- Культура
- 31 Августа, 2020
НАУКА В КАЗАХСТАНЕ
Казахская республика внесла огромный вклад в дело превращения нашей страны в могучую твердыню социализма. Выполняя указания своего вождя и учителя товарища Сталина, данные им в речи 9 февраля 1946 года, трудящиеся Казахской республики достигли новых успехов на всех фронтах социалистического строительства.
За годы послевоенной сталинской пятилетки построены и пущены в эксплуатацию новые предприятия цинкового производства, черной металлургии, химической и иных отраслей промышленности. Вступили в строй электростанции, Усть-Каменогорский цинковый завод, Каратауский горнохимический комбинат, Семипалатинский экстрактный завод, завод шлакоблоков на востоке Казахстана, десятки новых предприятий легкой и пищевой промышленности в разных областях республики. Новая железнодорожная магистраль Моинты – Чу связала кратчайшим путем юг и север республики.
Объем валовой продукции промышленности республики уже в 1949 году вырос по сравнению с 1940 годом почти в два раза. В октябре 1950 года горняки Караганды выполнили свой пятилетний план не только по темпам, но и по объему добычи угля. Растет добыча нефти и цветных металлов, выработка электроэнергии, которая уже в 1949 году достигла уровня, запланированного на конец пятилетки. Больших успехов достигла легкая и пищевая промышленность. По сравнению с 1940 годом в 1949 году в Казахстане выпущено кожаной обуви больше в 2,3 раза, кондитерских изделий – в 26 раз, масла растительного – в 5,7 и животного – в 1,6 раза.
Борясь за выполнение послевоенной сталинской пятилетки и решений февральского Пленума ЦК ВКГ (б), труженики социалистических полей Казахстана значительно расширили посевные площади зерновых, технических и огородно-бахчевых культур, повысили культуру земледелия и урожаи всех ведущих сельскохозяйственных культур, что позволило республике в минувшем году досрочно, к 5 октября выполнить государственный план хлебозаготовок, а затем и намного перевыполнить его.
Животноводы Казахстана уже в 1949 году перевыполнили пятилетний план по росту поголовья крупного рогатого скота и успешно выполняют трехлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства.
Успехи сельского хозяйства республики могут быть лаконично выражены числом Героев Социалистического Труда: в марте 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда первым двум передовикам сельского хозяйства республики – бригадиру тракторной бригады Ударной МТС, Карагандинской области, – Е. И. Герасимову и председателю колхоза имени Ворошилова, Семипалатинской области, – Г. Д. Синягину, а на сегодня в республике насчитывается уже свыше 800 Героев Социалистического Труда.
Вместе с народным хозяйством бурно расцветают культура, искусство и наука. Наука в Советском Казахстане развивается на базе незыблемых основ революционно-материалистического учения Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина. Она творится не только в тиши лабораторий научно-исследовательских учреждений, но и в высших учебных заведениях, в фабрично-заводских корпусах, на социалистических полях и на фермах колхозов и совхозов республики.
Из года в год растет сеть научно-исследовательских учреждений Академии наук Казахской ССР, Казахского филиала Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина и других учреждений. Если в 1940 году в республике насчитывалось 45 научно-исследовательских учреждений и в их числе 14 институтов, то на конец 1950 года Казахстан насчитывал уже 123 научно-исследовательских учреждения и в их числе 34 института.
Наряду с ростом сети научно-исследовательских учреждений растет и их «золотой фонд» – научные кадры. Среди научных работников имеется 71 доктор и 407 кандидатов наук. Кадры научных работников готовятся, главным образом, через аспирантуру Академии наук Казахской ССР, Казахского филиала ВАСХНИЛ, других научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. В настоящее время обучается свыше 400 аспирантов с отрывом от производства и около 200 аспирантов без отрыва от производства.
Большой удельный вес в развитии национальной по форме, социалистической по содержанию культуры казахского народа и в подготовке, кадров для народного хозяйства и науки занимает система высшего образования. В 1940 году Казахстан имел 20 вузов, а в 1950 году – 26. Кроме того, в республике работают 4 филиала всесоюзных заочных институтов. В вузах преподают 1882 человека, в том числе 35 докторов наук и профессоров и 377 кандидатов наук и доцентов. Еще более красноречиво о развитии высшего образования в республике говорит количественный рост студентов. В 1940 году в казахстанских вузах обучалось 6922 студента, а в 1950–1951 учебном году их обучается уже 19 889, среди них около 40 процентов казахов. Однажды летом 1948 года в аул Кайнар Абралинского района, Семипалатинской области, съехалось на каникулы 45 студентов различных вузов – детей кайнарских колхозников. Теперь такие колхозы, в которых казахская молодежь десятками получает высшее образование, мы встречаем сплошь и рядом.
Армия ученых и профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательских учреждениях и вузах республики насчитывает на сегодня 3446 человек, среди них 106 докторов наук и профессоров и 784 кандидата наук и доцентов. В числе докторов наук – 17 казахов, из них – 2 женщины-казашки, а в числе кандидатов наук – около 150 казахов и в том числе – около 30 женщин-казашек. За творческую доблесть в области науки около 50 ученых, деятелей промышленности и сельского хозяйства республики удостоены высокого звания лауреата Сталинской премии и более 50 научных работников – звания заслуженного деятеля науки и техники Казахской ССР.
Ученые Казахстана самоотверженно и успешно трудятся над выполнением указания товарища Сталина о том, чтобы «...не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны».
Могучему подъему научной мысли способствует рост влияния марксистско-ленинской идеологии на все отрасли знания, усиление борьбы советской науки с устоями буржуазной реакционной лженауки. Решающее влияние на расцвет науки в Казахстане оказали известные постановления ПК ВКП(б) по идеологическим вопросам, постановления большевистской партии и советского правительства о плане преобразования природы и великих стройках коммунизма и завершившиеся торжеством материалистических принципов творческие дискуссии по философии, биологии, проблемам павловской физиологии и по вопросам советского языкознания.
Немалое значение на развитие агробиологической науки в Казахстане оказало критическое выступление академика Т. Д. Лысенко по поводу ошибочных взглядов В. Р. Вильямса в его агрономическом учении и на развитие микробиологической науки – исследования профессора О. Т. Лепешинской о внеклеточном развитии.
Научно-исследовательская работа в республике в настоящее время ведется более чем по 40 основным отраслям науки. Казахстанскими учеными интенсивно изучаются недра Казахстана. При их ближайшем участии Казахстан вышел на первое место в мире по выявленным запасам ряда ценнейших цветных металлов. По запасам меди, свинца, серебра и фосфоритов Казахстан занял первое место в Союзе. В области ме-таллургии и обогащения руд разрешен ряд проблем, способствующих бурному развитию металлургической промышленности республики. В области горной науки за последние годы ученые разработали ряд ценных технических проблем, связанных с запросами горно-промышленных предприятий Лениногорска, Караганды, Джезказгана и Текели.
Бурному росту энергетики Казахстана способствуют серьезные научные разработки проблем энергоснабжения промышленных узлов республики, а также отдельные достижения науки по экономному расходованию всех видов энергии и топлива.
Большие проблемы разрабатываются учеными Казахстана в области физики, химии, астрономии и математики. Широко поставлено изучение планет и других небесных светил нашей галактики; химики разрабатывают важные вопросы катализа и добычи химических продуктов из местного растительного и минерального сырья; математики углубляют элементы теории устойчивости – все это имеет большое народнохозяйственное значение для нашей страны.
Немалые успехи достигнуты в деле систематического изучения и использования ресурсов поверхности Казахстана – ее почв, флоры и фауны. Много дали ученые в содружестве с новаторами-практиками в области сельскохозяйственных наук. Ими разработан и рекомендован производству целый ряд ценных предложений по вопросам улучшения агротехники, схем севооборотов, организации семеноводства, травопольной системы земледелия по комплексу Докучаева – Костычева – Вильямса – Лысенко, подбора пород деревьев для полезащитных лесных полос и декоративных насаждений.
Пользуясь мичуринскими методами селекции, ученые Казахстана только за последние пять лет дали народному хозяйству большое количество высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных. Новые сорта пшеницы «акмолинка» и «шортандинская», ржи, риса, подсолнечника, сахарной свеклы, хлопчатника и других культур, выведенные учеными-мичуринцами, на полях колхозов и совхозов республики дают богатые урожаи.
За последние годы получила широкую известность новая порода овец – «казахский архаромеринос», созданная учеными Академии наук Казахской ССР путем отдаленной гибридизации, и новая порода крупного рогатого скота мясного и мясомолочного направления, – «казахская белоголовая», созданная учеными Казахского филиала ВАСХНИЛ совместно с производственниками госплемрассадников. Недавно с большим успехом испытывалась новая порода лошади – «кустанайская рысистая», давшая превосходные результаты. Близки к завершению работы по выведению ряда новых ценных пород мелкого и крупного рогатого скота, свиней и верблюдов.
Широкий размах получила также медицинская наука, где главное внимание исследователей обращается на изучение ряда болезней, свойственных нашему краю, и искание мер борьбы с ними.
Общественные науки в республике имеют свои успехи в области изучения истории компартии и гражданской истории Казахстана, а также в области экономики, литературы, искусствоведения и других.
Все эти успехи бурного развития науки в Казахстане являются ярким выражением торжества ленинско-сталинской национальной политики, большой заботы большевистской партии, советского правительства и лично товарища Сталина.
Достижения науки в республике в общем значительны, однако размах и содержание научно-творческой работы все еще далеко отстают от запросов коммунистического строительства. Так, например, наши ученые и научно-исследовательские учреждения оказались неподготовленными к тому диапазону комплексных научных исследований, который был вызван постановлениями советского правительства о великих гидростройках коммунизма, и теперь им приходится наверстывать упущенное.
Теоретический уровень научной работы в ряде случаев недостаточно высок.
Из-за отсутствия критического подхода к учению В. Р. Вильямса наши представители сельскохозяйственной и агробиологической науки долгое время пропагандировали некоторые его ошибочные положения: отрицательное отношение к культуре озимых хлебов, вследствие незнания их биологических особенностей; признание необходимости взмета пласта сеяных трав только поздней осенью, безотносительно к климатическим условиям районов; отрицание искусственного дренажа как средства рассоления почв в зоне орошаемого земледелия; игнорирование катка и бороны как орудий обработки почвы; признание удобрительных свойств только за перепревшим навозом и отрицание эффективности применения минеральных удобрений на бесструктурных почвах и другие.
Не были свободны от ошибок и некоторые наши ученые медики (клиницисты). Так, профессор Баккал пытался лечить язвенные заболевания желудка путем его денервации, что несовместимо с учением И. П. Павлова.
Серьезные ошибки допущены языковедами. До появления гениальных трудов товарища Сталина по языкознанию ведущие языковеды Казахстана, доктора филологических наук Аманжолов, Кенесбаев, Сауранбаев, Балакаев стояли на немарксистских позициях Н. Я. Марра, и до сих пор еще не все из них по-настоящему перестроили свою работу в соответствии со сталинским учением о языке.
Наряду с активно возрастающей связью науки с практикой, следует признать, что еще не все ученые, научные учреждения и вузы тесно соединили свою научную деятельность с работой производства. Нет еще строго научного обобщения опыта передовиков производства. Достижения Витай Татеновой из колхоза имени Молотова Талды-Курганской области, вырастившей на одном гектаре 1906,5 центнера сахарной свеклы, Дарихи Джантоховой из колхоза «Красная звезда», Джамбулской области, вырастившей на одном гектаре 1892 центнера сахарной свеклы, и других новаторов сельскохозяйственного производства и промышленности Казахстана бесспорно являются выдающимся, мировым вкладом в науку. Однако наши ученые не взялись вплотную за изучение опыта этих производственников.
Перед наукой Казахской республики стоят большие и почетные задачи. Ученые Казахстана должны внести свой весомый вклад в общее дело советского народа – строительство великих сооружений сталинской эпохи.
Ученые должны принять непосредственное и широкое участие в разрешении таких крупнейших народнохозяйственных проблем, стоящих перед республикой, как усиление механизации всех трудоемких процессов, дальнейшее развитие энергетической базы в промышленности и в сельском хозяйстве, еще более быстрое движение по пути общего технического прогресса, дальнейшее повышение производительности труда и выращивание кадров для всех отраслей производства и культуры.
Обширные задачи перед наукой Казахстана стоят в связи с предстоящими грандиозными работами по дальнейшему развитию животноводства, по обводнению, облесению и электрификации сельского хозяйства.
В области гуманитарных наук стоит задача дальнейшей разработки подлинно марксистской истории казахского народа, вопросов развития общественной мысли и языкознания в свете сталинского учения о языке.
Для разрешения этих и многих других задач, стоящих перед наукой Казахстана, мы имеем неограниченные возможности. Благодаря постоянной заботе партии, правительства и лично товарища Сталина, советская наука поставлена в такие условия, которые немыслимы в буржуазных странах. Капитализм отделил науку от труда, превратив ее в служанку буржуазии, в орудие угнетения трудящихся. Отравленная ядом гнилостного разложения, нынешняя буржуазная наука призвана насаждать в народе дух рабской покорности, дух индивидуализма и мистики. Она направлена против кровных интересов народных масс. Отличительная черта советской науки состоит в том, что она «...не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки...» (И. Сталин).
Советской науке открыты необозримые просторы в развитии. Создавая условия для прогрессирующего господства человека над стихийными силами природы, она вносит неоценимый вклад в строительство коммунизма.
Работники науки и высшей школы Казахстана идут к выборам в Верховный Совет своей республики проникнутыми духом глубокой благодарности большевистской партии, советскому правительству, своему вождю и корифею науки великому Сталину за ту огромную заботу, которую они ощущают в своем повседневном созидательном труде, и готовыми самоотверженно отдавать все свои знания на благо советского народа.
А. БЕЛОВ,
«Большевик Казахстана», № 1, 1951 г.
От редакции: В статье «Наука в Казахстане» ощущается попытка ее автора А. Белова осмыслить происходящие процессы в сфере науки. Посвятив целую страницу достигнутым социально-экономическим успехам республики в течение одного десятилетия, он подтверждает их конкретными фактами и цифрами. «За годы послевоенной сталинской пятилетки построены и пущены в эксплуатацию новые предприятия цинкового производства, черной металлургии, химических и иных отраслей промышленности». Автор упоминает о пуске электростанций, стальной магистрали Мойинты–Чу, Усть-Каменогорского цинкового завода и ряда других важных объектов. Не без гордости сообщает о двукратном росте валовой продукции республики к началу 1950 года по сравнению с началом 1940 года.
По мнению А. Белова, вместе с развитием народного хозяйства «бурно расцветают культура, искусство и наука». Возможно, были в послевоенном Казахстане какие-то заметные положительные изменения в культуре и искусстве, но о расцвете науки говорить не приходится. Хотя бы потому что, если государственный подход к ее развитию выстроен на таких лженаучных принципах, как – «Наука в Советском Казахстане развивается на базе незыблемых основ революционно-материалистического учения Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина». Очевидно, по этой причине, перечисляя Героев Социалистического Труда, рост поголовья крупного рогатого скота, то есть фактах, не имеющих прямого отношения к данной теме, автор не обмолвился ни об одном открытии, сделанном учеными республики за обозреваемый им период. Их, за исключением научного открытия мирового уровня, сделанным К. И. Сатпаевым, не было в казахстанской науке. Поэтому автор лишь приводит цифры роста числа научно-исследовательских учреждений и институтов, аспирантов, кандидатов, докторов наук. Это, конечно, замечательно, но эти факты еще не иллюстрируют «расцвет» науки. Да и рассчитывать на подобный расцвет в ту пору было не просто, особенно в аграрной науке. Ведь в то время в фаворе у власти был одиозный лжеученый Лысенко. Вот ссылка на него: «Немалое значение на развитие агробиологической науки в Казахстане оказало критическое выступление академика Т. Д. Лысенко по поводу ошибочных взглядов В. Р. Вильямса в его агрономическом учении и на развитие микробиологической науки – исследования профессора О. Т. Лепешинской о внеклеточном развитии». Или другой факт, говорящий сам за себя. Цитируем А. Белова: «Серьезные ошибки допущены языковедами. До появления гениальных трудов Сталина по языкознанию ведущие языковеды Казахстана, доктора филологических наук Аманжолов, Кенесбаев, Сауранбаев, Балакаев стояли на немарксистских позициях Н. Я. Марра, и до сих пор еще не все из них по-настоящему перестроили свою работу в соответствии со сталинским учением о языке». Надо только додуматься до такого, чтобы делать такие выводы о работе казахских лингвистов, при этом не зная элементарно трех слов на казахском языке. Что могли толкового предложить «гениальные труды» Сталина и Марра специфическому национальному языкознанию. Разумеется, одного марксистско-ленинского учения в столь тонкой научной сфере, мягко говоря, было явно недостаточно.
1394 раз
показано2
комментарий