• Исторические страницы
  • 30 Сентября, 2020

БАЙМУРАТ БАТЫР И ЕГО ЭПОХА

Жанибек Исмурзин,
кандидат исторических наук

Успешное развитие общества невозможно без глубокого изучения истории народа, поэтому с обретением независимости все больше внимания уделяется анализу исторических фактов. Всесторонне исследуются и прославляются героизм и подвиги народных батыров, что играет важную роль в преемственности истории. Изучение подвига героев Великой степи формирует национальное самосознание, укрепляет дух, достоинство, гордость народа, что немаловажно для становления подрастающего поколения. В числе таких батыров, ставших символом мужества и героизма казахского народа в освободительной войне против джунгар, был Баймурат Байбориулы.

Имя Баймурат батыра стало боевым кличем родов Алтын и Жаппас, объединяющий племена Байулы. Период политической активности и широкой известности этой личности приходится на первую половину XVIII века. Этот период отличается борьбой народа против внешних врагов. На востоке особую опасность представляли для казахского народа джунгары, а на Западе – волжские калмыки. Именно в эти крайне сложные времена Баймурат батыр проявил героизм и отличился мужеством. Он происходит от ветви Калкаман рода Жаппас. Родовое древо батыра выглядит следующим образом: Жаппас – Танке – Калкаман – Есенбай – Ажим – Байбури – Баймурат.

Юные годы батыра, родившегося во времена правления хана Аз-Тауке, пришлись на суровые годы набегов и войн. Мальчик, ставший свидетелем калмыцких нашествий, с юных лет стал известен благодаря своему бесстрашью перед лицом опасности. Исторические факты подтверждают, что он принимал участие в Каракумском восстании против джунгарского нашествия и в казахско-калмыцких битвах во времена правления Кайып хана. Как писал казахский поэт Шакарим, Баймурат батыр не остался в стороне и в годы великого бедствия «Актабан шубырынды, Алкаколь сулама», когда погибло две трети местного населения. То есть, в тяжелые годы он стал защитником и опорой своему народу.

В памяти людской сохранился факт участия Баймурата Байбуриулы в Буланты-Билеутинском, Аныракайском сражениях совместно с другими казахскими батырами, он достиг ранга старшины рода Жаппас. В то же время Баймурат батыр выступал против решения Абулхаир хана принять русское подданство для казахского народа. По словам посла царской России А. Тевкелева, 22 октября 1731 года примерно в 6 часов вечера один из слуг Абулхаир хана осведомил его о том, что Баймурат батыр, старшина рода Жаппас, намеревается совершить разгромное нападение на российского посла и убить его.

По этой причине хан повелел поймать двух его джигитов, избить и заковать их в кандалы. Это привело в ярость Баймурат батыра, имеющего огромный авторитет среди народа, в связи с чем он оказал крайне недружеский визит как самому хану, так и лагерю российского посла Тевкелева. Вскоре самому Абулхаир хану потребовалось встретиться и переговорить с послом А. Тевкелевым. Испуганный посол, оказавшийся в тяжелом безвыходном положении, поинтересовался у хана о месторасположении ставки Бокенбай батыра для того, чтобы отправить гонца. А. Тевкелева не останавливал и тот факт, что гонцу потребуется до трех дней, чтобы добраться до ставки Бокенбай батыра, и велик риск, что он не успеет.

В тот же день примерно в 9 часов вечера начинается нападение Баймурат батыра со своей дружиной на лагерь А. Тевкелева. Войска Абулхаир хана не успели прибыть на помощь послу, тем временем Баймурат батыр намеревался нанести серьезный удар. Осознавая всю угрозу, нависшей над головой Тевкелева, толмач российского подданства призвал всех своих людей: геодезистов, дворян, конных казаков, солдат, башкир, проявить верность Российской империи, взяться за оружие и не сдаваться живыми. Отряд А. Тевкелева с трудом держал оборону, битва, начавшаяся утром, длилась до полуночи. Основным требованием Баймурат батыра было освободить ни в чем не повинных людей из его рода, которых удерживал в плену Абулхаир хан. Хан был вынужден освободить пленников, после чего Баймурат батыр развернул свои войска и в качестве наказания за наглость увел косяк лошадей посла.

Сам поступок того, что он имел смелость выступить против хана и посла царской России в защиту простых людей, свидетельствует о мужестве Баймурат батыра, о его готовности взвалить на себя всю ответственность за родной народ. В данном случае мы не можем характеризовать конфликт, произошедший между Баймурат батыром и Абулхаир ханом, как конфликт личных интересов. Противоречия в политических взглядах и разрыв между двумя деятелями, которые в свое время объединились в борьбе против внешних врагов и защищали суверенитет страны и целостность земли, начались с обострения вопроса, касающегося казахско-русских отношений, которые усугубились с прибытием российского посла на казахскую землю.

Вместе с Баймурат батыром против подданства России выступали многие бии рода Шекты, такие как Сырлыбай, Баби, Жантума, Есмамбет, Утегул, Байжан, Майлыбай, и батыры Утеп, Акша и Сартай. Особенно ситуацию усугубила смерть Байгары, брата Баби бия от рук башкирского служащего войска А. Тевкелева. Также и Бахтыбай батыр, чье имя было кличем племени Шекты, с неодобрением встретил весть о прибытии царского посла на казахскую землю. В марте 1732 года в течение 12 дней он держал в осаде русский обоз во главе с полковником Гарбером, который в свою очередь направлялся к туркменам. Об этом А. Тевкелев пишет: «29 марта на довольно близком расстоянии передо мной проехал Бахтыбай с награбленными товарами из обоза, уверенно и весьма радостно заявляя, что и Тевкелеву скоро не поздоровится». Как бы то ни было, записи российского посла отражают отношение казахской знати к вопросу установления русского подданства.

Но позже, через много лет, Баймурат батыра еще увидят в окружении Абулхаир хана. Это отражено в дневниковых записях английского художника-иллюстратора Джона Кэстля, который отображал в своих работах Казахскую степь. Художник, сопровождавший Абулхаир хана, в своих путевых заметках от 23 июня 1736 года пишет следующее: «В этот момент к нам подошел қарт кісі, мужчина по имени Баймурат батыр (с пометкой на русском: қарт кісі – немолодой уже человек. – Ж. И.), и с твердой уверенностью заявил, что, если государственный советник прикажет, то он погонит 1000 овец в Оренбург». Историк К. Есмагамбетов пишет, что старшина рода Жаппас Баймурат батыр выступал против политики Абулхаир хана касательно принятия российского подданства. Однако позже, пересмотрев свои взгляды, Баймурат искал пути примирения с Абулхаир ханом.

Действия казахов Младшего жуза в отношении калмыков, башкиров, уже состоявших в русском подданстве, привели ко второй присяге Абулхаир хана, которую принял начальник Оренбургского края В. Татищев. Встреча Абулхаир хана и В. Татищева состоялась в начале августа 1738 года в Оренбурге. На переговоры, касающихся казахско-русских отношений, прибыли султаны Нуралы, Ералы, 56 известных биев, батыров и старшин Младшего и Среднего жузов, которые в свою очередь тоже приняли присягу Абулхаир хана на верность российскому престолу.

В то же время джунгарский правитель стремился господствовать в Казахской степи. В начале января 1742 года к Абулхаир хану, зимовавшему близ Амударьи во владении хивинцев, прибыли джунгарские послы Кашка и Баранг, и от имени Галдан-Цэрэна потребовали передать им в плен сына Абулхаир хана, султана Айшуака с молодой женой и детей самых влиятельных старшин. Грозя войной, они так же потребовали, чтобы каждая сотая семья платила дань в виде пушнины и кочевала в строго обозначенных угодьях. Среди детей девяти известных старшин, затребованных хунтайджи, был и сын Баймурат батыра, Уте. Факт того, что Галдан-Цэрэн потребовал вместе с детьми биев: Кара Тока из рода Торткара, Жайылган из рода Шумекей, Мойнак бия из рода Шекты, Байсеу бия из рода Алаша и сына Баймурат батыра, свидетельствовал о влиянии и авторитете батыра среди народа.

С новым губернатором И. Неплюевым, пришедшим к руководству в Оренбургской губернии, отношения у Абулхаир хана не только не сложились, но и переросли в открыто враждебные. Для урегулирования конфликтов между ханом и губернатором летом 1748 года А. Тевкелев начинает проводить переговоры с Абулхаир ханом в Орской крепости.

К этому времени политическая ситуа­ция внутри страны обострилась и привела к смерти Абулхаир хана. Вскоре самыми насущными вопросами стали регулирование ситуации в Младшем жузе и выбор нового хана. В ходе выбора нового хана племена рода Байулы проявляли активность в оказании поддержки султану Нуралы, должную поддержку оказал и Баймурат батыр. Вскоре 2 октября в народном совете на берегу реки Каинды приняли участие более 1000 человек Младшего и Среднего жузов, которые провозгласили ханом султана Нуралы. Принимавшие участие в совете батыры Шекти Бахтыбай, Ысык Байтерек, а также Баймурат батыр, являлись влиятельными лицами, чьи имена стали кличами родов. Кличем рода Алаша стало имя двоюродного брата Байсеу бия Байбарак батыра. Позже в июле 1749 года эти батыры приняли участие в прошедшей в Оренбурге церемонии вручения царской грамоты, подтверждающей ханскую власть Нурали хана.

В дальнейшем среди архивных документов отсутствуют сведения о самом Баймурате Байбуриулы, однако в канцелярии Оренбургской губернии есть запись от 19 декабря 1762 года о сыне батыра, Байтугеле. В ней речь идет о волжских дневальных, взятых в плен в разные годы в казахских степях. Последним удалось сбежать из рук казахов Среднего жуза Медет-бия, Естемеса, Сарт бая из рода найман, а также от представителей Младшего жуза Кушика Базарова из рода Алшын, Бодана Сейткулулы, Байтугеля Баймуратулы из рода Алшын Жаппас, Надира и Кайдабола из рода Табын. В плену Байтугеля находился калмык Тугус Доржипов. Эти калмыки были крещеные, изъявившие желание остаться среди крещеных соплеменников и казаков.

О последних годах жизни Баймурат батыра известно мало. На сегодняшний день все исследователи руководствуются трудами Христофора Барданеса, написанные в результате его визита в казахскую степь в 1771 году. «Между озерами Бурматбай и Аксакалбарбы протекает небольшая река Баймурат. Несколько лет назад на эти угодья переселился состоятельный казах, и ему было суждено погибнуть от рук киргизов, которые назывались калмыками бурутами. Звали того казаха Баймурат. После этого река, протекающая на этой местности, была названа его именем».

Историк И. Ерофеева также подтверждает данный факт: «Река Баймурат, протекающая в Западном Казахстане. Она берет свое начало на северо-западе горы Жанайшокы в месте слияния рек Талды и Когалыжар, впадает в Большое озеро на юге (Иргизского района Актюбинской области, Жангельдинский район Костанайской области). Антропоним или гено-ойконим возник в середине XVIII века. Этот период связан с именем конкретного человека, который кочевал вместе со своими соплеменниками в долине этой реки. Это был некий богатый казах по имени Баймурат из Младшего жуза, который погиб в столкновении с Тянь-Шаньскими киргизами. После смерти хозяина данных пастбищ родичи Баймурата, кочевавшие вместе с ним, пришли к решению назвать его именем реку, которая протекает в этой местности».

В целом в исторических трудах, изданных в разные годы, есть немало сведений о реке Баймурат. К примеру, в топографической записке поручика Яковлева 1851–1852 гг. было указано, что соленое озеро Алаколь, которое находится в 20 км к юго-западу от Жаман Аккол, весной наполнялось талыми водами с оврага Баймурат, в 1870 году при возвращении с зимовок на летние пастбища 1644 семей рода жаппас и 432 семей ходжей из 11 сел в Кентупской волости Перовского уезда их путь лежал через озера Арысь, Мульдир, Джиланшик, Турган, они были не прочь остановиться на поймах рек Баймурат, Карака, Мамыт и Бестобе.

Кентупская волость образована племенами рода Жаппас, этот род так же составлял подавляющее большинство таких волостей, как Царская волость, Константиновская, Сумурунская, Чаганская; казахи Царской волости весьма час­то останавливались в долине реки Баймурат, впадающей в Алабас, а дальше от реки Баймурат кочевые племена держали свой путь через поселения Кызылджар, Куракбай, Бозинген, Бес Бидаийык, Уали и Тойпак. Возвращаясь обратно, по тому же маршруту они не редко стремились задержаться на пастбищах близ реки Баймурат как можно дольше.

Так, все реки, овраги, ложбины, протоки относились к поселению, названному именем Баймурата, ставшим кличем рода Жаппас. К тому же род Жаппас составлял большую часть Бестюбинской волости Кустанайского уезда. Они также прибыли со своих бывших летовок в Сырдарьинской области в конце 1740-х годов. Главной причиной переселения стало то, что в Кустанайском уезде создавались наиболее благоприятные условия для коневодства, то есть обеспечивалось наличие кормов для лошадей.

По генеалогическому древу от Баймурата родились Кара, Утек, Баяу, Байтугел, Алан, Болат, Малбасар и Конур. Они, как и их отец, участвовали в политической жизни страны. Героические качества отца особенно ярко проявились в сыновьях Байтугел, Кара и Алан. В заявлении полковника Бентама от 15 декабря 1789 года говорилось, что князю Г. Потемкину были представлены ценные документы о численности казахских ханов, султанов, биев, батыров, старшин и родов, а также о местах их кочевья. Среди многочисленных сведений, собранных в Казахской степи, есть данные, что 3000 семьями рода Жаппас, которые проживали на Каракумах, вдоль Сырдарьи, то есть на расстоянии 20 дней пути от рубежа крепости Святого Петра, управляли такие батыры, как Утетилеу, Тилеке, Шукирали, Сума, Жарылгап, Кара, Байтугел, Алан, Кунту, Жабагы, Арал, Арыстанбай и Токымбет. В записи полковника можно найти достоверные сведения о Байтугеле и Кара батыре, многократно было упомянуто о их мужестве и благородстве. Надо заметить, Бентам допустил некоторые ошибки при описании родов и племен, к примеру, племена Жаппас, Алаша он отнес к роду Алим, а племена Таз и Тама к роду Шумен, племена Шеркеш, Адай и Алтын к роду Жетиру.

Как бы то ни было, этот факт подтверждает, что сыновья Баймурата Байтугел, Алан и Кара были героями-воинами, как и их отец, и стали старшинами своих племен. Потомком Кара батыра был Тогузак, его потомком является Альмембет, от Альмембета – Кокир батыр. В настоящее время местности названы именем Кокир батыра (овраг Кокир батыра, обрыв Кокир батыра), а также в честь еще одного правнука Баймурата батыра была названа местность Махамбет на побережье Нура Иргизского района Актюбинской области. Это и есть те места, где проживали потомки батыра.

Причину того, почему одного из сыновей батыра нарекли именем Алан (перевод – беспокойство, тревога) рассказал прямой потомок батыра Ринат Ильясов следующим образом: «По завершении одного из сражений с калмыками стоял вопрос о разделении пленных, среди взятых в плен девушек была гордая калмычка, которая, невзирая на свое положение, заявила, что пойдет только за Сарке батыром из рода Жагалбайлы, а из рода Жаппас только за Баймурат батыром. Когда девушка хотела уточнить имя батыра, стоявшего перед ней, батыр лишь отшутился «я тот, чье имя ты уже назвала», и, посадив девушку на своего коня, увез ее с собой. Проходит некоторое время, девушка уже носит под сердцем ребенка, и предпринимает несколько попыток к бегству, но безуспешных. После неоднократных попыток отчаянной калмычки Баймурат батыр поинтересовался, в чем причина такого желания к бегству. Тогда калмычка озвучила свою цель: родить своего первенца среди своих сородичей и воспитать в нем отважного воина, который еще вернется на казахскую землю, чтоб отомстить за честь матери. Но история сложилась иначе, ее сын родился на казахской земле, и он воспитывался вместе с Байтугелем и другими сыновьями батыра. Мальчика назвали Аланом, чтобы онпомнил те неоднократные усилия к воле непокорной калмычки. Мальчик вырос с ложным убеждением, сказанным ему в период взросления, что мать его из рода Найман». Повзрослев, Алан стал батыром. Могила Алан батыра находится в местности Мыншокы Сырдарьинского района Кызылординской области.

Подводя итоги, можно сказать, что Баймурат батыр был одним из выдающихся личностей казахского народа, который ставил интересы степняков превыше личных, и встал на защиту родной земли в суровые и тяжелые времена. Об этом свидетельствуют архивные документы и предания, которые сохранились в памяти народа.

Героические подвиги батыра на пути сохранения независимости казахского народа служат примером для подрастающего поколения. Не случайным является и тот факт, что Наги Ильясов, прямой потомок Алана – сына Баймурата, участвовал во Второй мировой войне и был удостоен звания Героя Советского Союза. На сегодняшний день потомки батыра установили памятник на могиле своего предка Баймурата в Иргизском районе Актюбинской области (на границе с Костанайской областью). В 2015 году в городе Кызылорда состоялась республиканская научно-практическая конференция, посвященная Баймурат батыру, и был снят документальный фильм. Наряду с такими масштабными мероприятиями, очевидно, стоит изучить историю его личности на основе достоверных данных, назвать в честь батыра села, школы, улицы, тем самым оказывая должное уважение как самому батыру, так и его подвигам. Все это имеет большое значение в воспитании последующих поколений, в прививании любви к родному краю и уважения к истории своего народа

 г. Уральск

 

3886 раз

показано

6

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми