Лидеры Алаша: уроки мужества и зрелости

0
590

«Алаш» – 100 лет

Кенжеболат Жолдыбай,
политолог

Историю двигают не массы, а единицы, личности, вдохновляющие своим примером, делами и идеями эти самые массы. Казахстан тоже может гордиться – у него есть достойные сыны, навечно вписавшие свои имена на скрижалях истории. Мустафа Шокай, Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Мухаметжан Тынышпаев и многие другие были людьми высокого порыва и самопожертвования, сформировавшими мировоззрение своей эпохи. Они являются поистине безусловным образцом нравственности, бескорыстия и преданности нацио­нальному и гражданскому долгу. 

Древнекитайский философ-мыслитель, живший в VI–V вв. до н. э., автор «Дао Дэ Цзин» («Книга о Пути и благой силе») – классического даосского философского трактата, Лао-цзы в одном из своих трудов пишет: «Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других».
Надо сказать, что представители казахской элиты, научной и творческой интеллигенции в полной мере обладали этими качествами, и главным смыслом их деятельности было изменение ситуации в Казахской степи в лучшую сторону, чтобы сделать жизнь достойной. Они на деле доказали, что патриот – это тот человек, который не просто говорит о своей любви к Отечеству, а вкладывает в развитие своей страны талант, труд, умение, стремится своими действиями служить его интересам. В частности, Алихан Букейхан особо подчеркивал: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей Родины, для меня судьба ее – превыше всех благ… Я не могу спать спокойно, если не знаю, в каком положении она находится».1
23 октября 1904 года, будучи студентом Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, Халел Досмухамедов писал своему земляку, уроженцу Гурьевского уезда, студенту Казанского ветеринарного института Губайдолле Бердиеву: «…Когда подумаешь, что кроме тебя, десятки или даже сотни киргизов получают высшее образование, то приходишь к заключению, что и этот народ способен к труду, к прогрессу, что и он, может быть, когда-нибудь займет в мировом господстве одно из почетных мест, что и он может сделаться второй Японией». Этим самым казахские интеллектуалы стремились поднять уровень развития своего народа в один ряд с этой передовой страной Азии. Поэтому их впоследствии обвиняли в японском шпионаже, объявив «японскими агентами».
О главной благородной цели – служении народу, отчетливо излагал в своем письме, известном в истории как «Ұрпаққа хат», из Бутырской тюрьмы в январе 1929 года один из лидеров национально-освободительного движения, казахский поэт, писатель Миржакып Дулатов: «Я считал своим долгом помочь своему порабощенному, угнетенному народу вырваться из этого рабского положения… Не думаю, что смог вовремя предвидеть события в политической сфере; то, что преподносят сейчас, как борьбу против советской власти, всего лишь мое желание видеть казахскую нацию самостоятельной, независимой, счастливой».
Одним словом, каждый из представителей казахской интеллигенции был маяком, светочем для народа, сыграл огромную роль в формировании его национального самосознания и партия «Алаш» стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер для решения проблем общества того времени.
Государственный и общественный деятель, один из основателей этой партии, первый казахский профессор-математик Алимхан Ермеков в своих воспоминаниях пишет: «Основная цель, которой руководствовались при создании партии «Алаш», была судьба казахского народа, создание независимого государства наравне с другими развитыми высококультурными народами, обладающими богатством территории и государственностью».
В 1918 году А. Ермеков лично принимал участие в переговорах по прямому телеграфу с Лениным и Сталиным по вопросу признания Алашской автономии, а в 1920 году был на приеме у Ленина с докладом «О положении Казахского края вообще, и по вопросу о границах, в особенности». По результатам этой дискуссии в состав Казахстана вошёл ряд территорий, среди которых северное побережье Каспийского моря, Семипалатинская и Акмолинская области.
В своей книге «В потоке истории» Президент Нурсултан Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистичес­кая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».2
Скоро страна отметит 100-летие движения «Алаш», у истоков которого стоял Алихан Букейхан – признанный лидер движения, а впоследствии и партии. Приобщившись к политической борьбе еще в студенческие годы, он вошел в так называемую группу «Зар заман» («Смутное время»), на которую пристально посматривала колониальная администрация. В 1905 году вступил в кадетскую партию, а через некоторое время создал нечто вроде ее казахского филиала, который и получил название «Алаш». Движение начало быстро распространяться по Казахской степи, умножая своих сторонников. Лидерами движения «Алаш» были предприняты конкретные меры по реализации идеи консолидации казахского общества: один за другим были проведены два общеказахских съезда, депутаты-алашевцы выступили на заседании Государственной думы ІІ созыва с докладом о разрушительном влиянии переселенческой политики русского царизма на хозяйственную жизнь казахов. Тогда, 16 мая 1907 года, Государственная дума не только не услышала доклад депутата Б. Каратаева, но и цинично прервала его: «В XX столетии необходимо прекратить кочевой образ жизни киргизов». Но борьба алашевцев продолжалась. И в 1913 году они создали свою газету «Қазақ» (главный редактор Ахмет Байтурсынулы), которая стала печатным органом будущей партии «Алаш Орда».
Весть о свержении монархии в феврале 1917 года лидеры казахской национальной интеллигенции встретили восторженно. Это был звездный час Алаша.Это был исторический шанс претворить в жизнь идеи Алаша. Временное правительство во главе с Керенским приняло постановление об образовании Туркестанского комитета, в состав которого вошли лидеры движения «Алаш» Алихан Букейхан и Мухаметжан Тынышпаев. Впервые в состав управления Казахстаном вошли представители казахской интеллектуальной элиты. Тем самым признавались ведущие позиции деятелей алашевского движения в политической жизни края.
Свержение царского режима и демократизация жизни в стране позволили организационно оформить движение «Алаш». В июле 1917 года на всеказахском съезде в Оренбурге была образована партия Алаш. Вскоре был разработан проект ее программы, состоящий из десяти разделов. Основной целью партии было создание казахской автономии в составе Российской федеративной демократической республики. В декабре 1917 года на II общеказахском съезде в Оренбурге было принято постановление об образовании казахских областей с названием их «Алаш», что должно было стать основой для образования казахской государственности. В документе было сказано: «В целях спасения области Алаш от общего развала анархии организовать временный народный совет «Алаш Орда», состоящий из 25 человек, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. «Алаш Орда» должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением». К сожалению, планам этим не суждено было осуществиться прежде всего из-за Советской власти. Не признало автономию Алаша, как на том настаивали казахи, и Сибирское правительство во главе с адмиралом Колчаком. В итоге судьба великих казахов-государственников начала ХХ века оказалась трагичной.
Всего два года и три месяца просуществовала в Великой степи новая, зарождающаяся цивилизация «Алаш Орда», пытавшаяся изменить сознание простого степняка. Вместе с тем, движение «Алаш» – эпохальное явление. Его деятельность, идеи, программы заложили фундаментальные основы становления национальной государственности. В одном из своих интервью Глава государства Н. А. Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению…».
Важно отметить, что сегодня в условиях независимости мы наблюдаем преемственную связь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Стратегия национального прорыва нынче продолжается в инициативах, идеях и деятельности Первого Президента независимого Казахстана и затрагивает все сферы общественной жизни, внутренней и внешней политики государства. В одном из своих выступлений Президент Н. Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Цент­рально-азиатского союза, упомянул, что идею единства центрально-­азиатских государств впервые выдвигал Мустафа Шокай. Идея предков о единстве тюркских народов воплощается сегодня в деятельности Совета тюрко­язычных государств, созданного в 2009 году.3
Много общего прослеживается по вопросу развития казахского языка. В то время Ахмет Байтурсынулы подчеркивал, что в условиях нараставшего притока в Казахстан других народностей «перед нами во всем величии вырастает вопрос о самостоятельном существовании киргизского народа. Для того чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы первым делом должны заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу». Надо сказать, вопрос развития государственного языка сегодня, как и век назад, является актуальным для суверенного Казахстана. При этом нелишне напомнить, что казахские интеллектуалы рубежа ХIХ–ХХ вв. были полиязычны. По словам внука Алимхана Ермекова – Олега Ермекова, его дед знал пять языков. Мустафа Шокай свободно владел наряду с русским еще и английским, французским, немецким, польским и турецким языками.
И сегодня востребованы выдвигавшиеся алашской интеллигенцией по отношению к кадрам государственного управления принципы чести и долга. Столь жизненны и поныне мысли Шокая о работнике аппарата, чиновнике: «Нацио­нальный кадр» для нас – это прежде всего слуга нации, выполняющий свой национальный долг ни по чьим бы то ни было приказам, а по долгу совести». Таким образом, Алашская идея, рожденная в начале ХХ века, успешно продолжает служить интересам независимого Казахстана. Долг нынешних поколений заключается в успешном противостоянии новым вызовам времени в условиях внутренних и внешних угроз, кризиса ценностей цивилизации, с тем, чтобы отстоять интересы нации. В этой связи вспомнились три напутствия древних кипчаков, которые давались отправляющимся в далекий путь:
«Если наступит трудный час, вспомни, что были люди, которые перенесли более тяжкие испытания. Это даст тебе силы.
Воспоминание о любимой разожжет в тебе любовь к жизни, огоньком озарит твой путь.
Делай все, что от тебя зависит, чтобы потом не жалеть».
Так образно и арифметически просто рассуждали древние. Так последовательно и поступательно мы, поколение XXI века, пытаемся воплотить в реальность эту муд­рость для того, чтобы быть достойными продолжателями славных дел настоящих патриотов казахского народа.
Для этого у нас есть все возможности. Статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» является надежной теоретической основой для опережающей модернизации общественного сознания.

г. АСТАНА

Литература
1. Движение Алаш: сборник документов и материалов. Т. 3, кн. 1. Архив Президента Республики Казахстан. Алматы, 2007.
2. Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы, 1999.
3. Кыдыралина Ж. «От Алаш Орды к Независимости Казахстана: преемственность идей». «Казахстанская правда», 20.09.2013.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ