• Общество
  • 31 Августа, 2020

РОДИНА КАК МЕРИЛО НАШИХ ЦЕННОСТЕЙ

Сабыржан МАХМЕТОВ,
президент Всемирной ассоциации «Жекпе-жек»

Мир изменился. Общество переживает непростой период, что порождает немало страхов, сомнений, тревог. Неизвестное воспринимается многими как нечто враждебное, потому как – не привычно, не знакомо. Но человек – неотъемлемая часть окружающей среды. Птица, сидящая на ветке, не боится, что она сломается, не потому, что не сомневается в крепости ветки. А потому, что уверенна в своих крыльях. Отсюда мораль: не уповай на кого-то. Поверь в себя. Это позволит тебе укрепиться самому, и преобразить родину, которая существует в каждом, как объективная данность, как матрица, код Вселенной. Как непересыхающий источник энергии добра и созидания.

Вся моя жизнь сызмальства связана с миром спортивных единоборств. На этом пути, образно говоря, одолел сорок ледников и пустынь. Постоянная проверка на прочность, сплошные вызовы – внутренняя жизнь спорта, в целом, мало отличается от жизни общественной. Только вот мотивации деятельности у людей, здесь и там – существенно разнятся.

На ковре или на ринге, главное оружие в арсенале бойца – доверие к себе. Это истина, которую надо принять и усвоить с самого начала. Лишь доверившись себе, человек может преодолеть страх. Победа – результат не только натренированного тела. В первую очередь победа рождается в голове. И заб­луждается тот, кто спесиво мнит, что у спортсменов с интеллектом – как-то не очень.

В спорте, как нигде, личная ответственность человека – на переднем плане. Перекладывать ее на чужие плечи – неприемлемо. Ведь стремление к победе и безответственность – вещи, в принципе, несовместимые.

Что касается жизни общества, то такое ощущение, что повсюду нынче ценится не самостоятельность, а сговорчивость. Не оригинал, а подделка. Обилие фраз, обещаний, новомодных реформ – не всегда прогрессивных, но неизменно – расходных, напоминают бег на месте. Министерства и всевозможные ведомства дружно несут какую-то абстрактную коллективную ответственность, когда таковой в природе не существует. Ответственность, как и совесть – всегда конкретна и индивидуальна. Человек краснеет один.

В подавляющем большинстве случаях страна живет в долг. Многие семьи давно влачат существование, кое-как погашая банковские кредиты. Всех – и рядовых граждан, и, безусловно, власть – тревожит нарастающий дефицит жилья и рабочих мест, особенно обострившийся во время карантина.

Однако кризис, это ведь не есть плохо. На Востоке всегда считали наоборот: перемены – редкий шанс измениться к лучшему. Все зависит от самих людей. Никто нас не разрушит, если мы не позволим это сделать. Никто не спасет, если мы сами себя не спасем.

В жизни, что и в спорте, действуют одни и те же инструкции по сохранению равновесия: сбили с ног – немедленно попытайся встать. Оставаться долго внизу нельзя, карабкайся изо всех сил наверх. И не забывай, что кому-то в данный момент, возможно, необходима твоя помощь.

Иногда сделанное для одного человека – равносильно выполненному в масштабе страны. Не столь важно, чего мы достигнем, преодолев трудности, гораздо важнее – какими станем после. Потому что, каковы мы – таковой и будет наша родина.

Вообще, о родине надо думать всегда. В период пандемии – особенно. Днем и ночью мысль о ней должна присутствовать в сознании здравомыслящего человека. С родиной – жизнь в радость. Без нее – суета. Когда говорят: не до родины сейчас, и так – проблем навалилось, это значит – не ладится что-то у людей внутри. До такой степени, что замутненный разум подсказывает неверное направление.

Почему-то на всю жизнь, еще с детства, врезались в память чьи-то стихи, которые любил повторять отец:

 «…если есть неостывший в золе уголек,

Значит – пламя костра не погасло.

Если в поле бесплодном пробился росток,

То – не бесплодна она, а – прекрасна!..

 Взращивать и закреплять в душах эти ростки привязанности к родине, к той пяди земли, с которой всё у каждого начиналось – может, и есть самое необходимое сегодня. Может быть, не парацетамол, и не аспирин, и не спасительная вакцина от COVID, которую мучительно ждут люди, и есть тот самый тайный элемент, который укрепит наш физиологический иммунитет.

Родину нельзя любить по протоколу, по настроению. Или только – на сытый желудок. Она, ни в коей мере, не зависит от нашего мироощущения. Это мы обусловлены ею. Она – священный дух, вложенный Творцом в наши души. И от человека зависит, как он поступает с этим сокровищем. Благоговеет ли, заботясь и облагораживая ее честным трудом. Или задвигает угрюмо и тупо, на периферию сознания, что, по сути, является болезнью.

Даже если не думаешь – она тебя не забудет. Будет нести, как раненную птицу, и по капле – возвращать жизнь, пока не окрепнешь, и не встанешь на ноги. Не образумишься.

Родина прощает и терпит до бесконечности, потому что она – Мать, нас породившая. Матери ведь созданы сплошь из терпения и любви. А какие уж из нас получаются сыновья и дочери – это показывает время, которое судит по делам и поступкам.

С родиной мы связаны тысячью нитей. Иногда человек и не догадывается, как сильно к ней привязан. Бывало, живет себе и живет обычной жизнью: растит детей, занимается полезным делом. А как, случится, отъехать куда – через время начнет торопиться обратно. Туда, где – дым очага, родные, друзья. Где хлеб вкуснее, вода – чище. Дожди теплые, как парное молоко. И у цветов аромат – совсем другой, более нежный, выразительный.

Туда, где все – родное, свое. Пережитое и нажитое. Даже мечты и воспоминания. Потому что лишь на родине у тебя есть – и прошлое, и будущее. А на чужбине в основном лишь – настоящее...

Родину нужно любить, но только не с завязанными глазами. Как и у всего живого, у нее возможны состояния нездоровья. Ее болезни – и есть наши несовершенства.

Общеизвестный факт, когда жертвами коронавирусной инфекции все чаще оказываются и медики, вызвал в стране не только сопереживание, но и понятную обеспокоенность. Что будет с нами, переживает народ, если врачи сами не могут уберечься? Почему пережившее немало реформ, отечественное здравоохранение бессильно разводит руками?

Почему наши службы здравоохранения, не понаслышке ведавшие о смертельно опасном вирусе, не смогли обезопасить медперсонал? Подвели средства защиты? Или сказалась беспечность самих врачей, медсестер?

В любом случае произошедшее очень напомнило битву плохо обученного войс­ка с вооруженным до зубов противником. И оправдания по поводу поражения в данном случае бессмысленны. Потому что ни одно – не отразит суть. Спроси сейчас: кто виновен в случившемся? Таковых не отыщется. Потому как в нештатный момент никто не нес должную ответственность – ни за себя, ни за других. Хотя у каждой ошибки всегда есть конкретная фамилия.

Безответственность – явление распространенное, даже ставшее привычным в нашей повседневной жизни. Сплошь и рядом – бегство от самих себя. Люди готовы верить кому угодно – только не себе. Потому что нет доверия к себе. Нам гораздо легче положиться на зарубежных экспертов, кризис-менеджеров, маэстро всех уровней, тренеров, чем на себя. Потому как считаем себя недостаточно подготовленными, незрелыми, какими-то не стопроцентными, даже не догадываясь при этом, что отказываемся от собственной, Богом данной незаурядности, неповторимости, уникальности. Мы привыкаем к положению вечных учеников.

Преклонение перед всем иностранным становится нашим национальным менталитетом. «Заграница» твердо обозначилась в синонимах престижа. К примеру, для молодежи – диплом, полученный по государственной программе «Болашақ», стал символом преуспевания. А на вопрос, почему первыми начали осваивать космос не выпускники Кембриджа или Оксфорда, а, все-таки, советские ученые и инженеры, окончившие вузы СССР – внятный ответ вряд ли кто из новоиспеченных по западному образцу специалистов даст.

Кстати, существует ли у нас в профильном министерстве хоть какая-то статистика, подтверждающая экономическую, социальную целесообразность данного проекта? Насколько превосходит образовательный уровень болашаковцев степень подготовленности выпускников отечественных вузов? Не стоит забывать, что подлинными знания­ми большинство гениев человечества было склонно считать именно то, что остается после образования.

Родину нельзя обманывать. Нельзя, прикрываясь красивой, пафосной идеей укрепления ее имиджа и авторитета, устраивать гонку в проведении затратных международных форумов, эффективность которых вызывает большие сомнения. Недопустимо тиражировать иллюзорные впечатления, ложные истины. Они тлетворно воздействуют на подрастающее поколение, которое, с легкостью капитулируя перед чужедальним, забывает о своей неповторимости.

Родина ни о чем так сейчас не беспокоится, как о том, чтобы мы вернули доверие к себе. Надо найти мужество поверить в свою состоятельность. Ничто так не укрепит нашу родину, не поднимет ее авторитет в мире, как наша готовность смиренно и старательно, в поте лица, обустраивать свою территорию, полученную в наследство от великих предков. Нам есть с кого брать пример. Изумленный смекалкой, небезынтересным укладом жизни кочевых казахов, русский ученый П. Семенов-Тян-Шанский еще в позапрошлом столетии оставил запись в научных исследованиях: казахов учить не надо. Их культура, традиции – и есть бесценная кладезь знаний.

Наш природный потенциал огромен. Его корни теряются в сакральной глубине. Чтобы подтвердить, что это именно так, мы должны испытывать себя в большом и в малом. Действовать уверенно, без оглядки на мнимые авторитеты. Без подражания кому-либо. Не зазывая никого на помощь.

Мы должны стремиться стать суперпрофессионалами в любой сфере. Если ты продавец, то продавай товар таким образом, будто покупаешь. Лечишь людей – старайся изо всех сил победить смерть. Даже если придется броситься в самое пекло боя за чужую жизнь – будь настоящим воином, доктор, победи! Если ты учитель, постарайся воспитать, как можно больше настоящих патриотов родины. Ты же учитель, ты знаешь лучше других: учеба – это вторично. Корень – в воспитании человека и гражданина.

И сегодня, когда мир меняется буквально на глазах, очень важно помнить, что истинная ценность прогресса – не в том, насколько общество преуспело научно-технически, а в том, до какой степени ему удалось стать свободным, самодостаточным. Насколько оно смогло избавиться от эгоизма, невежества. Не ухищрения ума делают прогресс, а сознательность.

В наступившую эпоху, когда, по всей вероятности, все шире будет внедряться искусственный интеллект, появятся новые профессии, и уйдут в небытие многие прежние – вера в свои силы возрастает в разы. Ее и даст родина – родная земля, где живут родные люди. За которую полечь – честь, на которой жить – счастье.

Человек с родиной в сердце никогда не запутается, не растеряется, не опустится, так как родина и подскажет: по какому пути идти, как найти себя в новых условиях. Как дать ответ этой новой жизни. Да такой, что никто до тебя не давал.

Наша родина жива уже тысячу лет. В разные времена ее мучили потрясения, от которых содрогались земля и небо. Она видела реки крови и слез. Ее истязали голодомором. В нее стреляли в упор. Ее не признавали, унижали. Она страдала и корчилась от людской боли, но сумела удержаться на ногах, и выжить. И сохранить себя до нынешнего сияющего дня, чтобы у нас была крыша над головой. Чтобы мы не скитались по свету в поисках пристанища, без флага и без права на собственную историю.

Родина выстояла, всем смертям назло, потому что в ней изначально был силен дух – Божественное начало, возвышающее человека над всем живым. Когда наши воины-предки, виртуозно, в совершенстве владевшие всеми видами боевых искусств, еще задолго до изобретения ружья, проносились верхом с фантастической скоростью по Великой степи с одной стороны света на другую, отражая несметные полчища врагов, то, по свидетельствам летописцев, пыль поднималась до небес, а скрежет мечей разносился далеко во Вселенной.

Недаром издревле тотемом степняков считался волк – неукротимый, своенравный зверь, абсолютно не поддающийся дрессировке. Волк бьется до конца: победа или смерть – гласили старинные легенды. С него даже живьем шкуру снять – стонать не будет. Мораль, которую вкладывали в тотем наши прародители, и была своего рода заветом потомкам. Имеющий уши – да услышит.

 В нашей стране, уникальной по этническому многообразию, ответственность за судьбу родины несут все народы. Но главный спрос у Вечности все-таки с казахов, в чьих жилах течет кровь хозяев этой земли. Быть казахом – мало говорить на родном языке. Петь казахские песни и уметь играть на домбре. Чтить мораль и возрождать традиции.

 Если имя твое казах, то прежде всего ты должен помнить: сквозь временную завесу в наш сегодняшний день пристально вглядываются великие люди прошлого, в неимоверных битвах с врагами отстоявшие эти бескрайние просторы, горы и степи, озера и реки. Те, кто отдал жизнь свою за свободу этой древней земли. Поэтому казахи, в первую очередь, и ответственны – за государство, его благополучие, целостность.

Только представьте на миг: не будь нашего общего дома, где же мы, 19 миллионов казахстанцев, тогда будем жить?

Вот почему все, что касается укрепления государственных институтов в нынешний очень неспокойный в планетарном масштабе период исключительно актуально. В этой связи на передний план вновь выходит вопрос о развитии и дальнейшей судьбе государственного языка, являющегося остовом, становым хребтом государственного строя.

Язык влияет на развитие культуры, традиций, подобно воздействию генов ДНК на наследственность. С его помощью формируется национальная самобытность, скрепляется связь поколений. Исчезновение языка чревато вымиранием этноса, а вслед – и государства, им же созданного. История человечества знает немало погибших цивилизаций, разрушение которых началось именно с исчезновения языка. Посему, если ты гражданин, и у тебя болит душа за судьбы отечества, то ты, естественно, не можешь оставаться безучастным к неоднозначным тенденциям, имеющим место быть, в современной языковой политике.

На текущий момент, к примеру, вызывает сомнение резонность п. 2 статьи 7 действующей Конституции РК, где говорится: в государственных организациях и органах местного самоуправления, наравне с казахским, употребляется русский язык. Это вносит определенные разночтения относительно пункта 1 той же 7 статьи Основного Закона, который гласит: в Республике Казахстан государственным является казахский язык.

То есть, неброская, с дополняющим смыслом, формулировка (п. 2) на деле стала незаметно, как бы исподволь сужать сферу применения государственного языка (п. 1), посягать на его главенствующую роль. Это априори не есть правильно.

Во всем подлунном мире, еще с возникновения института государства, существует канонический порядок вещей: если держава существует – значит, должен наличествовать единый державный язык. Он должен стать естественным атрибутом отношений, и стоять в одном ряду с паспортом, удостоверением, то есть с такими категориями вещей, которые идентифицируют личность гражданина государства.

В общем совершенно несложная арифметика. И если законы пишутся людьми, то, значит, люди могут их и совершенствовать, корректировать, в связи с возникающими реалиями.

Утверждение и расширение жизненного пространства государственного языка вовсе не означает, что некто могущий мечтает однажды проснуться и слышать вокруг одну лишь казахскую речь. Это из области нездоровой фантазии.

Миссия государственного языка обусловлена исторически, об этом уже сказано. Но в широкой повседневности, каждый волен сам выбирать удобный инструмент общения – популярный русский или еще какой другой. Никто не против, чтобы языки всех диаспор, населяющих Казахстан, возрождались и развивались. Знать свои корни, ценить национальную историю и культуру – священное право каждого живущего в нашей стране.

При этом, очень важно, чтобы мы, такие все похожие и разные – казахи, русские, украинцы, немцы, корейцы, татары и другие заботились о судьбе нашей общей родины. И общались с ней на одном языке – языке сердца. Для родины неважно, какой ты национальности.

Ее больше интересует, сколько в тебе стремления стать настоящим человеком? Счастлив ли ты? Если нет, то почему? Это ненормально – жить и ощущать себя несчастным в стране, территория которой занимает 9-е место в мире. Где природных богатств хватает на многие лета вперед. Где живет мудрый, трудолюбивый народ. Откуда летают в космос. Где много хлеба. И где, наконец, растут самые вкусные на свете яблоки!..

Наш внутренний мир напрямую воздействует на внешний. И это во многом отражается на судьбе родины. Один из честнейших людей своего времени, незабвенный Герольд Бельгер, постигший однажды душу казахов и сделавший это открытие частью своего сердца, оставил нам для размышлений свои личные тревоги совести: «…Сегодня все хотят скорее хапнуть, урвать. В Алматы страшно смотреть на пробки, некоторые по две-три машины покупают, строят хоромы. Алчность, ненасытность, боюсь, погубят казахов, приведут к большой трагедии. Верхушка оторвана от народа, и это – самая большая опасность для Казахстана и казахской нации, что очень тревожит меня…»

Друг всегда говорит правду, даже, если она колет глаза. Грустное откровение Герольд-ага, сына депортированных немцев, колыбелью которого был казахский аул, безусловно, заставляет задуматься.

И не только казахов – всех, кому небезразлично то, что происходит в родном Отечестве. Это говорит о том, что мы готовы работать над ошибками. Анализировать.

При всех издержках политики, может, не всегда причину многих бедствий следует искать в неправомерных действиях тех, кто «наверху». «Низам» тоже есть о чем поразмыслить. Глупо уповать на правительство в ожидании личного счастья. Это иллюзорные надежды. Ни одному органу государственного управления в мире не удалось осчастливить хотя бы одного человека. И если кто-то попытается доказать обратное – это будет завуалированная ложь. Ведь потенциал счастья изначально заложен в самом человеке. Вся тайна в том, как его распознать, чтоб потом двигаться к этой заветной цели непрестанно, до конца. Чем раньше дано будет это понять, тем лучше для всех нас, путников на дороге жизни.

Что же касается правительства, то мы всегда имеем таковое, что заслуживаем. Потому как власть – по большому счету тот же народ, плоть от плоти нас самих. И когда кто-то из рядовых граждан ропщет на бездушие тех или иных держателей административных портфелей, ему, возможно, бывает невдомек, что там, в управленческом эшелоне, точно так же, как у всех людей – не сплошь одни триумфы. Случаются и трагедии.

Но чтоб стена разногласий, между народным большинством и управленцами всех уровней все-таки имела тенденцию к сужению, отцам сыновей, идущих работать во власть, необходимо подготовить напутствие: иди и служи честно, на совесть. Как зеницу ока оберегай интересы государства. Не забывай: ты идешь наверх, а я остаюсь здесь, внизу.

С народом.

Тогда, наверняка, хороших управителей у нас в стране станет больше. И не понадобится им всякий раз кривить душой, оправдываясь за допущенные огрехи. Потому что критерий оценки при таком раскладе будет один: покажи, что ты сделал для родины, и я скажу, каков ты на самом деле. Именно родина и является истинным мерилом наших ценностей.

И тогда никто у нас больше не станет страшиться разных вирусов, кризисов, и – еще каких-то темных сил, направленных против здоровья и жизни людей. Ибо родина возродит в нас исполинский дух неустрашимых предков и укрепит в сознании веру: все будет хорошо. Или – очень хорошо!

Третьего не дано.

1250 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми