в новых исторических условиях и требуют нового переосмысления. Более глубокому их пониманию способствует обращение к творческому наследию аль-Фараби, а также других выдающихся мыслителей прошлого. Многие мысли и идеи аль-Фараби созвучны нашему времени, не утратили своей актуальности и ценности. Они выражают общечеловеческие устремления к высотам совершенства, побуждают нас созидать, творить добро, стремиться к счастью.

г. Бийск, Россия

Литература

 

1. Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982, 198 с.

2. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1972, 430 с.

3. Аль-Фараби. Указание пути к счастью. Социально-философские трактаты. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1973, 400 с.

4. Аль-Фараби. Указ. соч. С. 11–12.

5. Там же. С. 3.

6. Аль-Фараби. О достижении счастья. Социально-философские трактаты. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1973, с. 278–349.

7. Аль-Фараби. Указ. соч. С. 294–295.

8. Аль-Фараби. О взглядах жителей добродетельного города. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1972, с. 193–377.

9. Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля. Социально-философские трактаты. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1973, с. 169–274.

10. Кунанбаев А. Собрание сочинений в одном томе: стихотворения, поэмы, проза. М.: Художественная литература, 1954, 415 с.

Аннотация: В данной статье анализируются особенности понимания счастья и путей его достижения великим ученым и философом арабо-мусульманского средневекового Востока Абу Насром аль-Фараби. Статья подготовлена на основе самостоятельного изучения философских трактатов этого мыслителя. В работе используются элементы метода философской компаративистики. Предпринята попытка сравнительного анализа этико-философских взглядов аль-Фараби и некоторых других мыслителей. Показано непреходящее значение творчества аль-Фараби, актуальность его мыслей и идей в контексте современной духовной ситуации.

Ключевые слова: счастье, благо, совершенство, добродетель, знание, разум, человек, общество, деятельность, духовность.

 

6577 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»