• Образование
  • 30 Сентября, 2020

САМОЕ ЛУЧШЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ОТ УЧИТЕЛЯ

Кенжеболат Жолдыбай,
политолог

Анализ развития ведущих стран мира, таких как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Сингапур показывает, что приоритетность и качество образования – не следствие благосостояния государства, а его основная предпосылка. В связи с этим вполне уместно вспомнить слова одного из президентов США: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты».

Да, действительно, роль образования для человека в современном мире очень велика. Просвещенные люди, как правило, более успешны и авторитетны, у них широкий круг друзей и знакомых, значимый статус в обществе. Ну и не стоит забывать, что образованные способны на более квалифицированный труд, следовательно, и зарабатывать будут больше чем те, кто не проходил обучение. Наконец, грамотный человек является конкурентоспособным, и, как следствие, общество, в котором он живет имеет преимущество перед другими государствами. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в современном мире без достойного образования прожить трудно. И каждый молодой человек должен получить то, что станет главным его достоянием – Знание. Непроста великий Абай в своем 25-ом слове «Гаклии» напоминает о том, что: «Необходимо учиться с целью быть заступником казахского народа, заботиться, чтобы и мы стали страной, узнали столько, сколько знают другие, вошли в среду народов равноправными». Да, действительно, роль образования для человека в современном мире очень велика. Просвещенные люди, как правило, более успешны и авторитетны, у них широкий круг друзей и знакомых, значимый статус в обществе. Ну и не стоит забывать, что образованные способны на более квалифицированный труд, следовательно, и зарабатывать будут больше чем те, кто не проходил обучение. Наконец, грамотный человек является конкурентоспособным, и, как следствие, общество, в котором он живет имеет преимущество перед другими государствами. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в современном мире без достойного образования прожить трудно. И каждый молодой человек должен получить то, что станет главным его достоянием – Знание. Непроста великий Абай в своем 25-ом слове «Гаклии» напоминает о том, что: «Необходимо учиться с целью быть заступником казахского народа, заботиться, чтобы и мы стали страной, узнали столько, сколько знают другие, вошли в среду народов равноправными». Безусловно, не владея знаниями, мы не можем полностью представить наш мир без изобретений Альберта Эйнштейна – фотокамеры, холодильника; открытий физика Исаака Ньютона – закона всемирного тяготения, его трех знаменитых законов механики, теории относительного движения небесных тел; проектов Леонардо да Винчи, хотя и не реализованных при его жизни, но таких незаменимых в наши дни, как аэроплан, велосипед, парашют. Живший в XVI веке Бэкон был основателем научной мысли Нового времени – сегодня его, без сомнений, назвали бы сверхчеловеком. Менее известный Абу аль-Бируни родился еще в 973 году нашей эры и к пятнадцати годам овладел почти всеми науками того времени. Одной только астрономии Бируни посвятил 45 книг. Он разбирался в звездной карте так, будто видел далекие миры своими глазами. Один из величайших умов XVII века Блез Паскаль, в 12 лет начавший изучать геометрию и в 16 закончивший свою первую работу. Классический представитель Золотого века Ислама, подвижник и теоретик науки аль-Фараби – пример ученого-энциклопедиста, «универсального человека». Огромен вклад в науку русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, объяснившего сложнейшие явления физики, химии, астрономии, заложившего основы многих исследований и открытий.  Прав был Ньютон, который изрек пережившую века фразу: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». И действительно, только опираясь на фундамент, заложенный учеными предыдущих поколений, можно двигаться дальше.  Одним словом, сначала нужно усвоить, переосмыслить труды гигантов и потом найти свое. Конечно, с каждым годом все труднее и труднее делать открытия в науке, но они будут. Нильс Бор по этому поводу сказал, что мы теперь будем заниматься биологическими молекулами. К тому же человек как объект для познания нескончаем. Главное – ставить цели и идти к их достижению. Иначе говоря, надо постараться самим, никто за нас это не сделает. Не случайно же говорят, что человек – творец своего счастья. Так, к примеру, во время моей учебы скидки не было никому. Учитель учителем, но и самому необходимо было иметь упорный характер, поскольку из человека, не имеющего внутренней свободы, ученый не состоится. К огромному сожалению, ныне пошла повсеместная девальвация научных знаний. Академиков стало хоть пруд пруди. Правда, и в XIX веке Пушкин писал: «Так всегда будет, так всегда было. Таков издревле белый свет. Ученых много, а умных мало. Знакомых – тьма, а друга нет». В свою очередь, российский писатель Владимир Войнович в одном из интервью подчеркнул: «Нельзя забывать, что наша нынешняя «интеллигенция» выращена советским временем и именно оттуда ведет свое происхождение. Отсюда истоки повального конформизма современного творческого сообщества, желание понравиться высшим начальникам: некоторым очень лестно, что начальник заметил, отметил, сказал ласковое слово». Неудивительно, что сегодня одна из проблем – недостаток опытных, грамотных специалистов международного уровня, невостребованность независимого, профессионального сообщества, способного открыто оценивать ситуацию, смело высказывать свое мнение и пути выхода из кризиса, скажем, вызванного пандемией коронавируса и падением цен на сырьевые ресурсы. А также недостаток чиновников на всех уровнях власти, способных адекватно реагировать на вызовы времени.Когда Казахстан вместо ресурсных приоритетов будет делать ставку на инновации, человеческий капитал, современные технологии, то обязательно потребуется мобилизация всего общества на достижение новых ступеней развития с обязательным соблюдением нравственных принципов. И такой посыл закономерен. Если в целом охарактеризовать наследие Ли Куан Ю, который на протяжении 31 года был бессменным премьер-министром Сингапура (с 1959 по 1990 год), то основная его заслуга как лидера заключалась в том, что, умело и своевременно воспринимая новые технологии и производства, страна под его руководством одновременно совершенствовалась культурно и нравственно, приобретая черты устойчивости за счет последовательного развития человеческого капитала. Это осознание гуманитарных приоритетов произошло не сразу. Ли Куан Ю в своей книге «Сингапурская история: из «третьего мира» – в «первый» по этому поводу признается: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны».Действительно, внедрение и соблюдение высоких стандартов во многом, если не во всем, зависят от людей, их квалификации, знаний, дисциплины и воли, наконец. Людей нужно было не только обучить всему необходимому, для того чтобы они смогли достичь стандартов обслуживания, принятых в развитых странах мира, но их также необходимо было переориентировать, воспитать в школах, университетах, профсоюзных и общественных организациях.Таким образом, главный лейтмотив в политике, характерный прежде всего национальным лидерам, заключается в том, что они меняют отношение людей к своей жизни. Можно улучшить благосостояние граждан, укрепить здоровье нации, но, если не дать народу должного воспитания, все накопленное и приобретенное будет растрачено и потеряно уже при жизни одного поколения. Поэтому если ребенка не воспитывать духовно, запросто потеряешь его как личность. Человек без духовно-нравственных ценностей подобен лепестку, потерявшему корень. Поскольку душа ребенка, как чистая школьная доска, то что мы, взрослые, напишем, такого человека и получим в будущем. Потому наш долг – внести свой вклад в дело воспитания нового человека на основе обеспечения отлаженного механизма взаимодействия в триаде: семья, общество и государство. Справедливости ради следует отметить, что в данном направлении наработан определенный опыт, есть положительные перемены, наблюдаются позитивные сдвиги.Самое главное – каждый имеет право на образование. И это право закреплено нашей Конституцией. В Казахстане 85% населения в возрасте от пяти до 24 лет охвачены образовательными программами, 99,5% населения – грамотные. За последние годы в результате устойчивого повышения индекса человеческого развития республика продвинулась на 20 позиций, опережая многие государства постсоветского пространства. Вот что написала Аурелия Бушез, посол Европейского союза в нашей стране: «На мой взгляд, современность начинается с образования. И здесь поз­вольте мне похвалить Казахстан за достижения в этой области. В 2009 году Казахстан занял первое место по Индексу развития ЮНЕСКО «Образование для всех», показав только положительные результаты в обеспечении практически всеобщего уровня начального образования, высокий уровень грамотности среди взрослых и полное равенство между полами».    Вместе с тем, согласно новому исследованию Статистического института ЮНЕСКО, образование продолжает оставаться недосягаемым благом для 124 миллионов детей и подростков, не посещающих учебные заведения. По подсчетам института, 24 млн детей никогда не будут учиться в школе. В США 30 млн взрослых, а это 14% населения, считают себя безграмотными. И их число растет. Согласно исследованию, проведенному Гамбургским университетом, в Германии около 7,5 млн неграмотных людей. 14% граждан страны (работающих граждан) не умеют читать и писать. Каждый десятый выпускник выходит из британской школы без элементарных навыков письма и чтения, а также без знания арифметики. Для обеспечения всеобщего дошкольного, начального и общего среднего образования к 2030 году необходимо дополнительное финансирование в размере 22 млн долларов ежегодно. Это необходимо, чтобы каждый ребенок получил элементарные знания.Как говорится, все познается в сравнении. У нас дошкольное образование дает ребенку самые простые знания об окружающем его мире. Малыш здесь приобретает первые знания, учится думать, самостоятельно мыслить. В детском саду у ребенка развиваются память, мышление и речь, он  приобретает первые социальные навыки. Школьное же образование включает в свою программу широкий перечень различных предметов. Благодаря чему выпускник имеет разносторонние знания. Это помогает ему в дальнейшем в получении профессии, а также характеризует его как человека с широким кругозором. Конечно, выпускникам не все предметы понадобятся в будущей профессиональной деятельности, но обретенные знания помогут им ориентироваться в жизни, анализировать сложные социальные ситуации. Навыки выполнения творческих работ, таких как сочинение или проект, учат   формулировать свои мысли, что способствует эффективному прохождению собеседования в будущем. В стенах высших учебных заведений ведется работа по подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров.Есть положительные результаты в сфере отечественного образования.  Но предстоит сделать еще больше. Преж­де всего нужно понять, что спектр задач, стоящих перед страной, изменился. Пандемия коронавируса обнажила общенациональные проблемы, которые волнуют общество. К тому же изменилось и общество, оно уже не то, что были в первые годы обретения независимости республикой. Ныне  нация должна быть готова к жесткой конкуренции и новым вызовам постэпидемио­логической ситуации, легкой прогулки по XXI веку не будет. Такова парадигма нашего времени. Не зря в народе говорят: «Ум богатеет от того, что он получает». Поэтому качественное образование – двигатель жизни каждого человека и ее важная составляющая. И здесь трудно переоценить роль педагога. Хотя существует и такая оговорка: «посредственный педагог рассказывает, хороший объясняет, замечательный – показывает, а талантливый – вдохновляет». Стало быть, педагогу надо много, очень много работать над собой, чтобы подкрепить свое призвание глубокими знаниями, а для этого сегодня созданы благоприятные условия. В последние дни 2019 года Парламентом страны был принят Закон «О статусе педагога», который был подписан Президентом Касым-Жомартом Токаевым. Впервые в нашей истории в законы РК «Об образовании» и «О статусе педагога» внесено единое понятие «педагог».  Закон «О статусе педагога» – это беспрецедентный законодательный акт, который направлен на защиту прав учителей, определяет их основные обязанности и социальные гарантии. Действие закона «О статусе педагога» распространяется на педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в дошкольных организациях образования, организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего), организациях технического и профессио­нального, постсреднего образования, специализированных, специальных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей, методических кабинетах. В связи с этим перечень должнос­тей педагогов расширился до 28 наименований.Впервые в истории страны законодательно регламентировано рабочее время и время отдыха педагога. Расширены его профессиональные права в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного использования информационных ресурсов, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок. Новым законом отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога, установлен запрет на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, влечет штраф на физических лиц в размере 20-40 МРП либо административный арест на срок до пяти суток.В законе четко отражены права педагога на материальное обеспечение. Для повышения качественного состава учителей школ предусматривается доплата в размере 10 МРП для лиц, имеющих степень магистра. Это мировая практика. По данным МОН сегодня в школах работают 7,5 тысяч магистров (это лишь 3,5% по стране, а международная практика до 44,2%). За педагогом, впервые принятым на работу в организацию среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество, за которого выплачивается доплата в размере одного базового должностного оклада. Кроме того, в два раза увеличен размер доплат за классное руководство и проверку тетрадей. Доплата за квалификацию педагогического мастерства будет установлена для всех педагогов в размере от 30 до 50% от должностного оклада. Для управленческого состава организаций образования будет производиться выплата доплаты за управленческое мастерство в размере от 30 до 100% от должностного оклада. Данные виды доплат будут выплачиваться по результатам успешной сдачи аттестации. Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного месячного расчетного показателя. Важным моментом в Законе, повышающем статус педагога, является право на поощрение. Устанавливается новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», которая предусматривает единовременную выплату в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя. При этом, сохраняются ежегодные вознаграждения обладателю звания «Лучший педагог» в размере и порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Предусмотрен пакет социальных гарантий, а именно:1) педагогу гарантируется жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, а также земельные участки под индивидуальное жилищное строительство;2) ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней; 3) предоставление детям педагогов места в дошкольных организациях по месту жительства в первоочередном   порядке;4) по решению местных исполнительных органов педагогу предусмотрены:– компенсационные выплаты педагогу за аренду жилья и комуслуги;– полные или частичные выплаты для приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение и отдых.5) пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада 1 раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска;6) обеспечение прав в области здравоохранения.Кроме того, с целью поддержки педагогов, прибывших для работы и проживания в сельской местности: 1) предоставляется подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья;2) предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в приоритетном порядке.«Самое лучшее в человеке – от Учителя», – говорил Абай. Эту истину напомнил и Президент Касым-Жомарт Токаев в своей предвыборной платформе, отметив приоритетным принятие Закона «О социальном статусе педагога», и с момента вступления его в силу взял на постоянный контроль. В ходе недавнего отчета министра МОН А. Аймагамбетова, Глава государства поручил продолжить работу по повышению статуса педагогов, ограждению их от исполнения несвойственных функций и обеспечению запланированного увеличения зарплаты на 25%  с января 2021 года. Глава государства также поставил задачу по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов, повышению качества высшего образования и развитию вузовской науки. На селекторном заседании Правительства РК под председательством премьер-министра РК А. Мамина была рассмотрена подготовка к началу нового 2020–2021 учебного года. В 7391 школе будут обучаться более 3,3 млн человек, в том числе в первом  классе – более 396 тысяч детей. Исходя из текущей ситуации, первая четверть учебного года будет проходить в удаленном формате. Стандартная форма обучения продолжиться в малогабаритных школах, разумеется, при соблюдении санитарных требований. Школьникам из малообеспеченных семей госорганы выделят 500 тысяч компьютеров.Есть понятие локтя и понятие плеча. Если страна будет чувствовать плечо и локоть каждого гражданина, то и каждый казахстанец почувствует надежное плечо своего государства. Самое главное, если мы будем всегда вместе – все тогда у нас получится. Нам есть что любить, есть что отстаивать и защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы преодолеем последствия экономического кризиса и пандемии и с честью вый­дем из них. И по-прежнему в приоритете нашего общества должны быть образование и знания, соответствующие требованиям времени.


г. НУР-СУЛТАН

2391 раз

показано

5

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми