• Новости
  • 30 Июня, 2020

СИЛА МЫСЛИ

Ерсултан БЕКТУРГАНОВ, депутат Мажилиса, член фракции партии «Nur Otan»

Всемирно известные личности Великой Степи являются, как отметил Елбасы, бесценным духовным капиталом для государства, который способствует эффективному продвижению имиджа страны на международной арене. На достижение высоких целей направлен и Указ Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева от 26 августа 2019 года, согласно которому по всей стране идет официальное празднование юбилея великого ученого Абу Наср аль-Фараби.

Имя и дела этого человека, открывшего миру Аристотеля, имеют непреходящее значение. Во многих наших городах и селах есть улицы, названные в его честь, его имя носит Казахский национальный университет, в котором создана библиотека аль-Фараби. Первым крупным проектом на территории зарубежного государства в истории независимого Казахстана было строительство мавзолея аль-Фараби в Дамаске, в основание которого был заложен камень Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. В своей статье «Семь граней Великой степи» Лидер Нации отметил, что «к примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби». 2020 год проходит в рамках празднования 1150-летия великого ученого и философа Абу Насра аль-Фараби под эгидой ЮНЕСКО. Государственная комиссия по проведению юбилея изучила опыт проведения в 1970 году 1100-летия со дня рождения – ученого в международном масштабе – в Москве, Алма-Ате и Багдаде. 29 января в Казахстане был официально дан старт этой важной акции. Юбилей великого мыслителя включен в Календарь памятных дат и событий ЮНЕСКО и отмечается на международных культурных площадках при поддержке ИСЕСКО, ОИС, ТЮРКСОЙ и других организаций. Запланированы научные конференции в Париже, Нур-Султане и Туркестанской области, в которых примут участие ведущие фарабиеведы из более чем 40 стран. Научно-теоретические симпозиумы также пройдут в Турции, Иордании, Китае, Италии, Египте, Болгарии и других странах. В плане – международные экспедиции, реконструкция исторических культурных объектов, издание и перевод трудов ученого, создание цикла документальных фильмов, планируется на территории музея-заповедника Отырар в Туркестанской области установить копию памятника аль-Фараби, находящегося в Дамаске. Прорабатывается вопрос организации международной экспедиции «По следам аль-Фараби», открытие центров аль-Фараби за рубежом. В нашей стране такой центр открылся в Казахском национальном университете. Являясь хабом ООН по устойчивому развитию, данный ВУЗ представил разработанную на основе учения философа Al-Madina Al-Fadila модель Университета в Штаб-квартирах ООН и Организации Исламского Сотрудничества. Она была рекомендована для широкого распространения по всему миру как отвечающая современным вызовам. И есть все предпосылки к тому, что, возможно, со временем КазНУ станет организатором альфарабийских чтений международного масштаба с включением в них всех посольств и представительств Казахстана за рубежом. А на книжной выставке «Әл-Фараби мұрасы» в Национальной библиотеке РК представлено более 400 книг, фотографий, карты, цитаты, рассказывающие о жизни и деятельности великого ученого и философа, родившегося на казахской земле. Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни – «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о вой­не и мирной жизни», «Книга изучения общества» и др. Используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. Меня особенно поразил «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Как известно, есть понятие «структура государственного управления и государственная служба». Ныне, когда структура государства полностью изучена, а госслужба постоянно совершенствуется, данная тема хотя по-прежнему актуальна, однако для нас привычна. Любопытно то, что Великий ученый еще одиннадцать веков тому назад всесторонне описал структуру города и предложил методы управления им. Например, в таблице он детально указал все жизнеобеспечивающие пункты городской инфраструктуры, способы взаимодействий городских служб. Аль-Фараби говорит, что глава города должен сочетать в себе двенадцать качеств. Мне хотелось бы вкратце остановиться на них с учетом современных реалий. Первое требование к главе города – он должен иметь безупречное здоровье, поскольку во все времена градоначальники находятся под большими физическими и психологическими нагрузками. Во-вторых, он должен отлично понимать людей из разных сословий, уметь принимать быстрое и верное решение. В-третьих, хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, слышит и воспринимает. В-четвертых, обладать умом проницательным и прозорливым, способным в мельчайших деталях увидеть нечто значимое, необходимое для развития общества. В-пятых, быть оратором, способным ясно излагать свои мысли, учиться на протяжении, как сказали бы сегодня, всей жизни, питать любовь к науке, улучшать свое духовное богатство. В-шестых, руководителем должен быть человек, который освоил культуру еды и питья, также испытывать неприязнь к ненасытным людям. В-седьмых, нужно любить правду и не терпеть ложь. В-восьмых, должен быть человек, который чист сердцем и дорожит честью. В-девятых, великий ученый писал в своем трактате, что «человек, неподвластный ни дирхаму, ни динару», то есть на современном языке человек, который ненавидит взяточничество и не берет мзду – заслуживает того, чтобы быть руководителем. В-десятых, должен быть человек, который по своей природе любит честность и ненавидит несправедливость и тиранию. В-одиннадцатых, руководитель должен быть справедливым по отношению к своим и чужим, помогать тем, кто находится на пути справедливости, и возмещать убытки жертве несправедливости. Двенадцатое требование заключается в том, что быть справедливым, но не упрямым, не проявлять своенравности и не упорствовать перед лицом справедливости, проявлять решительность при принятии необходимых решений, смелым, отважным человеком, не знать страха и малодушия. Что может быть более высокими квалификационными требованиями для акимов, чем предложенные автором «Добродетельного города»? Однако великий ученый даже не упоминает о необходимости знании родного и языков других народов в своих требованиях. Он, видимо, даже не представлял, что глава города мог не знать и говорить на нескольких языках. «Если человек, который управляет городом, будет отвечать перечисленным требованиям, то население города будет счастливо, и если население всех городов будет счастливо, вся страна будет счастлива. Если одна страна счастлива, то все страны мира будут счастливы. Таким образом, весь мир будет благословлен. Если один город, одно государство не будут счастливы, если страны не будут поддерживать друг друга в трудных ситуациях, то ни страны, ни народы не смогут достичь счастья». Сегодня, во время пандемии коронавируса, которая охватила весь мир и доставила много хлопот, страны всячески должны оказывать друг другу гуманитарную помощь. Если мир не объединится и не приложит усилий, вряд ли удастся преодолеть эту напасть. Аль-Фараби еще в то время напоминал о важности единства. Рассуждая о важных личностных качествах, он говорит, что возможно трудно найти человека, который объединил бы в себе все 12 качеств. Но приходит к выводу, что если человек, являющийся главой города, будет обладать хотя бы половиной из вышеуказанных качеств, то город, которым будет он править, несомненно, станет процветающим и счастливым. Если руководитель не будет иметь всех вышеперечисленных качеств, то, по мнению ученого, его соратники должны владеть такими положительными качествами. Человек, управляющий городом, должен быть справедливым и высоконравственным. Но самое главное: «будущее города будет мрачным, если человек, управляющий городом, не будет обладать мудростью». Принимая это во внимание при предъявлении нынешних квалификационных требований к государственным служащим, в том числе и к политическим, было бы целесообразно требовать, чтобы они обладали этими качествами. Заповедь аль-Фараби: «Человек достигает своих целей путем самосовершенствования» – должна стать руководством для всех госслужащих, и принята во внимание при предъявлении квалификационных требований к ним. Думаю, полезным было бы опираться на труды аль-Фараби при преобразованиях в системе государственного управления и воспитании молодежи. Несомненно, каждое из трудов ученого являются очень ценными, значимыми произведениями. Удивительно, что за одну человеческую жизнь он изучил десятки отраслей науки и оставил фундаментальные труды, которые заложили основу для новых направлений. Аль-Фараби изучал, анализировал, доказывал и комментировал труды Аристотеля, которые были «не по зубам» многим в течение 1300 лет. Глубоко изучил, к примеру, «Вторую аналитику» Аристотеля. Выдающийся философ Гегель отмечал: «Аль-Фараби прочитал «Физику» Аристотеля 40 раз, «Риторику» – 200 раз, «О душе» – 100 раз. Какие удивительные произведения!». Аль-Фараби прокомментировал «Категорию», «Герменевтику», «Топику», «Категории», «Аналитику» (1-ю и 2-ю), «Софистику», «Риторику», «Логику» и «Поэтику» Аристотеля заново представил древнегреческого философа миру. Вот почему все человечество называет его «Вторым Учителем», к слову, никто не удостаивался такого звания. Одни из его трудов составляют 150 страниц, а другие и 1200 страниц. До своего отъезда из Средней Азии Фараби был в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре, где учился и работал. Продолжать образование философ отправился в Багдад, административный, научный и культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана и Египта. К философским сочинениям аль-Фараби относятся «Слово о субстанции», «Существо вопросов», «Книга о законах», «Книга о постоянстве движения вселенной», «О смысле разума», «Книга о разуме юных», «Большая сокращенная книга по логике», «Книга введения в логику», «Книга доказательства», «Книга об условиях силлогизма», «Трактат о сущности души», «Слово о сновидениях», «Книга об определении и классификации наук», «Книга о смысле философии», «Книга о том, что нужно знать для изучения философии», «Примечания к философии». Ученый составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звезд». Одна из главных работ ученого – «Энциклопедия Фараби», охватывающая широкий спектр сфер науки. В XII веке она несколько раз была переведена на латынь. Позднее – на немецкий, иврит, английский, французский и тюркские языки. Восточный ученый – отец медицины, известный миру как Авиценна, Абу Али ибн Сина в своих исследованиях опирался на труды аль-Фараби в области медицины и развивал их дальше. Великие ученые Леонардо да Винчи, Коперник, Дикон и Кеплер также брали пример с великого ученого и называли его основателем восточной философии. Феномен великого ученого заключается и в том, что он владел многими языками. Его знание арабского, персидского, тюркского, латинского, греческого языков неоспоримо. По отзывам современников, он был очень образованным, но предельно простым человеком. Изучал и охватывал практически все области науки и искусства. Имел глубокие знания и труды по философии, астрономии, физике, математике, медицине, ботанике, логике, этике, лингвистике и музыке, до конца жизни проводил исследования в этих научных сферах. По словам немецкого ученого Ш. Штейшнайдера, у аль-Фараби было около 120 работ и трактатов. Турецкий философ А. Атеш говорит о 160 произведениях и трактатов, а по данным его таджикского коллеги Б. Гафурова – около 200. Здесь упоминаются его труды, которые сохранились и дошли до сегодняшнего дня. Он оставил после себя богатое научное наследие. Ученый из Отырара прокомментировал также труды («Введение в философию») Порфирия и других древнегреческих мыслителей. Из оригинальных работ Фараби наиболее известны трактат «Жемчужины премудрости», «Философские трактаты» и др. Оказав большое влияние на европейское Возрождение, его труды стали мостом для сближения культур и наук Запада и Востока. Как человек, который имеет представление о музыке, я уделил особое внимание его исследованиям в музыковедении. Основная его работа в этой области – «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В ней аль-Фараби дает развернутое определение, раскрывает категории музыки, описывает элементы, из которых состоит музыкальное произведение. Аль-Фараби – автор таких великолепных трудов, как «Слово о музыке», «Книга о классификации ритмов». В 1930–1932 гг. в Париже была опубликована первая часть «Большой книги о музыке», переложенная на язык Мольера французским ученым Эрланже. Кстати, в ней аль-Фараби применил математические методы при размещении нот. Нам известно всего семь, а у него указано 12 музыкальных нот. Остальные 5 еще в мире не изучены. В этой работе он раскрывал и разделял различные ветви музыки. Сам мастерски играл на множестве различных музыкальных инструментов. Мудрое поучение «Музыка – это дело духа, пристрастия, сильного желания и разнообразных душевных настроений» существует уже много веков. Оно перекликается с легендой, которая дошла до нас. Аль-Фараби присутствовал на высоком собрании во дворце. Одетый в простую одежду и в образе обычного человека, он сразу же прошел к почетному месту возле престола. Царь Индии рассердился, спросив у своих охранников на местном языке: «Кто это?»… Услышав, аль-Фараби ответил царю на его же языке: «Если хотите узнать, кто я, может быть, сядем и поговорим?» … Пораженный царь, затем долго беседовал с путником. Его Высочество убедилось, что собеседник красноречив, сведущ и более того – философ. После этого для аль-Фараби был устроен специальный прием. Во дворец пригласили самых лучших артистов, музыкантов. Слушая мелодии, аль-Фараби иногда останавливал исполнителей и сам настраивал инструменты для игры. Царь: «В таком случае, покажи мне, как нужно играть». Когда аль-Фараби исполнял музыкальное произведение на трехструнном инструменте, по некоторым источникам, на кипчак-домбре, все слушатели заснули под его чарующую мелодию. Аль-Фараби покинул дворец. Позже царь начал искать его, но ученый уже был далеко... Имя мыслителя за многие века обрело большое уважение и почитание, породив легенды и поверья…По одной из них, ему пришлось какой-то период работать сторожем в саду, заработка которого едва хватало на бумагу, чернила и свечи… С некоторых пор бытует поверье, что пули и снаряды обходят стороной пантеон под Дамаском в многострадальной от многолетних войн Сирии, где покоится прах ученого…

* * *

Полное имя нашего предка «Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки». Последнее означает, что Абу Наср по происхождению тюрк, а «Аль-Фараби» – выходец из Фараба, так обозначали Отырар арабы на своих средневековых картах. В этом городе и ныне называемом Отырар, расположенном на месте впадения реки Арысь в Сырдарью (Туркестанская область) и родился выдающийся мыслитель Вос­тока. Археологические исследования подтверждают что в свое время это был крупный и важнейший торговый центр на перекрестке исторических ветвей Шелкового пути. Одними из самых интересных являются сведения о библиотеке Отырара. Легендарный образовательный центр, второй по величине в мире после Александрийской библиотеки, еще не найден. Поиски продолжаются… У Абу Насра с раннего возраста было горячее желание учиться. Он черпал свои знания в Отрарской библиотеке. Принцип: «Человек становится истинным человеком только благодаря своему уму» стал его кредо. Заметив стремление мальчика, отец обучал его в знаменитых на Востоке городах, в которых он впоследствии жил и творил. Научные труды аль-Фараби, возникшие на Востоке, распространились по всему миру и легли в основу различных дисциплин. Любопытна и не проста история «возвращения» Второго Учителя на историческую родину в советский период. Неоценимая заслуга в этом ученого-геолога Акжана Машанова и известного писателя Ануара Алимжанова. В свое время за глубокие исследования наследия аль-Фараби арабские ученые присвоили заслуженному деятелю науки Акжану Машанову новую фамилию – аль-Машани. Широкий научный кругозор, знание арабского языка позволили Акжану Жаксыбековичу сделать одно из главных его дел в жизни – открытие миру роли великого ученого Абу Наср аль-Фараби. Духовным открытием и источником творческого вдохновения для изучающих жизнь и деятельность Второго Учителя стали и произведения А. Алимжанова «Караван идет к солнцу», «Синие горы», «Сувенир из Отрара», «Степное эхо», «Стрела Махамбета», «Гонец», «Трон Рудаки», и, наконец, «Возвращение Учителя» – повесть о скитаниях по миру сына кыпчакских степей великого Абу Наср Мухаммада. …Когда мы во времена Советского Союза обучались в школах и институтах, то мало что знали о великом ученом. Хотя наш предок аль-Фараби был в плеяде великих мыслителей таких, как Платон и Пифагор. У нашего народа есть мудрая поговорка: «Имя хорошего человека и письмо ученого не исчезают». Произведения признанного энциклопедиста аль-Фараби являются настоящим достоянием и сокровищницей. Нынешний его юбилей особенно важен для подрастающего поколения, он придаст новый импульс исследованиям молодых ученых. В этой связи, хотел бы привести характерное высказывание юбиляра: «Один из восточных правителей вызвал аль-Фараби во дворец и спросил: – О, Второй учитель, каково будущее моей страны? Хочу услышать ваши предсказания». Тогда аль-Фараби ответил: «Если хочешь узнать будущее страны, покажи мне свою молодежь, и я предскажу твое будущее». Знание молодым поколением наследия великого мыслителя, дальнейшее изучение областей наук, основанных им, будут способствовать новым открытиям мирового масштаба. Нет на свете большой радости, чем достойно продолжать путь предков! Наверное, это заветная мечта каждого народа… Есть только один способ привести человечество к идеалу – пройти тернистый путь знаний и науки. Многие мудрые ученые посвятили этому свою жизнь, оставив свой неизгладимый след. Вобрав мудрость веков, учение аль-Фараби дошло до нас через толщу столетий. Жажда знаний – движущая сила при поиске новых цивилизационных приоритетов. Такова сила мысли. Познание прошлого – путь к будущему…Празднование юбилея – это замечательное событие на исторической родине выдающегося философа…

156 раз

показано

0

комментарий
Предыдущая статья «В условиях пандемии самое лучшее – оставаться дома»
Следующая статья С МИРУ ПО НИТКЕ, ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ КРАУДФАНДИНГ

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

31 Августа, 2020

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»