• Культура
  • 28 Октября, 2019

ТРИУМФ МУЗЕЯ КАСТЕЕВА В ВАШИНГТОНЕ

Клара ИСАБАЕВА,

руководитель пресс-службы Музея им. А. Кастеева

 Уже несколько лет Государственный музей искусств им. А. Кастеева осуществляет успешные проекты в рамках программы «Рухани жаңғыру», продвигая казахское изобразительное искусство в мире. В 2018–2019 годах с большим успехом выставки корифеев казахстанской живописи и графики прошли в Нью-Йорке, Анкаре и Бурсе, Москве и Петербурге.  Выставки были очень тепло встречены в ведущих культурных центрах мира, и ознакомили зарубежного зрителя с оригиналами работ выдающихся казахстанских художников Абылхана Кастеева, Николая Хлудова, Сергея Калмыкова, Гульфайрус Исмаиловой, Айши Галымбаевой, Ольги Кужеленко, Евгения Сидоркина, Абдрашита Сыдыханова, Гани Баянова, Дулата Алиева, Молдахмета Кенбаева, Сабура Мамбеева, современных художников – Нелли Бубэ, Гульжамал Тагеновой, Алпысбая Казгулова, Марата Бекеева, Шамиля Гулиева и других.

[caption id="attachment_14667" align="aligncenter" width="640"] dav[/caption]

Рост интереса зарубежного зрителя к казахской культуре, национальной самоидентификации способствовал и росту интереса научного и музейного сообщества к истокам казахского искусства – декоративно-прикладному искусству Казахстана, уходящему своими корнями в скифо-сакскую номадическую культуру и Великий Шелковый путь. Ученым, докторам исторических наук из Программы культурной истории Азии ведущего в мире музейного научного центра – Смитсоновского института (Вашингтон) захотелось не только полюбоваться изделиями казахского народного творчества, но и ознакомиться с научными исследованиями в данной области своих коллег из Государственного музея искусств им. А. Кастеева.

Государственный музей им. А. Кастеева обладает внушительной коллекцией казахского декоративно-прикладного искусства, которая собиралась и исследовалась на протяжении многих десятилетий несколькими поколениями научных сотрудников музея по различным регионам Казахстана и за рубежом, в местах проживания казахских диаспор.  В настоящее время Музей им. А. Кастеева является одним из ведущих научных центров по изучению искусства Казахстана, который исследует и публикует различные каталоги, монографии, статьи и художественные альбомы.

4 октября 2019 года в Национальном музее архитектуры (Вашингтон, США) Смитсоновский институт провел научный Симпозиум «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика», на котором с докладами выступили ведущие ученые и исследователи искусства Государственного музея искусств им. А. Кастеева. Организаторами симпозиума стали профессор Гульмира Кенжеболатовна Шалабаева (Государственный музей искусств им. А. Кастеева) и доктор Пол Майкл Тэйлор (Смитсоновский институт) при активном содействии Посольства Республики Казахстан в США.

С 1998 года Музей им. А. Кастеева связывают многолетние партнерские отношения с одним из ведущих музеев мира – Смитсоновским институтом и его Программой по изучению культурной истории Азии (Smithsonian Asian Cultural History Program). За прошедшие годы музеями было проведено несколько успешных совместных проектов.

Новый совместный проект – симпозиум «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика» – стал важным событием программы «Рухани жаңғыру» по продвижению казахского народного искусства в мире. Симпозиум прошел в рамках выставок Craft2Wear Show и традиционного казахского искусства «Казахстан: душа Тенгри» Союза ремесленников Казахстана. Организуемая ежегодно Женским комитетом Смитсоновского института (SIWC) Шоу декоративно-прикладного искусства (Craft2Wear Show) является престижной площадкой прикладного искусства и экспонирует работы уникальных художников и дизайнеров США и всего мира.

На симпозиуме от Государственного музея им. А. Кастеева по актуальным аспектам казахского декоративно-прикладного искусства выступили: профессор Гульмира Шалабаева  с докладом «Казахские ковры как уникальный пласт национального культурного наследия», кандидат искусствоведения Екатерина Резникова – «Образы кочевой цивилизации в живописи Казахстана», руководитель пресс-службы Клара Исабаева – «Древние символы в современном казахском прикладном искусстве и дизайне», руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Гулаим Жумабекова – «Культурные традиции номадов в народном и современном ювелирном искусстве Казахстана» и руководитель отдела образования Оксана Танская – «Сокровища Великой степи: казахский Тутанхамон».

По мнению профессора Шалабаевой, феномен прикладного искусства Казахстана определяется кочевым укладом,  многообразием видов и типов изделий, технологических приемов при работе с различными материалами,  оригинальностью орнаментально-декоративных решений, присущими данному региону. Произведения древнего традиционного прикладного искусства Казахстана являются важнейшей частью национального культурного наследия страны. В своем докладе «Казахские ковры как уникальный пласт национального культурного наследия» она также отметила, что художественный  текстиль в коллекции музея насчитывает более тысячи экспонатов и включает традиционные войлочные текеметы и сырмаки, ворсовые и безворсовые ковры,   разноцветные  узорчатые  алаша, вышитые  настенные тускиизы и узорные циновки  шим ши.

Кандидат искусствоведения Екатерина Резникова в своем докладе сделала обзор произведений ведущих казахстанских художников, которые осмысливают образы древней традиционной кочевой культуры, и пришла к выводу, что осмысление исторического прошлого во многом определяет изобразительное искусство Казахстана.

Конкретные примеры показывают, что разные поколения художников используют при этом различные подходы. Так живописцы, стоявшие у истоков – Хлудов, Кастеева, опираются на принцип этнографизма и фотографичности. Плеяда живописцев пятидесятых годов воспевают национальную культуру через масштабные явления и возвышенный пафос социалистического реализма. Шестидесятники, чьи поиски направлены на поиск национальных кодов казахстанской живописи, обращаются к осмыслению древнего наследия через цветопластические и формальные эксперименты. В 1990-е годы на первый план выходит авторская индивидуальность в осмыслении архетипов кочевой цивилизации. И, наконец, в 2000-е наблюдается новый всплеск интереса к образам кочевой цивилизации, вплетающимся в повествовательную канву художественных произведений. Для искусства новейшего времени характерны не конкретика, а историзм прочтения, не отдельный человек, а народ и его герои.

Екатерина Резникова также отметила, что живописцы обращаются к архетипическим знакам номадической культуры, стремясь выразить многогранный спектр нравственных, этических пластов, опираясь на неизменность духовного базиса, имеющего значение как в прошлом, так и сегодня.

Доклад руководителя пресс-службы Клары Исабаевой имел целью проследить и найти отголоски древней скифо-сакской цивилизации в современном казахском декоративно-прикладном искусстве. За основу она взяла древнейший сохранившийся войлочный ковер из кургана Пазырык и сравнила его с творчеством оригинального современного художника по войлоку Гульжанат Кабижановой.

Гульжанат создает декоративные войлочные панно, где широко представлены древние символы кочевых цивилизаций: солярные знаки, орнамент кошкар-мюйиз, древо жизни и другие. Эти панно имеют глубокий философский смысл и древнюю символику.  В казахском орнаменте заложен уникальный способ приведения к равновесию части целого, когда два контрастных по цвету полотна складываются вместе и узор вырезается одномоментно. Затем полотна совмещаются и два узора меняются местами, подчеркивая друг друга. Панно «Равновесие», созданное с применением  указанного приема Гульжанат, отражает понятия День и Ночь, Мужское и Женское начало, Четыре стороны света. Между черным и белым цветом живописным муаром лежат другие цвета, одинаково оттеняя и обогащая противоположности. Но и на этом панно мы видим эстетическое обыгрывание кошкар-мюйиза – древнего роговидного орнамента, который у Гульжанат перерастает в солярный знак.

Исследователь Клара Исабаева приходит к выводу, что широкое использование и обыгрывание Гульжанат древнейших номадических символов старинных войлоков – яркое свидетельство нашей глубокой связи с этим искусством, нашей преемственности с этой древней цивилизацией, которая никуда не исчезала, а всегда существовала в нашем декоративно-прикладном искусстве и является ее прямым наследником.  Касаясь аспекта креативной экономики, Клара Исабаева познакомила американцев с весьма успешным творчеством казахского дизайнера из Тараза Айдархана Калиева, работающего в стиле неофольклор, а также объяснила выбор названия его бренда «Аспара» – древнего города на Великом Шелковом пути недалеко от Тараза, о котором упоминают арабские и китайские исторические хроники. Руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Гулаим Жумабекова проанализировала казахскую ювелирную коллекцию музея, материалы, техники, орнаменты, предназначение казахских украшений и их региональные особенности, а также работы современных казахских зергеров. Руководитель отдела образования Оксана Танская рассказала о художественных особенностях украшений  Золотого человека.

Доклады вызвали огромный интерес американского научного сообщества. Она помогли глубже понять и познакомиться с искусством Великой степи.  Ученые Смитсоновского института Пол Майкл Тэйлор, Джаспер Во-Квозебарт, Роберт Понтсиоэн, Супамас Снитвонгзе, Иниго Акоста и Джаред Коллер проанализировали доклады казахстанских коллег. Кроме ученых Смитсоновского института, на симпозиуме присутствовали ученые других американских организаций.  Доктор Виктория Варварив, защитившая свою диссертацию PhD в одном из университетов США по символике украинского декоративно-прикладного искусства, отметила, что с интересом пришла на симпозиум Смитновского института и с удовольствием прослушала доклады казахстанских исследователей.

«Международный симпозиум «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика» собрал вместе ведущих ученых Смитсоновского института и Государственного музея им. А. Кастеева, где у них была возможность сравнить свои научные подходы в изучении декоративно-прикладного искусства Казахстана в его глобальной перспективе», – отметил доктор Пол Майкл Тэйлор, директор Программы по изучению культурной истории Азии, соорганизатор симпозиума.

Посол Казахстана в США Ержан Казыханов также подчеркнул: «Как отмечено в статье Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» в древнюю эпоху степняки использовали материалы из кожи, войлока, шерсти и льна для производства одежды и различных изделий. Гармония степной цивилизации с окружающим миром и природой отражены в элементах прикладного искусства, чему свидетельствует один из символов суверенного Казахстана – снежный барс. В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» научный симпозиум предоставил уникальную возможность презентации американской аудитории мировоззрения и ценностей народов Великой степи, кочевую культуру и фрагменты исторической хроники наших предков».

Clara ISABAEVA – Head of the Press Service

On October 4, 2019,a Scholarly Symposium on Kazakhstan’s Crafts and Creative Economy washeld at the National Building Museum (Washington, D.C., USA) hosted by the Smithsonian Institution’s annual Craft2Wear Show.Leading scholars from the A. Kasteyev Museum of Arts presentedpapers at the symposium, co-organized by Professor Dr. GulmiraShalabayeva of the A. Kasteyev Museum and Dr. Paul Michael Taylor of the Smithsonian with the great support of the Embassy of the Republic of Kazakhstan to US.

Kazakhstan’s crafts, stretching back to nomadic Saka-Scythianculture and the Great Silk Road, have attractedmuch attention from foreign scholars and museums. The A. Kasteyev Museum of Arts has a preeminent collection of Kazakh crafts collected by generations of museumresearchers from throughout Kazakhstan and from Kazakh communities in other countries. At the present time, the A. Kasteyev Museum is one of the leadingcenters for scholarship on the arts of Kazakhstan publishing a large number of monographs, catalogs, and other publications.

The A. Kasteyev Museum also has a long-term partnership with one of the leading global museums – the Smithsonian Institution, through the Smithsonian’s Asian Cultural History Program, withmany successful joint projects over the last few years.

Thisco-organized Scholarly Symposium - Kazakhstan’s Crafts and Creative Economy- is an important component of the RukhaniZhangyry Program to promote Kazakh crafts and arts in the world. The Symposium was held as a part of Craft2WearShowwhich this year hosts the exhibitionKazakhstan: Soul of Tengri by the Union of Artisans of Kazakhstan. Organized by the SIWCCraft2Wear Show is a major and prestigious gathering of craft artisans and marketers that displays the work of American and worldwide craft artisans and designers.

At the Symposium A. KasteyevMuseum’sof Art  presentations on Kazakh decorative & applied art included: Carpet Weaving as a Global Cultural Phenomenon: Revisiting Ethnic Peculiarities and Intercultural Commonalities in Crafts (by Professor GulmiraShalabayeva), The Images of the Nomadic Civilization in Kazakhstan’s Painting (by PhD in Art Ekaterina Reznikova), Ancient Symbols in Modern Kazakh Crafts and Designs (by Head of Public & Foreign Relations Clara Isabaeva), The Continuity of Nomadic Cultural Traditions in the Folk and Modern Jewelry of Kazakhstan (By Head of Kazakh Crafts Department GulaimZhumabekova) and The Treasures of the Great Steppe: Kazakhstan’s Tutankhamun (by the Head of Education Department Oksana Tanskaya).Smithsonian scholars Paul Taylor, Jasper Waugh-Quasebarth, Robert Pontsioen, SupamasSnitwongse, Inigo Acosta, and Jared Koller  served as discussants and presenters of comparative craft research examples.

"This international symposium on Kazakhstan's Crafts and Creative Economy brought together outstanding scholars from Kazakhstan's Kasteyev State Museum of Arts and from the Smithsonian, comparing their approaches to the study of Kazakhstan's indigenous crafts in global perspective," said Dr. Paul Michael Taylor, director of the Smithsonian's Asian Cultural History Program and co-organizer of the symposium.

Ambassador of Kazakhstan to USErzhanKazykhanov: «As it was stressed in the article “Seven Facets of the Great Steppe” of Kazakhstan’s first President, ElbasyNursultanNazarbayev, in ancient times nomads used leather, felt, wool and flax for producing the clothes and other items. Harmony of steppe civilization with environment and nature is reflected in the elements of modern crafts. One of such examples is the snow leopard – the symbol of independent Kazakhstan. The event as a component of the RukhaniZhangyru Program will provide a unique opportunity to present to the US public the mentality and values of the people of Great Steppe, nomadic culture and fragment of historical chronical of our ancestors”.

Robert Pontsioen, Smithsonian Institution Senior Researcher, PhD: “Your papers inspired us to visit Kazakhstan”.

1371 раз

показано

4

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми