• Исторические страницы
  • 30 Сентября, 2019

К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА «КАЗАХ»

Имеются многочисленные предположения об этимологии этнонима «казах», но единого мнения среди ученых нет. Одни возводят такое понятие к вольным и храбрым людям, другие – к бездомным скитальцам, третьи – к территории обитания… Причиной столь противоречивых предположений является недостаточное внимание специалистов к вопросам образования этнонимов как важного направления языковедческой дисциплины. До сих пор догматы идеологии прошлой системы утверждают, что родоплеменные объединения кочевников народом не являются. Политическая подоплека такого тезиса понятна. Но история развития человечества свидетельствует, что этнонимика формировалась с доисторических времен, когда древние люди совместно охотились на зверя и собирали коренья, строили примитивные жилища, отражали внешнюю угрозу, объединялись в союзы для освоения новых территорий. Одни народы теряли свои прежние имена, другие приобретали новые. Этнонимия развивалась, находясь в движении, как общество и его язык, по законам эволюции живых организмов. Следовательно, к истории происхождения имен народов следует обращаться с позиции не современного языка, а более древнего его состояния. Подготовка таких специалистов на научную основу не поставлена, их создают обстоятельства из специалистов разных профессий, потому квалифицированный этимолог исключительная редкость и сегодня. Этимологии имен основной части современных народов остаются неисследованными. 

Познавать историю происхождения имени народа следует, изучая его прошлое, экономику, территорию обитания и их миграцию, социальную среду и традиции культуры, одновременно прослеживая языковые изменения. В противном случае этнонимы будут представлять экзонаименования, характеризующие внешние признаки этноса. Генезис языка народов изучает языковедение, а возрождению его древнего состояния содействуют такие дисциплины, как семасиология и компаративистика. В некотором смысле обращение к глоттохронологии способствует выявлению древних языковых связей народов и времени его раскола. Этнонимы не могут находиться в неизменном состоянии, они подвержены как грамматическим, так и морфологическим изменениям. Этот процесс происходит вместе с эволюцией этноса и его языка. Интерес к этнонимике проявлялся всеми народами независимо от времени образования его государственности. Потому, чтобы приблизиться к изначальному названию имени народа, необходимо изучать прежний ареал обитания этого этноса, стремиться к воссозданию его языка, изучая сохранившиеся архетипы, выявлять языковые связи с другими народами и уметь определять семантику обнаруженных глосс. Топонимы Казахстана неопровержимо свидетельствуют о тюрко-персидской билингве с элементами санскрита. Хорошая кормовая база, желтеющая к осени, явилась причиной появления этимологий топонима с названиями «Желтеющие хребты», «Желтые просторы». Эти этимологии отражают современный казахский язык и скотоводческую экономику недавнего прошлого. Но ведь на этой территории народы обитали с древнейших времен, о языковой принадлежности которых имеются разные предположения. Одни полагают, что древними насельниками Казахстана являлись ираноязычные племена, другие, напротив, считают их тюрко­язычными. То есть язык древних племен Сары Арки рассматривается с позиции уже дифференцировавшейся тюрко-тохарской билингвы, которая произошла тысячелетие назад. Эта билингва предков степняков во множестве содержала тохаризмы (фарсизмы) и санскрит, закрепившиеся во многих топонимах Казахстана: Баласагун, Балхаш; Сарканд, Сарыозек; Каркаралы, Талгар. Праформы «сар», «бал», «тал», «каркара» и привнесены в Казахстан древними мигрантами Индостана. «Сар» означает главный, «бал», «тал» – возвышения, «каркара» – каменистый. И сегодня в языке всех тюрков содержатся тохаризмы и санскрит, они характерны и для нетюркских народов Евразии. Этот язык аборигенов Казахстана ошибочно полагают языком ираноязычных народов. К концу I тысячелетия тюрко-тохарская билингва распалась на тюркскую и персидскую группы языков. Но на Западе тохарами продолжали называть все народы Средней Азии, потому как до 40 процентов тохаризмов входят в лексику языка тюрков. Отгонное животноводство у аборигенов Казахстана не являлось основной формой экономики. Добыча олова, меди, бронзы была главным экспортным товаром древних обитателей Казахского мелкосопочника, богатого на цветные металлы. Этимология термина «бронза» подтверждает существование тюрко-санскритской билингвы, образовавшейся в результате культурных контактов с Индостаном. Происходит сложное слово из словосочетания «бір өнүм замджани», что в переводе означает «один продукт, рожденный землей», т. е. аналогично меди и олову; присвоено происхождение термина «бронза» молодому французскому языку. Бронзу в Западную Европу занесли пратюрки, мигранты Малой Азии, когда французов еще и в природе не было. Потому изначальное название топонима Сари Ари в переводе означало «Главное достояние». Эта этимология подтверждена многочисленными данными археологов в нуринской, атасуской и федоровской культурах. Племена, обитавшие в Центральном Казахстане, являлись основными производителями и экспортерами меди и бронзы – главного достояния обитателей Казахского мелкосопочника по сегодняшний день. Предки казахов имели свою государственность, и не одну, но эти ранние формы государств распадались по разным причинам. Ни одна из стран Евразии не сумела сохранить в неизменном состоянии имя народа и государственности за последние два тысячелетия. Казахи являются одним из немногих народов, имя которого сохранилось в письменных источниках, и 25 веков сохраняется в изначальном состоянии с незначительным фонологическим изменением, обусловленным диахронией и эволюцией развития языка. Этих источников их недруги просто не желали замечать. Так где же обитали древние предки казахов, где их прародина? Как они именовались и почему эти вопросы остались неизученными? Сложившийся в XV веке государствообразующий народ представлял всего лишь одну из последних форм его развития. Происхождение имени казахского народа чаще всего исследователи увязывают с архетипами «кас», «сак», «хас», «ак». Они обнаруживаются во многих письменных документах. В новейшей нашей истории объявились многие «зиялы», которые усердствуют в замене имени казахского народа; по разным причинам им не нравится его имя. А истинная причина заключена в том, что для них остаются неведомыми древнее прошлое своего народа, местонахождение его прародины, исторические предпосылки возникновения термина «казах». А об этимологии имени казахского народа они рассуждают по созвучию с фонологией современного русского языка. Новоявленные интеллигенты не осознают того, что они наносят удар по начинающему формироваться самосознанию общества. Патриотов страны красивыми переименованиями имени народа и радужными картинами о его светлом будущем не воспитать. Такой ложный патриотизм рушится в один день, порождая ненависть к лжецам в душах легковерной части общества. Потому истинных патриотов всегда меньше, чем мнимых. Это соотношение меняет истина о его прошлом. Патриотизм зарождается в той среде, которая способствует реализации потенциала личности, при той системе, которая формирует его нравственные качества на примерах славного прошлого своих предков. Эта нравственная категория упрочняется при тех условиях, когда сыны и дочери народа через свои души пропускают ту боль, которую испытали их предки на протяжении всей своей истории. Такой патриотизм сохраняется незыблемым на всю оставшуюся жизнь человека. Изучение этого явления всегда будет предметом, представляющим большой интерес для всех исследователей исторических дисциплин. Хорошо известно, что саки составляли кочевое население Казахстана со времен эпохи бронзы, с начала II тысячелетия до н. э. Источники сохранили их имена саха, сакар, сэ, сай, сагай, саяк, секлер, кайсак. Закрепился термин «сак» в топонимах от Африки до Японии и Америки. Следовательно, на этих землях некогда обитали саки. Термин «кайсак» в нашем сознании ассоциируется с прозванием, наделенным самодержавием в ходе его переписки еще до образования ханства Абулхаира и Внутренней Орды. Семантику этнонима кайсак, отмеченного в летописных материалах китайцев, согдийцев и хазаров, казахская элита того времени не ведала. Самодержавие ошибочно отмечало казахов происходящими от енисейских киргизов, почерпнув эти сведения у голландцев и из других источников. В защиту об ошибочности происхождения этнонима кайсак выступал А. Левшин. «Кай» означает сила, мощь у тюрков или согдийцев, носителей тюрко-персидской билингвы, а в целом этноним кайсак – это «мощный сак». Воспринимаясь прозвищем, это имя казахского народа вызывало протестные настроения еще у элиты XIX века. Хотели лучше, а получили прозвание «киргиз». Кара-киргизов возмутило «присвоение» казахами их древнего имени, и после территориального размежевания народов в 1936 году они обрели современный этноним. Только спустя многие годы, после падения власти самодержавия, казахи вернули свое достойное имя, отмечавшееся в источниках 25 веков назад. Секрет устойчивости имени заключается в традициях сохранения своей генеалогии. Несмотря на образование новых родоплеменных объединений, казахи всегда сохраняли имя своего первопредка. Историография прошлой системы не учитывала этот важный аспект прошлого кочевников; для нее были важнее письменные доказательства, зафиксировавшиеся в источниках. А они имеются, найдутся и другие. Изначальным именем народа являлось ғха-сах, а затем через тысячелетие уже появились собирательные тюрки. Таким являлось образование имени и татарского народа, сложившегося из общин кочевников тар. Потому следует считать, что хуну, или гунны происходят из общин таров и ғха-сахов. Это родственные народы, прародиной которых являлся Индостан. Первые из них тяготели к скотоводческой экономике со сменой пастбищ, а вторые – к оседлости и занятиям животноводством на стесненных землях с ограниченными возможностями. Такая экономика и обусловила их миграцию на степные просторы северных земель. Прародиной тюрков являлся также север и северо-восток Индии, поэтому этимологию имени казахского народа следует искать в тюрко-санскрите, в традициях культуры народов этого региона. Образование индо-сакских государств в этом регионе и миграция населения отмечались учеными, подтверждается и генетической наукой. Следовательно, в языке индусов можно обнаружить следы пребывания саков на этих землях. «Сакhа» именовались в этом регионе племена кочевников. «Сасака» у них означает «бокал», «чашка». Хорошо известно, какое сакральное значение имела посуда в культуре древних саков. Каменные изваяния саков с чашей сохранились до наших дней; их устанавливали они своим вождям. Чаша являлась символом изобилия, благосостояния и единения народа, она представляла часть их космогонической культуры. А на юге нашей страны и в Узбекистане и сегодня бытует общественная форма самоуправления с общей посудой – махалля. «Gha-sakha» на санскрите означает объединенные саки, т.е. это родовые общины одного народа, сохранявшие традицию своей культуры иметь общую посуду. «Sakhi» означает друг, товарищ; «sak» - могучий, «sakra» – мощный, сильный, а дружба – «sakhy». Бытует у казахов и антропоним Сахит, а сахаба – миссионер и проповедник, а буквально «сака предок». Эти племена индосаков мигрировали тысячелетия назад на восток и запад Евразии и привнесли с собой тюрко-санскрит. Общины с общей посудой известны и у древних греков – «lekani». У греков и у тюрков леген, леган и сегодня называют большую чашу, из которой едят несколько человек. Эти примеры демонстрируют неразорвавшуюся связь культуры тюрков, индусов и греков. Крупные племена кочевников никуда не исчезают; даже после проигранных сражений они возрождаются, объединившись в новые дружественные союзы. Одним из письменных источников, отмечавших саков и хасаков, является надпись на скале Бехистуна. На ней царем Ахеменидов Дарием в VI веке до н. э. они отмечены в сочетании «скунха сак»; в прочтении автора «скин хасак». Для консонантной письменности это не представляет серьезной ошибки, ее могли допустить камнетесы или переписчики и дешифровщики. Перевод последнего означает «шатровый хасак». Ни вождя кочевников Скунха, ни народа с этим именем историография более не упоминает. По своему головному убору, т. е. внешнему признаку, саки вошли в историю как беглецы Тигра – «тиграхаудами». При этом никто не может объяснить, каким образом грамматико-морфологический термин «тиграхауда» преобразовался в словосочетание «остроконечная шапка». Восемь правителей саков изображены без головных уборов, выражая покорность Дарию. Девятый вождь тиграхауда гордо следует за ними, не снимая свою остроконечную шапку. Это наводит на мысль, что тиграхауды Семиречья вовсе не были завоеваны Дарием, а их «покорение» он осуществил заочно, досрочным изображением, надеясь в скором времени осуществить свое намерение. Историо­графия не отмечает и поход Ахеменидов в Семиречье. Следовательно, жилище кочевников «скин» было намеренно трансформировано переводчиками в имя несуществовавшего правителя Скунха. Подтверждающим примером является термин «скипетр»: состоит из греческого «скин» – шатер и «петро» – камень. Равнозначна скипетру булава, в тюркской транскрипции «бул аба», а греки, заимствовав булаву, назвали на своем языке Ни полковник английской армии, открывший эти надписи на трех языках, ни ориенталисты Европы языком тюрков не владели, но предполагали третью письменность тюркской. А ­отечественным ученым приступить к изучению этой надписи все еще недосуг. В последующем ошибочное имя вождя Скунха проникло в источники, а тиграхауды являлось прозванием далеких предков казахов и других народов. Основными противниками Ахеменидов являлись саки; для истории важно было отметить их покорение, а подлинными их именами они не интересовались. Их было многие сотни. Перевод буквально означает «беглец ак Тигра». Это нарицательное имя племен аккадов (аков) или хаттов (обладателей письменности, просвещенных), которое они привнесли на восточные земли стран тюрков. Столицей являлся город Хаттуси, в переводе у тюрков означает «это обладатели письменности». Выходит, что хасаки и ғха-сахи являлись названиями народов, т.е. этнонимами. Фонетическое озвучивание слов с К или Х, З или С для языковедения значения не имеют, потому что они являются фонемами-аллофонами, т.е. звуковыми оттенками, альтернантами, обусловленными развитием наречий языка народов. Отмечается термин «казадж» в Азербайджане в названии крепости. Известны названия двух одноименных поселений, возникших в VII – IX веках в этой республике с именем казахского народа. В рукописных фондах Матенадарана раннего Средневековья отмечаются кочевники, которым выделили для поселения земли в Армении. Их приглашали для защиты своих границ от персов и византийцев; река Казах в Армении свое название получила от этих кочевников. А этимология хранилища древнейших манускриптов Матенадаран и у казахов означает «сооружение рукописных текстов». Эти этнические наименования возникли по названию племен с ранней формой государственности из родоплеменных объединений кочевников. В греческих источниках часто отмечаются саки, а также кассио, калхасы, каспи. Отмеченные архетипы «кас» и «хас» лежат в основе происхождения современного этнонима казах и родственных киргизам племенам с собирательным именем хакас. У греков «kabalо», «kabalaris» означают верхом, всадник. А урезавшиеся «ка» и «сак» означают «конный сак» и образуют термин «касак». В лексике греческого языка, в антропонимике имеет распространение праформа «сак», характеризуя происхождение некоторых их племен от кочевников саков. Фамилия Сакис означает происхождение от саков, Капасакалис – «ловкого сака потомок». Об этих «варварах» и «весьма подвижных народах, обошедших чуть не весь мир», как о своих предках, отмечали античные историки Геродот, Страбон, Фукидид. А Элладой, т. е. «страной отцов», они отмечали провинцию кочевников пеласгов (пелориос ас). Перевод означает «громадные, огромные асы». Источники отмечают, индо-сакские государства Северной Индии, возникшие в I тысячелетие до н. э., именуя их жителей ғха-сахи. Это социальное эндогенное наименование, образовавшееся в общинах в ходе их эволюционного развития, оно созвучно названию этнонима казах; означает общины тюрков, объединенных общей посудой. И, несмотря на минувшие тысячелетия, морфологических изменений в нем не наблюдается. Эта традиция культуры сохраняется у греков, таджиков, узбеков, казахов, демонстрируя их культурные связи с древнейших времен. Праформы «сак» и «ак» вошли в названия многих военных блоков и этнонимов тюрков: «көпше ак» – кипшак, стержневой ак; «кумлы ак» – кумык, ак песков; «кимлы ак» – кимак, передвигающийся ак; «каракалыпты ак» – каракалпак, ак черноформенный; «кас ак» – казах, ак враждебный. К этому ряду следует отнести образование этнонима узбек; выражение «өзим бен ак» означает «сам я ак». Небольшая этническая группа узбеков, следовательно, некогда обитала в Средней Азии. Из словосочетания «қарарлы ак» образовался этноним карлук, «ак ответственный, спокойный, сдержанный, терпеливый». Карлуки состояли из многих родоплеменных образований, а после нашествия империи Тан они осели в Восточном Туркестане, на юге Казахстана, в Узбекистане; отмечались карлуки и в Хазарии. В какой период истории племена аккадов (аков или хаттов) появились на восточных землях, остается неизвестным. Полагаю, что в результате катастрофического землетрясения, происшедшего в середине II тысячелетия до н. э. на Кикладах, они в панике покинули опасный регион. Несколько дней стояла темень от извержения вулкана, выбросы которого закрывали небосвод. Потому имя этого народа закрепилось в топонимах Евразии до Дальнего Востока и Северной Америки. Они легко переводимы на языке древних тюрков: в Афганистане Фаракруд – «многочисленных аков река», в Индии Акалтахт – «аков потомков трон». Следовательно, нареченные прозванием тиграхауды являлись прародителями тюрков и многих других народов. Известно также название союза племен, образовавшегося из нарицательного названия двух народов; оно возникло в Западном Семиречье. Эта коалиция возникла в VII веке из уйсуней (кас), собирательного народа, родственного гуннам, карлуков (ак), карлы аков, противоборствовавших натиску империи Тан. «Кас» означает враждебный, а «ак» – просвещенный, благодеятельный, обладающий письменностью. Это нарицательные названия собирательных племен тюрков, мигрировавших из Восточного Туркестана и с Алтая. Мигранты, поселившиеся в Западном Семиречье, образовали союзный блок «Касак», наименованный коренными жителями. Их имена сохранились в топонимах Западного Семиречья: Каскелен, Кастек, Каспан, в многочисленных племенных наименованиях, гидронимах с корневой основой «ак». Не сумев противостоять натиску противника, часть этого союзного блока продвинулась к Уралу и Волге. В персидских и арабских источниках они отмечались Хаслак, в хазарских – арису, потому как этот союз располагался за Волгой. «Хаслак» означает «противостоявшие аки» империи Тан, а «арису» – междуреченцы. Блок Хаслак (Касак) двух крупных народов уйсуней – кас и карлуков – ак был пропущен Хазарией в степи Северного Предкавказья для защиты своих южных рубежей от аланов и арабов. В этом регионе и сложился этноним казах в первой половине Х века из нарицательных названий двух народов, составивших политический союз Касак, или Хаслак. Он находился в зависимом от Хазарии положении и на картах X века отмечен «хазары», территорией Северного Предкавказья. Упоминал о них и Константин VII, император Византии в середине X века в своем трактате «О народах». Секретарь Багдадского халифа Ибн Фадлан, посетивший Булгарию в 922 году по приглашению его правителя Алмаса, а также Абу Дулаф отметили Хазлак, который и являлся Касахией, продвинувшейся из междуречья в Предкавказье. Этим междуречьем можно предположить территории между Волгой и Уралом, между Уралом и Эмбой до их миграции в Хазарию. А в последующем территорию между Доном и Кумой, между Волгой и Кубанью. Путешественники точную локализацию не приводят, поэтому приходится только предполагать, почему на карте отмечены две территории, принадлежащие хазарам. Как раздвоились хазары? Потому что печенеги и касахи находились в зависимом от каганата положении, имели свою государственность и защищали границы каганата от вторжения противников: печенеги – западные, касахи – южные. Они отмечены хазарами, потому что являлись воинами, взявшими обязательства защищать границы каганата. Огузы покинули этот регион, а на освободившихся землях поселился блок Хаслак, продвинувшийся из Семиречья. Но признавать эту территорию, принадлежащей предкам казахов, означало нанести удар по престижу самодержавия. Поэтому и сегодня устоялось мнение, что Касахия – это территория касогов, несмотря на то, что летопись Руси отмечала касогов покоренными еще князем Святославом в 965 году. Другая летопись Руси также отмечала касогов на Тамани: князь Мстислав одолел в поединке Редедю и по уговору забрал все его имущество. Так для чего же историкам прошлых систем понадобилась ложь о касогах Касахии? Политическая подоплека заключалась в том, что вопреки документальным свидетельствам у кочевников государственности быть не должно, да еще и на русских землях! Тамань касогов и Касахия касахов – это совершенно далеко отстоящие друг от друга территории, которые не спутает и школьник с начальным образованием. По мнению этих ученых, выходит, что самый образованный император Византии, в огромной библиотеке которого сохранились сведения Приска об Аттиле, защищал интересы самодержавия, возникшего спустя 7 столетий после появления его книги. А касоги, покоренные на Тамани Святославом и Мстиславом, воскресли, удосужившись образовать на восточных землях свою государственность Касахию. Так кто же лжет: самый авторитетный император-реформатор Византии или лжеученые и политические прохиндеи систем? Ложь обладает свойством становиться явью. Потому историки и не занимаются поиском оригинала книги «О народах». Император Византии Константин VII Багрянородный в своей книге подробно отмечал путешествие в Хазарию в обоих направлениях. Но 42-я глава его книги, в которой он повествует о Касахии, в репринтном издании оказалась купированной. Это племенное объединение мигрантов блока Касак представляло раннюю форму государственности, которая находилась в зависимом положении от Хазарии. А каган Хазарии Иосиф в своей переписке с правителем Кордовы перечислял в Х веке все народы, которые выплачивали ему дань. Среди них он упоминает арису. Подлинное имя народа его не интересовало, поэтому он предков казахов обозначил по месту расположения их кочевий, в Междуречье. На карте Хазарии эта территория отмечена хазары. С падением каганата его земли разделили между собой Византия, Русь и кипшаки. Так, Касахия в XI веке вошла в состав Дешти-Кипшака. Тюркофобы намеренно до сих пор не упоминают название этой тюркской государственности, Ел Бори. Поисками этой «страны волков» занимались миссионеры католичества в эпоху Гуюка, но обнаружить ее они не смогли, поскольку государственность кипшаков к этому времени уже распалась. А причина в искажении названия на персидский лад политическая: кочевник не должен иметь свою государственность; пусть лучше она звучит на персидском языке, полагают и сегодня догматы прошлой системы. Топонимы и гидронимы Предкавказья до сих пор сохранили свои тюркские названия: Лаба, Кума, Утта, Кубань, Бештау, Ессентуки. Распад Касахии привел к расколу собирательного племени казах. Некоторая часть племени ушла на Кавказ, но основная часть вошла в Дешти-Кипшак, а после поражений кипшаков – в состав Великого улуса Джучи. Источники Матенадарана отмечают о приглашении в Армению в V веке казахов для защиты независимости от Ирана и Восточной Римской империи, разделивших ее на сферы своего влияния. Следовательно, казахи входили в состав империи Аттилы, а в последующем часть казахов мигрировала в Иран. Об этом демонстрируют армянская письменность, сохранившая казахскую фонетику, и фамилии Хангелдян, Джангелдян, Казахценян. Армяне не меняли свою письменность с V века. В Иране в составе кызылбашей в Х веке отмечается племя казахлу. «Лу» является аффиксом, присоединенным к корню, аналогично в наречиях тюрков = «ли»; является указательным определением племени, территории. Возможно, что это несколько искаженное его название казах-олу, или казах-ру, означавшее в переводе «казахов потомки, племя». При вторжении через Кавказ войск Субетая, Жебе и Джучи их встретили казахи, которые уже полтора столетия входили в состав Дешти-Кипшака, поэтому они собирательно именовались кипшаками; аналогично тому, как мы назывались советским народом. В разведывательных войсках Чингисхана находились еще одни казахи, т.е. крупное племенное объединение, которое ранее размежевалось по неизвестным причинам, и вторая его часть обитала в Предкавказье, собирательно именуясь хазарами. Термин «хазар» является тюркизмом, означает воин, а войсковые подразделения формировались по тысячному принципу. «Монголы» уговорили «кипшаков» оставить их наедине с аланами. Так каким же образом «монголы» и казахи заговорили на одном языке? Так же, как до того казахи именовались хазарами, так же, как в недавнем прошлом две сотни народов называли себя советскими, казахи Предкавказья собирательно назывались кипшаками. Сражаться друг с другом родственные народы не стали, а настоящие кипшаки дали небольшой бой и, потерпев поражение, поспешили к своим союзникам в Киев для организации совместной борьбы против разведывательных войск Чингисхана. Эта коалиция кипшаков и князей Руси потерпела сокрушительное поражение от войск полководцев Чингисхана на реке Калке. А после включения княжеств Руси в состав Орды сохранившаяся часть кипшаков мигрировала в Венгрию, где уже венгры, страшась гнева Батыя, казнили последнего их хана Котяна. Источники свидетельствуют, что элита венгров заподозрила Котяна в сговоре с Батыем. В чем заключалась неприязнь Чингисхана и его потомков к правителям кипшаков? Они нарушили условия мирного сосуществования, истребив торговый караван Чингисхана из 450 человек в Отраре, который и был полностью им разрушен в его походе на Среднюю Азию. Это коварство наместника города, этнического кипшака, и возмутило воинов выступить в поход на Хорезм, в котором ведущая роль принадлежала кипшакам. Преследовать врагов до полного истребления являлось основным кредо полководца. Интересный факт о существовании племени казахов в Монголии в эпоху Чингисхана отмечает отечественный исследователь К. Данияров. В книге «О новой истории Казахстана» он указывает на «Героический эпос Чингисхан». Нужно отметить, что название произведения намеренно извращено в интересах идеологии прежней системы. Оно написано сводным братом Чингисхана в 1240 году при Укетае, наследовавшем трон империи после своего отца. Ведущие монголоведы прошлого называют эпос «Чингис кагана худжаур», перевод означает «Чингис кагана владения». «Худжаур» является тюркизмом и означает буквально «царское владение»; на казахском языке «қожалық» – хозяйство; на узбекском – «хужолик»; общетюркские «қожа», «хожа», «худжа» в транскрипции русского языка означают хозяин. Чингисхан и являлся полновластным хозяином земель тюрков, которые в тот период истории являлись носителями многих наречий тюрко-тунгусского и тюрко-тохарского билингв. Потому подходить к этой эпохе с позиций современного монгольского или казахского языков является серьезным просчетом исследователей. А генеалогию Чингисхана отмечал советский монголовед С. Козин: его 11-м предком являлся тюрок-баягут Малик, бабушкой – дулатка, современное племя казахов. Баягуты – это баргуты, отмечают ученые Бурятии, племена которых до конца XIX века являлись тюркоязычными. Так каким образом Чингисхан превратился в предводителя монголов, язык основного племени которых халхасов сформировался только к XVII веку? Приведем фрагмент из эпоса, отмечаемый К. Данияровым, в котором упоминаются казахи:

…Erte udur ece jeen jisun okino Onketen ulus ulu temeket Qasar goa okidi Qagan bolugsan ataho Qasaq terken tur un oiju…

Перевод автора выглядит следующим образом: …В былые времена с лицами воинственными В Отюкене великом улусе окрепшем, Хазары ополчившись, Кагана титул провозгласив, Казаки собранные стоят задумавшиеся…

Этот фрагмент отражает курултай 1206 года, на котором Чингисхан был провозглашен каганом. Комментарии, как говорится, излишни. Хазары – это тюркские воины, по-другому их называли казаки. Не монголы принимали участие в курултае, а тюрки, которых именовали казаками. Это не этноним, так, очевидно, называли воинов. Таким образом, в регионе имело распространение согдийское название воинов. Этот факт подтверждает, что часть тюрков была носителем тюрко-персидского языка (тохаризмы). Потому ни один исследователь прошлой системы к этому источнику не обращался. Хазарами именовали воинов Чингисхана. А где же монголы? Источник намеренно считают утерянным. Но оригинал имеется, его пытались омонголить, и об этом упоминала крупный монголовед Н. Шастина. Возникает вопрос: почему до сих пор хранят молчание ученые? В этом знаковом для самосознания народа вопросе нужно разобраться раз и навсегда. Думаю, что «старая гвардия» советской научной школы еще не в полной мере излечилась от кремлевского синдрома.

(Продолжение следует)

Балтабек УМИРЬЯЕВ, исследователь-компаративист

1961 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми