• Культура
  • 31 Января, 2021

«Я – ДОЧЬ КАЗАХСКОГО НАРОДА…»

Я сегодня решил поведать об уникальном человеке, выдающемся акыне-импровизаторе, поэте Надежде Андреевне Лушниковой. Писать о человеке, которого любишь, хорошо знаешь, оказывается, очень сложно. Для меня Надежда апай, в первую очередь, это родной человек, с которым сложились добрые дружеские отношения. Много часов мы провели вместе, часто звоним друг другу, часто вспоминаю рассказ поэтессы о себе.

«Я родилась 22 ноября 1940 года в селе Чемолган Каскеленского района. Отец мой, Андрей Герасимович, трудился на хлебзаводе в нашем селе. Продукцию предприятия поставляли во все села района и даже в Алма-Ату. Мама, Ирина Иосифовна Широкоступ, была мастером на все руки, являлась она и печником, сейчас в это трудно поверить, но это было. Печки, сложенные ею, еще долго грели наших земляков в селах Первое Мая (ныне – Бекболат) и Чемолган. Мама была очень красивой женщиной, у нее была роскошная коса до колен, а еще она прекрасно пела. Папу я не помню, когда его призвали в армию мне было два с половиной года. По рассказам мамы это был добрый, жизнерадостный и трудолюбивый человек, которого очень уважали односельчане. В 1943 году отец ушел на фронт, и больше мы его не видели. Мы получили документ, где сообщалось, что он пропал без вес­ти… Мне всегда было интересно, а кто мои предки, откуда они родом? Лушниковы одними из первых перебрались в Сибирь, Алтайский край из европейской части России. Думаю, что это было не позднее ХVIII века. Они были купцами 3-й гильдии. Мой прапрадед, Фрол Лушник, дружил с известным декабристом, писателем и художником Михаилом Бестужевым. Его сын, мой прадед, Алексей, брал у него уроки рисования. Позже, в 1855 году, семья Лушниковых переехала в Верный, здесь они занимались торговыми делами, содержали чайные лавки».

Детство у Нади Лушниковой, как у всех детей военных и послевоенных лет, было тяжелое. Люди в те годы не доедали, жили впроголодь. Надя, конечно, не была исключением. Их семья в те годы жила на жайляу в Ушконыре, мать трудилась на биокомбинате. Судьба подарила ей удивительную встречу с Жамбылом. Когда девочке было пять лет, она с матерью подруги побывала в гостях у акына, увидев синеглазую русскую девочку, он угостил ее огромным апортом. Этот подарок в жизни будущей поэтессы стал символическим. Позже Надежда Андреевна восприняла добрый жест Жамбыла как благословение на поэтическое творчество.

В 1949 году она с дедушкой и бабушкой перебралась в село Первое Мая. Переезд в этот аул предопределил всю ее судьбу. Дело в том, что здесь была лишь начальная школа с казахским языком обучения, куда и пошла Надя. До школы она не говорила на этом языке, изучить его помогли первая учительница Культай Досымбекова и одноклассницы. Девочка быстро овладела казахским языком. Она всей душой полюбила казахские народные песни, сказки, уже в те годы с удовольствием в своей речи использовала пословицы, поговорки и крылатые слова номадов.

После окончания семилетней школы Надежда неожиданно поступила в Саратовское летное училище, приемная комиссия которого работала в Алма-Ате. У нее было отменное здоровье, без проб­лем прошла медицинскую комиссию, успешно сдала вступительные экзамены и стала курсантом летного училища. Но родные, в первую очередь, дядя – мамин брат, были категорически против. Наде пришлось забрать документы и продолжить учебу в школе, и уже после восьмого класса, в 1957 году, она стала студенткой Кызылординского женского педагогического училища. Кызылорда для нее стал родным городом, а студенческие годы самыми счастливыми в ее судьбе. В этом городе она обрела настоящих друзей, с которыми дружит по сей день. Кстати, в педагогическом училище вместе с ней в те годы учились ее землячки, с которыми она общается многие годы – известные общественные и государственные деятели Мария Жуйриктаева и Шамши Беркимбаева.

Свои первые стихи Лушникова опуб­ликовала в 1960 году в стенной газете «Отан кызы», на них обратил внимание выдающийся поэт Аскар Токмагамбетов. «Надя, если вы будете писать, из вас выйдет хороший поэт», – сказал тогда классик казахской литературы. Надежда стала заниматься в поэтическом кружке, которым руководил Аскар ага. В апреле 1961 года девушка попала на пленум Союза писателей Казахстана, где она прочитала свои стихи. Во время пленума пригласил к себе Мухтар Ауэзов, благословил ее и сказал: «Удивительно, но ты, русская ласточка, со своим русским сердцем сумела свить гнездышко в лоне казахской поэзии». «Я дочь и казахского народа», – ответила девушка.

Хочется заметить, что это были сложные годы в истории Казахстана. В Советском Союзе правил Хрущев Н. С. Он заявил на весь мир, что к 1980 году в СССР построят коммунизм и все будут говорить на одном языке – русском. Делопроизводство по всей республике стало переходить только на русский язык, закрывались казахские школы. А здесь юная хрупкая русская красавица сочиняла стихи на казахском языке, пропагандировала казахскую поэзию. Конечно, это было удивительно.

В 1963 году Надежда впервые приняла участие в айтысе, в тот год ее избрали секретарем райкома комсомола. Айтыс проходил в Кызылорде, она выступала за Сырдарьинский район против Шие­лийского. Тогда ей удалось одержать победу над 50-летним акыном.

В следующем году состоялось ее знакомство с легендарным героем войны, замечательным писателем Бауыржаном Момышулы. А вот как это было. Айтыс проходил в Шымкенте, ее соперником был известный акын Тастан Жолдасов, который представлял этот южный город. Известно, что айтыс – это особый жанр, в нем не принято в грубой форме выражать свои мысли. А Тастан резко выдал: «У вас в Кызылорде нет ни одной прямой улицы. Они все кривые-косые, похожие на горожан». Конечно, это было оскорбление. Надежда не растерялась, в изящной поэтической форме выразила свое отношение к громкому судебному процессу, который шел в родном городе ее соперника. Молодой шымкентец убил однокурсницу Лушниковой, которая отказалась выйти за него замуж. Жолдасов был повержен. Надежда вышла победителем. За победу ей подарили мужские часы. Приз вручал известный поэт Абдильда Тажибаев. Вдруг из зала раздался громкий командирский голос Бауыржана Момышулы: «Абдильда, Надежда не будет носить твои мужские часы». Вынул из кармана деньги и велел купить ей женские золотые часы. До сих пор она бережно хранит часы «Лира», на них есть надпись: «Наде, за поэтическое мастерство». На следующий день герой войны решил встретиться с ней. Приходит девушка к нему, а он говорит: «У меня есть единственный сын, Бахытжан, он журналист. Я хочу, чтобы вы подружились. Когда чингиля цветы зацветут, пригоню твоему отцу калым – сорок коней». Девушка от такого неожиданного предложения растерялась, ничего не ответила и быстро убежала. Писатель не знал, что сердце красавицы было уже отдано казахскому джигиту Турлыбеку Нурбекулы.

С Турлыбеком Надя познакомилась еще в Каскелене, где она училась в школе-интернате, он приезжал к ним со свои­ми одноклассниками из столицы. Алматинская школа-интернат №12 шефствовала над каскеленским учебным заведением. Вот так состоялось их знакомство. В 1965 году они поженились, Надежда подарила своему супругу трех дочерей и сына.

В 1970 году ей была присуждена премия Ленинского комсомола Казахстана за лирические сборники «Родина моя» и «Дар души». Это было, конечно, уже признание.

 Двадцать семь лет Лушникова отдала педагогике: преподавала казахский язык и литературу в Кызылординском женском педагогическом училище, Узынагашском училище механизации и в школе села Умбеталы. Русская учительница учила казахских детей и подростков их родному языку. Видя это, ее ученики очень старались оправдать ее надежды, учились хорошо.

Многие годы Надежда Андреевна работала в музее Умбеталы в Жамбылском районе. Конечно, с творчеством акына Умбеталы она была знакома с детства, ведь он был замечательным поэ­том и любимым учеником Жамбыла. Неслучайно жырау, отдавая дань его оригинальному таланту, называл своего ученика «кара жорга» (черным иноходцем). Умбеталы обладал великолепной памятью, знал наизусть многие произведения своего устаза. Но это лишь одна сторона медали. Нужно помнить, что акын Умбеталы был земляком, другом семьи ее суженого Турлыбека.

Надежда Андреевна рассказывала: «На нашей свадьбе древний обряд «беташар» (открыл мое лицо перед родными, земляками) совершил Умбеталы Карибаев». Как истинная казахская сноха, поэтесса переезжает в родной аул Турлыбека, и начинается новый этап в ее жизни. Акын Умбеталы в те годы был как бы в тени своего великого наставника. О нем, конечно, знали, писали, подчеркивали, что многие произведения Жамбыла были записаны со слов Умбеталы. Лушникова пропагандировала его творчество, всегда отмечала, что талантливый Умбеталы продолжатель поэтических традиций Суюнбая и Жамбыла. Их имена стоят рядом. В результате: село Киров и школа в их ауле стали носить имя Умбеталы, его именем названы улицы во многих населенных пунктах. Главное: под ее руководством в ауле, где сохранился скромный дом аксакала, был создан музей Умбеталы, который сейчас посещают тысячи пок­лонников его таланта. Были изданы произведения Умбеталы, поэтесса открыла школу поэзии в его родном ауле. Надежда Лушникова внесла весомую лепту в увековечивание имени Умбеталы. Для многих поклонников поэзии имена Суюнбая, Жамбыла, Умбеталы, Асемхана Косбасарова, Алимкула Жамбылова, Надежды Лушниковой стоят рядом! И это, конечно, справедливо.

Для меня замечательная поэтесса Надежда Лушникова не только сноха казахского народа, но и его верная дочь. Эта русская женщина всю жизнь, во все времена считала, что казахский язык должны знать все граждане нашей рес­публики, независимо от их этнической принадлежности. Турлыбек ага, к сожалению, ушел из жизни в 2008 году, хранителем семейного очага осталась Надежда Андреевна. Я часто бываю у нее в гостях, в их семье звучит казахская речь (конечно, они прекрасно знают и русский язык). Сейчас поэтесса живет с сыном в Узынагаше, но подолгу гостит у дочери Лейлы в Нур-Султане. Будучи в столице, я посетил их дом: гостеприимству Надежды апай не было предела. Меня порадовал ее внук Нурберды, который великолепно сыграл несколько кюев на домбре. Еще об одном не могу не сказать, в 2012 году поэтесса совершила хадж, побывала в святых местах для каждого мусульманина – в городах Мекка и Медина. Думаю, что это были счастливейшие моменты в ее жизни. У Надежды Андреевны очень талантливая дочь Карлыгаш (Алена) Нурбекова: она, как и мать, поэтесса.

Труд Надежды Андреевны по достоинству оценен государством: она наг­раждена орденами и медалями Казахстана, является заслуженным деятелем РК, но больше всего ценит любовь и уважение своих земляков, поклонников таланта.

От всего сердца, как сын, хочу поздравить Надежду Андреевну с 80-летним юбилеем, пожелать ей новых творческих успехов, здоровья, чтобы она дожила до возраста своего великого устаза – Жамбыла Жабаева.

 

Исмаилжан ИМИНОВ,

краевед

 

Алматинская область

 

2560 раз

показано

76

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми