• Исторические страницы
  • 30 Ноября, 2020

КАЗАХСКИЕ КОНИ В КИТАЙСКОЙ МИНИАТЮРЕ

Гульнар БЕКБЕРДИНОВА,
старший научный сотрудник
Восточно-Казахстанского областного
архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника,
член Союза художников РК

Со времен расцвета Великого шелкового пути активно использовалось словосочетание «жiбекке – жылқы» («лошадь за шелк»). Шелк, фарфор и другие изделия казахи получали с древних времен из Китая в обмен на коней. В те далекие времена восточные соседи уделяли особое внимание торговой политике с Великой степью.

Хороший конь как товар был в цене. Степной тулпар также олицетворял  взаимопроникновения, взаимовлияния и взаимообогащения культур на протяжении почти трехтысячелетней истории. 

На Шелковом пути, по которому на запад шли караваны с шелком, чаем и порохом, а в обратном направлении с лошадьми, коврами, нефритом, кораллами и другими товарами из Центральной Азии, процветала культура. Искусство Великого шелкового пути было многожанровым. Это музыка, танцы, различные представления, конечно же, живопись. Охватить в одной статье все важные направления культуры невозможно, поэтому попытаемся осмыслить значение казахского коня в традиционной китайской живописи. В качестве основного источника служит миниатюра,  так как изобразительное искусство дает богатейшую информацию для размышления. При этом ссылаясь на различные источники, главным образом на письменные свидетельства, относящиеся к истории нашего края XVIII-XIX века.

Восточные миниатюры несут большую ценность, по ним можно представить хронологию исторических событий, предшествовавших созданию Казахского ханства.

В настоящее время мы имеем книги-альбомы, восточные миниатюры Ирана, Индии, других государств, важные для нашей культуры.

В книге-альбоме Меруерт Абусеитовой, профессора, директора Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова,  впервые освещена история Казахстана в картинах. В ней по китайским источникам опубликовано изображение полотна 1757 года итальянского миссионера, которое называется «Казахи дарят коней». Джузеппе Кастильоне (1688–1766) является самым известным европейским художником, работавшим при китайском дворе. Картина Кастильоне мог бы удостоиться награды как лучший журналистский репортаж  той эпохи.

Данная статья посвящена полотну так называемой «документальной» живописи. Это не картина сегодняшнего дня, в которой отображены воображаемые события минувших веков. Она написана участником тех событий. Картина «Казахи дарят коней» убедительно демонстрирует, что между казахскими и цинскими правителями существовали дипломатические и торговые отношения. Именно в этот период были открыты ярмарки по принципу «шелк в обмен на коней».

Эта уникальная картина  хранится в знаменитом Музее восточного искусства Гиме в Париже. Автор, итальянский художник Джузеппе Кастильоне – придворный художник императора Цяньлуна (1710–1798), при котором установились казахско-китайские отношения. Император Цяньлун был большой любитель искусства и культуры. Казахские кони, овеянные мистицизмом и романтизмом древних сказаний, доставляли ему особенное удовольствие. Он всю жизнь коням степного Запада посвящал трогательные стихи. Эти стихи, воздающие хвалу скакунам, воспевающие успехи его «западной» дипломатии, являются для нас ценным историческим источником.

Джузеппе Кастильоне, который запечатлел историко-этнографические предметы, так же известный как Ланг Шининг, родился 19 июля 1688 года в центральном районе Сан-Марчеллино в Милане. В возрасте 27 лет он получил указание поехать в Китай, где служил художником при дворе трех императоров. Адаптировал свой западный стиль живописи к китайской тематике и вкусу. Кастильоне провел 51 год в качестве придворного живописца в императорском дворце, рисуя различные сюжеты. Художнику было приказано изобразить с натуры прекрасных скакунов, подаренных далеким народом, чтобы показать значимость великой Цинской империи. Придворный художник создал ряд картин, поэтапно запечатлевших все дипломатические процессии с участием британских, французских, итальянских и казахских посланников.  Таким образом, полотно Кастильони является ценным артефактом, свидетельствующим о развитых дипломатических отношениях между Казахским ханством и Цинской империей.

Как известно, бумага, чернила, порох вошли в нашу жизнь благодаря китайцам. Но что касается лошадей, китайцы никогда не были «конным народом». Заняться коневодством их заставили кочевники, от которых не всегда спасала даже Великая китайская стена. В Китае в Средние века сильные и выносливые лошади были, условно говоря, на вес золота. В сравнении с казахами китайцы испытывали огромные трудности в разведении породистых лошадей. Большинство китайцев вели оседлый образ жизни и зависели от сельского хозяйства, где в основном использовались быки, буйволы, ослы. 

Коневодство в Китае не развивалось,  а лошади были востребованы как в военном деле, так и в жизни, правителям приходились придумывать способы для разведения и получения скакунов. Им нужны были лошади, а этот запрос удовлетворяли только казахи. Именно поэтому цинский император Цяньлун принял предложение казахских предводителей и открыл в Урумчи, Кульдже и Тарбагатае ярмарки для торговли с кочевниками. Казахская земля поставляла в Поднебесную лошадей, овец, шкуры животных. Платили серебром. За скакуна первого сорта в 1765 году давали 4 лян, то есть 200 граммов драгметалла, причем представители одного рода могли пригнать на ярмарку несколько сот лошадей. Это говорит о размахе торговли. Прибегали и к бартеру. Султан Абильпаиз из рода найманов и знаменитый Қаракерей Кабанбай батыр (1692–1770) стали инициаторами активного торгового обмена по принципу «кони в обмен на шелк и чай». Степняки табуны лошадей и стада овец меняли на шелк, бархат, чай, фарфор на более выгодных условиях, чем на российской границе.

Крупный центр торговли казахских купцов находился в городе  Кульджа, они владели огромными караван-сараями в Урумчи, Манасе, Аксу, Карашаре, Хами, Турфане и Кашгаре. Караванные пути в Кульджу пролегали по тропам  через  Аягуз, следовали  до – Урджара,  затем из Аягуза  обратно в Чугучак (Шәуешек).

В результате многовековой селекции и накопленных знаний о лошадях казахами были выведены по-настоящему воинственные породы. По-своему кочевники старались сохранить секреты коневодства, продавая преимущественно меринов, меньше жеребцов и еще меньше породистых кобыл. И здесь следует подчеркнуть, очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» – «мудрым животным», «тілсіз адам» – «безъязыковым человеком». Сыншы, атбегі, ат сейіс или бапкер так называются люди, разбирающиеся в лошадях. К ним обращались, когда хотели выбрать из молодняка хорошего скакуна, советовались с ними и при подготовке коней к скачкам.

У лошадей нет языка, но они все понимают. Лошади чище других животных, пьют только чистую воду и едят только траву. Мы говорим: «Казахи, люди конского характера». Самое главное, что лошадь не позволяет доминировать, издеваться и топтать себя. «Конь – священное животное, выполняет магическую роль в защите женщины от различных болезней, от опасной «нечистой силы», – приводится в исследованиях известного этнографа Касымхана Бегманова.

Лошади  считались самым лучшим подарком, а также мерилом богатства, роскоши и красоты, характеризующие национальную сущность, национальные особенности и черты. В знаменитом стихотворении Абая «Шоқпардай кекілі бар, қамыс құлақ», посвященном описанию коня, указаны и воспеты четыре десятка внешних примет. По народному поверью, у лошадей имеется свой дух-покровитель и человек – Камбар-ата, который разговаривал с конем на «его языке». Данные казахского языкознания и фольклора также говорят о развитости коневодства у казахов в древности. «Там, где находится лошадь, там не бывает нечистой силы», – говорится в одной из наших пословиц. «Конь – крылья человека», – так гласила старинная казахская поговорка, и в ней таился глубокий смысл. «Ат мінгізу» (подарить коня) – это древний обычай гостеприимства у казахского народа, самый высокий почет многоуважаемому гостю.

Западные районы Китая, где проживали казахи, были известны много­тысячными табунами лошадей, а китайские императоры любили аргамаков, поэтому существует много картин, изображающих приношение иностранными государствами в дар китайскому императорскому двору именно их.

«Казахи дарят коней», «Казахи преподносят дары лошадьми Цинскому императору» – эта картина известна под многими названиями.

На картине изображена жанровая сцена: император сидит на террасе перед ширмой в окружении сановников. Он принимает джунгарских и казахских посланцев, которые прибыли в императорский двор. Тут изображены и поднесенные в дар лошади, и сопровождающие их кочевники. Картина имеет высоту 45,5 см и длину 269 см, выполнена на длинной бумаге. Кастильоне использует китайские методы, соблюдая баланс между восточной и западной техникой живописи. Для европейской живописи характерна реалистическая трактовка лошадей.

Кастильоне использовал технику миниатюры, чтобы нарисовать лицо императора Цяньлуна, сидящего на террасе и окруженного небольшой группой верных придворных, его лицо высветлино небольшими светлыми штрихами. Эта картина повествует о представлении лошадей казахами-посланниками из Запада как дар императору Цяньлуну в знак добрососедства и взаимоуважения.

В отличие от фотографии, где с абсолютной точностью фиксируется все, что попадает в кадр, художник же в своем произведении обращает внимание на то, что заинтересовало лично его. Именно лошади сыграли большую  роль в творчестве Кастильоне.  Неудивительно, что во все времена лошадь вдохновляла художников, поэтому история донесла до нас множество произведений искусства, где эти животные предстают перед нами во всем великолепии. К примеру, из европейских художников-анималистов известны картины  англичанина Джорджа Стаббса (1724–1806).

На картине «Казахи дарят коней», подаренные казахскими послами лошади разной масти – белой, пятнистой и вороной, фигуры послаников изящны, они в яркой одежде. Цяньлун оперся спиной к креслу, ноги на скамеечке, его лицо сохраняет внешнее спокойствие и почтение.

Картина дает представление о бытовавшей тогда одежде, предметах повседневного пользования. При изучении одежды немаловажное значение имеет ткань, из которой она сшита, а также богатейшая символика. На картине и разбросаны, и выложены камни, деревья и мох. Линии и раскраски – это традиционные китайские техники рисования, а перспективы и световые эффекты – это техники масляной живописи.

На картине казахская лошадь – стройная, грациозная, с сильно развитой мускулатурой и крепкой конституцией. Туловище округлой формы с длинными стройными ногами. С позиции эстетики художник выбором палитры конской масти изображает прекрасных животных в различных позах, соблюдаются пропорции. Он тщательно вырисовывает глаза, ноздри, уши, челка, грива и хвост коня имеют длинные и шелковистые волосы. Художник изобразил этих коней повторно еще в картине «Восемь скакунов», среди которых были также лошади, подаренные афганским шахом и монгольскими князьями.

Ранее по заказу императорского двора художником были созданы свитки «Сто скакунов», «Десять коней». Впоследствии тема лошадей стала одной из основных в творчестве Джузеппе Кастильоне. На картине «Сто скакунов» наряду с конями, масть которых не повторяется дважды, изображены также всадники. Судя по их одежде, они, несомненно, являются выходцами Центральной Азии. Один из конников одет в мохнатую меховую шапку, а другой – в красную шапку с меховой оторочкой. Многочисленные скакуны изображены в различных позах, одни из них безмятежно отдыхают на берегу реки,  другие скачут. Линия горизонта находится на высоте в две трети от общей высоты изображения, что создаёт полное и объемное восприятие пространства картины. Деревья, травы, цветы и другие элементы пейзажа в перспективе находятся в правильных пропорциях, что способствует созданию эффекта пространства. Горизонтальный свиток состоит из несколько жанровых сценок, помещенных одна над другой,  своеобразная живописная книга. Свиток с изображением ста лошадей на пастбище размером 0,94 × 7,76 м в настоящее время находится в государственном музее Гугун в Тайбэй (Музей императорского дворца).

В коллекции Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника имеются свитки, которые были привезены мною из города Чугучак (Шәуешек) во время поездки СУАР КНР в рамках дней культуры ВКО. На ярмарке-выставке товаров Восточно-Казахстанской области были представлены и картины усть-каменогорских художников.

Музейные вертикальные, бумажные свитки работы современных китайских мастеров отражают своебразие искусства: триединства каллиграфии, поэзии и живописи. На картинах присутствуют иероглифы, надписи, авторская печать и символичные изображения: тигры, пионы, сосны и др. По сути, в китайской картине каждый предмет, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа. Образ лошади в китайской живописи приобрел знак процветания, достижения задуманного. 

«Казахи дарят коней» – это единственная на сегодняшний день картина, представляющая дипломатический церемониал подношения даров в виде трех лошадей. Посольства доставляли коней в цинские лагеря как важный стратегический, а не просто коммерческий товар. Перед всеми китайскими полководцами была поставлена задача – добыть как можно больше этого товара. Кони, предназначенные в подарок императору, имели важное политическое и культурное значение.

Завершая данную статью,  хотелось бы подчеркнуть, что, таким образом, к концу XVIII века, после снижения уровня экспансионистской политики Цинского Китая, спрос на казахских лошадей пошел на убыль. Обладая монополией на внешнюю торговлю, китайское правительство снизило цены на коней и повысило цены на чай и шелк. В Китае использование лошадей в повседневной жизни со временем постепенно уменьшилось, но образ этого животного глубоко проник в его культуру и искусство.

Изысканные работы Кастильоне, в частности, его изображения казахских лошадей стали одними из самых блестящих и обворожительных тем искусства Цинской эпохи.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Хафизова К. Ш. «Му Тянь-цзы чжуань» – древнейшее свидетельство диалога культур // Цивилизация человечества. Алматы, 2005.
2. Байпаков К. М. Великий шелковый путь в Центральной Азии // Материалы научно-практической конференции «Шелковый путь и Казахстан», (Алматы, 2-3 сентября 1998 г.). Алматы.
3. Қасымхан Бекманов. Этнографпен әңгіме. Алматы, «Дәстүр», 2010.
4. https://e-history.kz/media/scorm/353/text/text.htm.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki. Десять коней
6. https://sinologist.com.ua/wp-content/uploads/ /2016/02/Хафизова.pdf
7.https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=zh-CN&u=https://new.qq.com/omn/20200421/20200421 A03BVP00.html&prev=search&pto=aue. Музей Гиме во Франции × 20 тысяч китайских культурных реликвий.
8. https://www.guimet.fr/collections/chine/qazaq-presentant-des-chevaux-a-lempereur/.
9. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/126/suraeva_126_269_276.pdf. Сураева Н. Г. Джузеппе Кастильоне и его картина «Сто лошадей».

1923 раз

показано

6

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми