• Общество
  • 22 Сентября, 2013

Вопросы модернизации образования

Амангельды Айталы,
доктор философских наук, профессор,
Актюбинский региональный 
государственный университет 
им. К. Жубанова

Эльзира Шуренбаева,
магистр философии,
Актюбинский региональный 
государственный университет 
им. К. Жубанова

В современном мире существует более четырех тысяч профессий. Но в любом обществе, при любой системе образования школьный учитель остается главной фигурой. Поэтому важное место в системе профессионального образования принадлежит педагогическому образованию. 
В этой связи модернизация педагогического образования, в рамках которого осуществляется подготовка учителей, выступает в качестве едва ли не основной задачи образовательной политики государства. 

Подготовку учителей с высшим образованием традиционно осуществляли педагогические вузы. Однако, в связи с слиянием их с другими вузами, либо превращением их в университеты, педагогические вузы в 90-е годы почти прекратили свою деятельность. База подготовки педагогических кадров, динамика их выпуска все же имели тенденцию к расширению, но качество подготовки педагогических кадров снизилось, как впрочем и по другим специальностям. Сегодня население резонно задает вопрос: «Является ли высшее образование в Казахстане высшим?».

 


Односторонная ориентация молодых людей, особенно из криминально-ориентированных слоев, на юридические, финансовые, экономические и другие специальности, привела к тому, что образование стало механизмом воспроизводства в обществе коррупции. Вместе с тем, более или менее сильные выпускники школ выбирали эти «выгодные» профессии, а педагогические специальности – слабые абитуриенты. 
Важным способом преодоления такой ситуации явилось возобновление с 2004 года педагогических вузов и выделение государственного заказа на подготовку педагогических кадров. Осуществляется также программа «С дипломом в село», однако она пока данную проблему не решает. Более того, проблема трудостройства выпускников будет впредь осложнена, в связи с продлением пенсионного возраста женщин до 63 лет, поскольку более 80 процентов учителей – женщины. Это создает трудности в поиске вакансий для молодых педагогов. 
В Актюбинском государственном педагогическом институте проведено исследование «Абитуриент–Студент–Выпускник», направленное на изучение мотивации студентов на получение педагогического образования и установки на работу в школе. Одним из ключевых факторов профессионального и жизненнего самоопределения молодежи являются мотивы выбора педагогической профессии. Изучено мнение 584 абитуриентов. Исследование показало, что желание получить диплом о высшем образовании и профессию учителя совпадают. 86,3% абитуриентов хотят стать учителями. 
Вместе с ответами об осознанном выборе профессии учителя, часто встречались ответы «для получения любой специальности», «трудно жить без диплома». По ответам абитуриентов можно сделать вывод, что на выбор профессии учителя, а также на обучение именно в Актюбинском государственном педагогическом институте оказало влияние множество факторов: невозможность родителей обучать в другом городе, проживание близких родственников в городе, у которых можно жить на время учебы. Иногда выпускники школ по совету друзей и однокласников все вместе «за компанию подавали заявление в Актюбинский государственный педагогический институт. Но есть одно немаловажное обстоятельство. Актюбинский педагогический институт на Западе Казахстана – единственное высшее учебное заведение, которому выделяется больше грантов, чем любому другому вузу, для подготовки учителей для школ региона. 
Есть еще одна причина выбора молодыми людьми профессии учителя: при возможности они могут перейти на другую работу, например, выпускники факультета иностранных языков могут работать в иностранных фирмах в качестве переводчиков, выпускники специальностей «Математика» и «Информатика» – в банковской сфере и т. д. Этот фактор выходит на первый план на последних курсах. 
Выбор профессии не заканчивается поступлением в вуз, это только проект на будущее, первый этап в трудном процессе формирования личности педагога, который еще не дает полную информацию о будущей специальности. Абитуриент еще не имеет полного представления о профессии учителя, не осознает глубину ответственности перед обществом. Это говорит также о том, что не все молодые люди, пожелавшие стать учителями и выбравшие для этого педагогический институт, пойдут в последующем в школы как молодые специалисты.
Это наше предположение подтвердилось на следующем этапе нашего исследования, связанного с педагогической практикой студентов. Объектом исследования стал 321 студент. 
Воспитание будущих учителей не представляется возможным без педагогической практики. Только непосредственно работая в школе в качестве учителя и классного руководителя, сталкиваясь с трудностями в конкретных  профессиональных условиях, студент проверяет свои возможности, профессиональную пригодность. Учиться профессии учителя только по книгам и лекциям невозможно. 
Мы не претендуем на универсальный характер выводов исследования. Все же ответы студентов, их представления о педагогической практике, понимание ее места в становлении будущего учителя, удовлетворенность, отношение к ней отражают реальные проблемы молодых педагогов. Педагогическую практику для студентов можно считать своеобразной самодиагностикой профессиональной пригодности.
Педагогическая практика показала, что шесть из десяти студентов затрудняются налаживать дисциплину в классе, более семи из десяти студентов были психологически не готовы к встрече с учениками лицом к лицу, каждый второй студент затрудняется в подготовке плана-конспекта урока. Самая сложная проблема для студентов – это установление контакта с классом. В итоге, каждый десятый студент выразил сожаление о своем профессиональном выборе. Переосмысление профессиональной ориентации, переоценка ценностей студентами будет продолжаться до конца учебы. Об этом свидетельствуют итоги социологических исследований со студентами-выпускниками. В выборке участвовали 524 студента. 
Студенты-выпускники, в отличие от абитуриентов и студентов младших курсов – прагматики. При выборе места работы они обращают внимание на такие вопросы, как заработная плата, жилищные условия, профессиональный и карьерный рост, инфраструктура места работы (близость от областного центра, наличие газа, воды, дороги, детского сада, больницы и т. д). Надо отметить, что здесь патриотизм стоит на последнем месте. В целом, выпускники института – реалисты, знают чего хотят от жизни, среди них, по сравнению со студентами первого курса, нет романтиков, настроены больше скептически. Справедливо утверждение социологов о том, что завершающий курс всегда кризисный: ориентации студентов резко меняются.
125 студентов или выпускников не планируют работать в школах. Это в основном студенты, обучающиеся на платной основе. Итоги исследования мы сравнили с итогами трудостройства студентов прошлых лет, наши результаты оказались близки к реальности. 
Наше исследование подтверждает, что правительство, в свое время возобновив педагогические вузы и выделив гранты, сделало правильный шаг в деле подготовки учителей. В школы, в основном, идут студенты, обучающиеся по государственному заказу. 
Вместе с тем мы фиксируем, что желание некоторых студентов стать педагогами, в ходе обучения снижается, падает интерес к педагогической деятельности. Параллельно с этим, снижается мотивация к получению знания, саморазвитию, остается одно желание – получить диплом. Для определенной части студентов обучение в педагогическом вузе – плацдарм для дальнейшей личностной и социальной самореализации. А формировать учителя, работая с немотивированным на профессию учителя студентом, невероятно сложно. 
На профессиональную ориентацию студентов педагогического вуза, безусловно, оказывают влияние факторы, лежащие вне сферы образования. Как в материальном, так и моральном аспекте труд учителей-педагогов стимулируется слабо, еще не созданы препосылки для повышения престижа учителя в обществе. В связи с этим, приток молодых учителей в школы остается слабым, нет полной уверенности в том, что те молодые кадры, которые пришли в школу в последние годы, закрепятся. Ежегодно школы страны обновляются молодыми учителями всего на 2,6%. Заработная плата учителей составляет около 60% средней зарплаты в стране. Низкий статус учителя в обществе все же остается причиной оттока молодых учителей из школы. Конечно, беспокоит и гендерное несоответствие состава учителей: 81,3% учителей – женщины. 
По официальном данным, с 2000 г. заработная плата учителей возросла примерно на 400%. Это соответствует действительности. Учитель, который в 2000 году получал 8 тысяч, сегодня получает около 30 тысяч тенге. Однако, с учетом инфлянции, реального повышения нет. Поэтому проблема привлекательности профессии учителя и его карьерный рост остается острой. 
Государственная программа по образованию, наряду с другими мерами, предусматривает к 2015 году приблизить заработную плату учителя до уровня оплаты работников частного сектора. 
Специфической особенностью Казахстана является наличие большого количества малокомплектных школ. Каждый четвертый учитель работает в малокомплектных школах, в них учится каждый шестой ученик. В связи с миграцией населения, малокомплектными становятся русские школы, иногда и в городской местности. Учителям-предметникам, поскольку мало класс-комплектов, в этих школах не хватает часов. Поэтому учителя туда не идут. В связи с этим, работодатели, т. е. директора школ, заведующие управлениями и отделами образования, предлагают готовить учителей на основе объединения двух специальностей, например, математики и информатики, химии и биологии, языка, литературы и истории и т. п. Это обеспечит нормальную педагогическую нагрузку учителям.
Большой удельный вес малокомплектных школ представляется серьезным фактором, сдерживающим уровень образования. Как показывают результаты ежегодного национального тестирования (ЕНТ), успеваемость учеников в таких малокомплектных школах существенно ниже, чем у полнокомплектных. В связи с этим, встает проблема укрупнения школ, расширение сети интернатов при школах.
Наше исследование показало, что в 2012 году из десяти абитуриентов, поступающих в наш институт, только двое располагали информацией о нем. Профориентационная работа ведется только в летние месяцы. 
Итоги исследования говорят о необходимости налаживания педагогического маркетинга, изучения потребностей областей Казахстана в учительских кадрах, подготовки кадров на контрактной основе по заказу районов и областей. 
Но главный стратегической задачей образования является переход от подготовки «педагогов индустриальной эпохи» к подготовке «педагогов информационного общества». В этой связи встает вопрос: по какой модели будет развиваться подготовка педагогов – академической или профильно-отраслевой? Эта проблема приобретает особую остроту сегодня, когда во главу угла уже который раз ставится задача оптимизации вузов. 
Да, мы пожинаем плоды от бесконтрольной выдачи лицензии на образовательную деятельность. Наряду с теневым сектором экономики, развивалось и теневое образование. Иногда даже с трибуны парламента слышатся голоса, что оптимизация вузов, особенно частных, противоречит законам рынка. Но они не замечают другого противоречия. Предлагая свои, так сказать, образовательные услуги, вузы вроде действуют по законам рынка, а при подготовке кадров ведут себя далеко не рыночно, без учета потребностей рынка труда. 
Вместе с тем, возникает ряд важных вопросов. Никто не спорит с тем, что качественную подготовку могут дать только вузы с сильным составом преподавателей, современной материально-технической базой и эффективными связями с рынком труда. 
Однако, оттого, что объединятся два слабых по материальной базе и контингенту преподавательских вуза, а наши региональные вузы, за редким исключением, такого плана, то подобный объединенный вуз не станет сильным. Получается, что оптимизация осуществляется только ради сокращения количества вузов.
В качестве реформаторской меры предлагается оптимизировать путем слияния педагогических вузов с университетами. Видимо, разработчики этих мер не учитывают традиции педагогического образования, когда учителя готовились в специализированных учебных заведениях. Открывая педагогические вузы, возобновляя их работу, мы теперь ломаем уже сформировавшуюся систему подготовки педагогических кадров. Конечно, слияние педагогических институтов с университетами позволяет избежать дублирования подготовки кадров. Однако, сегодня, когда высшие учебные заведения превратились в рынок дипломов, подготовка педагогических кадров для многих университетов превратилась в источник добывания денежных средств. В связи с этим, есть необходимость не объединять вузы, а осуществлять подготовку педагогов в специализированных педагогических вузах и национальных университетах. 
Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что подготовка учителей – дело настолько серьезное, что его нельзя доверять любому университету. 
Слияние педагогических институтов с университетами приведет к искусственному перемешиванию коллектива преподавателей и студентов, т. е.  он будет «разношерстный». Тысячи студентов, поступив в один вуз, будут заканчивать теперь его по стандарту другого вуза. Окажется невостребованным административно-управленческий аппарат, подлежащий сокращению. 
Педагоги педагогических вузов, которые сегодня наращивают свой потенциал, вряд ли согласятся с тем, что полноценного учителя сегодня можно готовить только в университетах. Например, Актюбинский государственный педагогический институт не уступает иным университетам по уровню организации образовательного и воспитательного процесса, имеет стабильный квалифицированный педагогический состав, а по ряду параметров превосходит их, в частности, по ряду специальностей вуз успешно прошел международную аккредитацию.
Школа – это коллектив конкретных учителей, от каждого из них во многом зависит, захочет школьник учиться или нет. Один опытный директор школы как-то сказал, что психологическая атмосфера в школах довольно сложная: «Около половины школьников растут без отца. Да и среди педагогов, в основном женщин, немало разведенных и одиноких. Понятно, что и дети, и учителя испытывают психологические трамвы. И когда в классе лицом к лицу встречаются травмированные дети и педагоги, иногда сверкают молнии». Быть может, наш собеседник несколько сгустил краски, но большая доля правды в его словах есть. К тому же, многие учителя  получают мизерную зарплату, экономят на лекарствах.
Подготовка качественных педагогов начинается со школы. В педагогические вузы должны идти сильные выпускники школ, которые будут знать, что после их окончания им создадут условия жизни и достойную зарплату. Именно сильные педагоги со временем дадут обществу молодых людей, кадров новой формации, способных работать в любой сфере. 

г. Актобе

951 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми