• Культура
  • 07 Июля, 2020

ЖИВОЕ В ЖИВОМ

(эссе)

Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию Духа. М. Горький

Татьяна ПЛАТОВА, инженер

По закону сохранения энергии – энергия не исчезает и не возникает ниоткуда. Какую энергию сохраняет человек? Только такую, которую можно передать, но где ее взять? Внутреннюю энергию взять ниоткуда, как только в самом себе. Многообразие форм жизни лежит в основе живой природы. Работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», перевернувшая естествознание и ставшая началом современной биологической эволюции, не раскрыла саму суть процесса их образования.

Изменчивость организмов полезна, когда она поставляет материал для естественного отбора и вредна, когда способствует распадению на множество разных видов, еще не апробированных природой и оказавшихся не жизнеспособными. Природа умеет за себя постоять и исправлять свои ошибки.

За каждым явлением природы – песней соловья, белой березкой, яркой бабочкой ощущается колоссальная и загадочная жизнь целого мироздания. Песнь соловья больше самого соловья. Та же березка с нитевидными клеточками промерзает зимой, но остается живой, потому что природой придуман фантастически интересный механизм: при замерзании образуются кристаллы, которые мгновенно бы погубили дерево, а желеобразное вещество, образующееся в ней, не позволяет этого, и березка спокойно выдерживает даже самые сильные морозы. В процессе естественного отбора сохраняются только те, которые способны оставлять жизнеспособные поколения.

Древнегреческий мыслитель Аристотель в свое время изучал развитие куриного зародыша. Он брал через определенные промежутки времени из под наседки яйцо, разбивал его и рассматривал содержимое. Через сутки в яйце появилась пульсирующая точка. Ученый не мог скрыть своего волнения и воскликнул: «Живое в живом!».

Современные ученые пошли другим путем, они не стали подкладывать яйцо под наседку, а отдали его журналистам. Любой журналист стремится снести яйцо не простое, а золотое, разбалтывая желток до такой степени, что он перемещается от центра яйца к скорлупе, окрашивая ее изнутри в желто-золотистый цвет. После этого нет необходимости искать ответ, что появилось раньше яйцо или курица. Вместо зародыша в яйце появились два сорта пива, а если серьезно, то истина – в самой жизни.

В чем отличие человека от всего живого в природе? Назначение человека в природе – быть носителем духа. Человек больше человека именно силой Духа! «Правда всегда за новорожденным. Все новое свободно и находится в особом режиме регулирования», – писал М. Горький. Что это за «особый режим»? Свободные, но не равные в чем?

Для человека самое трудное – создание продукта интеллектуального труда, который будет востребован в будущем.

Оноре де Бальзак с молодости знал, что силой собственного духа проложит себе путь в будущее «Я как чувствовал, что во мне зреет мысль, которую стоит выразить», – писал он.

Осознанный выбор – источник могучей творческой энергии. Способность к творчеству появляется от желания передать то, что является, несомненно, больше, чем ты сам. То, что в глубине души долго созревало, ищет первого слова, первой ноты. Пробуждение творческой активности есть спасение для человека.

Творчество – особое состояние души. Это дар и болезнь одновременно.

«Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной ты на казнь обречена?». Как Пушкин еще в молодости, еще в начале творческого пути мог так написать? Почему бог дает кому-то в начале то, что другим в конце и не каждому?

Время, услышавшее муки души, не умирает. «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».

Эта эпитафия, может быть, была последним поступком писателя Виктора Астафьева. Об «Оде русскому огороду» Астафьева писатель Евгений Носов сказал: «Это не рассказано, а пропето – пропето на той высокой и чистой ноте, что становится непостижимо, как это могут обыкновенные, корявые руки российского мужика-писателя сотворить такое чудо?

Астафьев так и не смог для себя разрешить вопрос, почему люди на земле мучаются и страдают? Почему в музыке человек научился создавать конфликты и разрешать их гармонией, а в жизни нет? Музыка Бетховена состоит из сплошных падений и возвышений, а итогом является гармония.

Претворение хаоса в гармонию было не только творческим, но и жизненным призванием Александра Блока. Его уверенность в том, что в стихии разгоревшегося «мирового пожара» должно свершиться чудо мгновенного, всеобщего и необратимого преображения жизни – не подтвердилась.

Гармония и хаос словно сошлись в решительном поединке перед самой его кончиной:

Молчите, проклятые книги

Я вас не писал никогда.

 Откуда такие страшные противоречия? Человек в творчестве сумел воспарить в космические дали, но что-то корежит его душу? Что ломает крылья гениям?

Любимая поговорка Сергея Есенина: «Я знаю, что душа, как молодость проходит». Может быть, душа изнашивается?

Александр Пушкин в муках выпрямлял свою душу:

 

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь,

и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Загадки природы и загадки человеческой души слиты воедино, потому что изменчива та жизнь природы, частью которой мы являемся. Главное здесь мироощущение, оно у всех разное: у Льва Толстого – «сжатая пружина», у Солженицына – в душе «колокольчик». О Цицероне Брут сказал, что «это было волочащееся и спотыкающееся красноречие». Итоги подводят другие. Нужна независимость мысли.

Творец выполнил свою работу до определенного уровня – до свободы мысли. Он отпустил человека на свободу. Во время творчества мы можем стать лучше, а можем и не стать. Это как свобода, кто-то может быть свободным, а кто-то нет.

Как легко бежать с горы, но все ли мы способны залезть на гору истинной свободы? Убежать всегда легче, чем выстоять, выдержать. О счастье написать гораздо труднее, чем о несчастье. Писать сегодня о счастье кажется кощунство. Нет запрета на несчастье, и оно как бурный поток сносит все на своем пути. Хочется зацепиться, удержаться, чтобы не утонуть в этом потоке крови. Мы на «красоту» смотрим по телевизору: на оторванные руки, голову, на лужи крови, находясь на безопасном расстоянии в пространстве своей опустошенной души. Сколько же мы можем вместить в себя ужасного? Столько, сколько можем выдержать, пока не наступит прозрение, что между Сциллой и Харибдой есть узкий пролив, нужно грести против течения. Только так можно устоять и выдержать в этом драматическом напряжении времени. Время все расставляет по своим местам. Можно счастьем рассчитаться за несчастье. Почти 300 лет прошло с тех пор, как Эварист де Парни написал:

Как счастье медленно приходит

Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

Лучше о счастье с тех пор никто не написал. Счастье – это не дар, а тяжкий труд. Кто на это способен? Пушкин писал о счастье, но какой это был труд!

Творчество – наше исповедание, преж­де всего перед самим собой. Творю себя!

Человек может стать инициатором перемен, но перемены нужно начинать с себя. На все воля божья, но нужно иметь свою волю, чтобы разгадать его промысел.

Мы не осознаем своего внутреннего потенциала до тех пор, пока не осознаем в себе человека. Человек не законченное положительное существо, он больше человека силой Духа. Человек, в конце концов, должен совпасть с божественной сутью Творца.

Предназначение человека в живой природе – быть носителем Духа. Живое в живом!

 

 

166 раз

показано

0

комментарий
Предыдущая статья ГРУЗИЯ – ЛЮБОВЬ МОЯ
Следующая статья НАУКА В КАЗАХСТАНЕ

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

31 Августа, 2020

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»