• Культура
  • 11 Мая, 2020

Контекст прозы Асии Турашкызы – бесстрашие и сострадание

(к 70-летию и 40-летию творческой деятельности)

Проза Асии Турашкызы уже привлекала внимание серьезных критиков – известного литературоведа, доктора филологических наук В. Бадикова, доктора философских наук С. Колчигина и других критиков. Вот как отзывается В. Бадиков о ее книге «Друг – это другой я» (1999): «Если говорить об ощутимой уже творческой индивидуальности Асии Турашкызы, то она выражается прежде всего в трепетной лирико-философской рефлексии на всегда неожиданные человеческие характеры и типы, а также случаи жизни, на сферу прекрасного – особенно в искусстве (музыка, живопись), и в реальности (красота сезонных превращений природы). Главное же, что привлекает в книге – это душевно-духовная чистота и тепло авторского мироощущения, стремление поэтизировать всегда самые разные ростки человечности в нашей несовершенной действительности – ростки межнационального братства, творчества, красоты мысли и чувства, и в то же время решительно противостоять бездуховности нашего быта и бытия во всех его неисчислимых проявлениях».

А вот мысли критика о книге «Грани любви» (2012 год): «В рассказах и повестях Асии открывается нам не придуманная, а действительная, как записанная на магнитную ленту жизнь и психология современной одинокой женщины. При всех своих достоинствах (красота, образованность, художественный талант), она не может себе найти равноценного спутника. Друга. Эта женщина, героиня писательницы, вызывает у читателя не просто житейский интерес, а глубочайшее волнение, сочувствие и сопонимание. Проза А. Турашкызы    при всей мягкости и сокровенности впечатляет своей открытой и бесстрашной честностью и нравственной стойкостью. Если любовь спасает человека, то, прежде всего, и вернее всего, любовь высокодуховная, которая и физическую близость превращает в радость подлинного бытия людей».

Философ и поэт С. Колчигин так характеризует книгу Асии «Тебе и небу» (2001): «Тревога за человеческие судьбы, размышления о путях не только выживания, но и развития человека в ХХI веке – вот что характерно для глубинной сути проблем и образов книги. В новеллах и повести «Истоки» писатель поднимает самые злободневные и одновременно самые тонкие, деликатные проблемы современного казахстанского (и не только казахстанского) общества: духовность и бездуховность, судьба искусства, межэтнические отношения, проблему Родины, которая действительно стала проблемой для многих людей в связи с распадом Советского Союза, вынужденной эмиграцией на «историческую родину» и т. д. Для художественной манеры Асии свойственно умение писать лаконично, выделяя главное, важное для сути образного строя и смысла рассказа. Ее творчеству свойственно «микрозрение» (В. Огнев) – умение видеть в простом и неприхотливом прекрасное и существенное. Тонкое, бережное «микровосприятие» действительности пронизывает и прозу, и стихи Асии Турашкызы. Составляющие сборник стихи, повесть, новеллы, эссе относятся к разным жанрам художественного творчества, однако в книге А. Турашкызы воспринимаются очень органично именно вместе, в совокупности, поскольку образуют некую голограмму, где стихи перекликаются с новеллами, новеллы с философскими эссе; где одно светится в другом; где одна тема, словно в маленькой симфонии переливается в другую, а затем вновь всплывает в новом месте. И эта тема – душа человеческая, причем, душа в ее незамутненной сути, душа с ее по-детски наивным, радостным и удивленным восприятием окружающего. Поистине – это литература будущего, та чистая нота, росток истинной поэтичности и человечности, которые должны быть свойственны литературе будущего человечества, возрожденного к достойной жизни, душевной чистоте и высоте».

Тот же автор отмечает и тонкий, образный строй стихотворений Асии в сборнике «Лики бытия»: «Ее стихи и ее стихия – это акварели, каждая из которых имеет свой цвет или цветовой оттенок: «жемчужные слова», «тополь с проседью печальной осени», «киноварь и синь искусства», «сосульки – хрусталики зимы», «золотые росчерки пера»… Можно сказать и несколько иначе: стихи Асии – это полутона, обертона, либо отдельные ноты, взятые чисто и образующие в своих сочетаниях мелодическое кружево: «день в солнце зазвучал, запел», «музыка тонов», «созвучье, полное красок». Ее поэтическое зрение позволяет увидеть невидимое, постичь и выразить подчас трудно выразимые оттенки чувства и мысли, к примеру «аромат прохладного звездного неба».

О творчестве Асии Турашкзы писали мастера слова и критики – В. Владимиров, Ш. Измагамбетова, Р. Кошенова (Иманжусуп), О. Шиленко.

Отличник народного образования, член Союза журналистов РК, писатель Асия Турашкызы, прочно вошла в казахстанскую литературу, и оценочная шкала ее творчества, нет никаких сомнений, будет подниматься с каждой очередной критической статьей.

Мне  творческое лицо Асии Турашкызы представляется неподкупным зеркалом «грусти нашего времени». Невольно напрашивается аналогия с творчеством Франсуазы Саган, с ее романом «Здравствуй, грусть!» Однако, аналогия эта не однозначна. То, что у Франсуазы вылилось в одно произведение, у Асии присутствует во всем ее творчестве. Вся ее проза – сострадание своим современникам, горестные раздумья о несовершенстве нашего социума, психологический протест против фатальной обреченности человека на утрату личностных качеств. Наконец, отчаянное противостояние мерзкому, но всесильному монстру, завладевшему человеческими умами и душами – его препохабию – Страху. О, это чудовище – Страх! Можно ли его победить? Найдется ли новый Персей, победитель этого врага?!

Асия Турашкызы во всех ракурсах своей прозы идет с поднятым забралом против гнусного чудища – Страха – призывая современников быть воистину Людьми, побеждать в себе все низкое, рабское, животное. Ее позиция стоит в общем ряду с Великой мировой литературой. Но в то же время она – неповторима и индивидуальна. Чтобы увидеть в полный рост Асию Турашкызы, перечитайте, дорогой доброжелатель, ее прекрасные повести и рассказы – сборник «Тебе и небу», прозу и стихи в книге «Лики бытия», замечательные юморески «Ветер перемен», бездонные опыты «Друг – это другой я», книгу «Грани любви», написанную на одном дыхании.

И немного о последних книгах автора. В книге «Тревога» Асия поднимает нелегкие проблемы современной рыночной действительности. Писатель осуждает собственнический аморальный мир. В своих стихах, новеллах, эссе она прослеживает, как рыночный циничный меркантилизм раскалывает души людей, отчуждает их друг от друга, как он уничтожает растительный и животный мир планеты.

Название книги символично. Действительно, автор книги испытывает глубокую тревогу за будущее Земли, кормилицы и защитницы людей, их Дома. Беспокойство это происходит оттого, что обитатели этого Дома ведут     непрерывную борьбу за материальные блага, забыв о своем высоком духовном предназначении.

В сборнике «Литература, искусство, жизнь» читатель познакомится с творчеством казахских писателей-классиков – И. Есенберлина, С. Бегалина, русского советского классика, А. Макаренко, а также с творчеством современников – Б. Жылкибаева, В. Бадикова, В. Мосолова, Н. Черновой, А. Жаксылыкова, Р. Ахтямовой и других авторов. В разделе «Искусство» раскрываются художественные особенности турецкого кино, творчество художницы Г. Крейднер, приводятся размышления автора о природе музыкального творчества. В них автор выступает как тонкий ценитель классической музыки  (анализ музыки Дебюсси в отрывке из повести «Друг – это другой я»). Особенности русского романса изложены в выдержке из новеллы «Внутренняя музыка». К философским эссе о сущности человека и его судьбе примыкает эссе о жизни «Откровенное и сокровенное» – поток размышлений о жизни человека – «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Статья и эссе Асии отличаются живостью, эмоциональностью, тонкостью и глубиной наблюдений, умением обобщать и типизировать как художественные явления, так и события самой жизни, а также эрудированностью в разных отраслях гуманитарного знания.

Автор вовлекает читателя в живой процесс совместного осмысления прочитанного, дает возможность заново пережить художественные впечатления

Всем свои многогранным литературным творчеством Асия Турашкызы призывает людей к любви, состраданию, согласию и объединению во имя общего блага.

Стремление к Alter ego – «другому я» – это золотой стержень, сострадание, которое пульсирует в каждой фразе. Это нерв всего контекста творчества Асии Турашкызы – замечательной писательницы нашего грустного и беспокойного времени.

Берик ЖЫЛКИБАЕВ, доктор филологических наук, писатель, поэт

720 раз

показано

5

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми