• Общество
  • 21 Октября, 2013

ЖЕТЫСУ – ЗОЛОТАЯ КОЛЫБЕЛЬ КАЗАХСКОЙ НАЦИИ

Арнабай НУРЖАНОВ,
к. и. н., доцент
КазНПУ им. Абая

Түйін
Мақалада Солтүстік-Шығыс Жетісу қалаларының қалыптасуы мен дамуы қарастырылады. Осындай қалалардың біріне Қастек-1 көне қаласы жатады. Қастек-1 көне қаласы топографиясы мен қорғаныс жүйесі бойынша Іле Алатауындағы ірі ортағасырлық қалалардың бірі болған. Табылған артефактылар бойынша қала экономикалық, шаруашылық, мәдени, сауда орталығы болғандығы анықталды. 
Summary
The origin and genesis of cities of Northeast Zhetysu region is considered in the article. The site of Medieval settlement of Kastek-1 was one of such cities. The site of Kastek-1 was one of biggest between medieval cities of Zailisky Ala Tau. According to artifacts this city was economic, cultural, shopping center.

Сегодня ученые республики обсуждают выступление Госсекретаря РК М. Тажина на заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, где сделан акцент на то, что время ставит перед исторической наукой новые требования, и необходимо объективно сконцентрировать внимание на вопросах изучения национальной истории.

Госсекретарь напомнил слова Президента РК Н. А. Назарбаева о том, что «всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нации». Глава государства, давно и предметно занимающийся вопросами национальной истории, предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории», главной целью которой должны стать: создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики; расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации; осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.
Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. «Сегодня Казахстан – состоявшееся государство. Мы вышли на новый этап государственного строительства. Стратегия «Казахстан–2050» дает ответ на главные вопросы на новом этапе развития общества, а именно: куда мы идем и где хотим быть к 2050 году. По большому счету, речь идет о проектировании новой мировоззренческой модели будущего страны, определении главных ценностей и ориентиров. Безусловно, эти ценности должны быть современными, устремленными в будущее. Они должны укреплять нашу национальную идентичность в глобализирующемся мире, который, надо прямо сказать, размывает национальную специфику. Они должны обеспечить сохранение культурного кода нации: языка, духовности, традиций, культуры», – сказал М. Тажин.
В КазНПУ им. Абая активно проводится работа по выявлению и введению в научный оборот новых неисследованных артефактов. Группа археологов, в рамках научных грантовых проектов МОН РК, возглавляемая мной, занимается раскопками в Алматинской области.
Условия и процессы формирования городской культуры в долинах рек Или и Чу, имеющих в средневековье историческую и этническую общность со Средней Азией и Восточным Туркестаном, отличались от характера урбанизации юго-западных, южных и юго-восточных областей этого обширного региона. До середины І тыс. н. э. вся территория Северного Притяньшанья было местом обитания кочевых скотоводческих племен, находясь как бы на периферии древних цивилизаций. С VI–VII вв. Чуйская, с VIII в. Илийская долины превращаются в цветущие оазисы земледельческой и городской культуры. 
Образование и развитие городов Средней Азии и Казахстана при всех общих закономерностях не было шаблонным, имело свои особенности. Структура средневековых городов также не была единой и зависела от объективных условий процесса грядообразования. Этот вывод особенно важен и характерен для средневекового Казахстана, где формирования городских центров происходило в условиях исторически сложившегося взаимодействия оседло-земледельческого и кочевого населения, что сказалось на топографии и типах городов, своеобразии городской культуры [2, с. 5-11].
Жетысу занимает Чу-Балхашский бассейн, средняя высота которого колеблется в пределах 300-400 м над уровнем моря, наиболее низкое место – низовья Чу. Продольная ось Чу-Балхашского междуречья проходит через низовья Чу-Балхаш, Алаколь и через Джунгарские ворота уходит в Западный Китай, к озеру Эби-Нор [1, с. 60-61; 9, с 78-79].
К югу от реки Или начинается Илийский/Заилийский Алатау. Западная часть между правым берегом р. Чу и песками, окаймляющими нижнее течение р. Или называется Чу-Илийскими горами, отдельные части которых носят название Кульжабасы, Хантау, Козыбасы. Они имеют многочисленные перевалы, удобные для колесного транспорта. Через Кордайский перевал проходит дорога, соединяющая Илийскую и Чуйскую долины. Еще один путь проходит через перевал Кастек, соединяя долину Или с котловиной Иссык-Куля и долиной Чу. 
Перевал Кастек издревле служил для связи долин Чу и Или [7, с. 38]. Упоминание об этом перевале сохранилось в источниках ХV в., описывающих поход Тимура. В 1375 г. армия Тимура из долины Или шла в Атбаш через перевал Кара-Касман (Кастек) [7, с. 81-83]. 
В 1390 г. армия Тимура, преследуя Камар ад-Дина, бежавшего на Иртыш, шла из Ташкента к Иссык-Кулю, оттуда через горы Кок-тепе и через горный проход Арджату к Алмалыку (Алмату), через реки Или и Каратал к Иртышу [9, с. 205]. 
Горный проход Арджату, скорее всего, соответствует Урунг Арджу. Урунг, видимо, можно сопоставить с Узун, что означает в переводе с тюркских языков «долгий», «длинный». Ардж, как полагают исследователи, соответствует тюркскому же Арт и переводится как «горный перевал», «нагорье», «гора» [11, с. 53-58]. Тогда средневековый топоним «Урунг-Ардж» надо понимать как «долгий горный перевал», «длинное нагорье, гора», что вполне согласуется с данными письменных источников. 
Средневековое городище Кастек-1 находится в 2,5 км от с. Кастек на левом побережье реки Кастек у подножья горы Суык-Тобе. Географические координаты: 43º03’03,54” С.; 75º59’09,11” В. и на высоте 1296 м над уровнем моря. Городище расположено на месте выхода горной речки из горных теснин на относительно широкой части возвышенных прилавков, образующих возвышенное плато, при этом река еще сохраняет стремительность своего течения, создавая своеобразный звуковой фон местности. 
Центральная часть памятника представляет собой несколько возвышенный над общей поверхностью четырехугольный участок, ориентированный углами по сторонам света. Размер по линии С-Ю – 210 м, В-З – 150 м, что составляет 4 га. Он обнесен крепостной стеной, которая выглядит как оплывший вал толщиной до 15 м, высотой до 2 м. По гребню вала видны впадины и всхолмления на месте оборонительных башен. В топографии городища выделяются 14 башен и 16 крупных домовладений, располагавшихся внутри стен, имеется и значительное число других построек, расположенных, главным образом вдоль реки. Вокруг вала с трех сторон, кроме восточной, прослеживается ложбина былого рва глубиной 0,5-2 м и шириной 3-4 м, с восточной стороны город располагался на высоком берегу реки, остаток построек на нем не зафиксировано. Въезды находятся напротив друг друга в середине стен. 
В 2011 г. совместно со студентами исторического факультета КазНПУ им. Абая начато археологическое исследование городища Кастек-1.
Раскоп 1, площадью 8х3 м, был заложен рядом с юго-западной башней и примыкает изнутри к восточной стене. 
Конструкции верхнего строительного горизонта, выявленные на глубине 0,6-0,8 м, были представлены основанием стен, сложенных из нескольких рядов булыжников средних и крупных размеров. Некоторые камни обрушились и сместились и, таким образом, не занимают четкого первоначального местоположения по отношению к основанию стен. Слой намытой глины, мусора и зольно-угольные прослои чередовались в раскопе. Они были насыщены раздробленными костями животных и мелкими фрагментами керамики, среди них встречались обломки сосудов разного размера и формы, украшенные зигзагообразным орнаментом.
В центральной части раскопа находилась хозяйственная яма диаметром 0,85 м, глубиной 1,1 м, заполнение ямы составляла рыхлая земля с большим содержанием золы, вкраплениями угольков. В заполнении было найдено несколько неполивных боковин и донце от сосудов, а также мелкие фрагменты от поливных чаш.
При вскрытии верхнего культурного слоя, на глубине 0,5 м обнаружены стены и полвторого строительного горизонта. Стены помещений вытянуты с востока на запад. Сохранившаяся высота стен 0,4-0,5 м. 
Помещение 1, ширина 1,9 м, длина 2 м, высота стен 0,5 м. Это лишь основания некогда более высоких стен. Пол, зачищенный до уровня основания стен, представляет собой утрамбованную поверхность серого цвета. На нем найдены многочисленные обломки керамики, в том числе крупные обломки хума (очага) в западном углу раскопа.
Помещение 2, ширина 2,1 м, расчищенный участок длиной 2 м, суфа размером 0,8х0,1 м была пристроена к юго-западной стене. В середине двух помещений обнаружен перевернутый очаг. Он расположен 0,35 м над полом, служил для обогрева двух помещений. 
Основным материалом из раскопок является керамика. Котлы, горшки, хумы, кувшины представлены фрагментами венчиков, боковин и донцов. Для изготовления такой посуды использовалось местное сырье – ожелезненные глины с большим количеством естественных примесей – полевых шпатов, кварца, бурого известняка и слюды. 
К примеру, зооморфный кувшин находит близкие аналогии, прежде всего, в «карлукской» керамике Чуйской долины [12, с. 120-121]. Такие кувшины с зоо- или антропоморфным оформлением горловины А. Н. Бернштам связывал с согдийской традицией, перешедшей в украшение карлукской керамики. Оформление карлукской керамики красным ангобом и лощением, как полагают некоторые исследователи, продолжает согдийскую традицию VI–VIII вв. в керамике Жетысу ІХ–Х вв. что подтверждается достаточно убедительными сравнениями [10, с. 159]. 
Украшения оттисками штампов распространяются в Таласской долине в ІХ–Х вв. [8, с. 111]. Орнамент в виде оттисков многолепестковых цветов имеется также в Южном Казахстане на керамике VIII–Х вв. [3, с. 181]. 
По типам сосудов, характеру стекла, стеклянные изделия городища Кастек схожи со стеклянными изделиями Юго-Западного Жетысу и Южного Казахстана [4, с. 7-21]. 
Город, как удалось установить, начал формироваться в Северо-Восточном Жетысу в конце VII–IХ вв., особенно интенсивно этот процесс шел в Х–начале ХІІI вв. В это время город превращается в крупный экономический, политический и культурный центр. 
Вопросы типологии городищ Северо-Восточного Жетысу широко освещены К. М. Байпаковым, который наиболее аргументированно выделил четыре типа городищ: города (поселения городского типа); сельские поселения; городища-убежища; караван-сараи (рабады) [5, с. 9-12].
В качестве основных таксонометрических признаков при характеристике городищ Байпаков применил следующие: длина, мощность культурного слоя; наличие территории, примыкающей к центральному укреплению, окруженному дополнительным валом; устройство въезда, местоположение городищ. [6, с. 58].
Как свидетельствуют новые открытия, поселения были не только укрепленными, но и неукрепленными. Часть из этих поселений и ставок, размещаясь на караванных путях, в стратегически удобных точках, в богатых долинах, превращалась в центры ремесла и торговли, становилась городами. 
Часть такого пути развития прослеживается на примере городища Кастек. В частности, здесь на конусе выноса, на месте осенне-зимних пастбищ складывается вначале неукрепленное поселение в виде огороженных участков полей от 3 до 5 га, орошаемых при помощи искусственной ирригации. Затем на участке строятся небольшие одно- и двухкомнатные домики, а в центре поселения возводится укрепление-ставка. Первоначально оно представляло собой торткуль, с мощной системой фортификации, которое в начале IХ века сформировалось в крупный городской центр.
Мы должны изучать историю своей земли и знать ее исторические памятники. Считаю, что работа, проводимая сегодня группой археологов в рамках научных проектов, должна продолжаться. Эти и другие исследования отечественных историков и археологов дадут новый импульс нашей молодежи, они начнут хорошо разбираться в национальной истории. Таким образом, будет сформирована мировоззренческая модель будущего страны, которая обеспечит сохранение культурного кода нации: языка, духовности, традиций, культуры. 

Литература
1. Аболин Р. И. От пустынных степей Прибалхашья до снежных вершин Хан-Тенгри. Геоботаническое и почвенное описание южной части Алма-Атинского округа Каз АССР. Ташкент, ч. 1, 1930, с. 60-61.
2. Акишев К. А. Перспективы изучения позднесредневековых городов Казахстана. Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии. Алма-Ата, 1983, с. 5-11.
3. Агеева Е. И., Пацевич Г. И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана. Труды ИИАЭ АН Каз ССР, 1958, т. V, с. 181.
4. Агеева Е. И. Средневековое стекло из Тараза. По следам древних культур Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1970, с. 7-21.
5. Байпаков К. М. Средневековые города и поселения Семиречья (VI–ХII вв.) Автореф. канд. дис. Алма-Ата, 1966, с. 9-12.
6. Байпаков К. М., Савельева Т. В., Чанг К. Средневековые города и поселения Северо-Восточного Жетысу. Алматы, 2005, с. 58. 
7. Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893–1897 гг. Сочинения. М.: Наука ГРВЛ, т. 4. 1966, с. 38, 81-83.
8. Бубнова М. А. Средневековое поселение Актобе-1 у с. Орловка. Археологические памятники Таласской долины. Фрунзе: изд. АН Кирг ССР, 1963, с. 111.
9. Койчубаев Е. Краткий толковый словарь топонимов Казахстана. Алма-Ата, 1974, с. 78-79.
10. Распопова В. И. Гончарные изделия согдийцев Чуйской долины. Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. М.: изд. АН СССР, т. IV, 1960, с. 159.
11. Умурзаков С. У. К исторической топонимике Киргизии. Ономастика Средней Азии. М.: Наука ГРВЛ, 1978, с. 53-58.
12. Чуйская долина (МИА) Труды Семиреченской археологической экспедиции. М., т. 14. 1950, с . 120-121.

1226 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»