• Исторические страницы
  • 05 Августа, 2019

СИНДРОМ ВОСЬМОГО ПОКОЛЕНИЯ

В безграничных просторах Евразии, начиная от кочевого государства гуннов, созданного Моде в 209 году до н. э., и до Казахского ханства, по нашим подсчетам, имело место всего 24 государственных образования – ханств и каганатов. Все они почему-то по истечении 200–400 лет распадались на части. Вопрос: почему они распадались? И почему в Великой степи испокон веков, в отличие от оседлых народов, была удельная система правления, т. е. государство делилось на мелкие владения, которые, в свою очередь, то сливались, то снова дробились и преобразовывались в новые государства? В результате исследования мы пришли к выводу, что распад кочевых государств Великой степи происходил во многом по причине «синдрома восьмого поколения». Его суть заключается в том, что на седьмом поколении основателя государства происходит всеобщая вой­на за престол по принципу «все против всех», и государство распадается, а восьмое поколение создает либо несколько самостоятельных государств, либо династия полностью погибает, а вместо нее приходит новый лидер, и начинается история следующей династии... [1]. В данной статье мы кратко рассмотрим династию Карлуков, Саманидов, Газневидов и Сельджуков, при этом уделяя внимание главным образом седьмому и восьмому поколению основателя государства.

КАРЛУКИ, САМАНИДЫ И ГАЗНЕВИДЫ

Как известно, Тюркский каганат, созданный в 552 году каганом Бумыном, по истечении времени распался на Восточный и Западный каганаты. О времени его распада имеются разные данные. В частности, ученый и литератор К. Салгарин пишет: «Западно-Тюркский каганат образовался не в 603 году, как это указано в Истории Казахской ССР, а на двадцать лет раньше – в 584 году. Эту версию подтверждают и китайские летописцы, начиная династийную хронику правителей Западно-тюркского каганата с Далобяна, т. е. с Торэмена-кагана» [2, с. 30]. По мнению указанного автора, начиная с Торэмена-кагана, то есть с 584 года, до последнего кагана Синь (Хинь), правившего в 740–744 годах, в Западно-Тюркском каганате всего было 23 кагана, что в определенной степени дает основание предполагать сильную конкурентную борьбу за власть между родственниками. Западно-Тюркский каганат занимал древние земли усуней и кангюев, всю территорию Семиречья и Южного Казахстана (от Джунгарии до Каратау). Здесь, в Суябе, на реке Чу находилась ставка кагана. Западные тюрки выступили наследниками всех завоеваний Тюркского каганата в Средней Азии, подчинив себе Согд, Маймург, Кеш, Нах­шеб, Бухару и другие владения. Однако со временем внутренние и внешние события привели к распаду Западно-Тюркского каганата и образованию на его обломках в конце VII века Каганата тюргешей [3, с. 39]. Тюргешский каганат продолжил государственно-административные и социально-культурные традиции предыдущего каганата и, в сущности, составил последний период в его истории. На территории Западно-Тюркского каганата многочисленные кочевые и полукочевые тюркские племена образовали четыре могущественных государства: Хазарский каганат, Огузская держава, Кимекский каганат, а наследниками исконных земель Западно-Тюркского каганата – Жетысу (Семиречье) – стали карлуки. Следует заметить, что, согласно китайским данным, карлуки являлись одним из тюркских племен. Еще в VII веке карлуки разделились на две группы: западную и восточную. Западные карлуки были тесно взаимосвязаны с «десятистрельными» тюркскими («дулу») племенами, а восточные карлуки – с уйгурскими племенами [4, с. 5]. В 742 году карлуки, уйгуры и басмылы, вышедшие из лона Тюркского каганата, объединившись, уничтожили Восточно-Тюркский каганат. Предводитель басмылов был провозглашен верховным правителем и принял титул кагана. Но в 744 году басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. Пока шла борьба за власть между указанными племенами внутри конфедерации, на их территорию вторглись с одной стороны китайцы, а с другой – вой­ска Аббасидского халифата. В июле 751 года на реке Талас (недалеко от города Тараза современного Казахстана) у города Атлаха между вой­сками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата, с одной стороны, и армией танского Китая – с другой, началась битва за контроль над Средней Азией. Сражение продолжалось целых пять дней, и в решающий момент в тыл китайцам неожиданно ударили карлуки. В результате из стотысячной китайской армии половина была уничтожена, около двадцати тысяч ее воинов попали в плен [5, с. 56]. Эта битва положила конец продвижению на запад границ Танской империи. В то же время и китайцам удалось нанести значительный ущерб арабским силам, что приостановило их продвижение на восток, на земли Тюргешского каганата. Вместе с тем, междоусобная война кочевников продолжалась. В 752 году басмылы вместе с енисейскими киргизами и тюргешами стали союзниками карлукского ябгу (также из рода Ашина) в борьбе уже с Уйгурским каганатом за восстановление Восточно-Тюркского каганата. Но и эта война не имела успеха для союзников, ябгу карлуков оставил надежды на каганат и прекратил «войну за тюркское («дулу») наследство». Соперничество на востоке в конце VIII – начале IX вв. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии. На западе карлуки повели борьбу с арабскими завоевателями Мавераннахра и активно поддерживали различные антиарабские выступления. В 810 году арабы предприняли наcтупление на карлуков и дошли до г. Кулана (ныне ст. Луговая). В 812 году они организовали поход на Отрар, где разбили ослабленное войско карлуков, вынудив их ябгу бежать в страну кимеков. И с 20-х годов IX века в Мавераннахре стала править династия Саманидов, находившаяся в номинальной зависимости от арабского халифа в Багдаде [6, с. 61]. В последующее время Карлукский каганат (точно так же, как и Тюркский) стал распадаться из-за внутренних рас­прей. И когда между карлуками борьба за трон достигла предела, а силы были истощены, против них в 893 году совершил удачный набег представитель династии Саманидов – Исмаил ибн Ахмад, кочевавший в степях за Сырдарьей и разграбивший столицу карлуков – Талас. После этой истории карлуки, истощив свои силы, через пятьдесят лет окончательно ушли с арены истории. Таким образом, Карлукский каганат просуществовал с 766 по 940 годы и за это время прошел все стадии развития: от возникновения, роста, расцвета, старения и до распада. Что касается Саманидов, то они, видимо, были потомками пришлых древних персов, которые испокон веков жили по соседству с тюрками и вели оседлый образ жизни. Их в среде кочевников-тюрков принято называть сартами (по данным книги Махмуда аль-Кашгари) [7, c. 331]. Некоторые исследователи распространение ислама в Средней Азии в большей мере связывают с династией Саманидов. Так, известный ученый В. В. Бартольд пишет: «Успехи ислама среди турок начались только со времени господства в Средней Азии иранской династии Саманидов, владевшей в IX–X вв., приблизительно с 820 до 1000 годы, культурными областями нынешнего Русского Туркестана» [8, с. 44]. С подобным мнением мы не можем согласиться, учитывая историю карлуков и караханидов. Ведь основная масса тюрков принимала ислам добровольно, об этом свидетельствуют письменные источники. К примеру, Г. Б. Хабижанова пишет, что наиболее «…ранним известием о распространении ислама среди тюрков Семиречья и Восточного Туркестана является сообщение ибн аль-Асира о том, что в 960 году «ислам был принят многочисленным народом (200 тысяч шатров)». Речь здесь, скорее всего, шла о карлуках (и чигилях), которые играли в государстве Караханидов важную роль» [4, с. 23]. Мы солидарны с мнением данного автора, так как карлуки не были под властью династии Саманидов. В то же время мы не отрицаем, что и саманиды в Х веке в силу своих возможностей распространяли ислам, но их возможности были ограничены, несмотря на обширные территории, так как они были представителями другой культуры. Вместе с тем тюрки, да и персы в т. ч., во времена вторжения арабов и захвата некоторой части их территории оказывали сопротивление. Основатель динас­тии Саманхудат оказал помощь арабам в подавлении восстания, произошедшего в 806–810 гг., за что он, его сыновья и внуки получили в 819 году в управление наиболее важные области Мавераннахра. В частности, Нух стал правителем Самарканда, Ахмад – правителем Ферганы, Яхья – правителем Шаша, Ильяс – правителем Герата [9, с. 99]. В 875 году потомок Саманхудата Наср ибн Ахмад был назначен халифом аль-Мутамидом наместником Мавераннахра. Его резиденцией был город Самарканд. Впоследствии эта область стала ядром Саманидского государства. Вместе с тем, и здесь имела место борьба за власть между родственниками. В частности, в 888 году Исмаил ибн Aхмад разгромил своего брата Насра, а после его смерти в 892 году стал верховным правителем. Его столица была перенесена в Бухару. Позднее Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада. А после расцвета династии, как и полагается, пришел упадок, и государство, раздираемое конфликтами и дворцовыми переворотами, распалось. В таблице 1 показана династия Саманидов, седьмое и восьмое поколения выделены жирным шрифтом. Династия началась от деда Исмаила Самани.

Таблица 1. Династия Саманидов

Если начать отсчет от основателя государства Исмаила Самани, то седьмым его коленом по прямой линии были Мансур II, Абд аль-Малик II и Исмаил аль-Мунтасир, которые в борьбе между собой за престол довели себя до измождения, истратили силы, энергию и в конечном счете потеряли все. Таким образом, основателем Саманидского государства был Исмаил ибн Ахмад, который стал верховным правителем в 892 году, его потомки тоже были правителями, но в 1005 году Саманиды были свергнуты, и они ушли из исторической арены в силу «синдрома восьмого поколения».

ГАЗНЕВИДЫ

Во времена Карлуков, Саманидов и Караханидов была еще одна тюркская династия Газневидов – эмиров и султанов Газны (Южный Афганистан), возникшая в 961 году из тюркского племени канлы (канглы). Они основали государство, которое занимало территории Ирака, Хорасана, Афганистана, Хорезма, Бухары, Гургана и северные провинции Индии. Основателем государства был Себук-Тегин [9, с. 101]. Заметим, что при Махмуде Газневи государство достигло наибольшего могущества. При нем султанат получил возможность контроля торговых путей между Китаем и восточным Средиземноморьем. После смерти Махмуда Газневи государство Газневидов начало клониться к упадку. При Масуде I был потерян Хорезм. После сражения при Данданакане в 1040 году с сельджуками в состав государства входила лишь часть территории Афганистана и Пенджаба, а караханидские правители Мавераннахра отторгли земли в верховьях Амударьи. Последний удар был нанесен Гуридами, которые в конце 1170-х годов вытеснили Газневидов в Северную Индию. Столицей Газневидского государства стал Лахор (территория современного Пакистана). После захвата Лахора гуридами в 1186 году Газневидское государство прекратило свое существование. Что касается численности правителей, то в государстве Газневидов с 961 по 1186 гг. было всего 19 правителей, которые являлись потомками Себук-Тегина. В таблице 2 показана схема династии Газневидов, начиная с деда и отца Себук-Тегина, имена которых неизвестны нам. Седьмые и восьмые колена выделены жирным шрифтом.

Таблица 2. Династия Газневидов

С левой стороны схемы видно, что седьмым коленом был Масуд II, и на нем пресекается одна ветвь Газневидов. С правой стороны данной схемы видно, что Масуд III также был седьмым, и только его потомки продолжают править государством, что свидетельствует о слабости династии. Если начать отсчет с основателя государства Себук-Тегина, то его восьмым коленом по прямой линии был Хосров Малик, и на нем заканчивается история династии Газневидов. Таким образом, в государстве Газневидов с 961 по 1186 гг. было всего 19 правителей, которые являлись потомками Себук-Тегина. И это государство распалось в силу «синдрома восьмого поколения».

СЕЛЬДЖУКСКАЯ ИМПЕРИЯ

В среде тюрков очередная война случилась в XI веке, когда тюрки-кыпчаки вторглись вглубь Средней Азии и вытеснили обитавших там тюрков-огузов. Последние рассеялись по всему свету, часть из них гармонично ассимилировалась с волжскими татарами, а часть примкнула к башкирам, слилась с ними в этническое целое и осталась на юге Урала. Известный казахстанский исследователь Акселеу Сейдимбек считает, что современные «…гагаузы, проживающие в Украине, Молдавии и Болгарии, по сути, те же огузы, бежавшие из Средней Азии от кыпчаков» [10, с. 45]. Вместе с тем, большая часть огузов осталась на земле своих предков по среднему и нижнему течению Сырдарьи, а часть расселилась на северо-востоке Ирана. От них и вышел Сельджук-батыр, а его потомок Тогрул-бек основал государство – Сельджукский султанат. Заметим, что сельджуки, переселяясь в другие места с 1038 по 1055 гг., овладели Хорасаном, Хорезмом, Западным Ираном, Азербайджаном и Ираком. А аббасидский халиф аль-Каим вынужден был признать Тогрул-бека (1038–1063) султаном и «царем Востока и Запада», при этом Сельджукский султан считался наместником халифа, а сам халиф сохранял за собой только номинальную власть. Резюмируя изложенное, можно сказать, что Сельджукская империя, образованная в ходе завоеваний огузами-сельджуками, просуществовала с 1037 по 1194 годы. Вместе с тем, с конца XI века Сельджукская империя стала клониться к упадку, потом окончательно распалась и исчезла с исторической арены. В частности, распад Керманской ветви династии Сельджукидов (потомство Алп-Арсланова брата – Кавурда) начался после 1170 года, в 1198 году Керманом завладели хорезмийцы. Сирийско-месопотамская линия Сельджуков (потомки Тутуша Дамасского) потеряла власть также по причине междоусобицы. И здесь гражданская война между детьми Тутуша погубила династию, позволив мелким эмирам приобрести полную самостоятельность. Среди Сельджуков на исторической арене дольше всех продержалась Малоазийская (Иконийская) линия. Это были потомки Кутулмыша (двою­родного брата Тогрул-бека) и его сына Сулеймана I. Считаем, что причиной упадка Сельджукского государства был «синдром восьмого поколения», а внешние факторы, в том числе стремление вассалов и мелких эмиров к сепаратизму, были только сопутствующими причинами и обстоятельствами, ускорившими процесс распада империи.

Таблица 3. Династия Сельджуков

В таблице 3 показано генеалогическое древо династии Сельджукидов. Седьмые и восьмые колена выделены жирным шрифтом. Нетрудно посчитать, что, начиная с Лукмана, по прямой линии его седьмым коленом был Мелик-шах I, при котором государство Сельджуков достигло наивысшего уровня развития. Потом его сыновья и внуки, которые были восьмыми и девятыми потомками Лукмана, стали конфликтовать и воевать между собой за престол и, в конце концов, ослабили себя и оказались неспособными управлять государством. Это и есть, по нашему мнению, «синдром восьмого поколения».

КОНИЙСКИЙ (РУМСКИЙ) СУЛТАНАТ

Конийский (Румский) султанат, возникнув в Малой Азии в 1077 году на отторгнутых у Византийской империи владениях, сыграл важную роль в истории региона. Первоначально центром государства была Никея, а с 1096 года столицей стал город Конья (Иконий). Основателем султаната Рума был Сулейман I – двоюродный брат султана Мелик-шаха I. В 1070-х годах Сулейман пришел к власти в Западной Анатолии. В 1075 году он захватил византийские города Никею (Изник) и Никомедию (Измит). Два года спустя он объявил себя султаном независимого государства Сельджуков, сделав его центром Никею. В 1086 году Сулейман покончил с собой, не желая быть пленником Тутуша I – правителя сельджукской Сирии, а его сын Кылыч-Арслан был брошен в тюрьму. Со смертью Сулеймана I в султанате началась анархия, чем не замедлил воспользоваться его родственник Мелик-шах I. Он поставил туда двух своих генералов [9, с. 146]. После смерти Мелик-шаха в 1092 году Кылыч-Арслан был освобожден, и он утвердился во владениях своего отца и расширил их за счет греческих. Затем с переменным успехом много воевал с крестоносцами. Конец жизни Кылыч-Арслан провел в борьбе со своими мятежными эмирами и во время одной из битв утонул [9, с. 146]. Заметим, что шестым коленом Кылыч-Арслана был Кей-Хосров II, и при нем были одержаны победы при Диарбакыре и Тарсе, а Киликия, трапезундский император и правитель Халеба, признал себя вассалом Кей-Хосрова II. Вместе с тем, в 1239 году в восточных районах государства вспыхнуло восстание Баба Исхака – суфийского шейха, объявившего себя «посланником Аллаха». Баба Исхак и его сторонники-шииты призывали к свержению «тирана» – султана-суннита. Повстанцы смогли разбить направленное против них войско и вступить в город Амасью. С огромным трудом султану удалось подавить восстание [9, с. 148]. В начале 1240-х годов султанат, ослабленный внутренними противоречиями и восстанием Бабы Исхака, испытал масштабное монгольское вторжение. По условиям мирного договора Кей-Хосров должен был ежегодно отправлять в Каракорум большую дань, оставаясь правителем той части государства, которая не была завоевана. Это годом позже подтвердил своим ярлыком Бату – глава Улуса Джучи, чьим вассалом, по сути, и стал Кей-Хосров II. После смерти Кей-Хосрова II его сыновья Кылыч-Арслан IV, Кей Кувад II и Кей Кавус II начали борьбу за престол между собой, что и стало началом конца династии. Одним из последних султанов Рума был Кей-Хосров III, сын Кылыч-Арслана IV. Однако когда малолетний Кей-Хосров III стал султаном, то министр Сулейман, желая стать султаном, вступил в переговоры с мамлюкским султаном Бейбарсом I. И вдвоем они решили изгнать монголов из Малой Азии, а престол Конийского султаната передать в руки министра. В 1277 году они смогли разбить кочевников у Эльбистана, и их войска вступили в Конью. Но в том же году Бейбарс умер, и мамлюки вернулись домой, а Сулейман был убит по приказу монгольского наместника [9, с. 150]. К этому времени конийские султаны уже давно не пользовались авторитетом среди населения, и в стране стала проявляться тяга к сепаратизму, а Хосров III не мог никак повлиять на это. Он умер в 1283 году, завещав власть своему племяннику Кей-Кубаду III. В 1283 году Кей-Кубад III, став правителем, отдал восточную часть султаната своему кузену – Масуду II. А последний, получив земли к востоку от реки Галис, повел борьбу с бейликами Карамана и Гермияна, но, несмотря на альянс с монголами, военные кампании оказались безуспешными. После смерти Масуда II в 1298 году его сын Масуд III начал войну с правителем западной части султаната Кей-Кубадом III, но был убит в Кайсери в 1308 году. После его смерти Конийский султанат окончательно распался на ряд независимых бейликов.

Таблица 4. Династия правителей Конийского (Румского) султаната

Таким образом, Конийский (Румский) султанат продержался на исторической арене с 1077 по 1307 годы, и за это время правителями этого султаната были 18 представителей династии Сельджукидов. В таблице 4 показана схема династии правителей Конийских султанов. Седьмые колена выделены жирным шрифтом. Как видно из схемы, по прямой линии седьмым коленом Лукмана были Малик-шах и Кылыч-Арслан, которые боролись за престол, оставшийся в конечном счете у сыновей Кылыч-Арслана. Теперь, если считать, начиная от Кылыч-Арслана, то его седьмыми коленами были Кылыч-Арслан IV, Кей-Кавус II, Кей-Кувад II, которые также вели борьбу между собой за престол, нередко используя против своих родственников третьи силы, ослабляя тем самым свои возможности и теряя авторитет у населения. Восьмые поколения престол занимали номинально, и династия пресеклась после смерти Масуда III в 1307 году. Таким образом, на седьмом колене основателя государства отношения конфронтации между претендентами обострялись до предела и заканчивались на восьмом. Возникает вопрос: почему отношения между наследниками престола обострялись на седьмом колене и заканчивались на восьмом или девятом? Династия начинала рушиться на третьем правителе, а на четвертом могло отколоться поколение, и правнук этого четвертого поколения и был восьмым. Подобные явления можно объяснить особенностями человека. К примеру, передаваемые гены от первого предка уменьшаются с каждым разом и заканчиваются на седьмом колене. Например, некоторые исследователи пишут, что гены у ребенка состоят на 50 процентов от отца, затем с каждым следующим поколением уменьшаются, и на седьмом колене составляют лишь около 1 процента [11]. Словом, получается (возможно, это действительно так), что у восьмого поколения практически уже нет крови первоотца – основателя государства, что, видимо, и оказывает определенное воздействие на поведение наследников трона. Иначе говоря, каждый представитель седьмого колена, желая оставить власть своим потомкам, начинает борьбу за престол с другими своими родственниками, что и становится началом конца династии. Тем самым на седьмом колене начинается массовая борьба за трон, а на восьмом, обострившись до предела, одни наследники уничтожают других, и тем самым представители правящей династии теряют силу и энергию. В тот момент, когда династия ослабевает и доводит себя до измождения, со стороны вторгается третья сила, которая с легкостью захватывает политическую власть и устанавливает свои порядки. Таким образом, мы можем сказать, что возникающий «массовый психоз» среди наследников престола на седьмом и восьмом поколениях, влияющий на их поступки и поведение, можно обозначить как «синдром восьмого поколения». Вместе с тем, кочевники Евразии, к примеру, казахи знали о «синдроме восьмого поколения» и с учетом негативных сторон последнего смогли организовать свое сообщество в условиях Великой степи. В частности, из среды кочевников постоянно выделялись новые роды и подроды. Это было обусловлено не только экономическими и экологическими проблемами, как пишут некоторые исследователи, но и социальными причинами, т. е. во избежание конфликтов среди родственников. Заметим, что новые роды кочевников-казахов выделялись, когда потомки основателя рода достигали седьмого колена (поколения). Тогда аксакалы родовой ветви обращались к старейшинам рода с просьбой выделить их в отдельный род. Старейшины в этой ситуации проводили стандартную процедуру и выясняли: имеются ли у них собственные бии, батыры и баи, т. е. люди, способные обеспечить род материально, защитить от нападения и представлять на судейских тяжбах членов рода. Если все соответствовало, то выделение нового казахского рода с его наследием – енші – происходило на торжественной церемонии, т. к. появление нового рода было событием общенационального значения. Об этом, кстати, наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев в своей работе «В потоке истории» пишет так: «Когда семь колен разрастались, то приходила пора отделения в самостоятельный род и в этом качестве вливание в общий этнос. Старики приглашали свидетелей из всех семи родов, принося в жертву белого коня, и его кровью рисуя родовой знак – тамгу, родовой уран – боевой клич. Тем самым закреплялось новое чувство любви…» [12, с. 45]. Вместе с тем, следует учесть, что в орде хан или каган в первую очередь опирался на сильные роды, но со временем потомки основателя государства, конкурировавшие между собой в борьбе за престол, вовлекали отдельные ветви данного рода на свою сторону и таким образом, с одной стороны, его ослабляли. Но, другой стороны, слабые роды, до сих пор находившиеся на окраине, но уже со временем окрепшие, – усиливались. Соответственно, их роль и значение во время конкурентной войны за престол усиливались, и каждый из претендентов на престол, предлагая главам родов лучшие условия, стремился вовлечь их на свою сторону. Поэтому во время «синдрома восьмого поколения» усиливается переход глав родов из одного стана в другой, причем нередко отец оказывается против сына, а брат мог воевать против брата. И чтобы избежать подобных явлений, в среде кочевников роль и значение курултая, как правило, было значительно выше власти хана или кагана. К примеру, в среде казахов-кочевников любой член рода мог стать бием или батыром благодаря своим личным качествам и достоинствам, и никто не имел права их назначать или снимать, в том числе и правитель – хан (каган). В то же время на курултае казахов по общему решению за провинности и ошибки хана могли снять с трона и выбрать другого чингизида, по древней традиции тюрков, подняв его на белой кошме. И после смерти хана или кагана нередко выбирали главу кочевого государства. К примеру, после смерти Абилмамбет-хана в 1771 году престол должен был наследовать один из его младших братьев или его сын Абилпеиз, но на курултае, проходившем в Бурабае, ханом трех жузов был избран Абылай. Таким образом, кочевники превращали негативные стороны «синдрома восьмого поколения» в свою пользу и научились передавать свои духовные ценности, древние традиции, обычаи, религию, родной язык и кочевую культуру от поколения к поколению, от рода к роду, от деда к внуку и тем самым сохранили свой менталитет и собственный национальный код. Однако в условиях «социалистического реализма» и борьбы «с пережитками прошлого» многие традиции, обычаи и даже наши древние праздники и национальные игры были запрещены и, соответственно, были забыты значительной частью населения. И сегодня некоторые дедушки и бабушки, их дети и внуки, к примеру, как в Павлодаре, не знают даже родного языка, не говоря уже о других составляющих нашей культуры. Вопрос: могут ли они сохранить свой национальный менталитет и национальный код? Мы надеемся, что начатая по инициативе Первого Президента РК программа «Рухани жаңғыру» пробудит интерес и уважение соотечественников, особенно молодежи, к своим духовным истокам и ценностям, традициям и обычаям, а также к родному языку и культуре. Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что одной из причин господства в Великой степи удельной системы правления, т. е. когда государство делилось на мелкие владения, которые, в свою очередь, то сливались, то снова дробились, преобразовываясь в новые государства, являлся «синдром восьмого поколения». Суть данного синдрома: на седьмом колене между потомками основателя государства происходит всеобщая война за престол, и, в конце концов, государство распадается, вследствие чего представители восьмого поколения создают несколько самостоятельных государств, либо династия полностью погибает, а вместо нее приходит новый лидер, и начинается история следующей династии... Считаем, что при изучении истории кочевых государств Великой степи мы должны уделять внимание этому важному обстоятельству, а также учитывать в современных условиях исторический опыт наших далеких предков по сохранению своих традиций, обычаев, языка и культуры. В условиях глобализации нельзя забывать слова нашего Первого Президента Нурсултана Назарбаева о важности «…сохранения своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук» [13].

Серик БАСТЕМИЕВ, к. ю. н., ПГУ им. С. Торайгырова

Бауыржан КАЙЫРБЕК, студент ПГУ им. С. Торайгырова

г. ПАВЛОДАР

ЛИТЕРАТУРА

1. Синдром восьмого поколения. Монография. С. К. Бастемиев. Павлодар: Типография Сытина, 2016, 248 с. 2. Салгарин К. Династии ханов: Хронол. таблицы. Пер. с каз. Б. Каирбекова. Алма-Ата: Жалын, 1992, 48 с. 3. Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI – начало XIII в.). Алма-Ата: Наука, 1986, 256 с. 4. Хабижанова Г. Б. Тюркские племена Центральной Азии в Х–ХII вв.: Учебное пособие. Алматы: Қазақ университеті, 2009, 126 с. 5. Омарбеков Т., Кәрібаев Б. Атлах шайқасы. «Алаш», № 5 (8), 2006. 6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерки). Алматы: Издательство «Дәуір», 1993, 416 с. 7. Махмуд аль-Кашгари. Диван лугат ат-Турк. Перевод, предисловие и комментарии З.-А. М. Ау­эзовой. Индексы составлены Р. Эрмерсом. Алматы: Дайк-Пресс, 2005, 1288 с. + 2 с. вкл. 8. Бартольд В. В. Тюрки: Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Алматы: Жалын, 1993, 192 с. 9. Туажат. Монография. С. К. Бастемиев. Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2018, 390 с. 10. Сейдімбек А. Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление. Астана: Фолиант, 2011, 560 с. 11. Сейдімбек А. Шежіре. Режим доступа: http:// kazakhi. info/shezhire/ 68/1414/?PAGEN_1= (дата обращения: 14. 01. 2014). 12. Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999, 296 с. 13. Назарбаев Н. А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», № 71 от 13. 04. 2017.

10288 раз

показано

2441

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми