• Культура
  • 31 Августа, 2020

НАУКА В КАЗАХСТАНЕ

Казахская республика внесла огромный вклад в дело превращения нашей страны в могучую твердыню социализма. Выполняя указания своего вождя и учителя товарища Сталина, данные им в речи 9 февраля 1946 года, трудящиеся Казахской республики достигли новых успехов на всех фронтах социалистического строительства.

За годы послевоенной сталинской пятилетки построены и пущены в эксплуатацию новые предприятия цинкового производства, черной металлургии, химической и иных отраслей промышленности. Вступили в строй электростанции, Усть-Каменогорский цинковый завод, Каратауский горнохимический комбинат, Семипалатинский экстрактный завод, завод шлакоблоков на востоке Казахстана, десятки новых предприятий легкой и пищевой промышленности в разных областях республики. Новая железнодорожная магистраль Моинты – Чу связала кратчайшим путем юг и север республики.

Объем валовой продукции промышленности республики уже в 1949 году вырос по сравнению с 1940 годом почти в два раза. В октябре 1950 года горняки Караганды выполнили свой пятилетний план не только по темпам, но и по объему добычи угля. Растет добыча нефти и цветных металлов, выработка электроэнергии, которая уже в 1949 году достигла уровня, запланированного на конец пятилетки. Больших успехов достигла легкая и пищевая промышленность. По сравнению с 1940 годом в 1949 году в Казахстане выпущено кожаной обуви больше в 2,3 раза, кондитерских изделий – в 26 раз, масла растительного – в 5,7 и животного – в 1,6 раза.

Борясь за выполнение послевоенной сталинской пятилетки и решений февральского Пленума ЦК ВКГ (б), труженики социалистических полей Казахстана значительно расширили посевные площади зерновых, технических и огородно-бахчевых культур, повысили культуру земледелия и урожаи всех ведущих сельскохозяйственных культур, что позволило республике в минувшем году досрочно, к 5 октября выполнить государственный план хлебозаготовок, а затем и намного перевыполнить его.

Животноводы Казахстана уже в 1949 году перевыполнили пятилетний план по росту поголовья крупного рогатого скота и успешно выполняют трехлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства.

Успехи сельского хозяйства респуб­­лики могут быть лаконично выражены числом Героев Социалистического Труда: в марте 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда первым двум передовикам сельского хозяйства республики – бригадиру тракторной бригады Ударной МТС, Карагандинской области, – Е. И. Герасимову и председателю колхоза имени Ворошилова, Семипалатинской области, – Г. Д. Синягину, а на сегодня в респуб­лике насчитывается уже свыше 800 Героев Социалистического Труда.

Вместе с народным хозяйством бурно расцветают культура, искусство и наука. Наука в Советском Казахстане развивается на базе незыблемых основ революционно-материалистического учения Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина. Она творится не только в тиши лабораторий научно-исследовательских учреждений, но и в высших учебных заведениях, в фабрично-заводских корпусах, на социалистических полях и на фермах колхозов и совхозов республики.

Из года в год растет сеть научно-исследовательских учреждений Академии наук Казахской ССР, Казахского филиа­ла Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина и других учреждений. Если в 1940 году в республике насчитывалось 45 научно-исследовательских учреждений и в их числе 14 институтов, то на конец 1950 года Казахстан насчитывал уже 123 научно-исследовательских учреждения и в их числе 34 института.

Наряду с ростом сети научно-исследовательских учреждений растет и их «золотой фонд» – научные кадры. Среди научных работников имеется 71 доктор и 407 кандидатов наук. Кадры научных работников готовятся, главным образом, через аспирантуру Академии наук Казахской ССР, Казахского филиала ВАСХНИЛ, других научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. В настоящее время обучается свыше 400 аспирантов с отрывом от производства и около 200 аспирантов без отрыва от производства.

Большой удельный вес в развитии национальной по форме, социалистической по содержанию культуры казахского народа и в подготовке, кадров для народного хозяйства и науки занимает система высшего образования. В 1940 году Казахстан имел 20 вузов, а в 1950 году – 26. Кроме того, в республике работают 4 филиала всесоюзных заочных институтов. В вузах преподают 1882 человека, в том числе 35 докторов наук и профессоров и 377 кандидатов наук и доцентов. Еще более красноречиво о развитии высшего образования в республике говорит количественный рост студентов. В 1940 году в казахстанских вузах обучалось 6922 студента, а в 1950–1951 учебном году их обучается уже 19 889, среди них около 40 процентов казахов. Однажды летом 1948 года в аул Кайнар Абралинского района, Семипалатинской области, съехалось на каникулы 45 студентов различных вузов – детей кайнарских колхозников. Теперь такие колхозы, в которых казахская молодежь десятками получает высшее образование, мы встречаем сплошь и рядом.

Армия ученых и профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательских учреждениях и вузах республики насчитывает на сегодня 3446 человек, среди них 106 докто­ров наук и профессоров и 784 кандидата наук и доцентов. В числе докторов наук – 17 казахов, из них – 2 женщины-казашки, а в числе кандидатов наук – около 150 казахов и в том числе – около 30 женщин-казашек. За творческую доблесть в области науки около 50 ученых, деятелей промышленности и сельского хозяйства республики удостоены высокого звания лауреата Сталинской премии и более 50 научных работников – звания заслуженного деятеля науки и техники Казахской ССР.

Ученые Казахстана самоотверженно и успешно трудятся над выполнением указания товарища Сталина о том, чтобы «...не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны».

Могучему подъему научной мысли способствует рост влияния марксистско-ленинской идеологии на все отрасли знания, усиление борьбы советской науки с устоями буржуазной реакционной лженауки. Решающее влияние на расцвет науки в Казахстане оказали известные постановления ПК ВКП(б) по идеологическим вопросам, постановления большевистской партии и советского правительства о плане преобразования природы и великих стройках коммунизма и завершившиеся торжеством материалистических принципов творческие дискуссии по философии, биологии, проблемам павловской физиологии и по вопросам советского языкознания.

Немалое значение на развитие агробиологической науки в Казахстане оказало критическое выступление академика Т. Д. Лысенко по поводу ошибочных взглядов В. Р. Вильямса в его агрономическом учении и на развитие микробиологической науки – исследования профессора О. Т. Лепешинской о внеклеточном развитии.

Научно-исследовательская работа в республике в настоящее время ведется более чем по 40 основным отраслям науки. Казахстанскими учеными интенсивно изучаются недра Казахстана. При их ближайшем участии Казахстан вышел на первое место в мире по выявленным запасам ряда ценнейших цветных металлов. По запасам меди, свинца, серебра и фосфоритов Казахстан занял первое место в Союзе. В области ме-таллургии и обогащения руд разрешен ряд проблем, способствующих бурному развитию металлургической промышленности республики. В области горной науки за последние годы ученые разработали ряд ценных технических проблем, связанных с запросами горно-промышленных предприятий Лениногорс­ка, Караганды, Джезказгана и Текели.

Бурному росту энергетики Казахстана способствуют серьезные научные разработки проблем энергоснабжения промышленных узлов республики, а также отдельные достижения науки по экономному расходованию всех видов энергии и топлива.

Большие проблемы разрабатываются учеными Казахстана в области физики, химии, астрономии и математики. Широко поставлено изучение планет и других небесных светил нашей галактики; химики разрабатывают важные вопросы катализа и добычи химических продуктов из местного растительного и минерального сырья; математики углубляют элементы теории устойчивости – все это имеет большое народнохозяйственное значение для нашей страны.

Немалые успехи достигнуты в деле систематического изучения и использования ресурсов поверхности Казахстана – ее почв, флоры и фауны. Много дали ученые в содружестве с новаторами-практиками в области сельскохозяйственных наук. Ими разработан и рекомендован производству целый ряд ценных предложений по вопросам улучшения агротехники, схем севооборотов, организации семеноводства, травопольной системы земледелия по комплексу Докучаева – Костычева – Вильямса – Лысенко, подбора пород деревьев для полезащитных лесных полос и декоративных насаждений.

Пользуясь мичуринскими методами селекции, ученые Казахстана только за последние пять лет дали народному хозяйству большое количество высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных. Новые сорта пшеницы «акмолинка» и «шортандинская», ржи, риса, подсолнечника, сахарной свеклы, хлопчатника и других культур, выведенные учеными-мичуринцами, на полях колхозов и совхозов республики дают богатые урожаи.

За последние годы получила широкую известность новая порода овец – «казахский архаромеринос», созданная учеными Академии наук Казахской ССР путем отдаленной гибридизации, и новая порода крупного рогатого скота мясного и мясомолочного направления, – «казахская белоголовая», созданная учеными Казахского филиала ВАСХНИЛ совместно с производственниками госплемрассадников. Недавно с большим успехом испытывалась новая порода лошади – «кустанайская рысистая», давшая превосходные результаты. Близки к завершению работы по выведению ряда новых ценных пород мелкого и крупного рогатого скота, свиней и верблюдов.

Широкий размах получила также медицинская наука, где главное внимание исследователей обращается на изучение ряда болезней, свойственных нашему краю, и искание мер борьбы с ними.

Общественные науки в республике имеют свои успехи в области изучения истории компартии и гражданской истории Казахстана, а также в области экономики, литературы, искусствоведения и других.

Все эти успехи бурного развития науки в Казахстане являются ярким выражением торжества ленинско-сталинской национальной политики, большой заботы большевистской партии, советского правительства и лично товарища Сталина.

Достижения науки в республике в общем значительны, однако размах и содержание научно-творческой работы все еще далеко отстают от запросов коммунистического строительства. Так, например, наши ученые и научно-исследовательские учреждения оказались неподготовленными к тому диапазону комплексных научных исследований, который был вызван постановлениями советского правительства о великих гид­ростройках коммунизма, и теперь им приходится наверстывать упущенное.

Теоретический уровень научной работы в ряде случаев недостаточно высок.

Из-за отсутствия критического подхода к учению В. Р. Вильямса наши представители сельскохозяйственной и агробиологической науки долгое время пропагандировали некоторые его ошибочные положения: отрицательное отношение к культуре озимых хлебов, вследствие незнания их биологических особенностей; признание необходи­мости взмета пласта сеяных трав только поздней осенью, безотносительно к климатическим условиям районов; отрицание искусственного дренажа как средства рассоления почв в зоне орошае­мого земледелия; игнорирование катка и бороны как орудий обработки почвы; признание удобрительных свойств только за перепревшим навозом и отрицание эффективности применения минеральных удобрений на бесструктурных поч­вах и другие.

Не были свободны от ошибок и некоторые наши ученые медики (клиницисты). Так, профессор Баккал пытался лечить язвенные заболевания желудка путем его денервации, что несовместимо с учением И. П. Павлова.

Серьезные ошибки допущены языковедами. До появления гениальных трудов товарища Сталина по языкознанию ведущие языковеды Казахстана, доктора филологических наук Аманжолов, Кенесбаев, Сауранбаев, Балакаев стоя­ли на немарксистских позициях Н. Я. Марра, и до сих пор еще не все из них по-настоящему перестроили свою работу в соответствии со сталинским учением о языке.

Наряду с активно возрастающей связью науки с практикой, следует признать, что еще не все ученые, научные учреждения и вузы тесно соединили свою научную деятельность с работой производства. Нет еще строго научного обобщения опыта передовиков производства. Достижения Витай Татеновой из колхоза имени Молотова Талды-Курганской области, вырастившей на одном гектаре 1906,5 центнера сахарной свеклы, Дарихи Джантоховой из колхоза «Красная звезда», Джамбулской области, вырастившей на одном гектаре 1892 центнера сахарной свеклы, и других новаторов сельскохозяйственного производства и промышленности Казахстана бесспорно являются выдающимся, мировым вкладом в науку. Однако наши ученые не взялись вплотную за изучение опыта этих производственников.

Перед наукой Казахской республики стоят большие и почетные задачи. Ученые Казахстана должны внести свой весомый вклад в общее дело советского народа – строительство великих сооружений сталинской эпохи.

Ученые должны принять непосредственное и широкое участие в разрешении таких крупнейших народнохозяйственных проблем, стоящих перед республикой, как усиление механизации всех трудоемких процессов, дальнейшее развитие энергетической базы в промышленности и в сельском хозяйстве, еще более быстрое движение по пути общего технического прогресса, дальнейшее повышение производительности труда и выращивание кадров для всех отраслей производства и культуры.

Обширные задачи перед наукой Казахстана стоят в связи с предстоящими грандиозными работами по дальнейшему развитию животноводства, по обводнению, облесению и электрификации сельского хозяйства.

В области гуманитарных наук стоит задача дальнейшей разработки подлинно марксистской истории казахского народа, вопросов развития общественной мысли и языкознания в свете сталинского учения о языке.

Для разрешения этих и многих других задач, стоящих перед наукой Казахстана, мы имеем неограниченные возможности. Благодаря постоянной заботе партии, правительства и лично товарища Сталина, советская наука поставлена в такие условия, которые немыслимы в буржуазных странах. Капитализм отделил науку от труда, превратив ее в служанку буржуазии, в орудие угнетения трудящихся. Отравленная ядом гнилостного разложения, нынешняя буржуазная наука призвана насаждать в народе дух рабской покорности, дух индивидуализма и мистики. Она направлена против кровных интересов народных масс. Отличительная черта советской науки состоит в том, что она «...не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки...» (И. Сталин).

Советской науке открыты необозримые просторы в развитии. Создавая условия для прогрессирующего господства человека над стихийными силами природы, она вносит неоценимый вклад в строительство коммунизма.

Работники науки и высшей школы Казахстана идут к выборам в Верховный Совет своей республики проникнутыми духом глубокой благодарности большевистской партии, советскому правительству, своему вождю и корифею науки великому Сталину за ту огромную заботу, которую они ощущают в своем повседневном созидательном труде, и готовыми самоотверженно отдавать все свои знания на благо советского народа.

 А. БЕЛОВ,

«Большевик Казахстана», № 1, 1951  г.

От редакции: В статье «Наука в Казахстане» ощущается попытка ее автора А. Белова осмыслить происходящие процессы в сфере науки. Посвятив целую страницу достигнутым социально-экономическим успехам рес­публики в течение одного десятилетия, он подтверждает их конкретными фактами и цифрами. «За годы послевоенной сталинской пятилетки по­строены и пущены в эксплуатацию новые предприятия цинкового производства, черной металлургии, химических и иных отраслей промышленности». Автор упоминает о пуске электростанций, стальной магистрали Мойинты–Чу, Усть-Каменогорского цинкового завода и ряда других важных объектов. Не без гордости сообщает о двукратном росте валовой продукции республики к началу 1950 года по сравнению с началом 1940 года.

По мнению А. Белова, вместе с развитием народного хозяйства «бурно расцветают культура, искусство и нау­ка». Возможно, были в послевоенном Казахстане какие-то заметные положительные изменения в культуре и искусстве, но о расцвете науки говорить не приходится. Хотя бы потому что, если государственный подход к ее развитию выстроен на таких  лженаучных принципах, как – «Наука в Советском Казахстане развивается на базе незыб­лемых основ революционно-материалистического учения Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина». Очевидно, по этой причине, перечисляя Героев Социалистического Труда, рост поголовья крупного рогатого скота, то есть фактах, не имеющих прямого отношения  к данной теме, автор не обмолвился ни об одном открытии, сделанном учеными республики за обозреваемый им период. Их, за исключением научного открытия мирового уровня, сделанным К. И. Сатпаевым, не было в казахстанской науке.  Поэтому автор лишь приводит цифры роста числа научно-исследовательских учреждений и институтов, аспирантов, кандидатов, докторов наук. Это, конечно, замечательно, но эти факты еще не иллюстрируют «расцвет» науки. Да и рассчитывать на подобный расцвет в ту пору было не просто, особенно в аграрной науке. Ведь в то время в фаворе у власти был одиозный лжеученый Лысенко. Вот ссылка на него: «Немалое значение на развитие агробиологической науки в Казахстане оказало критическое выступление академика Т. Д. Лысенко по поводу ошибочных взглядов В. Р. Вильямса в его агрономическом учении и на развитие микробиологической науки – исследования профессора О. Т. Лепешинской о внеклеточном развитии». Или другой факт, говорящий сам за себя. Цитируем А. Белова: «Серьезные ошибки допущены языковедами. До появления гениальных трудов Сталина по языкознанию ведущие языковеды Казахстана, доктора филологических наук  Аманжолов, Кенесбаев, Сауранбаев, Балакаев стояли на немарксистских   позициях Н. Я. Марра, и до сих пор еще не все из них по-настоящему перестроили свою работу в соответствии со сталинским учением о языке».  Надо только додуматься до такого, чтобы делать такие выводы о работе казахских лингвистов, при этом не зная элементарно трех слов на казахском языке. Что могли толкового предложить «гениальные труды» Сталина и Марра специфическому национальному языкознанию. Разумеется, одного марксистско-ленинского учения в столь тонкой научной сфере, мягко говоря, было явно недостаточно.

 

1394 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми