• Общество
  • 22 Октября, 2020

НЕДОСТАТОЧНО ПРОСТО СЛЫШАТЬ

В Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент Касым-Жомарт Токаев особо под­черкнул: «Слышащее государство» – это, по сути, концепция строительства «Спра­ведливого государства». Недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное – правильно и объективно реагировать на них».

В главе «Гражданское участие в управлении государством» он вновь возвращается к этой теме, усиливая ее конкретикой: «Мы взяли курс на строительство «Слышащего государства». Как я уже сказал, суть данного подхода не просто в ситуативном реагировании госорганов на ежедневные проблемы населения. Это, прежде всего, постоянный диалог власти и общества».
Ровно год тому назад, когда впервые прозвучала инициатива Президента страны «воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства», многие журналисты, особенно с многолетним опытом, восприняли ее, как говорится, на ура. Надо заметить, подобная реакция представителей СМИ была предсказуемой, поскольку выполнять профессиональный долг в неслышащем государстве крайне сложно, зачас­тую и невозможно. Многолетняя, по сути, с первых лет обретения Независимости республикой чиновничья «глухота» на серьезные публикации, где крупным планом обнажались общенациональные проблемы, не могла не отразиться негативно на качестве работы отечественной прессы, на охвате и значимости раскрытых либо не раскрытых ею тем.
Во все времена человек был заинтересован в конечном результате своего труда. Какой строитель, к примеру, откажется полюбоваться собственной рукой возведенным дворцом или врач не захочет услышать слова искренней благодарности выб­равшегося из того света еще вчера безнадежного пациента. Это вполне естественное желание. В нашем случае для человека, осознанно избравшем журналистику делом всей своей жизни, важнее всего, как бы это пафосно ни звучало, чтобы его публичное слово работало на созидание, на улучшение жизни общества. Неспрос­та работники СМИ гордятся, когда их публикации, сюжеты, журналистские расследования получают общественный резонанс, принимаются меры по устранению указанных ими проблем. Иначе, какая польза от работы вхолостую?
Известно, что средства массовой информации принимает форму и тональность тех политических и социальных структур, на фоне которых она функционирует. Однако никто не сможет оспорить истину: пресса при любом раскладе политичес­ких сил на социальном поле такой же серьезный игрок, как и власть. Вот почему нарекли ее четвертой властью. К тому же СМИ при любом режиме выполняют несколько очень важных функций. Всего один пример. Объективно и мобильно сообщая о происходящих событиях, она исполняет роль координатора, подсказывая, как вести человеку в той или иной общественно-политической ситуации. А это уже сфера управления обществом.
У нас, к сожалению, не до конца изучены и осознаны возможности прессы. Отсюда и дисгармония в триаде – власть, пресса, общество. Сказывается отсутствие в наших палестинах так называемого треугольника демократии, олицетворяющим строго выстроенные взаимоотношения вышеназванных субъектов. Без него (любой треугольник, как запомнился из школьных уроков, всегда жесткий) трудно представить реализацию что ни есть самых серьезных государственных программ и проектов. Ибо, когда слова теряют смысл, люди теряют свободу. Слова же теряют смысл, когда их не слышат, не читают.
Главная задача нашей прессы – всеми возможностями способствовать усилению казахстанской государственности и закреплению независимости. Нет более благородной миссии. Именно на идею «Мәңгілік ел» должны работать наши СМИ. При таком раскладе, казалось бы, властные структуры в «слышащем» государстве обязаны услышать каждое дельное замечание, предложение, созидательную мысль, обнародованные прессой. Затем по ним приниматься меры. В нашей стране, к сожалению, госорганы годами не слышали предостережения, предложения журналистов, поэтому возникают большие сомнения в том, что так скоро они будут открыты и доступны простым людям, озаботятся их чаяниями.
После распада СССР в казахстанских газетах и журналах исчезли нужные руб­рики «По следам наших выступлений», «Газета выступила, что сделано?», «Вам отвечает министр» и т. д. Вовсе не потому, что журналисты забыли о них. С обретением Независимости с молчаливого одобрения властного олимпа чиновникам позволили игнорировать аналитические обзоры, критические статьи, журналистские расследования. Не замечать ни печатное, ни эфирное слово. С тех пор взаимоотношения государственных служащих и журналистов напоминают диалог глухого и немого. Поэтому даже самые выверенные, глубоко проработанные выступления СМИ остаются без должного внимания власти. А печатное и аудиовизуальное слово должно приносить пользу обществу. Иначе, зачем тратить миллиардные средства на содержание СМИ? Сегодня без всяких затрат можно найти нужную информацию о происходящих событиях в стране и мире и в социальной сети.
Для иллюстрации посыла приведу всего лишь два примера из выступлений нашего журнала. Публикации вышли в свет под заголовками «Попытки билбордного диалога», «Прецедент Армана Евниева». В первом случае мы рассказали о том, что в Талдыкоргане рядовые граждане разуверились в возможностях местной прессы. Если и удается им выступить в региональных СМИ, не факт, что на это отреагируют соответствующие госорганы. О чем свидетельствуют ставшие здесь привычными «билбордные» истории.
Одна из них. Гражданская активистка Л. Гаркуша, член общественного совета при областном департаменте по регулированию естественных монополий и защите конкуренции нередко призывала своих начальников трудиться в рамках законности. Свое неприятие беззакония, коррупции она показывала на личном примере. Проявив упорство и профессионализм, Любови Николаевне удалось добиться возврата денег, переплаченных потребителями услугодателям. Так, только лишь одно предприятие «Теплосервис» в 2018 году вернуло горожанам 200 млн тенге. Такая активность подчиненной, похоже, не устраивало руководство. Вскоре ее вывели из состава общественного совета. После безрезультатных поисков справедливости женщина на свои деньги установила на оживленном перекрестке билборд, где написала: «Турсынбаю Галинову не доверяю, уволить». Эксперты считают, что гра­ждане вынуждены выражать таким образом свое несогласие с действиями местных властей, так как нет обратной связи населения с государственными служащими.
В статье «Прецедент Армана Евниева» речь шла о добровольной отставке первого вице-министра сельского хозяйства. Подобный поступок в нашей стране – факт крайне редкий. Если быть точнее, то это – первый случай со дня обретения рес­публикой независимости. Однако главной в публикации была другая тема, суть которой наш герой раскрыл одним абзацем: «Хватит тратить силы, время и деньги налогоплательщиков на письма и доклады, презентации и бесконечные заседания, круглые столы, на которых «разговор о деле» считается «делом». Лучше отойду в сторону и займусь делом». Такое заключение сделал после того, когда он предложил и внедрил в своем ведомстве прогрессивную модель управления госорганами. Затем, пригласив соответствующих специалистов от каждого министерства, на деле показал бесспорные преимущества проектного подхода и предлагаемой модели управления. Она исключала недопустимую трату времени для разрешения межведомственных проблем, в разы ускоряла принятия важных решений на общегосударственном уровне.
Вице-министр, добровольно уходя в отставку, сделал постскриптум в надежде, что если кто-то из состава нового правительства прочтет его обращение и заинтересуется внедрением правильного проектного подхода и сетевой модели управления, то он готов в этом помочь. Но никто не заинтересовался до сих пор. Между тем, по глубокому убеждению А. Евниева, если бы три принципа, лежащих в основе правильного проектного менеджмента: «SMART-цели и персонификация ответственности, SCRUM («слон по кусочкам», каждый день) и партнерство», нашли поддержку, то все основные задачи, поставленные президентом, были бы выполнены. В том числе и по госпрограммам.
Думается, приведенные примеры показывают, что в большинстве своем госслужащие не только не реагируют, но и не следят за прессой, недооценивают ее созидательную роль. Поэтому любые серьезные публичные выступления, добрые начинания, почины, изобретения, научные открытия, перспективные проекты, отрезвляющая глубокая мысль, умная книга, доброе кино и многое другое остаются вне их поля зрения тех.
Как усилить взаимодействия власти и прессы? Без этого будет долог путь от «слышащего» до «справедливого государства». Неспроста еще столетия назад, когда СМИ было представлено лишь в газетном и журнальном формате, так высоко ценили роль печати известные деятели мировой истории. («Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем десять долларов в оружии». Р. Никсон, экс-президент США).Согласитесь, они были не глупее наших государственных служащих, не замечающих силу и возможнос­ти современной мультимедийной журналистики. Поэтому, почему бы не создать такую структуру при Президенте страны, которая строго на законных основаниях контролировала бы реакцию государственных органов, государственных служащих хотя бы на острокритические выступления СМИ. Тогда бы нерадивые руководители, нечистые на руки должностные лица – «герои» критических публикаций, телесюжетов и журналистских расследований – не смогли бы отмолчаться. Нужные действенные рычаги воздействия на них. Любой антигерой в законном порядке должен реагировать на выступление печати. Если он прав, то отстоять свою честь и профессиональную репутацию на суде. Это особенно важно в нездоровом обществе с диагнозом: многоликая коррупция в государственном масштабе. И пока казахстанская общественность не имеет такой возможности контролировать действия властных структур, системный сбой будет только нарастать.
По нашей злободневной теме есть и международный опыт. Из интервью главного редактора крупнейшего и влиятельнейшего израильского ежедневного издания «Едиот Ахаронот» («Последние новости») Рафи Гината газете «Журналист», №3, май 2006 года: «Другой недавний пример – в стране появился сексуальный маньяк. Преступника никак не могли поймать в течение длительного времени. После нашего газетного выступления были срочно созваны заседания в правительстве, немедленно приняты чрезвычайные меры и его обезвредили. Но главное не это – преступника бы поймали все равно. Мы добились снятия со своих постов безответственных и бездействующих чиновников, не принявших своевременных мер безопасности. В Израиле есть институт главного контролера страны. Так вот, сейчас он контролирует семь важных для страны и общества фактов. Пять из них инициированы нашей газетой. Ни одно из наших выступлений не остается без внимания».
А вы могли бы, уважаемый читатель, припомнить случай, когда из-за газетного выступления отправили в отставку хотя бы одного нерадивого чиновника? Уверены, нет. Пока не в традициях независимого Казахстана отвечать, откликаться на серьезные выступления СМИ. Зато реально другое. За острые критические выступления журналистов наказывают жестоко. Методы давления самые разные – от крупных денежных штрафов до посадок в тюрьму.

Аяган Сандыбай,
заслуженный деятель Республики Казахстан

771 раз

показано

4

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми