• Культура
  • 29 Марта, 2020

Н О В А Я Э П О Х А – Д Р У Г А Я Э П О Х А (эссе)

Татьяна ПЛАТОВА, инженер

В центре каждой трудности лежит возможность. А. Эйнштейн

Будущее, которое нас ожидает, может быть плохим или хорошим, но оно будет другое, плохо поддающееся не только социальным оценкам, но и самому обыкновенному его восприятию. Мы стоим у истоков новой эпохи. Идет передел духовной собственности. Такого в истории человечества еще не было. Формируется новое качество личностных отношений. Другая парадигма жизни. Люди будут стремиться купить время. Такую модель бытия извлечь из прошлого не получится. Ее там просто нет. Она есть только в будущем.

В XXI веке, в фокусе этой временной точки, неслучайно сошлись религия и наука. Возможно, утверждается другая цивилизационная объективность – преобладание духовного начала над материальным.

Почему сегодня снова востребован Карл Маркс? Предложенное им материалистическое истолкование истории, согласно которому, экономика, в конечном счете, определяет все другие сферы жизни, привело к некоторым несообразностям в общественной жизни. Капиталистическая формация развития виделась К. Марксу как звено всемирно-исторического процесса, и в этом его большая заслуга. Но почему в его исследованиях, ни слова не говорится о духовной эксплуатации человека?

Духовность – другое звено в развитии общества, потянув за которое, можно разглядеть всю цепочку развития человечества.

Ныне заканчивается эпоха денежного капитала. М. Монтень писал: «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно». Маркс, используя размышления Монтеня о религиозности, указал, что философский метод француза подорвал схоластику мышления, подготовив тем самым почву для усвоения материализма. Маркс же своим «Капиталом» подготовил почву для дальнейшего расширения мышления о человеческом капитале.

Потребительские рычаги капитализма – путь в никуда. Нельзя только потреблять, нужно создавать и созидать. Социум составляют бедные и богатые, больные и здоровые, молодые и старые. Поэтому представители социально уязвимых групп вправе надеяться на справедливое общество, которое неоднородно по составу.

Наступает сложный период в развитии общества. Повышенный уровень напряженности, будь то моральный, идейный, нравственный ведет, пусть не к гибели его, но обязательно к возрождению личности. Подлинные высоконравственные личности становятся необходимым условием сопротивления разрушительным воздействиям сурового времени.

Ныне уже не может быть авторитетом ни духовный сан, ни политический деятель, ни деятель искусства, если он не обладает необходимой степенью духовности.

В истории человечества не раз возникали тупиковые времена, но всегда находились личности, которые выводили мир из тупика. Вот как описывает Фридрих Энгельс конец XVII столетия в Германии: «Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что нация не имела в себе силы даже для того, чтобы убрать разлагающийся труп отживших учреждений. И только отечественная литература подала надежду на лучшее будущее». В ее активе были выдающиеся произведения, проникнутые духом вызова, возмущения против тогдашнего общества.

Нынешнее положение человека непонятное, зыбкое, не вызывающее доверия, а тем более уверенности в завтрашнем дне, и потому особенно опасное.

Фрэнсис Фукуяма написал книгу «Конец истории и последний человек». В ней он заявил о конце идеологического противостояния, революций, войн. Но он не указал истинную причину следствия, поэтому противоречия будут только нарастать.

Устремленность человека к познанию сущности жизни сопровождается новым восприятием ее, а догматические учения, в основе которых созерцание, исключают ответственность за происходящие события. Между тем высокая ответственность присуща только личности. Неспроста проблема формирования личности стоит остро во всем мире.

Сложность нынешней ситуации – распад человеческой жизни изнутри. Личность в век глобализации зачастую оказалась не в силах противостоять общественному мнению. Высокие технологии не только облегчают жизнь, но и врываются в нее. Хайтеки могут и усугубить и без того неустойчивую психику современного человека. Их разработчики из всевозможных силиконовых и кремниевых долин могут прицельно точечно находить слабые места в самосознании людей и строят на этом небезобидную игру, запускающие изменения уже в самом организме человека.

Человек очень часто запутывается в жизни, как паук в паутине, и только немногим удается вырваться из ее пут. Такая способность к критическому переосмыслению созданных проблем дарована не всем. Нужна сила духа. Ученые своей научной пеленой красиво выстроенных формул нередко закрывают истинное видение сущности явления. Они за многие века не смогли четко ни подтвердить, ни опровергнуть наличие громадного опыта в духовной мощи человека, не могли помочь ему почувствовать резервы своей души, своего внутреннего потенциала.

Наши духовные ценности – красота, истина, жизнелюбие, гармония, добро, справедливость, – укоренены не столько в сфере сознания, сколько в духовном опыте человечества.

Девальвация духовных ценностей, смятение духа, неуверенность в себе не позволяют человеку сохранить душевный покой, когда он способен самоорганизоваться и постоять за все лучшее в себе. По мнению академика Сергея Капицы: «Существуют некие силы, управляющие его поведением и развитием». «Некие силы» – это силы, приводящие весь человеческий род во взаимодействие, создавая красоту любви и гармонии, независимо от нашего сознания. Что это за энергия, которой нет ни в ком-то по отдельности, и в это же время есть в каждом? Энергия взаимодействия. Энергию взаимодействия вырабатывает сам организм. Вопрос об уровнях взаимодействия энергии самый сложный. В нашей Вселенной есть еще такие виды энергии, о которых нам еще только предстоит узнать.

Согласно теории великого советского астрофизика Николая Козырева, время переносит энергию, причем со скоростью больше скорости света. Что это за энергия? Энергия самого времени.

Вечные и неизменные цели передаются из поколения в поколение из нравственной природы человека, и когда это мы теряем, становится трудно защитить себя от разрушительных моментов времени. Не все выдерживают его ускорение. Мы еще не осознали ритма времени, в котором нам выпало счастье жить. Ритм времени – высота существования силы духа в данных обстоятельствах. Не все сумеют ощутить себя в новом измерении – высокоэнергетическом. Сохраняя свою индивидуальность, человек ищет место в праве на свободу выбора своего жизненного пути.

На этом пути каждого подстерегает опасность. Можно ли заявлять о своей свободе, но при этом формализовать свою свободу? Владимир Высоцкий во всех своих проявлениях был абсолютным сыном своего народа со всеми его перегибами, пороками, героикой и противоречиями, однако сумел остаться самим собой, а это, как известно, самая лучшая позиция в жизни – остаться свободным человеком.

В целом человечество развивается стремительно, но должна быть цель, куда стремиться дальше. Казалось бы, фундамент любой архитектуры бытия остается прежним – самые необходимые, самые устойчивые и простые вещи: любовь к ближнему, устои семьи, чистая совесть, желание совершенствовать себя и ближних, но при внимательном рассмотрении человека духовного, мы успели сильно разойтись в таких общих параметрах, как этика отношений: самые развитые в экономическом и технологическом отношении страны не всегда являются лидерами морали и нравственности, и соотнести их с понятием современной цивилизации весьма проблематично.

Время бросает нам новые вызовы. На вооружении нацистов были высокие политтехнологии, не что иное, как манипуляции сознанием. Теперь борьба идей ведется с манипуляцией биоресурсами. Наступает страшная эпоха – эпоха борьбы с памятью. Один из нацистских главарей Гимлер писал: «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой цели не означало бы полного решения проблем. Дело заключается в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщив славян, и если эта проблема будет нами рассматриваться с расово-биологической точки зрения, появится возможность устранить опасность, которую для нас представляет русский мир». Вот он, апогей страха – биологический!

Чем же их так пугает «русский мир»? У России нет барьера, отделяющего ее от исламского мира, это и пугает и привлекает внимание всех к России. Великие поэты всегда были провидцами. Александр Пушкин с его эфиопскими корнями писал: «Хмельна для них славянов кровь, но тяжко будет их похмелье» («Пир во время чумы»). Во все времена Россия вдохновлялась надеждой на осуществление праведной жизни, преодоление зла и тьмы, насилия, войн. С каждой эпохой эта надежда осложнялась новыми вызовами времени, теперь уже духовно-нравственными, но именно в этой эпохе Россия стремится, как и ее соседи, обрести свое истинное предназначение – дать миру возможность установить стабильные и справедливые человеческие отношения. У каждого появится шанс стать полнокровной частью единой человеческой цивилизации. Нострадамус поразил нас своими предсказаниями, предвидениями. Он писал: «Моему сыну… все то, что я накопил за многие бессонные ночи: пусть все то, что мне открылось в божественном воплощении, станет твоим наследством и послужит на благо человечеству. Я собирался хранить молчание, но поскольку грядущие события коснутся всех людей, я решил раскрыть события, предоставив их в закодированной, обманывающей ум форме…».

Самое главное его предсказание в том, что ум можно обмануть, даже поменять, но нельзя поменять чувства. Человек воспринимает чувства другого настолько, насколько он силен своими чувствами.

Религия переводится. Как перемена ума. Зачем потребовалось поменять ум? Может быть, человечество уже проходило путь расчеловечивания, но прошло не весь, и нужно было что-то забыть, чтобы начать все сначала?

Происходящие события перестают быть умопостигаемыми. В человеке скрыто накапливается тот духовный потенциал, который и готовит его к грядущим прозрениям. В истории цивилизации изредка появляются люди, носящие в себе бремя общей боли и милосердия, и в силу этого могут говорить для всего человечества.

Философ и ученый Рено Декарт верил во всемогущество математики и считал, что с помощью ее ключей можно открыть любые тайны природы. Для всеобщей математики, писал Декарт, главное – сама мера и совершенно не существенно в чем эта мера отыскивается – в звуках, в фигурах… Количество в таком случае становится высшей реальностью. Такой путь развития и у науки в целом.

Философ, писатель Блез Паскаль, живший в одну эпоху с Декартом, считал, что количественный подход, позволяющий наиболее абстрактным образом решать все частные проблемы, не может быть основой для изучения законов Природы. Важно качество. В конце жизни к Блезу Паскалю пришло острое понимание того, что у него уже нет такого времени, в котором он мог бы проявить свое милосердие. Законы логики нужно соблюдать, но как поступить, когда милосердие оказывается выше закона? У сильного всегда бессильный виноват – логично, но безнравственно. Милосердие – это явление более высокого порядка, чем закон, это высокоэнергетический уровень взаимодействия. Его приборами не замеришь и формулой не запишешь.

Париж, улица Фран-Буржуа, год Благодати 1654 конца святого Хрисогона мученика и других, приблизительно 10:30 до 12:30 ночи. Это место и время создания Б. Паскалем документа исключительной важности, названного впоследствии «Мемориалом». В нем ученый восстает сам против себя, причем делает это с такой страстной убежденностью, примеров которой не так уж и много за всю историю человечества. Автор с горечью осознает глубинное противоречие науки и веры, философии и теологии.

Почему великие и все смертные ищут ответы на три вопроса: смысл жизни, сущность смерти, существование Бога? Диалог великого русского поэта Сергея Есенина перед смертью: «Ах, какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь! Жалко мне, что не верил я в Бога. Горько мне, что не верю теперь». Одиночество начинается тогда, когда у человека нет предмета для любви. Бог нам нужен прежде всего для диалога.

Абросим еще в четвертом веке писал: «Бог может все, но он не может приблизить к себе человека, если он сам не захочет этого». В цивилизациях заметна идеология бессмертия. Люди больше не хотят иметь Бога, они сами хотят быть богами, хотят жить долго, а достижения науки позволяют это сделать. Но вот парадокс: остановить эпидемию страха за будущее все труднее и труднее, и прежде всего эта эпидемия охватывает экономически и технологически развитые страны. Что их страшит? Мертвенность души – это горький опыт эпох развития. Есть люди, идущие к саморазрушению, другие – к высшей созидательной жизни, наполняя свое время глубоким смыслом и содержанием. Человек должен пройти, прожить на Земле тот путь, который позволяет ему вызреть. Потребность в вызревании у людей разная. Достоевский писал: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Путь к нравственному совершенству не имеет остановок, где можно передохнуть, расслабиться. Каждый шаг на этом пути в чем-то труднее предыдущего и необходимы постоянные усилия, чтобы передвигаться по нему. Многомерный порядок духовной энергии ускользает из научного познания и человек все больше становится тайной для самого себя. Заканчивается эпоха неопределенности. Время лечит, но и калечит. Мы не задумываемся, как меняет нас мгновенный доступ к любой информации. Мы не успеваем подумать, понять, осмыслить. Мозг не рассчитан на переработку такого количества информации, зачастую пустой и вредной.

Грядет эпоха «умного мышления». Для того, чтобы новая технология стала интересной для ее разработчиков, должно быть реализовано не менее двадцати миллионов новых устройств, а отсюда стремление производить продукцию из «воздуха», а мозги мерить килограммами. За «умным мышлениям» сразу появляются «умные мошенники». Промышленная эволюция – это не только внедрение новых технологий и продуктов цифрового мира, это еще и продукт тотального контроля. Положение человека в системе информационных потоков становится все труднее и непредсказуемее. Мы уже сейчас живем в эпоху, когда информация становится важнее, чем товар. Появился лозунг: кто владеет информацией, тот владеет миром. Весь вопрос в том, какой информацией? События, почти невероятные, на первый взгляд, могут иметь не столь уже малую вероятность их исполнения. Технические возможности станут доступны каждому, за этим будущее, но какое? Восстанавливать нас будут роботы, а сам человек будет нивелировать. Задача экспертного сообщества ученых, представителей интеллектуального ресурса всех народов – предвидеть, предсказать, обезопасить людей от развития событий по негативному сценарию. Власть и наука предлагают свои бодрящие рецепты счастья и благополучия, а у людей все больше появляется желание защитить себя от их «рецептов счастья».

Хотя природа и равна самой себе, она никогда не выдает своих секретов сразу, открываясь от поколения к поколению. В этом ее высшее торжество – в недоверии оптимистическим моделям бытия. Она проверяет человека не только на крепость тела, но и на крепость духа.

В эпоху четвертой промышленной революции цифровизация стала обыденным явлением, но грядет пятая промышленная эволюция. Внедряя систему цифровизации, разработчики новых технологий рвутся к использованию биологических данных людей. Мы становимся цифрами. Цифровой мир изменчив, опасен и коварен. Создание биороботов не за горами.

«Передовые технологии помогут нам ликвидировать старение, страдания, смерть, а также усилят физические и умственные способности. Человек будет совершенствоваться, но уже не в силу слепых биологических законов, а благодаря достижениям науки. Совсем скоро методы биоинженерии позволят выращивать новые человеческие органы взамен «поизносившимся», считает футуролог Данила Медведев. Словом, в какой-то момент времени станет трудно определить, где заканчивается человек и начинается киборг.

Великий Абай, писал: «Во всем нужно знать меру. Все, что сверх меры – зло. Даже хорошее имеет меру». Кто бы мог подумать, что при жизни всего лишь одного поколения планета превратится в единую цифровую матрицу. Новое поколение, быстро обучаемое, засыпая и просыпаясь под слова «инновация, глобализация», с особым взглядом на свою роль на рынке труда, получают информацию о жизни через цифровые каналы. То есть живут в глобальном информационном пространстве. Но при этом работу для души можно получить только при наличии особых способностей.

Глобализация как естественная историческая закономерность дала сильный толчок мировому экономическому росту, но она обострила геополитическую ситуацию в мире и потребовала новых принципов и подходов в оценке не только банковской системы, но и оценки психического состояния здоровья людей. Все чаще стали появляться люди, полностью лишенные естественных человеческих чувств. Это еще не катастрофа, но предупреждение на будущее.

Идет широкомасштабная экономическая война, и хотя она свое поменяла лицо на гибридную, но приобрела особо опасное выражение – духовно-нравственное. Всякая война – это эпидемия насилия, со всеми вытекающими из этого определения закономерностями. Необходимо по-другому оценивать напряженность нового времени, в других системах этических координат. Мир оказался в разработке новой стратегии общемирового развития на уровне спасения духовной цивилизации. Началась битва за духовный потенциал. Происходит некое резюмирование человеческого бытия, через которое не перепрыгнешь, не обойдешь, его нужно осмыслить, понять и вместить, чтобы продвигаться дальше.

Столкнулись цивилизации Востока и Запада, и победить одна другую не смогут. Должна возникнуть новая цивилизация с другой философией жизни. Для появления единой цивилизации для всех есть только один путь – новая цивилизация должна стать лучше любой цивилизации, взятой по отдельности, но для этого нужна сила ДУХА и желание для преодоления трудностей во взаимоотношениях людей.

Все человечество замерло в некотором ожидании будущего. День ото дня расширяется разлом между Западом и остальным миром. Наступил очень сложный период в истории цивилизации – барьер экономический, политический, инновационный, но самый трудный – психологический.

Будущее наступает с такой скоростью, что становится неразличимым в настоящем. Какое оно будет? Если бы мы все знали заранее, жизнь была бы неинтересной и предсказуемой. Истинная мудрость – это мудрость неведения. В Библии об этом сказано так: «Блаженны ищущие, а не нашедшие».

Недостатки познания человека коренятся в самой системе познания. Классическая система образования, фундамент которой сложился в XVII-XVIII веках, располагала относительно богатым ресурсом знаний о мире. Человек усваивал их по принципу ступеней. Поднимаясь по ним с помощью логических связей. Для современного человека критерием знаний является способность мыслить, не столько через систему образования и науки, сколько через средства массовой информации, социальные сети. Уровень этих знаний формируется не по принципу ступеней, а по методу сцепления разрозненных обрывков знаний, касающихся лишь повседневных интересов. Отсюда и появилась угроза обесценивания глубоких индивидуальных знаний, причем процесс этот только усиливается. К тому же в современной жизни мы сталкиваемся с непонятными, хаотичными процессами. В то же время мы не задумываемся, зачем Природа запускает ядовитый вирус хаоса?

При хаосе начинает в полную силу работать закон диалектики по Гегелю – переход количества в качество. Когда хаос рассеивается, жизнь трансформируется в свою новую, более совершенную форму. ХХI век – историческое время развития новой эпохи. Он дает удивительные возможности для духовного развития, ибо в мире катастрофически не хватает творческого вдохновения. Время требует появления талантливых людей, а душа – духовной пищи. Творческая энергия не переходит самопроизвольно от менее творческого человека к более творческому. Душа должна трудиться. Мы порой не задумываемся. Зачем Природа осуществила в своем развитии появление биологического вида – носителя Духа?

Животным присущи свои качества приспособления к жизни. Свои правила поведения. Но только человек способен к творчеству и возможности создавать новую реальность. Возможность Нового Неба и Новой Земли – это уже реальность. Чувство страха за Землю – это мистическое ощущение конца живого нам навеяно из генетической памяти или пришло из чувства любви к тем, кого уже нет среди нас? Мы их называем «пришельцами из других миров». Мы не знаем, каким было поле битв разума и чувств в других цивилизациях, но мы знаем результаты этих битв – цивилизации уничтожили сами себя. Цивилизация, не сумевшая объяснить земное притяжение на уровне чувств, не может дальше развиваться естественным путем, происходит раздвоение на естественную и искусственную жизнь. В других цивилизациях, может быть, тоже переступили какую-то грань дозволенного.

Суметь преодолеть земное притяжение, чтобы взглянуть на Землю со стороны и удивиться. «Какая она маленькая и красивая! Как же нужно ее беречь», – воскликнул когда-то Юрий Гагарин, первый космонавт планеты.

Человек должен определиться с выбором образа своего будущего. У людей разная способность проникновения в глубину сути явлений. Пора осознать, мы заняты глобальными процессами, а себя спасти не можем. Нужно осмысление, а где собственно «Я» в этом мире? Как я могу себя реализовать? Хочу ли я спасения?

Если смотреть в целом, человек развивается стремительно, но должна быть цель, куда стремиться дальше. Необходимо по-другому оценивать напряженность нового времени в другой системе этических координат. Идет возрождение национальных государств. Государства, как и люди, имеют свой характер, свои традиции, сохранение которых для них превыше всего. Любая страна, которая не поддается унификации, глобализации, а следует своим органичным путем развития, является надеждой для всей цивилизации.

Современное национальное государство пришло на смену средневековому полицентризму, предоставив ему свое суверенное единство и освободив его от папской опеки над светской политикой, тем самым был преодолен дуализм духовной и светской власти, ставшей причиной стольких конфликтов в средние века.

Высокая социальная мобильность, характерная для демократических динамично развивающихся стран, способствовала выработке собственных позиций в принятии решений. Но времена изменились. Нужен вариант мирового развития взаимоотношений государств не с риском потерять свой суверенитет, а с риском потерять индивидуальность своего развития. При этом у граждан любого государства должно быть право жить по своим законам и традициям, быть защищенными от посягательств на личную жизнь. Но для этого нужно желание и сила воли для преодоления трудности во взаимоотношениях людей. В центре любой трудности лежит возможность достижения благополучия и стабильности во всех странах мира.

532 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми