• Общество
  • 21 Сентября, 2013

ПОТОМКИ ДРЕВНИХ САКОВ

Серик БАСТЕМИЕВ,
к. ю. н., доцент кафедры «Правоведение» ПГУ им. С. Торайгырова

Виктор ЖАМУЛДИНОВ,
к. ю. н., доцент ПГПИ

Доклад Госсекретаря Марата Тажина от 5 июня текущего года дал новый импульс в изучении национальной истории. Надеемся, что специалисты-историки приступят к решению обозначенных проблем. Не претендуя на истину в последней инстанции, в данной статье мы делаем попытку «заглянуть» в далекое историческое прошлое наших предков и предлагаем свой взгляд на проблему.

Монгол-казак (казах)
История нашего народа и государства неразрывно связана с Монголией и династией чингизидов. И мы, при обсуждении этой темы, будем вести речь о Чингисхане и о его потомках.
Некоторые исследователи-монголове­ды, такие казахские роды как кият, жалайыр, найман, кереит (керей), меркит, конырат, мангыт и др., относят к западным монголам, перешедшим на тюркский язык и принявшим ислам. Но с данным утверждением трудно согласиться. Поэтому давайте подробно остановимся на этой теме. Начнем с названия гор, рек, озер Монголии. Здесь, в горах Хэнтэя берет начало река Керулен, которая является верховьем реки Аргунь, последняя, как известно, впадает в Амур. На западе Монголии есть гора Хархира, имеется также уникальное по своим качествам высокогорное пресное глубокое озеро Хубсугул и т. д. В 80 гг. специалист-исследователь в сфере сельского хозяйства Галим Кудайбергенов, работавший в Монголии, задавал вопросы об этимологии вышеуказанных названий своим коллегам-монголам, а они пожимали плечами: «Мы не переводим, мы их так называем, это наши имена!». [1, с. 177]. В то же время, Галим Кудайбергенов без труда перевел на современный казахский язык наименования указанных объектов. По его мнению, Хэнтей – это Кен-тау – широкая, большая гора. Керулен – Керей-Ел – страна кереев. Аргунь – Аргын. Хархира – Кар-Кыры – снежная вершина. Хубсугул – Коб-су-кол, что в дословном переводе означает «озеро, в котором много воды». На незнание монголов можно ответить, что мол, тюркоязычные племена и народы жили на территории Монголии испокон веков, но они ушли с Батыем в 1236 году на запад, а их место заняли монголы, в частности, ойраты. И те, кто придерживается такой версии, обычно говорят: «… Чингисхан вышел с восточных монголов». Тогда возникает вопрос: почему у восточных монголов нет слова «чингис», как утверждает профессор-монголовед Вл. Котвич, что стало прямым откровением для Хара-Давана, автора книги «Чингисхан – как полководец и его наследие». [2, с. 53].
Мы согласны с коллегами Галима Кудайбергенова, действительно, это их реки, горы, озера и их земля, мы не спорим, но мы хотим знать правду о своих предках, в том числе и о Чингисхане, и его монголах. 
Почему-то ойратов и родственных им племен принято считать монголами. Но ойраты во времена Чингисхана вроде не были монголами. Об этом представитель западных ойратов, тот же Хара-Даван пишет так: «Во второй половине XII века, в районе озер Далай-нур и Буйр-нур кочевали татары, принадлежавшие к монгольскому племени. К западу от них по реке Толе жил народ под названием «кереит». К западу от них, по хребту Алтайскому, жило племя «найман». Севернее от татар, кереитов и найманов, по реке Онон жило племя под названием собственно монголов. На западе от монголов, к горе Хангайу и оз. Байкал жили «мергиты» (мергиты, меркиты). Между Табан-ула, горами Саяны и озером Байкал жило племя под названием «ойраты». Джунгария часто была населена уйгурами, народом тюркского происхождения». [2, с. 32].
Как видно, ойраты и близко не были с монголами, они, находясь на окраине, разговаривали на своем языке, исповедуя свою культуру. Известно, что после объединительных войн, Темучина весной 1206 году на Курултае поднимают на белой кошме и нарекают Чингисханом. А ойратов Чингисхан присоединяет только в 1207 году. Исследователь Хара-Даван пишет об этом так: «Вождь ойратов Хотуга-беки еще в 1207 году изъявил свою покорность Чингисхану...». [2, с. 121]. Но Рене Груссе придерживается другого мнения: «Однако история империи Чингисхана и его завоеваний есть история только восточных монголов, проживавших в районах Онона, Керулена и Орхона. Западные же монголы, то есть ойраты, или калмыки, ассоциированные в эпоху чингисханидов в качестве примкнувших, играли в данном случае второстепенную роль». [3, с. 215]. Если ойраты имеют косвенное отношение к Чингисхану, то почему они, современные калмыки (часть западных ойратов) и буряты считают Чингисхана своим предком? И почему их считают монголами? 
Мы согласны, что ойраты и другие родственные им племена были в составе войск Чингисхана, и поэтому их и называли монголами. Если они на основании этого считают Чингисхана своим, то такое утверждение является спорным. Ведь в союзе с монголами были также и тюркские племена, которые также считались монгольскими. Следовательно, и они вправе считать его своим предком.
Теперь несколько слов о монгольском языке. На территории Монголии с XVII века, в связи с созданием Зая-Пандитой, так называемого ясного письма (тодо бичиг), приспособленного к особенностям ойратских диалектов, и с формированием ойратского литературного языка, классический старописьменный монгольский язык стал употребляться в основном в восточной части монгольской территории – в Халха (Внешняя Монголия) и Внутренней Монголии. В современных условиях халха-монгольский язык имеет литературную норму и статус государственного языка в МНР. Но при этом заметим, что восточномонгольские народности (сартулы, узумчины, чахары, хорчины и др.) практически слились с народом халка, но на каком языке они говорили нам не известно. Возможно, они говорили на тюркском диалекте, но тот факт, что их уже нет, и можно предположить, что они были истреблены, а оставшиеся племена слились с народом халка. Видимо, поэтому в современном монгольском языке присутствуют около 3 тыс. тюркоязычных слов.
Что касается западных монголов, то есть ойратов и родственных им племен, они сохранили свои национальные отличия и языковой диалект. И не случайно ведь современная монгольская семья языков многообразна и включает: хакасский, бурятский, калмыцкий, ордосский, хамниганский, ойратский, даугрский, шира-югурский, дунсянский, баоаньский, язык ту (монгорский).
В то же время, следует отметить, что понятие «монгольский язык» включает не только современный монгольский, о котором мы кратко сообщали выше, но и общемонгольский язык, существовавший примерно до XII века, а также старописьменный монгольский язык – общий литературный язык всех монгольских племен с XIII по XVII вв. Диалектная основа последнего не ясна. Некоторые исследователи считают, что он, возможно, сформировался у одного из монгольских племен, уничтоженного, либо полностью ассимилированного при возникновении империи Чингисхана (предположительно, найманов, кереитов или киданов) [4]. Правда, авторы не объясняют, почему именно при возникновении империи Чингисхана. Может быть, гораздо позднее?.. 
Найманов и кереитов многие исследователи считают тюркоязычными, к примеру, Н. А. Аристов, Г. Е. Грумм-Гржимайло, С. А. Аманжолов, М. С. Муканов и другие. Можно, конечно, предположить, что во времена Чингисхана, монголы говорили на тюркском диалекте. Но как доказать, где доказательство того, что монголы говорили на тюркском диалекте? Ведь якобы написанные на монгольском языке источники: «Алтан дебтер», «Джасак», «Билик» вроде утеряны, а сохранившееся «Сокровенное монгольское сказание о Чингисхане» вроде как китайский перевод, имеется и русский вариант перевода, а где оригинал, кто автор?.. 
Возможно, монголы Чингисхана действительно говорили на тюркском диалекте. Даже в интернете нашли слова, якобы сказанные руководителем ханской администрации Тататунгом на Курултае в 1206 году, цитируем: «Мунх тэнгэрийн хучин дор Их Монгол Улсын далайн хааны зарлигийг ил болгон иргэн дор хургэбэсу биширтугэй, айтугай!». [5]. Если Чингисхан или монголы того периода говорили на таком языке, то мы считаем, что это тюркский диалект, так как мы понимаем слова текста без всякого перевода, хотя прошло более 800 лет.
Некоторые современные исследователи пишут, что «… у нас 60-70 процентов монгольских генов Y-ДНК С3.». По их мнению, монголы уничтожили мужчин-кыпчаков, а сами женились на их женщинах, а женщины-кыпчачки говорили и воспитывали детей на своем языке, и поэтому потомки монголов ассимилировались, даже у казахов родной язык называется «Ана тілі». А кыпчаков было много, но в силу геноцида монголов их осталось мало, и они вошли в состав казахов. Словом из всего этого делают вывод, что «… казахи – народ не тюркского происхождения, а тюркоязычные потомки монголов». [6]. Что тут скажешь? 
Во-первых, если такие исследователи ссылаются на научные исследования, то желательно сравнить генные данные всех племен и народов древнего Турана. А то, что гены казахов и монголов совпали на 60-70 процентов (если это действительно так!), то это весьма серьезный аргумент. Это доказательство того, что казахи не были аборигенами и не появились неизвестно откуда.
Во-вторых, ни один народ (если это не геноцид) просто так не исчезает, а исчезает язык этого народа. Мы говорим, что монголы Чингисхана когда-то были тюркоязычными. Но в связи с походом Батыя, тюркоязычные разделились. Ушедшие на запад тюркоязычные монгольские племена и народы (найманы, кереиты и др.) сохранили тюркский диалект, так как соединились с кыпчаками и другими тюркоязычными народами и племенами. А оставшиеся на территории Монголии племена – нет, в силу различных обстоятельств, как например, из-за войны с Китаем и с Империей ойратов и т. д.
В-третьих, о многочисленности кыпчаков. Кыпчаки никогда не были многочисленными, но занимали огромную территорию. Почему? Потому что в тех местах, где летом было удобное пастбище для скота, зимой выпадало очень много снега, и поэтому скот, даже лошади, самостоятельно не могли добывать корм из-под снега. Поэтому кыпчаки кочевали осенью в теплые края. Тем самым расстояние кочевки составляло до 2 и более тысяч км. В связи с этим, малочисленные кыпчаки занимали большое пространство, при этом жили, не имея даже единого хана. Многие самостоятельные кыпчакские ханы примкнули к армии Батыя добровольно. Другое дело в Монголии. Здесь сильные ветры и мало снега, что можно кочевать и зимой, а радиус кочевки составляло 150-200 км. Тамошние племена и народы более густо населены, и Чингисхану удалось объединить их в первую очередь, нацелив их для борьбы против Китая.
Поднятие хана на белой кошме – это традиция древних тюрков. Тенгрианство появилось задолго до Чингисхана у сакско-тюркских народов, имена детей, родственников и полководцев Чингисхана сплошь тюркские. Чингисхан находился в тюркской среде. Кстати, с XIII века монголы использовали уйгурскую графику, а уйгуры, как известно, народ тюркский, принявший культуру и письменность не китайскую, а западную. 
Что касается рода кият (откуда якобы произошел Чингисхан), то он в настоящее время находится в составе казахского, узбекского и других тюркских народов. У нас чингизиды не исчезли, сейчас они составляют отдельную группу под названием «торе», «аксуек». А у современных монголов есть ли род кият, и как они называют потомков Чингисхана? 
Задавая подобные вопросы, можно долго спорить. Но мы убеждены в том, что можно народ уничтожить, оставив одно название, но ассимилировать племена и народы невозможно. Можно у народа отнять язык, религию (и то с трудом), но народную память невозможно вычеркнуть. Вот, к примеру, башкиры находятся в составе народов России 500 лет, но за это время они не стали русскими, наоборот, наряду с башкирским, овладели русским языком. На протяжении 800 лет кыпчаки-мадьяры не забыли, помнят и знают историческую родину своих далеких предков. А здесь в Улусе Джучи, почему-то все «монгольские племена» (если верить некоторым нашим исследователям-монголоведам) за 300 лет забывают и язык, и свою историю, что вызывает большие сомнения в правильности и объективности подобной версии. 
Следовательно, можно предположить, что все вышеуказанные племена были тюркоязычными, и никакой ассимиляции монголов не было. Китайцы или еще кто-то, сколько ни пытались, но до сих пор объяснить значение имен «Монгол» и «Чингис» не могут, а нам, тюркоязычным народам, понятно и без перевода и объяснений, потому что они наши, тюркские. Кстати, на монгольском языке юрта называется словом «кер», которое, как пишет известный казахстанский ученый Ж. О. Артыкбаев, имеет тюркское происхождение: «… со значением тянуть, расстилать, растягивать, т. е. «кер» исконно тюркское слово». [7, с. 173]. Мы согласны с таким мнением, ибо столь сложная по своей конструкции юрта является плодом древней культуры кочевников саков-тюрков.
Со времен советов сложилось и такое мнение, что тюркоязычные народы не имеют никакого отношения к монголам, и чтобы доказать это, написано множество книг, монографий, статей и т. д. К примеру, Э. Хара-Даван в своей вышеупомянутой книге о Чингисхане слова «калмык» «калмыцкий» использовал 27 раз, хотя известно, что калмыки (часть западных ойратов) появились на исторической арене в 20 гг. 18 столетия, а Э. Хара-Даван писал историю XIII века. После этого можно ли верить всему тому, что написано в этой книге?

Казахи-узбеки
Как известно, при жизни Чингисхана, его государство было разделено им на четыре улуса, по числу его сыновей от старшей жены Борте. Старшему сыну Джучи достались, образно говоря, земли Восточной Дешт-и-Кыпчака. Кроме того, по завещанию Чингисхана, Джучи должен был завоевать земли Западной Дешт-и-Кыпчака, и идти дальше – докуда дойдут копыта монгольского коня. Однако, из-за преждевременной кончины Джучи, поход возглавил его сын Батый, который с 1236 по 1242 гг. завоевал огромную территорию и тем самым существенно расширил улус Джучи.
Отметим, что улус Джучи охватывал все пространство Великой Степи, от Иртыша на востоке, до Дуная на западе, по югу граница улуса охватывала среднее течение Сырдарьи и Амударьи с Аральским морем, вместе с Хорезмом, Ургенчем и Мангыстау. 
После возвращения с похода, Батый территорию делит на две части: на правую часть, охватывающую завоеванные им земли Западной Дешт-и-Кыпчак, с прилегающими к ней территориями, и левую часть, под названием Ак Орда – земли Восточной Дешт-и-Кыпчак, которую он затем отдает самому младшему сыну Джучи, своему брату Орда-Ежену. Об этом говорит известный историк XVII века Абулгази в своей работе, приводя слова Батыя сказанные Орда-Ежену: «В этом походе ты содействовал окончанию нашего дела, потому в удел тебе иль (народ), состоящий из пятнадцати тысяч семейств, в том месте, где жил отец твой», [8, с. 71].
Что касается других детей Джучи, то Батый 11 братьям выделяет уделы в пределах своего улуса и улуса Орды. Кроме того, Батый между своим улусом и улусом Орда-Ежена выделяет Шайбану землю, которая называется Кок Ордой.  
Таким образом, Орда-Ежен, являясь наследником отчего дома и обладая большими правами, чем другие дети (жолы улкен), командовал всеми войсками Ак Орды. Об этом Рашид-ад-Дин пишет так: «Из войск Джучиевых одною половиною управлял он (Орда), другою – Бату. Он (Орда) с войском и с четырьмя братьями: Удуром, Тукай-Тимуром, Шингкуром и Сингкумом составлял левое крыло армии, их до настоящего времени называют царевичами левого крыла. (Еще) тех братьев (его) урук их (братьев Орды) заодно с уруком Орды и юрт его (Орды), и тех братьев (его) войска их находятся на левом крыле...». [9, с. 73].
О взаимоотношениях Батыева улуса и улуса Орда-Ежена тот же Рашид-ад-Дин, писал: «С самого начала никогда не случалось, чтобы из урука (потомков) Орды те, которые заступили его место, являлись к ханам урука Бату, потому что они находятся далеко друг от друга, и каждый был самостоятельным государем своего улуса». [9, с. 73].
В то же время, потомки Орда-Ежена признавали Батыя верховным главой государства, о чем тот же Рашид-ад-Дин пишет так: «У них (потомков Орда-Ежена) такой обычай, что они признают царями и правителями своими преемников Бату, и имя их пишут на ярлыках своих сверх». [9, с. 73].
Как свидетельствует история, потомки Батыя в вопросе развития государства добиваются высоких достижений, в особенности во времена Узбек хана (1312–1342 гг.) улус Джучи доходит до верхнего предела своего могущества. 
После смерти Узбек хана, трон достается его сыну Джанибеку, при нем происходит дворцовый переворот, и ханом становится его сын Бердибек, который убивает всех прямых потомков Узбек хана, при этом Бердибек не жалеет и грудных детей. 
После Бердибека, правившего всего два года, начинается великая смута в стране. С одной стороны Мамай (зять Бердибека), имея силу и реальную власть, но не имея права на ханский трон (как когда-то Ногай), стремится ставить ханом из числа отдаленных и слабых потомков Батыя, и тем самым желая сам править улусом Джучи от их имени. Кстати, именно этот Мамай требовал, чтобы русские князья платили ему дань, на что последние отказались, и произошла Куликовская битва, где Мамай проиграл.
Примерно тогда, как пишет исследователь М. Г. Сафаргалиев, потомок Тукай-Тимура, Токтамыш, при активной поддержке эмира Тимура несколько раз пытается захватить политическую власть в улусе Джучи у потомка Орда-Ежена – Урус хана, а после его смерти – у его потомков. В конце концов, в очередной битве Темур-Мелик, сын Урус хана, попадает в плен и казнен Токтамышем. Впоследствии Токтамыш наказывает Мамая, поджигает Москву, словом, ему удается вокруг Сарая объединить все улусы Золотой Орды. После этого Токтамыш проводит несколько битв с Тимуром и проигрывает ему, а Тимур разрушает многие города Джучиева улуса.
Коротко говоря, смута, начатая в улусе Батыя при Бердибеке, в конечном счете, приведет не только к его распаду, но и разорению, а оставшиеся слабые потомки Батыя так и не смогут что-либо создать даже на его обломках. Так, династия Батыя исчезает с исторической арены. А потомки Тукай-Тимура создадут Казанское ханство, потомки Шайбана – Сибирское.
Следует отметить, что потомки Орда-Ежена, во избежание развала страны, боролись за Батыев улус, но они не смогли закрепиться, так как их свергали или убивали. За 20 лет на ханском троне побывало 25 ханов. Мы полагаем, что из них потомками Орда-Ежена были: Хидыр, Тимур-Ходжа, Ордамулюк (Орди-шах), Мурат, Булат-Тимур, Пулат-Ходжа, Азиз, Ходжа-Черкес, Урус, Токтакия и т. д. 
В то же время, потомки Орда-Ежена, несмотря на все трудности и катаклизмы, о которых скажем ниже, сохраняют политическую власть в Ак Орде, вплоть до 40 гг. XIX века. Иначе говоря, династия Чингисхана по линии Джучи и Орда-Ежена составляет 650 лет.
Возникает вопрос: 650 лет в истории династии много это или мало? Для сравнения отметим, что потомки Чингисхана по линии Угедея и Тули продержались в Китае всего 141 год, так как последнего чингизида Тоган-Тимура (Шунь-ди) китайцы прогнали в Монголию в 7-м месяце 1368 года. А сколько времени продержались чингизиды потом в Монголии – нам не известно. Нам известно только то, что они воевали с китайцами и были разгромлены. Потом воевали с ойратами…
Вопрос: почему династия Чингисхана по линии старшего сына Джучи составляет 650 лет, а юаньская династия чингизидов по линии Угедея и Тули не более 141 года? Почему такая разница? Почему чингизиды, находившиеся в восточной части, воевали с ойратами? Сформулируем наш ответ: потому что как Чингисхан, так и чингизиды по линии Джучи опирались на сакско-тюркскую культуру и на тюркские племена, а чингизиды по линии Угедея и Тули находились в среде чужих людей и чужой культуры.
Существует такое мнение, что Казахское ханство и, соответственно, казахский народ, как этнос, появились в середине XV века, с чем мы категорически не согласны.
На наш взгляд, появление Казахского ханства и казахского народа было связано с потерей независимости народа Ак Орды. Заметим, в улусе Джучи народ Ак Орды свою независимость терял дважды. 
Первый раз, когда Токтамыш захватил власть, но после разгрома Токтамыша народ Ак Орды не признает власть Тимура и поддерживает Тимур-Кутулука, потомка Орда-Ежена, который и был объявлен ханом. После потери своей независимости народ Ак Орды вновь восстанавливает суверенитет и независимость.
Второй раз народ теряет свою независимость, когда Ак Орду захватывает Абулхаир, потомок Шайбана, и в 1430 году Абулхаир был объявлен ханом, а его кочевников называют узбеками. Видимо, Абулхаир, взяв имя Узбек хан, надеялся восстановить Узбеково государство, хотя Узбек хан был потомком Батыя, а Абулхаир – потомком Шайбана. 
Вместе с тем, для народа всегда необходима стабильность, и он не собирается менять свою элиту. В результате, при власти Абулхаир хана, народ Ак Орды начинает называть себя казаками. Так появляется народ узбек-казак. Затем оставшиеся в живых потомки Орда-Ежена по линии Урус хана – Керей и Джанибек – с небольшой группой казаков откочевывают в Моголистан и ведут борьбу за независимость Ак Орды от узбеков Абулхаира в течение почти сорока лет. В конце концов, устанавливают свою политическую власть в Ак Орде. Так появляется Казахское ханство, во главе с ханом Кереем (и Джанибеком). Заметим, в последующее время, то есть с 1470 года и до ликвидации ханской власти царским правительством в XIX веке, в Ак Орде одни потомки Орда-Ежена по линии Урус хана сменяли других, но политическое господство уже не переходило к представителям другой ветви чингизидов. 
Бытует и такое мнение, что Керей и Джанибек бежали от Абулхаира, и они скитались, поэтому их стали называть казаками. Нельзя соглашаться с подобным мнением.  
Здесь главную роль играл народ Ак Орды, а не Керей и Джанибек, хотя и их роль была значимой. Например, французский народ, во главе с генералом де Голлем, создав на территории других государств движение Сопротивления, в конце концов, освободил Францию. Точно также народ Ак Орды боролся за свою независимость во главе с Кереем и Джанибеком.
Что касается оставшихся кочевых узбеков, то они, после смерти Абулхаира в 1468 г., теснимые, с одной стороны, казаками (казахами), с другой – ногайцами, ушли дальше и участвовали в образовании узбекского народа. Сказанное не означает, что узбекский народ появился с этого времени. Он имеет древнюю историю, а под новым названием начали свою следующую эпоху. Кстати, казахи имеют много общего с узбеками, и, наверное, многие согласятся, если скажем, что казахский и узбекский народы являются самыми близкими и братскими народами.

Сакско-тюркская 
цивилизация
Начнем опять с вопроса: почему кочевников, отделившихся от узбеков, стали называть казаками (казахами), главное, почему они сами себя так называли?
Следует сказать, что насчет слова «казак» версий множество. Мы поддерживаем мнение тех, кто считает, что слово «казак» произошло от слова «сак».
Заметим, что по китайской транскрипции, слово «сак» звучит как «ха-сак», и это название со временем закрепилось у самих саков как «казак».
Слово «казак» известно давно и зафиксировано в первоисточниках. Слово «казак» в анонимном Тюрко-арабском словаре 1245 года толкуется как «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». [10, с. 49].
По свидетельству казахских шежире, казаки свое начало берут из глубины истории. Исследователь А. Сейдимбек пишет, что из 831 исследованного им шежире, в 12-ти указано 50–60 поколений (ата), а в некоторых шежире их доходит до 100–150. [11, с. 23]. Что это значит? Это значит, что история казахских родов начинается со времен древних саков, а возможно, еще дальше... 
Заметим, что в Евразии начальной точкой отсчета эволюционного развития скотоводческого хозяйства является рубеж V–IV тысячелетий до н. э. А переход к полному кочевничеству произошел в I тысячелетии до н. э., когда жители Евразии, в связи с изменением климата, перешли к кочевничеству. А в I тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии и Казахстана, Восточного Туркестана проживали сакские кочевые племена.
Саки-кочевники, осваивая огромные пространства континента, естественно, передвигались на своих повозках. У них уже была своя кочевническая культура, о чем свидетельствуют произведенные археологические раскопки в сакских курганах не только на территории Казахстана, но и всей Евразии: были найдены золотые украшения, различные предметы, выполненные в зверином стиле. Они овладели технологией изготовления предметов конского снаряжения (удила, стремя, седло и т. д.), домашнего хозяйства (войлок, юрта, домашняя утварь, предметы быта) и т. д. Все эти новшества позволяли сакам кочевать на более длинные дистанции в поисках подходящего пастбища. [12, с. 40]. С течением времени, на огромном пространстве они начали делиться на определенные группы. Вначале на восточные и западные (саки-скифы), затем от них откалывались отдельные группы (роды), которые скитались в поиске лучшей доли. Однако эти казакские (сакские) роды и племена не все время скитались, и, находя подходящий ареал для проживания, создавали свои каганаты или ханства, называя себя именем главного племени или именем предводителя или хана. 
Возвращаясь к теме нашего разговора, отметим, что в Ак Орде так исторически сложилось, что одни роды произошли от гуннов-кочевников (II в. до н. э.–V в. н. э.), другие – от кангюев, которые совместно с гуннами боролись против китайских захватчиков, третьи – от уйсуней, занимавших во II–VI вв. н. э. земли на западе вдоль двух рек: Чу и Талас, на востоке до горы Тенгри, на севере от озера Балхаш до южного побережья Иссык-Куля и т. д.
Теперь вопрос: когда узбеки Абулхаира захватили территорию Ак Орды, то народ, не желавший этой власти, как должен был бы себя называть? монгол или тюрк, гунн, кангюй, уйсунь, кыпчак? Ни одно из вышеперечисленных не подходило, так как некоторые племена и народы не были в составе империи монголов, другие же не были в составе империи гуннов, тюркского каганата, или государства кангюев, уйсуней и т. д.
В тоже время, все эти племена и народы вышли из древних саков (казаков), и поэтому-то назвали себя казаками. Следовательно, слово «казак» стало той национальной идеей, консолидировавшей разные родственные племена и народы и позволившей, в конечном счете, создать единый казахский народ.
В советское время сложилось негативное мнение о кочевниках: они были дикими варварами, которые занимались грабежами и т. д. Мы не разделяем этого мнения. 
Объединение родов в племя или создание союза племен (ханства или каганата) создавалось на основе древних традиций и обычаев, которые на каждом историческом отрезке реформировались, сохраняя при этом свои основы. В частности, отдельные казахские роды объединялись в орды по строго определенным правилам, где учитывалось право физического первородства предка в генеалогическом смысле, а форма отношений орд к ордам и родов одной орды между собой, регулировалась правом кровного братства, «…а отношения родов к своей орде – по отношению сына к отцу, к старшему роду старшей орды – отношением племянника к дяде…». [13, c. 251].
Все роды, вошедшие в состав народа Ак Орды, по строгому порядку были разделены на три жуза: на Старший жуз, который назвался общим именем уйсунь, Младший – под общим именем алчин и Средний жуз, сюда вошли: аргыны, найманы, кыпчаки, кереи, конраты, уаки.
Таким образом, Великая Орда гуннов, Орда уйсуней, Государство кангюев, Тюркский каганат, Карлукский каганат, великая Булгария, Государство караханидов, Найманское ханство, Кереитское ханство, Государство кимаков, Дешт-и-Кыпчак, в том числе империя Чингисхана, улус Джучи, Ак Орда – были созданы на основе Сакско-тюркской цивилизации, все они происходят от древних саков (казаков). Следовательно, можно их называть сакскими, то есть казакскими государствами.
Из истории также знаем, что саки-скифы, хунны-гунны, восточные и западные тюрки, восточные и западные кыпчаки, развивая свою культуру и язык общения, в то же время защищали свою родину, Великую степь от китайцев, персов, греков, арабов и т. д., о чем свидетельствует история царицы Тумар (Томирис), Мади (Модэ), Едиля (Аттилы) и т. д. Точно также казахский народ всегда защищает свою Великую степь, а при утрате независимости – борется и непременно возвращает суверенитет и независимость.  
Осваивая Великую степь, кочевники делились на две части: саки-скифы, хунны-гунны, восточные и западные тюрки, восточные и западные кыпчаки, восточные (казахи) и западные (татары, булгары) монголы и т. д. Почему? Потому что следовало контактировать и торговать как с востоком, так и с западом. Кочевники, потомки древних саков Великой Степи, прекрасно понимали, что, только взаимодействуя с другими культурами и цивилизациями, можно достичь высоких пределов и возвыситься над другими.
Существует неоднозначное мнение, что сакско-скифские племена были ираноязычными кочевыми племенами, что вызывает у нас большие сомнения. Ведь на территории Казахстана с давних времен было развито горное дело и металлургия, здесь одомашнивание диких животных началось еще в эпоху неолита, вроде уже доказано, что лошади были одомашнены тоже здесь. А имеются ли на других территориях, в том числе у ираноязычных народов такие археологические данные? Словом надо изучать первоисточники и доказывать свою версию, а не повторять прежних авторов написавших свои работы под воздействием политических, идеологических установок.
Сложилось и такое мнение, что древние хунны-гунны давно исчезнувший народ. К примеру, о них Л. Гумилев пишет: «О существовании народа хунну стало известно из китайских источников. Его наименование оказалось гораздо более долговечным, чем сам народ. Оно широко известно, несмотря на то, что носители его погибли полтора тысячи лет назад…». [14, с. 7].
Бытует спорное мнение, что древние тюрки не имеют никакого отношения к современным тюркским народам, последние просто присвоили себе имя «тюрк». Тот же Л. Гумилев об этом пишет так: «На фоне мировой истории история древнетюркского народа и созданной им державы сводится к вопросу: почему тюрки возникли и почему исчезли, оставив свое имя в наследство многим народам, которые отнюдь не являются их потомками?». [15, с. 6].
И в заключение, хотелось бы пожелать уважаемым ученым-историкам обратить внимание на вышеперечисленные «белые пятна» в нашей национальной истории. Думаем, время для этого уже настало.

г. Павлодар

ЛИТЕРАТУРА
1. Кудайбергенов Г. Монголия глазами «кочевника». Астана: Елорда, 2002.-496 с.
2. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие. Алма-Ата: КРАМДС – Ахмед Яссауи, 1992.-272 с. 
3. Груссе Р. Империя степей. Атилла, Чингисхан, Тамерлан. Век казахско-джургарского противостояния. Сост. Е. Б. Касенов. Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006.-248 с.
4. url: // http: //ru. wikipedia. org/wiki /% CC % EE % ED % E3 % EE % EB % FC % F1%EA%E8%E9_ %FF%E7%FB%EA (дата обращения: 1.08.2013)
5. url: //http://www.buryatia. org/modules. php?name= Forums&file= viewtopic&t= 16678&sid=2e86310facfc0b435e066a740da59034 (дата обращения: 1.08.2013).
6. url: http://www.youtube.com/watch?v=AFU_AJ00WuE (дата обращения: 1.08.2013).
7. Артыкбаев Ж. О. Кимакский топоним на территории Среднего Прииртышья. Историко-культурное наследие кимаков и кипчаков. Сост. Н. Е. Кузембаев. Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006.-208 с.
8. Цитата с работы Сафаргалиева М. Г. Распад Золотой Орды. Золотая Орда. Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2007.-248 с.
9. Там же.
10. Султанов Т. И. Рождение казахской государственности. История казахского ханства. Алматы: ЗАО «Изд-во «Мектеп», 2002.-157 с.
11. Сейдимбек А. Қазақ этносын қалыптастырушы алғышарттар. Алаш № 5 (8), 2006.-152 с.
12. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы: «Социнвест» – Москва «Горизонт», 1995.-320 с.
13. Валиханов Ч. Избранные произведение. М.: «Наука», 1986.-414 с.
14. Гумилев Л. Н. История народа хунну. М.: ООО «Издательство «АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004.-700 с. 
15. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. СПб.: СЗКЭО, Изд. Дом «Кристалл»,2003.-576 с. 

 

5916 раз

показано

15

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми