• Главная
  • 07 Июля, 2020

О ПАМЯТНИКАХ И ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ

В стремительную цифровую эру, когда цифры повсеместно «теснят» слова, лаконичная размером с пол-ладони инфографика, позволяет за считанные минуты понять суть многостраничного текста, как бы меняет наше представление о постоянном. О непреходящем, о неисчезающем мгновенно из памяти человека с его все усиливающим клиповым сознанием. В этом контексте символом, еще как-то олицетворяющем постоянство, остаются памятники. Вот о них и наша попытка поразмышлять накануне государственного праздника – Дня столицы.

…Издревле человек разумный хотел, как минимум, прожить жизнь так, чтобы не оставить о себе плохую память. Что касается неординарных личностей, претендующих на более высокое место в истории, то они могли воскликнуть подобно А. С. Пушкину: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный. Не зарастет к нему народная тропа». Правда, их было немного, но в каждую эпоху все-таки такие находились. Так, во времена хрущевской оттепели, к примеру, Иосиф Бродский, кажется, не замахиваясь на вечность, с присущей ему иронией написал: «Я памятник воздвиг себе иной! К постыдному столетию – спиной. К любви своей потерянной – лицом. И грудь – велосипедным колесом. А ягодицы – к морю полуправд». Оставить добрую память о себе позволительно всем. Но, как свидетельствует жизнь, подвиги, открытия совершаются, как правило, не для увековечивания своего имени. Все подлинное, созидательное, заслуживающее людской искренней благодарности, делается не ради славы, а из любви к людям. Ради настоящего или будущего своего народа и государства. Эту истину как нельзя лучше подтверждает и наш июльский праздник, связанный с именем Первого Президента РК, Лидера нации Н. А. Назарбаева. О том, каким был провинциальный город Акмола до переезда столицы, помним мы все. А вот, сколько сил, знаний, труда, финансовых и технических средств требовались для гигантской строительной площадки, раскинувшейся по берегам Есиля, как-то забывается. Так уж устроена наша память: о плохом помним, о хорошем не всегда. Появление в центре Евразии после распада Советского Союза новой столицы молодого суверенного государства в столь короткие по историческим меркам сроки – это исключительно важный вдохновляющий фактор. Ее успешное строительство придало нам уверенность в собственных силах. Ведь все познается в сравнении. Когда соседи по постсоветскому пространству, гонимые заботой о хлебе насущном, нанимались на работу за рубежом, усиливая чужую экономику, мы могли трудиться в своей стране. Прокладывали современные автобаны, стальные магистрали, тянули газо- и нефтепроводы, возводили города и села и многое другое на своей земле. Убедив соотечественников в необходимости передислокации столицы и начав ее строительство в труднейшие годы, названные экспертами транзитным периодом, Первый Президент Казахстана в буквальном смысле вытащил страну из экономического коллапса и опасности политического небытия, утраты обретенной независимости. Ведь небывалый по масштабу размах гигантского строительства главного города создал одну из самых стабильных зон экономического роста и развития республики. Ныне нашу столицу – детище Н. А. Назарбаева – считают одним из успешных в мире урбанистических проектов начала ХХI века. Такое признание в многомерную цифровую эпоху дорогого стоит. О новой столице независимого Казахстана сложены легенды, поэмы, песни, созданы фильмы. Ее становление и динамичное развитие – это не просто один из ярких фактов из истории государственного строительства. Благодаря политической воле и мудрости, исключительной целеустремленности Елбасы появился по сути новый современный город на берегу спокойных вод Есиля. И эту истину никто не сможет отрицать ни сегодня, ни завтра. Только одного этого факта достаточно для основателя столицы, отмечающего в эти дни свое восьмидесятилетие, навсегда остаться в истории и доброй памяти людской. Судьба знаменитого градоначальника Одессы – любимого города, поэтов и писателей, артистов и композиторов, художников и кинематографистов герцога Ришелье, кстати, также может послужить иллюстрацией к нашей теме о памяти и памятниках. Внучатый племянник кардинала Ришелье, которого изобразил Александр Дюма в «Трех мушкетерах», герцог Арман Эммануэль дю Плесси дюк де Ришелье после победы Великой французской революции прибыл в Россию. Когда император Александр I назначил его мэром Одессы, то, собственно, это забытое богом поселение городом-то назвать было нельзя. Но уже через десять лет в 1813 году Ришелье, не скрывая гордости, доложился императору: «Одесса сделала за последнее время такие успехи, которые не делала ни одна страна в мире». Выделив для запорожских казаков слободу на окраине Одессы, с их помощью он навел порядок на вверенной ему территории. Жесткими мерами де Ришелье искоренил взяточничество, подкупность и продажность. За десять лет его правления доходы в городскую казну увеличились в 25 раз, а таможенные поступления – почти в 90 раз! Население увеличилось в четыре раза. От строительства и благоустройства города, приглашения инвесторов (говоря на языке наших дней), создания продовольственного пояса до борьбы с чумой, унесшей жизнь каждого восьмого горожанина – всеми этими вопросами денно и нощно занимался герцог де Ришелье. При нем греки, итальянцы, немцы, англичане, персы, испанцы, албанцы и другие с радостью стали одесситами, поскольку продвинутый градоначальник предоставил иностранцам льготные условия для ведения бизнеса. Когда будущий дважды премьер-министр Франции навсегда покидал Одессу, то благодарные горожане вынесли его к экипажу на руках. Спустя годы, узнав о смерти Дюка, Александр I разрыдался: «Я оплакиваю герцога Ришелье как единственного друга, говорившего мне правду. Он был образцом чести и правдивости», – признался император французскому послу. Одесситы же решают возвести памятник любимому градоначальнику. Сегодня тот памятник стал главным символом Одессы. Продолжая тему о памяти людской и памятниках, как не вспомнить классика мировой литературы А. П. Чехова, который в родном его Таганроге на бульваре у Азовского моря собственными руками установил памятник Петру I. Не отличавшийся богатырским здоровьем, Антон Павлович едет в Париж к знаменитому скульптору Антокольскому, ведет непростые переговоры, уговаривает его подарить городу созданную им скульптуру. Затратив немало времени из отведенной ему судьбой и без того короткой жизни, а также немалые собственные средства, памятник он отливает в Париже, затем организовывает его безвозмездную доставку в Таганрог через порт Марселя. Насколько это сложно и трудно даже в наш век технического прогресса, знают те, кто сталкивался с подобным делом. Какое это неимоверно трудное дело мог бы рассказать известный журналист, общественный деятель, один из кандидатов в президенты РК на последних выборах Садыбек Тугел. …В 2009 году неожиданно вдоль трассы Астана-Кокшетау появился великолепный по всем параметрам памятник знаменитому скакуну легендарного казахского акына Акан серэ. Такое не часто встретишь и в мировых столицах, а здесь без преувеличений шедевр монументального искусства радует глаз с придорожной поляны в пяти километрах от Нур-Султана. Пожалуй, нет нужды пересказывать эту широко известную трагедию поэта, связанную с гибелью его тулпара. О ней написал поэму классик казахской литературы Ильяс Джансугуров, есть множество песен и стихов, несколько художественных кинолент. В 1989 году на месте гибели скакуна у села Павловка Акмолинской области был установлен трехметровый монумент. Вскоре у местного населения сложились свое­образные ритуалы. Так, перед скачками жокеи приводили своих скакунов к памятнику непобедимому тулпару. Бывало, что и уроки истории проходили здесь под открытым небом. Но в 1996 году вандалы под покровом ночи разобрали на металлолом медного Кулагера. Это было настоящим шоком для общественности. Тогда заслуженный деятель Казахстана, шеф-редактор республиканского научно-популярного журнала о национальных ценностях «Казанат» Садыбек Тугел дал себе слово, что вернет народу память о любимце степняков Кулагере. Сказал – сделал. Именно он стал автором и инициатором этой республиканской акции. Возводили памятник всем миром: участвовали и представители власти, и интеллигенции, и простые люди. Эскиз монумента создал известный скульптор Султан Иляев. Так, несколько лет спустя казахстанцы увидели Кулагера, летящего сквозь время – семиметровую стелу, на которой парит над бескрайней степи тулпар Акана-серэ. Этот впечатляющий монумент олицетворяет великую любовь народа к этому благородному животному. Монумент «Кулагер, летящий сквозь время» напоминает также о том, что номады Великой степи первыми в мире приручили диких скакунов, а затем, как утверждают ученые, вынуждены были придумать колесо. Тем самым ускорить ритм жизни во всем мире. Сегодня в планах и проектах С. Тугела строительство музея Славы Великой степи и многое другое. Он человек творческий и целеустремленный, верю, что реализует свои задумки. Но мне хотелось дополнить эту историю одной лишь деталью. Я был рядом, когда наш друг, чтобы оплатить труды кыргызскому скульптору, заложил в ломбарде свою машину. И помню его переживания, когда стрелки часов неумолимо приближали его, как и большинства журналистов со скромным доходом, казалось бы, к неизбежному финансовому фиаско. И слава Аллаху, за несколько минут до этой неприятной черты, наконец-то, были найдены деньги и возвращен автомобиль. И сколько было и будет таких тревожных, а зачастую и тяжелых случаев у человека, воздвигающих памятник достойным памяти личностям и событиям. И надо добавить к сказанному – воздвигать памятник также дано лишь достойным. И еще один свежий пример к нашей теме. Недавно вышла в свет уникальная книга «Услышать можно шепот звезд…». Ее автор уроженец Камышнинского района Костанайской области Михаил Федорович Журавлев. Лауреат Ленинской премии, разработавший автоматический измерительный комплекс для космических аппаратов, соратник академика Сергея Королева и друг Юрия Гагарина через сорок лет после смерти открылся для широкой общественности новой гранью своего таланта. Чудом сохраненные его стихи, написанные в разные годы жизни, легли в основу данного поэтического сборника. Появлению издания предшествовали многотрудный поиск, редакторская и издательская работа и доброе намерение наших коллег Стаса Киселева и Валентины Захарченко вернуть землякам имя героя Великой Оте­чественной войны, офицера-артиллериста, разведчика, ученого инженера, стоявшего у истоков космической эры. И это им удалось. Под стать глубоким и высоким чувствам, изящному поэтическому слогу автора и великолепное полиграфическое исполнение книги (Издательский дом, г. Костанай). Этот гражданский почин в год 75-летия Великой Победы, пожалуй, одна из ярких, запоминающихся акций в регионе. Радует, что она имеет свое продолжение. Сегодня у ее инициаторов есть на руках проект монумента и огромное желание увековечить имя скромного, но настоящего героя, патриота и поэта своей ковыльной родины.

Аяган Сандыбай, заслуженный деятель Республики Казахстан

343 раз

показано

0

комментарий
Предыдущая статья ВРАЧУЮЩАЯ МУЗЫКА АЛЬ-ФАРАБИ
Следующая статья Студентам о "Рухани жаңғыру"

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

31 Августа, 2020

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»