• Культура
  • 30 Октября, 2019

УРОКИ БОРИСА ЕРЗАКОВИЧА

Как-то в конце 70-х годов, работая в Государственном гастрольно-концертном объединении «Казахконцерт» музыкальным руководителем, пришлось записывать на ноты от солистки Зауреш Есбергеновой казахскую народную песню, чтобы затем аранжировать ее для инструментального квинтета. И когда были записаны последние такты, я сказал солистке, что эта песня из такого-то района Западного Казахстана. Зауреш очень удивилась: – Откуда ты это узнал? Ведь я сама родилась в этом районе, и эту песню помню в исполнении моей бабушки. – А по последним тактам ее, точнее, по каденции, – ответил я, – и научился этому у Бориса Григорьевича Ерзаковича, выдающегося исследователя казахской народной музыки, композитора и педагога. У него есть монография «Казахское песенное искусство». В ней описаны примеры каденции, по которым можно определить принадлежность песни к тому или иному району Казахстана. Второй случай произошел в мае 1982 года. Я по приглашению главного балетмейстера Казахского академического государственного театра оперы и балета им. Абая Заурбека Молдагалиевича Райбаева и режиссера этого театра Бейсена Рахметуловича Нурпеисова поехал с ними на постановку новой программы для фольклорного ансамбля «Мерке әуендері» в село Мерке Жамбылской области. В этом ансамбле оказалось много талантливых ребят, с которыми я стал дружить и приезжать к ним с другими балетмейстерами. А в тот раз З. Райбаев начал ставить танец на кюй Даулеткерея «Қос алқа». В библиотеке я нашел сборник «Даулеткерей» под редакцией Б. Гизатова 1961 года издания. Но более половины произведений знаменитого композитора были записаны с грубейшими ошибками. Если, например, нужно исполнять ноту до второй октавы на второй струне, то штили надо писать вниз, а нота соль первой октавы (открытая струна) – штиль писать вверх, а в этом сборнике все штили записаны вверх, как для фортепиано. На домбре сыграть это невозможно. Хорошо, что ребята из ансамбля знали этот кюй. От них я записал его и оркестровал на ансамбль. Программу ансамбля для поездки в Португалию мы подготовили и сдали за 25 дней. Принимать ее приехала из Жамбыла третий секретарь обкома партии Гайникен Айдархановна Бибатырова, которая впоследствии долгие годы работала директором Дома ученых в Алматы. По приезде домой Б. Р. Нурпеисов сказал мне: давай зайдем в Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова, где музыкальный отдел возглавлял Борис Григорьевич, а Бисенгали Гизатов (автор сборника «Даулеткерей») работал музыкальным редакторам. В один из майских дней мы с Бейсеном Рахметуловичем зашли в Академию наук. Музыкальный отдел размещался на втором этаже в большой комнате (ныне там библиотека). Борис Григорьевич был на месте. Он с интересом расспрашивал нас о работе с фольклорным ансамблем «Мерке әуендері» и о моих занятиях у Хабибуллы Тастанова, профессора консерватории им. Курмангазы. Через какое-то время пришел Бисенгали Гизатов, с которым Бейсен Рахметулович тут же меня и познакомил. Мое замечание о том, что в книге «Даулеткерей», вышедшей под его редакцией, половина нотного материала записана неправильно, было им резко прервано: «Молодой человек, ты что знаешь о том, как надо записывать ноты для домбры? Для этого надо еще и уметь на домбре играть». Выслушав наш диалог, Борис Григорьевич говорит: – Владимир, вот есть домбра, покажи, чему ты научился у Хабибуллы Тастанова. Я с удовольствием сыграл два кюя Даулеткерея: «Құдаша» и «Қос алқа». После этого Б. Гизатов признал: – Да, вы правы насчет записи нот в сборнике. А произошло это потому, что из-за нехватки времени перед его изданием я отдал переписывать несколько кюев студентам, не знающим специфику записи для домбры. – Вот так, Бисенгали, – сказал Борис Григорьевич, принимая из моих рук домбру. Но больше всех был доволен мой старший друг Бейсен Рахметулович. Он стоял широко улыбаясь.

Владимир ПИТЕРЦЕВ, композитор, лауреат премии «КазАК»

611 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»