• Исторические страницы
  • 30 Июня, 2020

РЕЛИКТЫ ТЕНГРИАНСТВА В ПОЭМЕ «КОЗЫ КОРПЕШ И БАЯН СУЛУ»

Асылбек БИСЕНБАЕВ, кандидат исторических наук, доцент

В казахском устном народном творчестве есть особый жанр, который в литературоведении относят к лирическим бытовым поэмам. Основной темой этих произведений является тема любви, страданий и борьбы за свое счастье молодых людей. Этим самым они и отличаются от героического эпоса, где в центре повествования борьба батыра за интересы народа. 

Толеген и Кыз-Жибек, Козы Корпеш и Баян Сулу являются образцами великой любви. О любви и только любви эти поэтические произведения! Но внимательный читатель обнаружит в этих поэ­мах скрытый мотив, который, казалось бы, не имеет решающего значения. Как писал большой знаток казахской культуры и эпоса Мухтар Ауэзов, в основе «Козы Корпеш и Баян Сулу» лежит обычай «еже-қабыл» – предназначение родителями своих еще не родившихся детей для брака или кровной дружбы. В основе же драматического конфликта поэмы «Айман-Шолпан» лежит обычай «барымта» (набег) и пленения женщин как мести врагу или оскорбителю. Вся фабула поэмы «Кыз-Жибек» основана на обычае «левирата» – унаследования жены и невесты умершего ближайшего родственника». Итак, поговорим о философии великих поэм древности. Они появились много столетий назад, и их смысл менялся с веками. В далекой древности эпические произведения имели назидательный характер. Они должны были научить молодых людей правилам поведения мужчины и женщины, кодексу кочевого общества. Поэмы напоминали старшим о необходимости поддерживать единство общества на основе соблюдения древних обычаев. Проще говоря, аксакал, бай – глава аула, должен был осуществлять справедливое руководство сородичами, приумножать благосостояние общины, улучшать взаимоотношения с другими сообществами. Мужчины занимались выпасом скота и защитой своих аулов. «Женщина рассматривалась прежде всего как рабочие руки в домашнем хозяйстве. Если мужчина являлся непосредственным добытчиком средств к существованию, то женщина была ответственной за хранение, необходимую переработку и подго­товку к использованию продуктов производства и потребления. Социальный статус женщины был изначально задан ее ролью в составе хозяйственного коллектива, местом в системе его внутренних функциональных связей» (Тишин В. В., Серегин Н. Н. Положение женщины в древнетюркском обществе. Историческая психология и социология истории. Том 8, № 1, 2015, с. 122). Жесткое распределение обязанностей и их неукоснительное соблюдение были залогом выживания родовой общины. Условия жизни были настолько суровыми, что между богатством и бедностью был один вражеский набег или джут. Как писали путешественники, всего лишь несколько лишних градусов мороза могли превратить самого богатого степняка в бедняка. Распри и сражения за лучшие пастбища, угон скота и грабительские набеги были обычным явлением. Повседневная жизнь была полна опасностей и вовсе не походила на идиллические пасторальные картинки, которые часто рисуют современные авторы. В столкновениях за ресурсы между племенами гибло люди. Роль девушки была простой, но весьма важной. Невеста, выходя замуж, получала более высокий статус. Замужество означало востребованность и высокую оценку ее личных качеств и общего потенциала родовой общины. Конечно, невеста уходила из рода, но сулила ему больше богатства и мощи благодаря брачному союзу. Недаром казахи считали необходимым искать невесту далеко за пределами кровнородственной общины. Дело было не только в предотвращении близкородственных браков. Ведь женитьба на представительнице другого племени создавала основу для обретения союзника и укрепления позиций в борьбе с врагами. Например, хунгираты получили огромное влияние благодаря браку соплеменницы с самим Чингисханом. Жены-хунгиратки были средством защиты своего племени от врагов, поскольку обращались с соответствующими просьбами к своим влиятельным мужьям-чингизидам. В Тюркском каганате правящий клан ашина брал жен из клана ашиде. Такие связи имели длительный характер. Неспроста казахи говорят: «Құда мыңжылдық» («Сватовство на тысячу лет»). Мужчины для укрепления мощи сообщества также должны были вступать в выгодные для родового коллектива браки. Экономика и политика лежали в основе создания семьи. До любви здесь было очень далеко. Такое было время. У тюрков, как и других народов, брак заключался в весьма раннем возрасте. Но были случаи, когда родители договаривались о браке новорожденных, а то и еще не родившихся детей. Так что у молодых не было возможности повлиять на выбор партнера. В поэме «Козы Корпеш и Баян Сулу», относящейся к XII-XIII векам, именно такой брак должен был состояться между главными героями. Двое друзей, будучи на охоте, поклялись соединить ожидаемых детей в браке. В это время охотники увидели стельную самку марала. У тюрков существовал запрет на отстрел такой дичи. До сих пор тюрки Алтая не убивают вожаков стада и стельных самок. Такой поступок может вызвать гнев духов местности, который навлечет на охотников несчастья. Сарыбай помнит о существовании такого запрета и пытается вразумить друга. Карабай, в эпосе наделенный отрицательными чертами, все-таки вынуждает друга убить маралиху. Он не только настаивает на убийстве животного, но и делает это чужими руками. Сарыбай, под давлением друга, стреляет и в утробе животного обнаруживает детенышей. Теперь на стрелка должен обрушиться гнев духов. Таким образом в эпосе указывается на будущую трагическую судьбу еще нерожденных детей охотников. Теперь несчастье неотвратимо. Сарыбай, получив известие о рождении долгожданного сына, спешит в аул. Но в пути падает с коня и погибает. Это далеко не случайность, это наказание за убийство маралихи. Карабай после раздумий не желает отдавать свою дочь Баян Сулу за осиротевшего Козы Корпеша, будущее которого теперь сомнительно. Он помнит, что сам подвиг друга на нарушение запрета. И гибель Сарыбая – это только начало, поскольку теперь гнев духов должен пасть на него. Именно поэтому Карабай под предлогом спасения от несчастливой судьбы Баян, которая должна выйти замуж за сироту, откочевывает подальше от аула Сарыбая. Тем самым он пытается отвратить действие проклятия и от себя. Но рок неотвратим. Проходит несколько лет и Карабай тоже умирает. Бегство Карабая от наказания за нарушенный охотничий запрет влечет за собой новое преступление. Главный мотив в данном случае — отказ от провозглашенной клятвы. В древние времена тюрки верили, что произнесенная клятва услышана великим Тенгри и должна быть исполнена. Даже если при этом присутствовали двое, а затем один из них умер, то она не отменяется. Люди знали, что незримые духи – гайперены – фиксируют действия человека. Нарушение клятвы ведет к тяжким последствиям, поскольку духи и боги отворачиваются от таких людей. Родственники Баян также нарушают клятву. Козы Корпеш не знает, что у него есть нареченная невеста. Следовательно, он, помимо своей воли, также нарушает клятву своего отца. Но молодые, однажды узнав о данной отцами клятве, решают ее исполнить. В современных вариантах они, не имея никакого представления друг о друге, проникаются глубоким чувством любви. Такая трактовка приятна и мила сердцу, но вызывает большие сомнения. Поэтому в основе их стремления найти друг друга лежит нечто иное. Не забывайте, что действие происходит в почти тысячу лет назад. Тогда были другие ценности и иные мотивы поведения людей. Козы Корпеш и Баян стремятся исполнить клятву, данную отцами, и тем самым отвратить несчастье от своих семей. Но Кодар вероломно убивает Козы Корпеша. Баян организует похороны Козы Корпеша и убийство Кодара. После этого завещает похоронить ее рядом с любимым, затем накладывает на себя руки. Это не только акт самопожертвования, но и великой любви, которая возникла после встречи молодых людей. Ее отрицать не имеет смысла. Здесь главное то, что Баян, соединившись с нареченным после смерти, исполнит клятву отцов. Тем самым она отводит гнев Тенгри от двух семейств. Тюрки верили в то, что после смерти они встретят ранее ушедших из жизни родственников и близких. Поэтому умершие могли «передавать» вещи от живых мертвым. Тем более влюбленные могли сочетаться браком в потустороннем мире в присутствии и с одобрения близких. Поэтому Баян и Козы Корпеш в ином мире в присутствии отцов – Карабая и Сарыбая – могли провести обряд бракосочетания и тем самым исполнить клятву. Твердость в соблюдении клятвы у тюрков отмечалась многими источниками. В византийских источниках, к примеру, говорилось, что не только клятвы, но и простое «да» и «нет» являются у тюрков нерушимым обязательством. Во время бракосочетания венгерского короля Иштвана V с половецкой княжной (получившей в крещении имя Эрзебет) десять знатных куманов «согласно своему обычаю принесли клятву над рассеченной мечом на две части собакой, обязуясь защищать венгерскую землю от врагов». Как видим, поэмы, которые мы всегда считали образцами воспевания прекрасных чувств великой любви, на самом деле вовсе не являются таковыми. Все дело в том, что со временем происходило разрушение кровнородственной общины, менялась религия, условия жизни и еще многое другое. Особенно активно эти процессы происходили в Казахстане в XIX веке. В казахской среде усиливались позиции ислама, который в условиях колониализма являлся важным средством сохранения национальной идентичности. На казахском языке стали печататься переводы восточной религиозной и классической литературы, эпические шедевры, арабские и персидские произведения, в основе которых были лирические мотивы. Одновременно происходило разрушение традиционного образа жизни, в которой преобладали обязательства члена общины перед сообществом. С развитием рыночных товарно-денежных отношений, которые вели к распаду кочевого аула, на первый план выходит идея индивидуализма. Вместо долга и ответственности перед родом преобладающей мотивацией становится личный успех. Поэтому в поэзии характерные для прежних времен мотивы долга и ответственности уступают место новым веяниям. Именно в это время происходит постепенное изменение акцентов в древних эпических произведениях. На первый план выходит тема взаимоотношений молодых людей. Народный эпос трансформируется в романтический, любовный. М. Ауэзов писал по поводу поэмы о Козы Корпеше и Баян Сулу: «Она исполнялась многими выдающимися поэтами-акынами прошлого столетия, которые внесли ряд существенных изменений в ее содержание и по-своему усмотрению перенесли место действияпоэмы». Затем пришла Советская власть. В условиях окончательного слома казахского кочевого аула, господства советской идеологии и формирования новой социалистической казахской культуры подспудно велась политика уничтожения национальной ментальности и ее хранителей. Эпические произведения объявлялись феодально-байскими, реакционными, антинародными. Основные эпические произведения тюркских народов оказались под запретом. Одновременно советская система стремилась стандартизировать все, в том числе и поэтическое наследие. Образцом стали возникшие на основе куртуазных мотивов произведения о любви. Казахское поэтическое наследие «подгоняется» под западные стандарты. Тема любви окончательно вытесняет тему долга. Конечно, никто не может отрицать того, что лирические произведения, как правило, отражают взаимоотношения молодых людей. Но мы не должны забывать и того, что в первоначальном виде поэмы имели иной нравственный посыл. Долг перед семьей и родом, исполнение принятых обязательств, ответственность перед сородичами были в основе таких поэм, как «Козы Корпеш и Баян Сулу».

322 раз

показано

1

комментарий
Предыдущая статья Его жизненный путь начинался в Фабричном…
Следующая статья ДВА НАШЕСТВИЯ

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

Казиев Торегали

11 Октября, 2020

Фраза ученргр автора, что событиям в поэме Козы Корпеш Баян Сулу "почти тысяча лет", показывает уровень сегодняшней исторической "науки". Ибо - многие тысячи лет сей поэме, отражающей дуальное общество, сложение коей началось по утверждениям спецов (не пугайтесь!) около 150 тысяч лет назад. И все те обычаи складывались именно тогда еще в эпохи мобильных охотников. Одна лишь строка поэмы "Жөргекте Қозы жатыр, айдай болып" стоит многих томов - в пеленках Козы лежит, светясь! Сравните с наскальными рисунками каменного века, где от голов героев отходят солнечные лучи!..

22 Октября, 2020

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»